Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Назначение пенсии педагогу
Документ от 11.09.2007, опубликован на сайте 27.09.2007 под номером 9230, 2-я гражданская, о назначении досрочной трудовой пенсии, Решение отменено в части с возвращением на новое рассмотрение

                        

У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

Дело № 33-***-2007                                                    Судья Сизова Г.М.

 

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е 

 

11 сентября 2007 года                                                                                  г. Ульяновск

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего  Тураевой Л.П.,

судей                                  Маслюкова П.А., Колобковой О.Б.

 

рассмотрела дело по кассационной жалобе Управления Пенсионного фонда РФ в Тереньгульском районе на решение Тереньгульского районного суда Ульяновской области от 08 августа 2007 года, по которому суд решил:

 

Обязать государственное учреждение Управление Пенсионного Фонда РФ в Тереньгульском районе зачесть Г*** в стаж работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности, периоды работы:

С 03.10.1984 года по 03.02.1987 года в качестве воспитателя детского комбината «З***».

С 12.01.2000 г. по 31.08.2000 года в должности воспитателя в детском комбинате «К***»;

С 01.09.2000 по 31.12.2000 года в должности воспитателя в Тереньгульской начальной школе-детский сад.

С 01.01.2001 года по 21.05.2001 года в должности воспитателя муниципального образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Тереньгульская начальная школа-детский сад».

 

Заслушав доклад судьи Колобковой О.Б., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Г*** обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ в Тереньгульском районе Ульяновской области (далее УПФ РФ) о назначении досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности.

Свои требования истица мотивировала тем, что, выработав необходимый педагогический стаж, 21.03.2007 года она обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной пенсии. Однако решением комиссии УПФ РФ от 11 мая 2007 года в назначении пенсии ей было отказано из-за отсутствия  необходимого для назначения пенсии 25-летнего стажа. В педагогический стаж не были включены периоды работы воспитателем в детском комбинате «З***» с 03.10.1984 года по 03.02.1987 года, а также периоды работы в детском саду «К***» и начальной школе-саду с 12.01.2000 года по 21.05.2001 года. Считает, что указанные период должны быть включены в педагогический стаж, т.к. все это время она работала воспитателем детского дошкольного учреждения. Просила признать незаконным отказ в назначении пенсии и обязать ответчика назначить ей пенсию.

В ходе рассмотрения дела истица уточнила исковые требования, просила включить в педагогический стаж периоды ее работы воспитателем в детском комбинате «З***» с 03.10.1984 года по 03.02.1987 года, с 12.01.2000 года по 31.08.2000 года в должности воспитателя в детском саду «К***», с 01.09.2000 года по 21.05.2001 года в должности воспитателя Тереньгульской начальной школы-сада. В связи с тем, что у нее не имеется 25-летнего педагогического стажа, на требованиях о назначении пенсии истица не настаивала.    

Рассмотрев спор по существу, суд принял приведенное выше решение.

В кассационной жалобе Управление Пенсионного фонда РФ в Тереньгульском районе просит отменить решение суда, считая его незаконным. По мнению ответчика, суд неправильно истолковал закон при принятии решения о включении в стаж периода работы воспитателем в детском комбинате «З***» и не учел,  что в Списках должностей и учреждений, утвержденных постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 года, такое  наименование учреждения как детский комбинат не предусмотрено. При удовлетворении требований в части включения в льготный стаж периода работы с 12.01.2000 года по 31.08.2000 года и с 01.09.2000 года по 31.12.2000 года, за которые страхователем не сданы сведения индивидуального (персонифицированного) учета, суд применил правой акт, не подлежащий применению, а именно Постановление Конституционного Суда РФ от 10.07.2007 года № 9. Считает, что указанные периоды не могут быть засчитаны, т.к. за это время не представлены индивидуальные сведения корректирующей формы с кодом льготной профессии. Кроме того, ответчик полагает, что период работы в Тереньгульской начальной школе-детском саду не мог быть включен судом в специальный стаж, т.к. в период с 01.01.2001 года  по 21.05.2001 года это учреждение не имело лицензии на ведение деятельности по образованию детей. Более того, судом не было учтено, что работа воспитателем в период с 01.09.2000 года может быть включена в специальный стаж только при условии  выполнения в эти периоды нормы рабочего времени, установленной за ставку заработной платы. Таких доказательств суду не представлено. Не принято во внимание судом и то обстоятельство, что ответчиком права истицы не нарушены, поскольку на момент обращения в Пенсионный фонд и в суд право на пенсию у нее не возникло из-за отсутствия необходимого 25-летнего стажа.

Изучив материалы дела, выслушав представителя ответчика Г*** Т***., обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с пп. 10 п. 1 ст. 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (с изменениями от 25 июля 2002 г.) трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящего Федерального закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.

 

Судом первой инстанции установлено, что в период с 03.10.1984 года по 03.02.1987 года *** работала воспитателем в детском комбинате «З***».

 

Это обстоятельство подтверждается материалами дела и не оспаривается сторонами.

 

В соответствии с ранее действовавшей ст. 80 Закона РФ «О государственных пенсиях в РСФСР» в выслугу лет засчитывалась работа воспитателя в детских дошкольных учреждениях всех типов, к которым, согласно Общесоюзному классификатору отраслей  народного хозяйства от 01 января 1976 года, относились и детские комбинаты.

 

Учитывая приведенные нормы, суд правильно указал в решении, что в указанный выше период времени истица работала в учреждении и на должности, предусмотренной Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим  педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей», утвержденном постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781.

 

Принимая во внимание, что истица в оспариваемый период работала в должности, связанной с воспитанием детей, в детском дошкольном учреждении, и, в соответствии с ранее действовавшим пенсионным законодательством, приобрела право на включение этого периода в педагогический стаж, дающий ей право на пенсию по выслуге лет, то в силу ст. 55 Конституции РФ она не может этого права быть лишена.

 

Обоснованно включен судом в педагогический стаж и период работы истицы  воспитателем в детском саду «К***» с 12.01.2000 года по 31.08.2000 года.

 

Судебная коллегия не может согласиться с доводом жалобы о том, что указанный период не подлежит включению в специальный стаж из-за отсутствия сведений индивидуального персонифицированного учета и из-за неуплаты страховых взносов работодателем.

 

Исключение из страхового стажа периодов работы, за которые страхователем не уплачены страховые взносы и не представлены индивидуальные сведения корректирующей формы с кодом льготной профессии, предполагает зависимость приобретения гражданином права на пенсию от надлежащего выполнения работодателем своих обязанностей, а это, как верно указал суд, несовместимо с требованиями Конституции Российской Федерации.

 

По мнению судебной коллегии, обстоятельства дела в этой части исследованы судом всесторонне, всем представленным доказательствам дана надлежащая оценка, а выводы суда  являются законными и обоснованными, так как они соответствуют установленным по делу обстоятельствам и требованиям действующего пенсионного законодательства при его правильном толковании.

 

Вместе с тем, судебная коллегия считает преждевременным вывод суда о необходимости включения в специальный педагогический стаж периода работы  воспитателем в Тереньгульской начальной школе-детском саду с 01.09.2000 года по 21.05.2001 года.

В соответствии с п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность, утвержденных  постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781 периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 года работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 года – при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной  нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных настоящими Правилами.

Разрешая требования о включении указанного выше периода в льготный стаж педагогической деятельности, суд не исследовал факт выполнения истицей в этот период нормы рабочего времени, установленной за ставку заработной платы, и не предложил сторонам представить доказательства в подтверждение и опровержение этого факта.

Учитывая, что суд первой инстанции  неполно выяснил обстоятельства дела, а существенные для дела факты не подтверждены в решении доказательствами, решение суда в этой части подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в тот же суд.

 

Судебная коллегия не может принять новое решение по делу, поскольку для правильного разрешения спора необходимо истребовать у сторон дополнительные доказательства.

 

При новом рассмотрении дела суду следует устранить вышеуказанные недостатки: правильно обозначить юридически значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию; предложить истице представить доказательства, подтверждающие факт выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы за период с 01.09.2000 г. по 21.05.2001 г

предложить ответчику представить доказательства, опровергающие эти обстоятельства; выяснить, не имелось ли обстоятельств, исключающих необходимость выработки нормы рабочего времени; более тщательно проверить все доводы сторон, всем установленным по делу обстоятельствам  дать надлежащую оценку и в соответствии с нормами материального  и процессуального права постановить законное и обоснованное решение.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Тереньгульского районного суда Ульяновской области от 08 августа 2007 года в части включения  в стаж работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности, периодов работы с 01.09.2000 года по 21.05.2001 года в Тереньгульской начальной школе-детском саду отменить, направив дело в этой части на новое рассмотрение.

В остальной части решение суда оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда РФ в Тереньгульском районе Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий:

Судьи: