Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О признании бездействия незаконным
Документ от 27.10.2020, опубликован на сайте 02.11.2020 под номером 90625, 2-я гражданская, о признании бездействия незаконным, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

     У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

Судья Костычева Л.И.                                                                  Дело № 33а-3727/2020

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                     27 октября 2020 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего  Камаловой Е.Я.,

судей Смирновой Ю.В.,  Васильевой Е.В.,

при секретаре Расторгуевой Л.О.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционное представление прокурора Новоспасского района Ульяновской области  на решение Новоспасского районного суда Ульяновской области от 15 июля 2020 года по делу № 2а-230/2020, по которому постановлено:

в удовлетворении административных исковых требований прокурора Новоспасского района Ульяновской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Новоспасский район» Ульяновской области, Отделу образования администрации муниципального образования «Новоспасский район» Ульяновской области о признании бездействия по обеспечению бесплатным двухразовым питанием обучающихся на дому детей с ограниченными возможностями здоровья незаконным и обязании обеспечить несовершеннолетних, имеющих статус детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся на дому бесплатным двухразовым питанием, отказать в полном объеме.

Заслушав доклад судьи Смирновой Ю.В., пояснения прокурора                   Федечко Ф.И.,  поддержавшего доводы  апелляционного представления,  судебная коллегия

 

установила:

прокурор Новоспасского района Ульяновской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с  уточненным иском к муниципальному учреждению «администрация муниципального образования «Новоспасский район» Ульяновской области (далее по тексту – администрация МО «Новоспасский район»),  отделу образования администрации муниципального образования «Новоспасский район» Ульяновской области (далее по тексту – Отдел образования) о признании бездействия  незаконным, возложении обязанности обеспечить несовершеннолетних, имеющих статус детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся на дому, бесплатным двухразовым питанием.

Требования мотивированы тем, что в ходе прокурорской проверки выявлены нарушения действующего законодательства организации питания детей-инвалидов, имеющих статус детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающимися в образовательных учреждениях МО «Новоспасский район».

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционном представлении прокурор Новоспасского района Ульяновской области не соглашается с решением суда, считает его незаконным и необоснованным, принятым с неправильным применением норм материального и процессуального права. Просит его отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении административных исковых требований.

Полагает, что судом незаконно отклонены исковые требования по надуманным основаниям без должной мотивировки принятого решения.

Считает необоснованным вывод суда о том, что действующее законодательство в настоящее время не предусматривает обязанность органов местного самоуправления по обеспечению детей-инвалидов, имеющих статус детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся на дому, бесплатным двухразовым питанием.

В возражениях на апелляционное представление администрация                             МО «Новоспасский район» Ульяновской области просит решение суда оставить без изменения, апелляционное представление – без удовлетворения.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц согласно ст.150, ст.306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного  представления,  возражений на  него, судебная коллегия приходит к  следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, на территории                      МО «Новоспасский район»  Ульяновской области в 2019 году количество несовершеннолетних лиц, имеющих статус  детей-инвалидов  с ограниченными возможностями здоровья, которые обучались на дому, составляло 53 человека, в  2020 году - 55 человек.  При этом они в течение 2019 г. и текущего 2020 г. не обеспечивались питанием.  

Данные обстоятельства послужили поводом для обращения  прокурора   в суд.

В соответствии со ст.5 Федерального закона от 29.12.2012    273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее- Закона) реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения.

Пунктами 1 и 2 части 2 статьи 34 данного Закона предусмотрено, что обучающимся предоставляются меры социальной поддержки: полное государственное обеспечение, в том числе обеспечение одеждой, обувью, жестким и мягким инвентарем, обеспечение питанием в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

Частью 7 статьи 79 указанного Закона установлено, что обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, проживающие в организации, осуществляющей образовательную деятельность, находятся на полном государственном обеспечении и обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем; иные обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием.

Статьей 37 этого же Закона регламентировано, что организация питания обучающихся возлагается на организации, осуществляющие образовательную деятельность, а обеспечение питанием обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется в случаях и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации, обучающихся за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов - органами местного самоуправления.

Статья 79 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании» устанавливает особенности обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, проживающие в организации, осуществляющей образовательную деятельность, находятся на полном государственном обеспечении и обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем. Иные обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием.

В соответствии с пунктом 16 статьи 2 Федерального закона  от 29.12.2012                 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» под обучающимся с ограниченными возможностями понимается физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Деятельность психолого-медико-педагогической комиссии, включая порядок проведения комиссией комплексного психолого-медико-педагогического обследования детей, регулируется Положением о такой комиссии, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.09.2013  № 1082.

Под инвалидом статья 1 Федерального закона от 24.11.1995  № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» понимает лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы в порядке и на условиях, предусмотренных Правилами признания лица инвалидом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 № 95.

Согласно п.6 ст.5 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе осуществлять в области социальной защиты и социальной поддержки инвалидов предоставление дополнительных мер социальной поддержки инвалидам за счёт средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Частями 1 и 2 статьи 79 Федерального закона от 29.12.2012 №  273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися, под которыми понимаются условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Учитывая, что порядок обеспечения питанием детей-инвалидов, имеющих статус обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, получающих образование на дому, законодательно не был урегулирован, Минобрнауки России в своем письме «Об осуществлении выплат компенсации родителям (законным представителям) детей, обучающихся на дому» от 14.01.2016  № 07-81  разъяснил, что указанная категория обучающихся должна обеспечиваться сухим пайком или получать компенсацию за питание в денежном эквиваленте.

Учитывая вышеизложенное, правовых оснований для удовлетворения требований  прокурора у суда первой инстанции не имелось.

Соглашаясь с решением суда, вместе с тем судебная коллегия полагает не соответствующими закону выводы суда об отсутствии у органов местного самоуправления законодательно  предусмотренной обязанности по обеспечению детей-инвалидов,  имеющих статус детей с ограниченными возможностями здоровья,  обучающихся на дому, двухразовым питанием, поскольку они  противоречат положениям ч.4 ст.37, ч.7 ст.79  Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании». Указанный вывод следует исключить из решения суда, что не влечет изменение или отмену решения суда.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

решение Новоспасского районного суда Ульяновской области от 15 июля 2020 года оставить без изменения,  а апелляционное представление прокурора Новоспасского района Ульяновской области  – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи: