Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Индексация страховых выплат в возмещение вреда здоровью
Документ от 14.08.2007, опубликован на сайте 26.09.2007 под номером 9091, 2-я гражданская, о перерасчете размера страховых выплат, взыскании задолжности и пени, Оставлено без изменения

                                                

У Л Ь Я Н О В С К И Й  О Б Л А С Т Н О Й  С У Д

 

Дело №  33 – ***  /  2007                                               Судья   Маслюкова А.В.

 

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

14  августа   2007 года                                                                                 город Ульяновск

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего    Маслюкова П.А.

судей                                    Колобковой О.Б.  и   Хреновой Г.И.

с участием прокурора         Балашовой Н.Н.

рассмотрела дело по кассационной жалобе К.***на решение  Ленинского районного суда города Ульяновска от  04 июля 2007 года, по которому постановлено:

Исковые требования К.***к Государственному учреждению Ульяновскому региональному отделению Фонда социального страхования РФ о перерасчете размера страховых выплат, взыскании задолженности и пени оставить без удовлетворения.

 

Заслушав доклад судьи Хреновой Г.И., судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

К***. обратился в суд с иском к Государственному учреждению Ульяновскому региональному отделению Фонда социального страхования РФ (далее УРО ФСС) о перерасчете размера страховых выплат, взыскании задолженности и пени.

В обоснование иска указал на то, что в 1994 году во время работы прорабом в войсковой части *** получил трудовое увечье в связи, с чем признан инвалидом второй группы с утратой профессиональной трудоспособности 80% с 01.06.2000 г. бессрочно. До 2000 года выплаты возмещения вреда производил работодатель, а затем выплаты стал производить ответчик в соответствии с Законом № 125-ФЗ от 24.07.1998. Не соглашаясь с размером страховых выплат назначенных УРО ФСС, он обратился в Ленинский районный суд, который решением от 11.09.2003 в иске отказал. Определением судебной коллегии Ульяновского областного суда от 11.11.2003 решение отменено и ему были назначены ежемесячные страховые выплаты в размере 7245 руб. 43 коп. с 01.11.2003 г. бессрочно с индексацией с учетом уровня инфляции в пределах средств, предусмотренных на эти цели в бюджете Фонда социального страхования РФ на соответствующий финансовый год в порядке, определенном Правительством РФ. В соответствии с судебным постановлением ответчик выплачивает ежемесячные выплаты с учетом индексации и в настоящее время эта выплата составляет 10 169 руб. 80 коп.

С индексацией по уровню инфляции истец не согласен, ссылаясь на то, что поскольку страховые выплаты ему были назначены ответчиком приказом от 04.07.2001 с учетом изменения МРОТ, т.е. до принятия закона № 152-ФЗ от 26.11.2002, изменившим механизм индексации, индексация страховых выплат должна производиться по ранее действующим нормам с учетом изменения МРОТ.

С учетом индексации страховой суммы, определенной судом 11.11.2003 в размере 7245 руб. 43 коп. по индексам МРОТ истец просил суд назначить ежемесячные выплаты с 01.06.2007 в размере 17 711 руб. 03 коп. с дальнейшей индексацией по МРОТ, взыскать единовременно недополученные страховые выплаты за период с 01.10.2003 по 31.05.2007 184 561 руб. 29 коп. и пени за несвоевременную выплату страховых сумм 425 536 руб. 77 коп.

Рассмотрев иск, суд постановил указанное выше решение.

В кассационной жалобе К***. просит решение, а также определение судебной коллегии от 11.11.2003 в части индексации по индексам инфляции отменить и удовлетворить его требования, ссылаясь на те же доводы, которые приведены в обоснование иска. Указывает также на то, что правильность его выводов подтверждается Письмами ФСС РФ от 07.10.2002 и от 29.01.2003 о методике расчета ежемесячных страховых выплат, с которыми ответчик его обязан был своевременно ознакомить, а также разъяснить о возможных действиях или бездействии при изменении законодательства для защиты нарушенных прав. Считает необоснованной ссылку суда в решении на письмо Ульяновского областного суда от 16.12.2003 о разъяснении на вопрос УРО ФСС об индексации страховых выплат.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав К***. и заключение прокурора Балашовой Н.Н., полагавшей решение законным и обоснованным, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.

Материалами дела установлено, что 28.10.1994 К***. получил трудовое увечье. Заключением МСЭ от 26.04.2000 он признан инвалидом 2 группы бессрочно с утратой профессиональной трудоспособности 80%.

Приказом УРО ФСС от 04.07.2001 ему были назначены страховые выплаты, с размером которых К***. не согласился и обратился в Ленинский районный суд с требованиями о назначении страховых выплат.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 11.11.2003 ему назначены ежемесячные выплаты с 01.11.2003 в размере  7245 руб. 43 коп. с дальнейшей индексацией с учетом уровня инфляции в пределах средств, предусмотренных на эти цели в бюджете Фонда социального страхования РФ на соответствующий финансовый год в порядке, определенном Правительством РФ.

Из справки УРО ФСС следует, что приказами Фонда ежегодно с 01.01.2004 страховые выплаты, назначенные истцу судом, индексировались по коэффициентам инфляции, устанавливаемым Правительством РФ, и с 01.01.2007 составляют 10 169 руб. 80 коп. (л.д. 20).

Размер назначенной выплаты в сумме 7245 руб. 43 коп. К***. не оспаривается, он не согласен с индексацией по уровню инфляции, требуя применить индексацию по коэффициентам МРОТ, действовавшую на момент назначения страховых выплат.

Разрешая заявленные требования, суд пришел к правильному выводу об их необоснованности.

Согласно п. 11 ст. 12 Закона № 125-ФЗ от 24.07.1998 «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (в редакции Федерального закона от 26.11.2002 № 152-ФЗ) размер ежемесячной страховой выплаты индексируется с учетом уровня инфляции в пределах средств, предусмотренных на эти цели в бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на соответствующий финансовый год.

Коэффициент индексации и ее периодичность определяются Правительством Российской Федерации.

Конституционный Суд РФ в определении от 04.10.2006 № 473-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Л.***В.П. на нарушение его конституционных прав статьей 3 Федерального закона от 26 ноября 2002 года «О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ, связанные с осуществлением обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» указал, что Конституция Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1).

Вопрос о критериях индексации компенсационных выплат, или выбор критериев индексации, выступающей в качестве антиинфляционной меры для соответствующих компенсационных выплат, является прерогативой законодателя, который вправе изменять их, в том числе в зависимости от инфляции, роста цен, динамики стоимости жизни, показателей прожиточного минимума в субъектах Российской Федерации и в целом по Российской Федерации, соблюдая при этом конституционные принципы справедливости, равенства, соразмерности, а также стабильности и гарантированности прав граждан.

Из данной правовой позиции вытекает, что федеральный законодатель располагает достаточной свободой усмотрения при избрании того или иного критерия индексации выплат в возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью граждан, и Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно это подтверждал.

Осуществленный Федеральным законом «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, связанные с осуществлением обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» переход от индексации с учетом минимального размера оплаты труда к индексации с учетом уровня инфляции в пределах средств, предусмотренных на эти цели в бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на соответствующий финансовый год, сам по себе не может рассматриваться как противоречащий Конституции Российской Федерации. Избрав в качестве нового критерия индексации размера ежемесячных страховых выплат темп роста инфляции за соответствующий период, законодатель тем самым установил порядок их увеличения исходя из показателя, отражающего повышение стоимости жизни. Такое правовое регулирование, не допускающее снижения жизненного уровня получателей ежемесячных страховых выплат, не имеет целью какое бы то ни было ущемление их конституционных прав.

Кроме того, отказавшись от использования минимального размера оплаты труда как критерия индексации сумм возмещения вреда рассматриваемой категории застрахованных граждан, законодатель освободил его от выполнения более широких функций, не согласующихся с конституционно-правовой природой этого института и придающих не свойственные ему функции.

Таким образом, индексация ежемесячных страховых выплат, назначенных К***., по индексам инфляции производится УРО ФСС в соответствии с действующим законодательством и не ущемляет его конституционные права.

Утверждая, что размер ежемесячной страховой выплаты должен индексироваться пропорционально повышению минимального размера оплаты труда, а не исходя из уровня инфляции в пределах средств, предусмотренных на эти цели в бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на соответствующий финансовый год, истец фактически ставит вопрос об изменении порядка исчисления размера ежемесячной страховой выплаты, на разрешение которого суд не уполномочен. Изменить критерии индексации может только законодатель.

Ссылка в кассационной жалобе на письма ФСС РФ от 07.10.2002 и 29.01.2003 и областного суда от 16.12.2003 необоснованна, т.к. данные письма не являются нормативными документами и не могут повлиять на правильность решения.

Требование К***. об  отмене определения судебной коллегии от 11.11.2003 в части индексации не могут быть рассмотрены в данном процессе, поскольку законность определения кассационной инстанции может быть проверена лишь в порядке надзора.

Проверив законность и обоснованность решения суда по доводам кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для его отмены по указанным доводам. Решением должно быть оставлено без изменения.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 04 июля 2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу К.***– без удовлетворения.

 

Председательствующий:

 

Судьи: