У Л Ь Я Н О В С К И Й. О Б Л А С Т Н О Й С У Д
Дело № 33-***-2007
г. Судья Гафурова С.И.
О П Р Е Д Е Л Е Н И
Е
07 августа 2007
года г.
Ульяновск
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего Тураевой Л.П.,
судей Колобковой
О.Б., Хреновой Г.И.
рассмотрела дело по
кассационной жалобе представителя Управления Пенсионного фонда РФ
(государственного учреждения) в Цильнинском районе Ульяновской области на
решение Цильнинского районного суда Ульяновской области от 10 июля 2007 года,
по которому суд решил:
Иск прокурора
Цильнинского района Ульяновской области в интересах М.***удовлетворить.
Взыскать с
Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда РФ в Цильнинском
районе Ульяновской области в пользу М.***недоплату по ежемесячной денежной
выплате в размере 16941,30 рублей за счет средств федерального бюджета,
предназначенных для этих целей.
Взыскать с
Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда РФ в Цильнинском
районе в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 608 рублей.
Заслушав доклад
судьи Колобковой О.Б., судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Прокурор
Цильнинского района Ульяновской области обратился в суд с иском в интересах М***.
к Управлению Пенсионного фонда РФ в Цильнинском районе Ульяновской области о взыскании
недоплаты по ежемесячной денежной выплате в размере 16940 рублей 70 копеек.
В обоснование иска
указал на то, что ответчик в период с 23.03.2005 года по август 2006 года
выплачивал М***., как участнице Великой
Отечественной войны, инвалиду 3 группы по общему заболеванию ежемесячную
денежную выплату (ЕДВ) в размере, значительно меньшем, по сравнению с тем, который установлен законом
для такой категории граждан. В связи с тем, что в системе действующего законодательного
регулирования не предполагается назначение участникам Великой Отечественной
войны, являющимся инвалидами вследствие общего заболевания, ежемесячной денежной
выплаты в размере ниже размера ежемесячной денежной выплаты, назначаемой в
соответствии с ФЗ «О ветеранах» иным категориям участников ВОВ – инвалидам
вследствие указанных причин, ответчик обязан был выплачивать М***. ЕДВ с марта
по июль 2005 года в размере 1550 рублей; с августа по декабрь 2005 года в размере 1643 рубля; с января по март 2006
года (с учетом заявления об отказе в получении набора социальных услуг) в размере 2120 рублей; с апреля по декабрь 2006
года в размере 2300, 20 рублей. Учитывая,
что в добровольном порядке ответчиком не произведен перерасчет выплачиваемой М***.
денежной выплаты, просил взыскать с ответчика в пользу М***. сумму
образовавшейся задолженности по выплате
ЕДВ за период: с 23.03.2005 года по 03.04.2006 года в размере 16940 рублей 70
копеек.
В ходе судебного
разбирательства помощник прокурора Цильнинского района – Каштанов Э.К. уточнил исковые
требования, просил взыскать с ответчика в пользу М***. задолженность по
ежемесячной денежной выплате за период с 23.03.2005 года по 03.04.2006 года в
размере 16941 рубль 30 копеек.
Рассмотрев
заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.
В кассационной
жалобе ответчик просит решение суда отменить в связи
с существенным нарушением норм материального права. В обоснование жалобы указал
на отсутствие законных оснований для выплаты истице ЕДВ ранее чем с 04.04.2006 года.
По мнению ответчика, так как Определение Конституционного Суда РФ от 04.04.2006
года, которым был выявлен конституционно-правовой смысл Федерального закона «О
ветеранах» и Федерального закона № 122-ФЗ от 22.08.2004 года вступило в силу с 04.04.2006 года, то
новое правовое регулирование нормативных положений данных федеральных законов
необходимо применять непосредственно с этой даты. Обратной силой указанное выше
определение не обладает. Поскольку при вынесении определения от 04.04.2006 года
№ 89-О какой-либо особый порядок и условия вступления его в силу установлен не
был, Конституционным Судом разъяснено, что данное определение вступило в законную
силу со дня его принятия, т.е. с 04 апреля 2006 года.
В возражениях на
кассационную жалобу помощник прокурора Цильнинского района Ульяновской области
просит оставить решение суда без изменения, считая его законным и обоснованным.
Проверив материалы дела,
выслушав представителя ответчика С***., обсудив доводы кассационной жалобы, судебная
коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Судом установлено, что М***. является ветераном - участником Великой
Отечественной войны, ей установлена 3 группа инвалидности по общему заболеванию.
Согласно удостоверению ***она имеет права и льготы, установленные ст.
17 Федерального закона «О ветеранах».
Федеральным законом № 122-ФЗ от 22.08.2004 г. «О внесении изменений в
законодательные акты РФ...» были внесены дополнения и изменения в Федеральный
закон РФ № 5-ФЗ от 12.01.1995 г. «О
ветеранах» (ст. 23.1) и в Федеральный закон № 181 - ФЗ от 24.11.1995 г. «О
социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (ст. 28.1). С 01.01.2005 г.
вместо отмененной части льгот, ранее предоставлявшихся в натуральной форме,
была установлена ежемесячная денежная выплата.
Согласно ст. 23.1 Федерального закона РФ «О ветеранах» и ст. 28.1 Федерального
закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» гражданину,
имеющему одновременно право на получение ежемесячной денежной выплаты по
нескольким основаниям (нескольким Федеральным законам), ежемесячная денежная
выплата устанавливается по одному из них, предусматривающему более высокий
размер.
С марта 2005 г. Управление Пенсионного фонда назначило истице ежемесячную
денежную выплату в размере 350 рублей как инвалиду 3 группы по общему заболеванию
на основании ст. 28.1 Федерального закона № 181 - ФЗ от 24.11.1995 г. «О
социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
В соответствии с
Определением Конституционного суда Российской Федерации от 4 апреля 2006 года №
89-0 взаимосвязанные нормативные положения пунктов 9, 10 и 19 статьи 44
Федерального закона от 22 августа 2004г. № 122-ФЗ, статьи 14, пункта 2 статьи
15 и статьи 23.1 Федерального закона «О ветеранах» (в редакции Федерального
закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ с последующими изменениями и
дополнениями) по своему конституционно-правовому смыслу, выявленному в
настоящем Определении, в системе действующего законодательного регулирования не
предполагают назначение участникам Великой Отечественной войны из числа военнослужащих,
указанных в подпункте «з» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О
ветеранах», являющимся инвалидами вследствие общего заболевания, трудового
увечья или других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие
их противоправных действий), которым ранее предоставлялись права и льготы
инвалидов войны, ежемесячной денежной выплаты в размере ниже размера ежемесячной
денежной выплаты, назначаемой в соответствии с Федеральным законом «О
ветеранах» иным категориям участников Великой Отечественной войны - инвалидам
вследствие указанных причин и в настоящее время устанавливаемой в соответствии
с подпунктом 1 пункта 4 его статьи 23.1.
В связи с принятием
данного Определения ответчик стал производить истице выплату ЕДВ с 04.04.2006
г. в размере, установленном для инвалидов войны. Вместе с тем за период с 23.03.2005
г. по 03.04.2006 г. ответчик перерасчет ежемесячной денежной выплаты не
производит в добровольном порядке, полагая, что Определение Конституционного
Суда РФ от 04.04.2006г. вступило в силу со дня его принятия – 04.04.2006г.,
обратной силы не имеет, поэтому новое правовое регулирование (толкование) нормативных
положений Федерального закона «О ветеранах» и Федерального закона от
22.08.2004г. №122-ФЗ, выявленное Конституционным Судом Российской Федерации,
должно применяется только с 04.04.2006г.
По мнению судебной
коллегии, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о необходимости осуществления
ежемесячной денежной выплаты истице в размере, установленном для инвалидов
войны с момента вступления в силу Федерального закона от 22 августа 2004 года №
122-ФЗ, т.е. с 1 января 2005г., а истице соответственно с 23.03.2005 года.
Так, в соответствии со ст. 79 Федерального Конституционного Закона «О
Конституционном Суде Российской Федерации» решение Конституционного Суда
Российской Федерации окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу
немедленно после его провозглашения.
Решение Конституционного Суда Российской Федерации действует непосредственно
и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами. Юридическая
сила постановления Конституционного Суда Российской Федерации о признании акта
неконституционным не может быть преодолена повторным принятием этого же акта.
Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают
силу; признанные не соответствующими Конституции Российской Федерации, не
вступившие в силу международные договоры Российской Федерации не подлежат
введению в действие и применению. Решения судов и иных органов, основанные на
актах, признанных неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть
пересмотрены в установленных федеральным законом случаях.
Согласно статье 75
Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской
Федерации» в решении Конституционного Суда Российской Федерации в зависимости
от характера рассматриваемого вопроса может определяться порядок вступления
решения в силу, а также порядок, сроки и особенности его исполнения (пункт 12).
В случае, если в решении Конституционного Суда Российской Федерации порядок
вступления в силу, сроки и особенности его исполнения специально не оговорены,
действует общий порядок, предусмотренный Федеральным конституционным законом «О
Конституционном Суде Российской Федерации».
Определение
Конституционного Суда Российской Федерации от 04 апреля 2006 года № 89-0 не
содержит положений, устанавливающих порядок вступления его в силу.
02.11.2006 г.
Конституционным Судом РФ было вынесено определение № 409-О «Об отказе в
удовлетворении ходатайства Министра здравоохранения и социального развития
Российской Федерации об официальном разъяснении указанного выше определения.
То обстоятельство,
что в определении Конституционного Суда от 02.11.2006г. № 409-0 содержится
указание о вступлении в силу Определения от 04 апреля 2006г. № 89-0 со дня его
принятия, само по себе не может свидетельствовать об отсутствии у истицы права
на перерасчет ежемесячных денежных выплат за оспариваемый период, т.е. с 23.03.2005
г. по 03.04.2006 г., поскольку конституционно-правовое истолкование правовых
норм, данное Конституционным Судом РФ, как это вытекает из ч. 2 ст. 74 Федерального конституционного закона «О
Конституционном Суде РФ», во взаимосвязи с его ст. 3, 6, 36, 79, 85, 86, 87, 96
и 100, является общеобязательным. Более
того, в самом Определении Конституционного Суда РФ от 04.04.2006г. указано на
необходимость пересмотра вынесенных правоприменительных решений в истолковании,
расходящемся с их конституционно-правовым смыслом, выявленным в настоящем
Определении, а также на то, что выявленный в настоящем Определении
конституционно-правовой смысл указанных законоположений является общеобязательным
и исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.
Данное Определение
предполагает, что толкование вышеприведенных норм, касающихся выплаты ЕДВ
участникам Великой Отечественной войны из числа военнослужащих, указанных в
подпункте «з» подпункта 1 пункта 1 статьи
2 Федерального закона «О ветеранах», действует не с момента принятия
настоящего Определения, а с момента вступления в силу Федерального закона от 22
августа 2004г. № 122-ФЗ (с 01.01.2005г.).
Исходя из
вышеизложенного, а также из преамбулы Федерального закона от 22 августа 2004г.
№ 122-ФЗ, не позволяющей использовать нормы данного Закона для умаления прав и
законных интересов человека и гражданина, участники Великой Отечественной войны
из числа военнослужащих, в том числе уволенных в запас (отставку), проходившие
военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не
входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941г. по 3 сентября
1945г. не менее 6 месяцев, в случае признания их инвалидами вследствие общего
заболевания имеют право на предоставление ежемесячной денежной выплаты в
размере, установленном для инвалидов Великой Отечественной войны, в том числе и
с 01 января 2005 года, т.е. с даты вступления в силу изменений, внесенных
Федеральным Законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ.
Правовая позиция,
выраженная в Определении Конституционного Суда РФ от 04.04.2006г. № 89-0, имеет
общее значение, поэтому указанные правовые нормы не могут истолковываться и
применяться вопреки их конституционно-правовому смыслу, выявленному
Конституционным Судом Российской Федерации, во избежание нарушения прав и
свобод граждан. Иное означало бы, что суд общей юрисдикции может осуществлять
истолкование закона, придавая ему иной смысл, нежели выявленный в результате
проверки в процессе конституционного судопроизводства, и тем самым подменять
Конституционный Суд Российской Федерации, чего он в силу ст. ст. 118, 125, 126,
127 и 128 Конституции Российской Федерации делать не вправе.
Таким образом,
выводы суда по делу являются законными и обоснованными, так как они
соответствуют установленным по делу обстоятельствам и требованиям действующего законодательства
при его правильном толковании. Доводы кассационной жалобы ответчика являются
аналогичными его возражениям в суде первой инстанции, которые являлись
предметом исследования суда, в решении им дана правильная оценка.
На основании
изложенного и руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Цильнинского районного суда Ульяновской
области от 10 июля 2007 года оставить без изменения, кассационную жалобу
Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в Цильнинском
районе Ульяновской области – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: