Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Спор о перерасчете пенсии
Документ от 13.11.2007, опубликован на сайте 10.12.2007 под номером 9478, 2-я гражданская, о перерасчете страховой части трудовой пенсии, Оставлено без изменения

У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й    С У Д

 

Дело-33-***-2007 г.                                                                                         Судья Кремнева Е.В.

 

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

13 ноября 2007 года                                                                    г. Ульяновск

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Пищугиной Л.И.,

судей: Шлейкиной О.В., Лисовой Л.С.

рассмотрела дело по кассационной жалобе Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Железнодорожном районе г. Ульяновска на решение Железнодорожного районного суда г. Ульяновска от 03 октября 2007 года, по которому суд решил:

Исковые требования М*** Н*** В*** к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Железнодорожном районе г. Ульяновска о перерасчете страховой части трудовой пенсии, исходя из начисленных страховых взносов, удовлетворить.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Железнодорожном районе г. Ульяновска произвести за счет средств федерального бюджета перерасчет страховой части пенсии М*** Н*** В***

с 01.08.2003 год, исходя из начисленных страховых взносов за 2002 год ОАО «*** завод»

с 01.09.2004 год, исходя из начисленных страховых взносов за 2003 год ОАО «*** завод»

с 01.02.2006 год, исходя из начисленных страховых взносов за 2004 - 2005 год ОАО «*** завод»

с 01.03.2007 год, исходя из начисленных страховых взносов за 2006 год ОАО «*** завод»

 

Заслушав доклад судьи Шлейкиной О.В., судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

М*** Н.В. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Железнодорожном районе г. Ульяновска о перерасчете пенсии.

В обоснование своих требований указала, что с 03.11.1969 по настоящее время работает на *** заводе (ныне – ОАО «***»), 05.06.2002 ей была назначена трудовая пенсия по инвалидности, а с 30.12.2005 года она получает пенсию по старости. В период с 01.01.2002 по 31.12.2006 гг. работодатель начислял на ее заработок страховые взносы по пенсионному страхованию, но перечислил их в Пенсионный фонд РФ не в полном объеме. В связи с этим Управление Пенсионного фонда РФ в Железнодорожном районе г. Ульяновска произвело перерасчет страховой части ее пенсии, исходя из фактически уплаченных работодателем, а не из начисленных страховых взносов, что противоречит ст. 3 ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и п. 1 ст. 15 ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ».

Ее заявления к ответчику о перерасчете пенсии с учетом начисленных страховых взносов были оставлены без удовлетворения. Отказ считает незаконным, поскольку обязанность по взысканию недоимки по страховым взносам и пеней возложена на органы Пенсионного фонда РФ.

Просила обязать ответчика произвести перерасчет ее пенсии, исходя из начисленных, а не фактически уплаченных работодателем страховых взносов, за 2002  - 2006 годы.

Суд привлек к участию в деле в качестве 3-го лица ОАО «*** завод» и Управление федерального казначейства РФ ПФ по Ульяновской области, и постановил приведенное выше решение.

В кассационной жалобе Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Железнодорожном районе г. Ульяновска не соглашается с решением суда, считая его незаконным, просит решение отменить и отказать в удовлетворении иска. При этом указывает, что Постановлением Конституционного Суда РФ от 10.07.2007 № 9-П отмечено, что право застрахованных лиц на получение пенсии независимо от уплаты страховых взносов в ПФР страхователями должно обеспечиваться государством за счет средств федерального бюджета. Однако, хотя суд и  обязал произвести перерасчет страховой части пенсии истца, за счет средств Федерального бюджета,  тем не менее, пока указанные средства пенсионному фонду не выделены, суд, по сути, обязал произвести перерасчет пенсии за счет средств Пенсионного фонда РФ. Реализация Постановления Конституционного суда РФ возможна только при условии поступления необходимых денежных средств ПФР из федерального бюджета путем корректировки размера страховой части пенсии с учетом уточнения по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования ранее представленных страхователем сведений о сумме страховых взносов. Без сведений о фактическом зачислении на лицевой счет застрахованного лица средств не может быть правомерно определен размер трудовой пенсии.

Кроме того, перерасчет страховой части трудовой пенсии может быть произведен истцу лишь за период после вступления в силу названного Постановления Конституционного Суда РФ. Новое правовое регулирование (истолкование) нормативных положений п. 1 ст. 10 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» и абзаца 3 пункта 7 Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, может быть применено только с 10.07.2007. Обратной силы Постановление Конституционного Суда РФ не имеет и поэтому его юридическая сила распространяется только на правоотношения, возникшие после вступления данного постановления в законную силу. В отношении тех граждан, которые не обращались в Конституционный Суд РФ, пересмотр правоприменительных решений не предусмотрен.

Проверив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав пояснения представителя ответчика Б*** С.В. и истицы М*** Н.В., судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии со ст. 347 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе.

Частью 3 статьи 17 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» предусмотрено, что лицу, осуществлявшему работу и (или) иную деятельность, которые предусмотрены статьей 10 настоящего Федерального закона, не менее чем в течение 12 полных месяцев со дня назначения страховой части трудовой пенсии по старости или страховой части трудовой пенсии по инвалидности по его заявлению производится перерасчет размера страховой части трудовой пенсии по старости или страховой части трудовой пенсии по инвалидности.

Как видно из материалов дела, М*** Н.В., 1949 г.р., является получателем трудовой пенсии по инвалидности с 05.06.2002 года, а затем по старости с 30.12.2005 года. С 1969 года по настоящее время работает на *** заводе (в настоящее время – ОАО  «*** завод»).

В соответствии со ст.ст. 6, 14 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» организации, производящие выплаты физическим лицам, являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию и обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда РФ, вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет.

М*** Н.В. обратилась в ГУ УПФ РФ в Железнодорожном районе г. Ульяновска о перерасчете страховой части трудовой пенсии с учетом начисленных ОАО «***» страховых взносов за 2002-2006 гг. Однако ответчик произвел перерасчет размера страховой части трудовой пенсии истицы с учетом не начисленных страховых взносов, а фактически поступивших на ее индивидуальный лицевой счет.

Между тем, поскольку по смыслу ст. 15 названного Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» на застрахованное лицо не может быть возложен риск ненадлежащего исполнения страхователем своих обязательств по перечислению страховщику страховых сумм, суд пришел к правильному выводу, что М*** Н.В. не может быть отказано в перерасчете страховой части трудовой пенсии с учетом начисленных страховых взносов, и обоснованно удовлетворил заявленные ею исковые требования.

Доводы, приведенные ответчиком в кассационной жалобе, являются несостоятельными и не могут повлечь отмену решения суда.

Статьей 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» устанавливает основы государственного регулирования обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, регулирует правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования, а также определяет правовое положение субъектов обязательного пенсионного страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного пенсионного страхования.

К страхователям по обязательному пенсионному страхованию  отнесены  работодатели, к застрахованным лицам  – работники.

Право на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации в соответствии с п. 2 ст. 7 Закона реализуется в случае уплаты страховых взносов.

Между тем данная норма не означает, что работник может быть лишен права на получение или перерасчет пенсии, если работодатель не исполнил возложенную на него федеральным законом обязанность по уплате страховых платежей. От гражданина нельзя требовать осуществления контроля за исполнением  его работодателем установленных государством норм закона. Данная обязанность является прерогативой самого государства, которое в статье 4 Федерального закона «Об основах обязательного социального страхования» одним из основных принципов осуществления обязательного социального страхования провозгласило государственную гарантию соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 10.07.2007 № 9-П пункт 1 статьи 10 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и абзац третий пункта 7 Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, признаны не соответствующими Конституции РФ, ее статьям 19 (части 1 и 2), 39 (части 1 и 2), 45 (часть 1) и 55 (часть 3), в той мере, в какой содержащиеся в них нормативные положения во взаимосвязи с иными законодательными предписаниями, регламентирующими условия назначения и размеры трудовых пенсий, - при отсутствии в действующем регулировании достаточных гарантий беспрепятственной реализации пенсионных прав застрахованных лиц, работавших по трудовому договору и выполнивших предусмотренные законом условия для приобретения права на трудовую пенсию, на случай неуплаты или неполной уплаты страхователем (работодателем) страховых взносов за определенные периоды трудовой деятельности этих лиц - позволяют не включать такие периоды в их страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию, и снижать при назначении (перерасчете) трудовой пенсии размер ее страховой части.

Довод кассационной жалобы о том, что перерасчет пенсии может быть произведен лишь за период после вступления в силу указанного Постановления Конституционного Суда, поскольку обратной силы оно не имеет,  и действует только на будущее время, судебная коллегия находит необоснованным.

Исходя из конституционного принципа равенства всех перед законом (ч. 1 ст. 19 Конституции РФ) перерасчет страховой части пенсии в соответствии с п. 3 ст. 17 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» должен производиться в одинаковом порядке для всех без исключения пенсионеров в Российской Федерации.

Из содержания названного выше Постановления Конституционного Суда РФ следует, что нормативные положения пенсионного законодательства, позволяющие не включать в страховой стаж работника периоды, когда его работодатель не уплачивал или не полностью уплачивал страховые взносы, не соответствуют Конституции РФ, принятой в 1993 году. Учитывая прямое конституционное предписание, согласно которому Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие, а законы, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ (ч. 1 ст. 15 Конституции РФ), указанные нормы пенсионного законодательства не могут применяться при рассмотрении гражданских дел, независимо от времени вынесения Конституционным Судом РФ судебного постановления по этому вопросу.

В абзаце третьем пункта 2 резолютивной части Постановления от 10.07.2007 № 9-П Конституционный Суд РФ указал, что впредь до установления законодателем соответствующего правового регулирования - исходя из принципа непосредственного действия Конституции РФ и с учетом особенностей отношений между государством и Пенсионным фондом РФ и между государством, страхователями и застрахованными лицами - право застрахованных лиц, работавших по трудовому договору, на получение трудовой пенсии с учетом предшествовавшей ее назначению (перерасчету) трудовой деятельности при неуплате или ненадлежащей уплате их страхователями (работодателями) страховых взносов в Пенсионный фонд РФ должно обеспечиваться государством в порядке исполнения за страхователя обязанности по перечислению Пенсионному фонду РФ необходимых средств в пользу тех застрахованных лиц, которым назначается трудовая пенсия (производится ее перерасчет), за счет средств федерального бюджета.

Таким образом, Конституционным Судом РФ прямо определено, что перерасчет и выплата трудовых пенсий производится Пенсионным фондом РФ, а обязанности страхователя по перечислению Пенсионному фонду РФ необходимых средств исполняются государством.

При таких обстоятельствах у суда не имелось необходимости указывать в своем решении, за счет каких средств должно исполняться решение суда.

В связи с этим судебная коллегия считает необходимым исключить из резолютивной части решения суда указание о перерасчете страховой части пенсии за счет средств федерального бюджета.

Доводы кассационной жалобы о том, что без поступления денежных средств из федерального бюджета в пенсионный фонд  невозможно определить размер трудовой пенсии, не основаны на материалах дела, поскольку судом установлено, что у ответчика имеются сведения о начисленных, но не перечисленных суммах страховых взносов, которые влияют на размер трудовой пенсии.

В силу изложенного, решение суда является правильным и отмене по доводам кассационной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

 

о п р е д е л и л а :

 

Решение Железнодорожного районного суда г. Ульяновска от 03 октября 2007 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Железнодорожном районе г. Ульяновска  – без удовлетворения.

Исключить из резолютивной части решения суда указание о перерасчете страховой части трудовой пенсии «за счет средств федерального бюджета».

 

Председательствующий:

Судьи: