У Л Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
Судья Грачева
Т.Л.
Дело № 33а-1306/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Ульяновск
13 апреля 2021 года
Судебная коллегия по
административным делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего Полуэктовой С.К.,
судей Лифановой
З.А., Смирновой Ю.В.,
при секретаре
Каминской Ю.В.
рассмотрела в
открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации города
Ульяновска на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 19 ноября
2020 года по делу №2а-4218/2020,
по которому постановлено:
административные
требования удовлетворить частично.
Возложить на
администрацию муниципального образования «город Ульяновск» обязанность принять
меры, направленные на установление санитарно-защитной зоны для кладбища,
расположенного по адресу: г.Ульяновск, ул. К.Маркса, 54 («Воскресенский некрополь») кадастровый номер
земельного участка *** путем направления заявления об установлении
существования санитарно-защитной зоны в территориальный орган Федеральной
службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека с
учетом положений Правил установления санитарно-защитных зон и использования
земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон,
утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 №
222.
В остальной части административного
иска отказать.
Заслушав доклад судьи Лифановой З.А., пояснения прокурора Данилова
Е.В., полагавшего решение суда не подлежащим отмене, судебная коллегия
установила:
Прокурор Ленинского района г.Ульяновска обратился в суд с
административным иском в интересах неопределённого круга к администрации города
Ульяновска о возложении обязанности прекратить захоронения на кладбище, принять
меры, направленные на
установление санитарно-защитной зоны.
Требования мотивированы
тем, что в ходе проведенной проверки установлено, что в г.Ульяновске, по ул.К.Маркса, д. 54 (кадастровый
номер земельного участка ***) расположено кладбище - Воскресенский некрополь,
которое относится к кладбищам смешанного и традиционного захоронения площадью
10 и менее га. По санитарной классификации СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 его нормативная санитарно-защитная зона составляет 300 м. В ходе изучения реестра выданных
санитарно-эпидемиологических заключений Роспотребнадзора выявлено, что выдача
санитарно-эпидемиологического заключения на проект санитарно-защитной зоны для
вышеуказанного кладбища не производилась, решение об установлении
санитарно-защитной зоны не принималось.
В мае 2020 года по
указанному выше факту прокуратурой района главе администрации города было
внесено представление. Согласно ответу администрации г.Ульяновска от 23.06.2020
№ 8200-01 городское кладбище по ул.Карла Маркса («Воскресенский некрополь») на
основании решения Исполнительного комитета Ульяновского городского совета
депутатов трудящихся Ульяновской области от 15.06.1972 №630/12 относится к
закрытым кладбищам, не является объектом I-III
класса опасности и не требует установления его правообладателем
санитарно-защитной зоны.
Вместе с тем,
прокурорской проверкой установлено, что в период с 2008 по 2018 года на
указанном кладбище происходили регулярные захоронения. Так, были захоронены ***.
Согласно п. 4 ст. 17
Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» при
нарушении санитарных и экологических требований к содержанию места погребения
органы местного самоуправления обязаны приостановить или прекратить
деятельность на месте погребения и принять меры по устранению допущенных
нарушений и ликвидации неблагоприятного воздействия места погребения на
окружающую среду и здоровье человека, а также по созданию нового места
погребения.
Отсутствие
установленной санитарно-защитной зоны нарушает права граждан, проживающих в
районе указанного кладбища. Кроме того, ООО «Специализированный застройщик
«СМУ-173» начато строительство многоквартирного дома в санитарно-защитной зоне
указанного кладбища.
Прокурор просил суд
обязать администрацию города Ульяновска прекратить захоронения на кладбище,
расположенном по адресу: г.Ульяновск, ул. К.Маркса, 54 («Воскресенский
некрополь») (кадастровый номер земельного участка ***), возложить на
администрацию города Ульяновска обязанность принять меры, направленные на
установление санитарно-защитной зоны для вышеуказанного кладбища в соответствии
с Правилами установления санитарно-защитных зон и использования земельных
участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утвержденных постановлением
Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 №222, путем направления
заявления об установлении существования санитарно-защитной зоны в
территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека.
Судом к участию в
деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Управление Росреестра по
Ульяновской области, администрация Ленинского района города Ульяновска,
Правительство Ульяновской области в лице Управления по охране объектов
культурного наследия администрации Губернатора Ульяновской области, МБУ
«Городская специализированная похоронная служба города Ульяновска»,
Благотворительный фонд «Возрождение Воскресенского некрополя», ООО
«Специализированный застройщик «СМУ - 173», Религиозная организация архиерейское
подворье при храме Воскресения Христова г.Ульяновска Симбирской епархии русской
православной церкви (Московский патриархат), Леонтьев К.А.
Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное
выше решение.
В апелляционной жалобе администрация города
Ульяновска не соглашается с решением суда, просит его отменить, в
удовлетворении административных исковых требований отказать.
В обоснование
доводов жалобы указывает, что
рассматриваемое в настоящем деле кладбище на основании решения
Исполнительного комитета Ульяновского городского совета депутатов трудящихся
Ульяновской области от 15.06.1972 №630/12 относится к закрытым кладбищам.
В соответствии с
главой 7.1.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная
классификация предприятий, сооружений и иных объектов» санитарно-защитная зона
объектов похоронного назначения классифицируется по классам опасности, из
которых закрытые кладбища относятся к V
классу с санитарно-защитной зоной 50 м. Пунктом
3.1 раздела III
СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация
предприятий, сооружений и иных объектов» установлено, что размеры и границы
санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны.
Разработка проекта санитарно-защитной зоны является обязательной для объектов I-III
класса опасности.
Поскольку кладбище,
расположенное на земельном участке с кадастровым номером ***, не является
объектом I-III класса опасности, законодательством не
установлена обязанность его правообладателя по установлению санитарно-защитной
зоны. Также полагает, что установление санитарно-защитной зоны путем подачи
заявления в Роспотребнадзор не повлечёт за собой прекращение самовольных
захоронений, то есть цель подачи административного иска не будет достигнута
таким образом.
В возражениях на
апелляционную жалобу Благотворительный фонд «Возрождение Воскресенского
некрополя» просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу –
без удовлетворения.
В судебное заседание участвующие
в деле лица, за исключением прокурора, не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены
надлежащим образом.
Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся
участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы,
возражений относительно нее, судебная коллегия приходит к следующему.
В
силу ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в
суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной
власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных
отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения,
действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной
комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего
(далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными
публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права,
свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав,
свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены
какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться
непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации,
лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в
вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в
порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры
урегулирования споров.
Исходя
из положений п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования
о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если
установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права,
свободы и законные интересы административного истца, а также не соответствует
закону или иному нормативному правовому акту.
Удовлетворяя административные исковые
требования прокурора в части возложения обязанности принять меры, направленные на установление санитарно-защитной зоны, и отказывая в удовлетворении иска в
части прекратить захоронения на кладбище, суд первой инстанции исходил из того, что
имеется действующее решение Исполнительного Комитета Ульяновского совета депутатов
трудящихся Ульяновской области от 15.06.1972
№630/12 «О запрещении дальнейшего захоронения на кладбищах по ул. Карла Маркса, на магометанском кладбище
по ул. Фурманова и иудейском кладбище по пер. Робеспьера», имевшие место после 1972 года захоронения являются
самовольными, с администрацией МО «город Ульяновск» не согласовывались,
но захоронения усопших
осуществлялись до середины 2018 года, что относит спорное
кладбище по ул.К. Маркса, 54 в г.Ульяновске («Воскресенский некрополь») к
объектом I-III класса опасности, и обязывает в силу закона
администрацию муниципального образования
«город Ульяновск» следует принять меры, направленные на установление
его санитарно-защитной зоны.
Данные
выводы суда являются правильными, основанными на нормах действующего
законодательства, регулирующих рассматриваемые отношения, и установленных по
делу обстоятельствах, также оценке собранных по делу доказательств в их
совокупности.
С
такими выводами суда судебная коллегия соглашается.
Вопреки
доводам апелляционной жалобы в ходе рассмотрения дела было установлено, что,
несмотря на наличие с 1972 года запрета на захоронения на территории спорного
кладбища, захоронения тем не менее производились вплоть до 2018 года. Данное
обстоятельство ответчиками в суде первой инстанции не оспаривалось. Кроме того,
факты захоронений священнослужителей в период с 1972 по 2018 год подтверждаются
материалами дела, также указанная
информация имеется в общем доступе в сети Интернет.
Доводы
апелляционной жалобы судебной коллегией отклоняются, поскольку они основаны на
неверном толковании закона и иной оценке установленных по делу обстоятельств.
Так, п.23 ч. 3 ст. 16 Федерального закона от
06.01.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в
Российской Федерации» относит организацию ритуальных услуг и содержание мест
захоронения к вопросам местного значения.
Согласно п. 3 ст.
16 Федерального закона от 12.01.1996
№8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» создание новых мест погребения,
реконструкция действующих мест погребения возможны при наличии положительного
заключения экологической и санитарно-гигиенической экспертизы.
СанПиН 2.1.2882-11
«Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий
и сооружений похоронного назначения», утвержденные Постановлением Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.06.2011 №84,
устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к условиям размещения,
проектирования, строительства, реконструкции, реставрации (в том числе
воссозданию) и эксплуатации кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения
независимо от их вида, организационно-правовых форм и форм собственности.
Постановлением
Главного государственного санитарного врача РФ от 25 сентября 2007 года №74,
определено, что по своему функциональному назначению санитарно-защитная зона
является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при
эксплуатации объекта в штатном режиме. Размер санитарно-защитной зоны и
рекомендуемые минимальные разрывы устанавливаются в соответствии с санитарными
правилами (п. 2.1
СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03).
СанПиН
2.2.1/2.1.1.1200-03 относит кладбища к объектам, являющимся
источниками воздействия на среду обитания, и устанавливает размеры
санитарно-защитной зоны в зависимости от их площади (действует в части, не
противоречащей Правилам,
утвержденным Постановлением Правительства РФ от 03.03.2018 № 222 (Письмо
Роспотребнадзора от 11.09.2020 № 09-14655-2020-19).
Для объектов, являющихся источниками
воздействия на среду обитания, для которых настоящими санитарными правилами
не установлены размеры санитарно-защитной зоны и рекомендуемые разрывы, а также
для объектов I-III
класса классов опасности разрабатывается проект ориентировочного размера
санитарно-защитной зоны.
По своему функциональному назначению
санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень
безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме (пункт 2.1
СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).
Санитарно-защитная зона для кладбищ
смешанного и традиционного захоронения площадью от 10 до 20 га относится к III классу опасности и составляет 300 м.
Санитарно-защитная зона предназначена для того, чтобы концентрация опасных для
человеческого организма веществ и возбудителей инфекций, попавших в почву и
грунтовые воды, снизилась до значений предельно допустимой концентрации (п. 7.1.12
СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).
Поскольку на территории «Воскресенского некрополя»
осуществлялись захоронения усопших до
середины 2018 года, а в силу п. 2 ст. 4
Федерального закона «О погребении и похоронном деле» создаваемые, а также
существующие места погребения не подлежат сносу, то спорное кладбище относится
к кладбищам смешанного и традиционного захоронения площадью 10 и менее га.
Таким образом, районный суд правомерно возложил на администрацию муниципального образования «город Ульяновск» обязанность принять меры, направленные на
установление санитарно-защитной зоны для кладбища, расположенного по адресу: г.
Ульяновск, ул. К.Маркса, 54
(«Воскресенский некрополь») кадастровый номер земельного участка ***
путем направления заявления об установлении существования санитарно-защитной
зоны в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека с учетом положений Правил установления
санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в
границах санитарно-защитных зон, утвержденных постановлением Правительства
Российской Федерации от 03.03.2018 № 222.
Довод апелляционной
жалобы о том, что заявленными требованиями невозможно прекратить захоронения,
являются несостоятельными, поскольку целью поданного прокурором
административного искового заявления является защита прав и интересов
неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и благоприятную
среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека,
а также соблюдение законности.
Учитывая, что решение суда соответствует
положениям действующего законодательства, оснований для удовлетворения апелляционной
жалобы и отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь
ст.ст.309-310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
судебная коллегия
определила:
решение Ленинского
районного суда города Ульяновска от 19 ноября 2020 года оставить без изменения,
апелляционную жалобу администрации города Ульяновска – без удовлетворения.
Определение суда
апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может
быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой
кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса
административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи