Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О взыскании выплаты
Документ от 20.10.2020, опубликован на сайте 03.11.2020 под номером 90612, 2-я гражданская, о взыскании социально выплаты на приобретение жилья в сельской местности, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Лобина Н.В.                                                                           Дело №33-3752/2020

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                           20 октября 2020 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Фёдоровой Л.Г.,

судей Фоминой В.А., Трифоновой Т.П.

при секретаре Воронковой И.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1-193/2020 по апелляционной жалобе представителя Горячевой Татьяны Вячеславовны – Тришина Виталия Алексеевича на решение Карсунского районного суда Ульяновской области от 22 июня 2020 года, по которому постановлено:

 

исковые требования Министерства агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области к Горячевой Татьяне Вячеславовне о взыскании денежных средств, полученных в качестве социальной выплаты на строительство жилья в сельской местности, удовлетворить.

Взыскать  с Горячевой Татьяны Вячеславовны денежные средства, полученные в виде социальной выплаты на строительство жилья в сельской местности, в размере 907 200 руб., из них в бюджет Российской Федерации – 504 922 руб., в бюджет Ульяновской области – 397 742 руб., в бюджет муниципального образования «Карсунский район» Ульяновской области – 4536 руб. в лице Министерства агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области.

Взыскать с Горячевой Татьяны Вячеславовны в доход МО «Карсунский район» Ульяновской области государственную пошлину в размере 12 272 руб.

 

Заслушав доклад судьи Федоровой Л.Г.,  судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Министерство агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области (далее – Министерство) обратилось в суд с иском к Горячевой Т.В. о взыскании денежных средств, полученных в качестве социальной выплаты на строительство жилья  в сельской местности.

Требования мотивированы тем, что 01.10.2015 Горячева Т.В. обратилась в администрацию с заявлением о включении ее в программу «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года», утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 № 598, при этом обязалась осуществить целевое использование полученных финансовых средств в сроки, предусмотренные указанной программой.

11.05.2017 в целях реализации мероприятий, предусмотренных программой, Горячевой Т.В. с численным составом семьи 4 человека выдано свидетельство о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в размере 907 200 руб., в том числе: средства федерального бюджета – 504 922 руб., средства бюджета Ульяновской области – 397 742 руб., средства бюджета муниципального образования «Карсунский район» Ульяновской области - 4536 руб. Ответчик, в свою очередь, была обязана построить и оформить жилое помещение, расположенное по адресу, указанному в разрешении на строительство, в общую долевую собственность всех членов семьи еще июле 2018 года. На строительство индивидуального жилого дома ей был заключен договор подряда с А*** А.В., стоимость работ  по договору составила 1 296 000 руб. Однако согласно актам выполненных работ Горячевой Т.В. на строительство дома затрачено 1 057 640 руб., что на 238 360 руб. меньше, чем в договоре подряда. Таким образом, фактически затраченные Горячевой Т.В. на строительство дома собственные денежные средства составили 150 440 руб., что составляет 14,22% от общей суммы затрат на строительство, тогда как по условиям программы должно быть затрачено не менее 30%. 15.07.2019 в адрес Горячевой Т.В. было направлено требование о предоставлении копий свидетельств о праве собственности на построенное жилое помещение, однако до настоящего времени документы, подтверждающие регистрацию права собственности на жилой дом в общую долевую собственность всех членов семьи, Горячевой Т.В. не представлены.

Истец просил взыскать с Горячевой Т.В. денежные средства, полученные в виде социальной выплаты на строительство жилья в сельской местности, в размере 907 200 руб., из них в бюджет Российской Федерации – 504 922 руб., в бюджет Ульяновской области – 397 742 руб., в бюджет муниципального образования «Карсунский район» Ульяновской области - 4536 руб. в лице Министерства агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области как главного распорядителя бюджетных средств.

Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе представитель Горячевой Т.В. – Тришин В.А. не соглашается с решением суда, считает его необоснованным, просит отменить, принять новое решение.

В обоснование жалобы указывает, что судом не был учтен п.46 параграфа 3 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, являющегося приложением №1 к Правилам предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в соответствии с которым взыскание денежных средств не может производиться с гражданина, если он проявил заботливость и осмотрительность в той степени, которая требовалась от него как получателя выплаты и участника гражданско-правовых отношений, связанных со строительством жилья и регистрации права собственности на данное жилое помещение.

Дело рассмотрено в отсутствии неявившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного разбирательства своевременно и надлежащим образом.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как  следует из материалов дела, 1 октября  2015 года Горячева Т.В. обратилась в Администрацию МО «Карсунский район» Ульяновской области с заявлением о включении ее в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» жилищные условия она планировала улучшить путем строительства индивидуального жилого дома в с. Прислониха, состав семьи супруг  Г*** А.В., *** 1980 года рождения,  дочь Х*** Я.Р., *** 1995 года рождения, дочь Г*** Е.А., *** 2009  года рождения (л.д.22).

Согласно акту от 9 января 2017 года семья Горячевой Т.В. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий (л.д. 28).

По результатам рассмотрения заявления Гороячева Т.В. и члены ее семьи были включены в список участников мероприятий – получателей социальных выплат на улучшение жилищных условий в рамках ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» по МО «»Карсунский район» на 2017 год.

11 мая 2017 года Горячевой Т.В. было выдано свидетельство №28 о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в размере 907 200 руб., в том числе - средства федерального бюджета – 504 922 руб., средства бюджета субъекта РФ – 397 742 руб., средства местного бюджета – 4536 руб. (л.д. 15).

Платежным поручением №10377 от 5 июня 2017 года на счет Горячевой Т.В. перечислено 504 922 руб. (л.д.192), платежным поручением №*** в сумме 397 742 руб. (л.д.193), платежным поручением №*** в сумме 4536 руб. (л.д.194). Факт получения социальной выплаты стороной ответчика не оспаривается.

Разрешение на строительство №73-505-017-2016 от 9 февраля 2016 года выдано Горячевой Т.В., Г*** А.В. на строительство индивидуального жилого дома  по адресу: ***, на земельном участке с кадастровым номером ***, площадью застройки 120 кв.м (л.д.137).

На момент получения Горячевой Т.В. свидетельства о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности    № 28 действовала федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 года № 598.

Срок действия свидетельства № 28 oт 11 мая 2017 года о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности Горячевой Т.В. до 11 июля 2018 года.

Поскольку документы, подтверждающие использование социальной выплаты на строительство жилого помещения согласно условиям Программы, ответчиком представлены не были, Министерство обратилось в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суд первой инстанции правильно определил фактические обстоятельства дела, закон, подлежащий применению, руководствуясь которым, пришел к верному выводу об удовлетворении заявленных требований.

Вывод суда мотивирован, оснований не соглашаться с ним судебная коллегия не усматривает.

Реализация мероприятий по указанной федеральной целевой программе в настоящее время осуществляется в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13 декабря 2017 года № 1544.

Основными задачами ФЦП являлись: удовлетворение потребностей сельского населения, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в благоустроенном жилье; повышение уровня комплексного обустройства населенных пунктов, расположенных в сельской местности, объектами социальной и инженерной инфраструктуры.

Постановлением Правительства Российской Федерации № 598 от 15 июля 2013 года также было утверждено Типовое положение о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретения) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам (приложение № 4 к ФЦП), которым  установлен порядок предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, проживающим и работающим на селе либо изъявившим желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там (далее – Типовое положение).

В соответствии с п. 2 Типового положения социальные выплаты гражданам, молодым семьям и молодым специалистам предоставляются за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов.

Пунктом 4 Типового положения установлено, что право на получение социальной выплаты гражданин имеет при соблюдении в совокупности следующих условий:

а) постоянное проживание в сельской местности;

б) работа по трудовому договору или осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности (основное место работы) в сельской местности (в течение не менее одного года на дату подачи заявления о включении в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, по форме согласно приложению № 6 к федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 года № 598 «О федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года»);

в) наличие собственных и (или) заемных средств в размере не менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, определяемой в соответствии с пунктом 13 Типового положения, а также средств, необходимых для строительства (приобретения) жилья в случае, предусмотренном пунктом 18 Типового положения. Доля собственных и (или) заемных средств в процентах от расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, в том числе отдельно по гражданам и молодым семьям (молодым специалистам), устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. В случае если указанная доля установлена в размере менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, разница компенсируется за счет средств регионального (местного) бюджета субъекта Российской Федерации (муниципального образования). При отсутствии (недостаточности) собственных и (или) заемных средств гражданином могут быть использованы средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в порядке, установленном Правилами направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2007 года № 862 «О Правилах направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий»;

г) признание нуждающимся в улучшении жилищных условий. В целях названного Типового положения признание граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий осуществляется органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства по основаниям, установленным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации. Граждане, намеренно ухудшившие жилищные условия, могут быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий не ранее чем через 5 лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Согласно п. 8 Типового положения гражданин, которому предоставляется социальная выплата, вправе ее использовать на строительство жилого дома (создание объекта индивидуального жилищного строительства или пристроенного жилого помещения к имеющемуся жилому дому) в сельской местности, в том числе на завершение ранее начатого строительства жилого дома (п.п. «б»).

Как указано в п. 12 Типового положения, право граждан на получение социальной выплаты удостоверяется свидетельством, не являющимся ценной бумагой, по форме, предусмотренной приложением № 5 к Программе. Срок действия свидетельства составляет 1 год с даты выдачи, указанной в свидетельстве.

Выдача свидетельства получателю социальной выплаты осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Получатель социальной выплаты в срок, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, представляет свидетельство в кредитную организацию для заключения договора банковского счета и открытия банковского счета, предназначенного для зачисления социальной выплаты (п. 24 Типового положения).

Жилое помещение оформляется в общую собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве, в срок, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (п. 30 Типового положения).

Пунктами 2.1, 2.3 постановления Правительства Ульяновской области от 27 мая 2014 года № 196-П «О некоторых мерах по устойчивому развитию сельских территорий Ульяновской области» (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) предусматривалось, что доля собственных и (или) заемных средств граждан Российской Федерации, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, проживающих и работающих на селе либо изъявивших желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там, при использовании права на получение социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности должна составлять 30 процентов от расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья (п. 2.1); срок для оформления жилого помещения в общую собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности при получении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности, - не более 2 месяцев со дня окончания срока действия такого свидетельства (п. 2.3).

Установленный п. 2.3  постановления Правительства Ульяновской области от 27 мая 2014 года № 196-П (в редакции постановления Правительства Ульяновской области от 30 января 2018 года № 55-П) срок для оформления жилого помещения в общую собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности, при получении социальной выплаты на строительство жилья в сельской местности, увеличен и не может быть более 1 года со дня окончания срока действия такого свидетельства.

Материалами дела подтверждено и Горячевой Т.В. не оспорено, что социальная выплата, право ответчика на получение которой было удостоверено свидетельством от 11 мая 2017 года, в общей сумме 907 200 руб. предназначалась для строительства индивидуального жилого дома, что следует из заявления, с которым она обращалась к Главе администрации МО «Карсунский район».

Пунктом 30 Типового положения установлено, что жилое помещение оформляется в общую собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве, в срок, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (абзац 1).

Орган исполнительной власти вправе истребовать в судебном порядке от получателя социальной выплаты средства в размере предоставленной социальной выплаты в случае несоблюдения срока, установленного для оформления жилого помещения в собственность (абзац 4).

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 14 января 2020 года № 2-П абзацы первый и четвертый пункта 30 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации, поскольку - по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования - они предполагают, что решение суда по иску органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации о взыскании с получателя социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности денежных средств в размере предоставленной социальной выплаты в случае, если ее получатель не осуществил регистрацию права собственности на жилое помещение в срок, определенный нормативным актом субъекта Российской Федерации, должно приниматься на основе установления и исследования всех имеющих значение для разрешения дела обстоятельств, в том числе причин пропуска данного срока, разумности и осмотрительности действий получателя социальной выплаты, соблюдения им условий ее использования, предусмотренных нормативными актами и договором о ее предоставлении.

Конституционно-правовой смысл абзацев первого и четвертого пункта 30 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, выявленный в Постановлении от 14 января 2020 года № 2-П, является общеобязательным, что исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.

Как указано выше администрацией МО «Карсунский район» Ульяновской области Горячевой Т.В., Г*** А.В. было выдано разрешение на строительство №73-505-017-2016 от 9 февраля 2016 года  индивидуального жилого дома  по адресу: ***, на земельном участке с кадастровым номером ***, площадью застройки 120 кв.м.

Между тем доказательства строительства Горячевой Т.В. на средства социальной выплаты жилого дома и регистрации права общей долевой собственности на жилой дом в Едином государственном реестре недвижимости в материалах дела отсутствуют.

Установив, что жилое помещение на средства социальной выплаты Горячевой Т.В.  не возводилось, суд первой инстанции, исходя из приведенных выше положений закона, пришел к верному выводу о том, что орган исполнительной власти вправе истребовать в судебном порядке от получателя социальной выплаты средства в размере предоставленной социальной выплаты.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда, поскольку он соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, и обстоятельствам дела.

Согласно ст. 309 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.

Судебная коллегия обращает внимание на то, что Горячева Т.В. с условиями программы об улучшении жилищных условий лиц, проживающих в сельской местности, была ознакомлена, о чем свидетельствуют все ее последующие действия: узнав о принятии программы, она обратилась в надлежащие органы с заявлением, собрала все необходимые документы для участия в этой программе.

Из представленного стороной ответчиком договора подряда № 15 на строительство индивидуального жилого дома от 17 июня 2017 года следует, что по заданию заказчика Горяевой Т.В. подрядчик А*** А.В. обязался  произвести работы по строительству индивидуального жилого дома в соответствии с техническими условиями и проектно-сметной документацией, выданной заказчиком.            Срок выполнения работ по договору – с 17.06.2017 по 17.06.2020, стоимость работ – 1 296 000 рублей.

Согласно представленным ответчиком актам № 1 и № 2 о приемке выполненных работ по смете № 242 от 23.05.2017, подписанных Горячевой Т.В. и А*** А.В., стоимость работ по строительству индивидуального жилого дома в *** составила соответственно 504 922 руб. и  402 278 руб. Из указанных актов также следует, что заказчиком приняты работы по строительству жилого дома, в том  числе, по кладке стен из камней с облицовкой камнями лицевыми профильными, установке стропил, перекрытий с укладкой балок по стенам каменным и т.д.    

Из объяснений представителя ответчика в суде первой инстанции следует, что жилой дом на момент рассмотрения  дела почти построен, планируется оформление документов по вводу его в эксплуатацию.

Вместе с тем по информации администрации МО «Карсунский район» Ульяновской области, представленных фотографий, следует, что в результате проведенной проверки, проведенной ведущим специалистом по строительству администрации МО «Карсунский район», установлено, что  по адресу: *** обнаружен деревянный дом старой постройки, каких-либо новых построек не имеется, рядом с домом находятся стройматериалы (л.д.185, 186-190).

В соответствии с выписками из ЕГРН по состоянию на 27 марта 2020 года по адресу: *** зарегистрирован жилой дом с кадастровым номером ***, 1962 года постройки, площадью 34,7 кв.м, материал наружных  стен – деревянные, расположенный на земельном участке с кадастровым номером ***, находящийся в общей долевой собственности (по 1/2 доле) Горячевой Т.В. и Г*** А.В. с 29.10.2010, в отношении, которого зарегистрировано обременение в виде ипотеки (л.д.101-104).  

Таким образом, жилое помещение на средства социальной выплаты в установленный срок Горячевой Т.В. не построено, сведения, указанные в актах приемки выполненных работ, представленных стороной ответчика, не соответствуют действительности.

Доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм материального права и не могут служить основанием для отмены решения суда.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом верно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

решение Карсунского районного суда Ульяновской области от 22 июня 2020 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Горячевой Татьяны Вячеславовны – Тришина Виталия Алексеевича – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение  трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Карсунский районный суд Ульяновской области.

 

Председательствующий                                               Судьи