Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Выплата ЕДВ участнику Великой Отечественной войны
Документ от 07.08.2007, опубликован на сайте 26.09.2007 под номером 9089, 2-я гражданская, о взыскании недоплаты по ежемесячной денежной выплате, Оставлено без изменения

          У Л Ь Я Н О В С К И Й.   О Б Л А С Т Н О Й    С У Д

 

Дело № 33-***-2007 г.                                                    Судья Гафурова С.И.

 

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

07 августа 2007 года                                                                                           г. Ульяновск

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда                 в составе:

председательствующего           Тураевой Л.П.,

судей                                         Колобковой О.Б., Хреновой Г.И.

рассмотрела дело по кассационной жалобе представителя Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в Цильнинском районе Ульяновской области на решение Цильнинского районного суда Ульяновской области от 10 июля 2007 года, по которому суд решил:

 

Иск прокурора Цильнинского района Ульяновской области в интересах М.***удовлетворить.

Взыскать с Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда РФ в Цильнинском районе Ульяновской области в пользу М.***недоплату по ежемесячной денежной выплате в размере 16941,30 рублей за счет средств федерального бюджета, предназначенных для этих целей.

Взыскать с Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда РФ в Цильнинском районе в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 608 рублей.

 

Заслушав доклад судьи Колобковой О.Б., судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Прокурор Цильнинского района Ульяновской области обратился в суд с иском в интересах М***. к Управлению Пенсионного фонда РФ в Цильнинском районе Ульяновской области о взыскании недоплаты по ежемесячной денежной выплате в размере 16940 рублей 70 копеек.

 

В обоснование иска указал на то, что ответчик в период с 23.03.2005                 года по август 2006 года выплачивал М***., как участнице Великой  Отечественной войны, инвалиду 3 группы по общему заболеванию ежемесячную денежную выплату (ЕДВ) в размере, значительно меньшем, по  сравнению с тем, который установлен законом для такой категории граждан. В связи с тем, что в системе действующего законодательного регулирования не предполагается назначение участникам Великой Отечественной войны, являющимся инвалидами вследствие общего заболевания, ежемесячной денежной выплаты в размере ниже размера ежемесячной денежной выплаты, назначаемой в соответствии с ФЗ «О ветеранах» иным категориям участников ВОВ – инвалидам вследствие указанных причин, ответчик обязан был выплачивать М***. ЕДВ с марта по июль 2005 года в размере 1550 рублей; с августа по декабрь 2005  года в размере 1643 рубля; с января по март 2006 года (с учетом заявления об отказе в получении набора социальных услуг) в  размере 2120 рублей; с апреля по декабрь 2006 года в размере  2300, 20 рублей. Учитывая, что в добровольном порядке ответчиком не произведен перерасчет выплачиваемой М***. денежной выплаты, просил взыскать с ответчика в пользу М***. сумму образовавшейся  задолженности по выплате ЕДВ за период: с 23.03.2005 года по 03.04.2006 года в размере 16940 рублей 70 копеек.

 

В ходе судебного разбирательства помощник прокурора Цильнинского района – Каштанов Э.К. уточнил исковые требования, просил взыскать с ответчика в пользу М***. задолженность по ежемесячной денежной выплате за период с 23.03.2005 года по 03.04.2006 года в размере 16941 рубль 30 копеек.

 

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

 

В кассационной жалобе ответчик просит решение суда отменить                                        в связи с существенным нарушением норм материального права. В обоснование жалобы указал на отсутствие законных оснований для выплаты истице ЕДВ ранее чем с 04.04.2006 года. По мнению ответчика, так как Определение Конституционного Суда РФ от 04.04.2006 года, которым был выявлен конституционно-правовой смысл Федерального закона «О ветеранах» и Федерального закона № 122-ФЗ от 22.08.2004  года вступило в силу с 04.04.2006 года, то новое правовое регулирование нормативных положений данных федеральных законов необходимо применять непосредственно с этой даты. Обратной силой указанное выше определение не обладает. Поскольку при вынесении определения от 04.04.2006 года № 89-О какой-либо особый порядок и условия вступления его в силу установлен не был, Конституционным Судом разъяснено, что данное определение вступило в законную силу со дня его принятия, т.е. с 04 апреля 2006 года.

 

В возражениях на кассационную жалобу помощник прокурора Цильнинского района Ульяновской области просит оставить решение суда без изменения, считая его законным и обоснованным.

 

Проверив материалы дела, выслушав представителя ответчика С***., обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

 

Судом установлено, что М***. является ветераном - участником Великой Отечественной войны, ей установлена 3 группа инвалидности по общему заболеванию.

 

Согласно удостоверению ***она имеет права и льготы, установленные ст. 17 Федерального закона «О ветеранах».

 

Федеральным законом № 122-ФЗ от 22.08.2004 г. «О внесении изменений в законодательные акты РФ...» были внесены дополнения и изменения в Федеральный закон РФ № 5-ФЗ от 12.01.1995  г. «О ветеранах» (ст. 23.1) и в Федеральный закон № 181 - ФЗ от 24.11.1995 г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (ст. 28.1). С 01.01.2005 г. вместо отмененной части льгот, ранее предоставлявшихся в натуральной форме, была установлена ежемесячная денежная выплата.

 

Согласно ст. 23.1 Федерального закона РФ «О ветеранах» и ст. 28.1 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» гражданину, имеющему одновременно право на получение ежемесячной денежной выплаты по нескольким основаниям (нескольким Федеральным законам), ежемесячная денежная выплата устанавливается по одному из них, предусматривающему более высокий размер.

 

С марта 2005 г. Управление Пенсионного фонда назначило истице ежемесячную денежную выплату в размере 350 рублей как инвалиду 3 группы по общему заболеванию на основании ст. 28.1 Федерального закона № 181 - ФЗ от 24.11.1995 г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

 

В соответствии с Определением Конституционного суда Российской Федерации от 4 апреля 2006 года № 89-0 взаимосвязанные нормативные положения пунктов 9, 10 и 19 статьи 44 Федерального закона от 22 августа 2004г. № 122-ФЗ, статьи 14, пункта 2 статьи 15 и статьи 23.1 Федерального закона «О ветеранах» (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями) по своему конституционно-правовому смыслу, выявленному в настоящем Определении, в системе действующего законодательного регулирования не предполагают назначение участникам Великой Отечественной войны из числа военнослужащих, указанных в подпункте «з» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О ветеранах», являющимся инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), которым ранее предоставлялись права и льготы инвалидов войны, ежемесячной денежной выплаты в размере ниже размера ежемесячной денежной выплаты, назначаемой в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» иным категориям участников Великой Отечественной войны - инвалидам вследствие указанных причин и в настоящее время устанавливаемой в соответствии с подпунктом 1 пункта 4 его статьи 23.1.

 

В связи с принятием данного Определения ответчик стал производить истице выплату ЕДВ с 04.04.2006 г. в размере, установленном для инвалидов войны. Вместе с тем за период с 23.03.2005 г. по 03.04.2006 г. ответчик перерасчет ежемесячной денежной выплаты не производит в добровольном порядке, полагая, что Определение Конституционного Суда РФ от 04.04.2006г. вступило в силу со дня его принятия – 04.04.2006г., обратной силы не имеет, поэтому новое правовое регулирование (толкование) нормативных положений Федерального закона «О ветеранах» и Федерального закона от 22.08.2004г. №122-ФЗ, выявленное Конституционным Судом Российской Федерации, должно применяется только с 04.04.2006г.

 

По мнению судебной коллегии, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о необходимости осуществления ежемесячной денежной выплаты истице в размере, установленном для инвалидов войны с момента вступления в силу Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, т.е. с 1 января 2005г., а истице соответственно с 23.03.2005 года.

 

Так, в соответствии со ст. 79 Федерального Конституционного Закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» решение Конституционного Суда Российской Федерации окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения.

 

Решение Конституционного Суда Российской Федерации действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами. Юридическая сила постановления Конституционного Суда Российской Федерации о признании акта неконституционным не может быть преодолена повторным принятием этого же акта.

 

Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; признанные не соответствующими Конституции Российской Федерации, не вступившие в силу международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению. Решения судов и иных органов, основанные на актах, признанных неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленных федеральным законом случаях.

 

Согласно статье 75 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» в решении Конституционного Суда Российской Федерации в зависимости от характера рассматриваемого вопроса может определяться порядок вступления решения в силу, а также порядок, сроки и особенности его исполнения (пункт 12). В случае, если в решении Конституционного Суда Российской Федерации порядок вступления в силу, сроки и особенности его исполнения специально не оговорены, действует общий порядок, предусмотренный Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации».

 

Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 04 апреля 2006 года № 89-0 не содержит положений, устанавливающих порядок вступления его в силу.

 

02.11.2006 г. Конституционным Судом РФ было вынесено определение № 409-О «Об отказе в удовлетворении ходатайства Министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации об официальном разъяснении указанного выше определения.

 

То обстоятельство, что в определении Конституционного Суда от 02.11.2006г. № 409-0 содержится указание о вступлении в силу Определения от 04 апреля 2006г. № 89-0 со дня его принятия, само по себе не может свидетельствовать об отсутствии у истицы права на перерасчет ежемесячных денежных выплат за оспариваемый период, т.е. с 23.03.2005 г. по 03.04.2006 г., поскольку конституционно-правовое истолкование правовых норм, данное Конституционным Судом РФ, как это вытекает из ч. 2 ст. 74  Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде РФ», во взаимосвязи с его ст. 3, 6, 36, 79, 85, 86, 87, 96 и 100, является общеобязательным.   Более того, в самом Определении Конституционного Суда РФ от 04.04.2006г. указано на необходимость пересмотра вынесенных правоприменительных решений в истолковании, расходящемся с их конституционно-правовым смыслом, выявленным в настоящем Определении, а также на то, что выявленный в настоящем Определении конституционно-правовой смысл указанных законоположений является общеобязательным и исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.

 

Данное Определение предполагает, что толкование вышеприведенных норм, касающихся выплаты ЕДВ участникам Великой Отечественной войны из числа военнослужащих, указанных в подпункте «з» подпункта 1 пункта 1 статьи  2 Федерального закона «О ветеранах», действует не с момента принятия настоящего Определения, а с момента вступления в силу Федерального закона от 22 августа 2004г. № 122-ФЗ (с 01.01.2005г.).

 

Исходя из вышеизложенного, а также из преамбулы Федерального закона от 22 августа 2004г. № 122-ФЗ, не позволяющей использовать нормы данного Закона для умаления прав и законных интересов человека и гражданина, участники Великой Отечественной войны из числа военнослужащих, в том числе уволенных в запас (отставку), проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941г. по 3 сентября 1945г. не менее 6 месяцев, в случае признания их инвалидами вследствие общего заболевания имеют право на предоставление ежемесячной денежной выплаты в размере, установленном для инвалидов Великой Отечественной войны, в том числе и с 01 января 2005 года, т.е. с даты вступления в силу изменений, внесенных Федеральным Законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ.

 

Правовая позиция, выраженная в Определении Конституционного Суда РФ от 04.04.2006г. № 89-0, имеет общее значение, поэтому указанные правовые нормы не могут истолковываться и применяться вопреки их конституционно-правовому смыслу, выявленному Конституционным Судом Российской Федерации, во избежание нарушения прав и свобод граждан. Иное означало бы, что суд общей юрисдикции может осуществлять истолкование закона, придавая ему иной смысл, нежели выявленный в результате проверки в процессе конституционного судопроизводства, и тем самым подменять Конституционный Суд Российской Федерации, чего он в силу ст. ст. 118, 125, 126, 127 и 128 Конституции Российской Федерации делать не вправе.

 

Таким образом, выводы суда по делу являются законными и обоснованными, так как они соответствуют установленным по делу обстоятельствам  и требованиям действующего законодательства при его правильном толковании. Доводы кассационной жалобы ответчика являются аналогичными его возражениям в суде первой инстанции, которые являлись предметом исследования суда, в решении им дана правильная оценка.

 

На основании изложенного и руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение  Цильнинского районного суда Ульяновской области от 10 июля 2007 года оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в Цильнинском районе Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий:

 

Судьи: