УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ
СУД
Судья Лобина Н.В.
Дело №33-3752/2020
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р
Е Д Е Л Е Н И Е
г. Ульяновск 20 октября 2020 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Фёдоровой
Л.Г.,
судей Фоминой В.А., Трифоновой Т.П.
при секретаре Воронковой И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №
2-1-193/2020 по апелляционной жалобе представителя Горячевой Татьяны
Вячеславовны – Тришина Виталия Алексеевича на решение Карсунского районного
суда Ульяновской области от 22 июня 2020 года, по которому постановлено:
исковые требования Министерства агропромышленного комплекса
и развития сельских территорий Ульяновской области к Горячевой Татьяне
Вячеславовне о взыскании денежных средств, полученных в качестве социальной
выплаты на строительство жилья в сельской местности, удовлетворить.
Взыскать с Горячевой
Татьяны Вячеславовны денежные средства, полученные в виде социальной выплаты на
строительство жилья в сельской местности, в размере 907 200 руб., из них в
бюджет Российской Федерации – 504 922 руб., в бюджет Ульяновской области – 397
742 руб., в бюджет муниципального образования «Карсунский район» Ульяновской
области – 4536 руб. в лице Министерства агропромышленного комплекса и развития
сельских территорий Ульяновской области.
Взыскать с Горячевой Татьяны Вячеславовны в доход МО
«Карсунский район» Ульяновской области государственную пошлину в размере 12 272
руб.
Заслушав доклад судьи Федоровой Л.Г., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Министерство агропромышленного комплекса и развития сельских
территорий Ульяновской области (далее – Министерство) обратилось в суд с иском
к Горячевой Т.В. о взыскании денежных средств, полученных в качестве социальной
выплаты на строительство жилья в
сельской местности.
Требования мотивированы тем, что 01.10.2015 Горячева Т.В.
обратилась в администрацию с заявлением о включении ее в программу «Устойчивое
развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года»,
утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 №
598, при этом обязалась осуществить целевое использование полученных финансовых
средств в сроки, предусмотренные указанной программой.
11.05.2017 в целях реализации мероприятий, предусмотренных
программой, Горячевой Т.В. с численным составом семьи 4 человека выдано
свидетельство о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение)
жилья в сельской местности в размере 907 200 руб., в том числе: средства
федерального бюджета – 504 922 руб., средства бюджета Ульяновской области – 397
742 руб., средства бюджета муниципального образования «Карсунский район»
Ульяновской области - 4536 руб. Ответчик, в свою очередь, была обязана
построить и оформить жилое помещение, расположенное по адресу, указанному в
разрешении на строительство, в общую долевую собственность всех членов семьи
еще июле 2018 года. На строительство индивидуального жилого дома ей был
заключен договор подряда с А*** А.В., стоимость работ по договору составила 1 296 000 руб.
Однако согласно актам выполненных работ Горячевой Т.В. на строительство дома
затрачено 1 057 640 руб., что на 238 360 руб. меньше, чем в договоре
подряда. Таким образом, фактически затраченные Горячевой Т.В. на строительство
дома собственные денежные средства составили 150 440 руб., что составляет
14,22% от общей суммы затрат на строительство, тогда как по условиям программы
должно быть затрачено не менее 30%. 15.07.2019 в адрес Горячевой Т.В. было
направлено требование о предоставлении копий свидетельств о праве собственности
на построенное жилое помещение, однако до настоящего времени документы,
подтверждающие регистрацию права собственности на жилой дом в общую долевую
собственность всех членов семьи, Горячевой Т.В. не представлены.
Истец просил взыскать с Горячевой Т.В. денежные средства,
полученные в виде социальной выплаты на строительство жилья в сельской
местности, в размере 907 200 руб., из них в бюджет Российской Федерации – 504
922 руб., в бюджет Ульяновской области – 397 742 руб., в бюджет муниципального
образования «Карсунский район» Ульяновской области - 4536 руб. в лице
Министерства агропромышленного комплекса и развития сельских территорий
Ульяновской области как главного распорядителя бюджетных средств.
Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял
вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель Горячевой Т.В. – Тришин
В.А. не соглашается с решением суда, считает его необоснованным, просит
отменить, принять новое решение.
В обоснование жалобы указывает, что судом не был учтен п.46
параграфа 3 Типового положения о предоставлении социальных выплат на
строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим
в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам,
являющегося приложением №1 к Правилам предоставления и распределения субсидий
из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение
жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых
семей и молодых специалистов, в соответствии с которым взыскание денежных
средств не может производиться с гражданина, если он проявил заботливость и
осмотрительность в той степени, которая требовалась от него как получателя
выплаты и участника гражданско-правовых отношений, связанных со строительством
жилья и регистрации права собственности на данное жилое помещение.
Дело рассмотрено в отсутствии неявившихся лиц, извещенных о
месте и времени судебного разбирательства своевременно и надлежащим образом.
В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в
пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной
жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из
материалов дела, 1 октября 2015 года Горячева
Т.В. обратилась в Администрацию МО «Карсунский район» Ульяновской области с
заявлением о включении ее в состав участников мероприятий по улучшению жилищных
условий граждан, проживающих в сельской местности, в рамках федеральной целевой
программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на
период до 2020 года» жилищные условия она планировала улучшить путем
строительства индивидуального жилого дома в с. Прислониха, состав семьи супруг Г*** А.В., *** 1980 года рождения, дочь Х*** Я.Р., *** 1995 года рождения, дочь Г***
Е.А., *** 2009 года рождения (л.д.22).
Согласно акту от 9 января 2017 года семья Горячевой Т.В.
признана нуждающейся в улучшении жилищных условий (л.д. 28).
По результатам рассмотрения заявления Гороячева Т.В. и члены
ее семьи были включены в список участников мероприятий – получателей социальных
выплат на улучшение жилищных условий в рамках ФЦП «Устойчивое развитие сельских
территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» по МО «»Карсунский
район» на 2017 год.
11 мая 2017 года Горячевой Т.В. было выдано свидетельство
№28 о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в
сельской местности в размере 907 200 руб., в том числе - средства федерального
бюджета – 504 922 руб., средства бюджета субъекта РФ – 397 742 руб., средства
местного бюджета – 4536 руб. (л.д. 15).
Платежным поручением №10377 от 5 июня 2017 года на счет
Горячевой Т.В. перечислено 504 922 руб. (л.д.192), платежным поручением №***
в сумме 397 742 руб. (л.д.193), платежным поручением №*** в сумме 4536
руб. (л.д.194). Факт получения социальной выплаты стороной ответчика не
оспаривается.
Разрешение на строительство №73-505-017-2016 от 9 февраля
2016 года выдано Горячевой Т.В., Г*** А.В. на строительство индивидуального
жилого дома по адресу: ***, на земельном
участке с кадастровым номером ***, площадью застройки 120 кв.м (л.д.137).
На момент получения Горячевой Т.В. свидетельства о
предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в
сельской местности № 28 действовала
федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на
2014-2017 годы и на период до 2020 года», утвержденная Постановлением
Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 года № 598.
Срок действия свидетельства № 28 oт 11 мая 2017 года о
предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в
сельской местности Горячевой Т.В. до 11 июля 2018 года.
Поскольку документы, подтверждающие использование социальной
выплаты на строительство жилого помещения согласно условиям Программы,
ответчиком представлены не были, Министерство обратилось в суд с настоящим
иском.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно определил
фактические обстоятельства дела, закон, подлежащий применению, руководствуясь
которым, пришел к верному выводу об удовлетворении заявленных требований.
Вывод суда мотивирован, оснований не соглашаться с ним
судебная коллегия не усматривает.
Реализация мероприятий по указанной федеральной целевой
программе в настоящее время осуществляется в рамках Государственной программы
развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной
продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы в соответствии с
постановлением Правительства Российской Федерации от 13 декабря 2017 года №
1544.
Основными задачами ФЦП являлись: удовлетворение потребностей
сельского населения, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в благоустроенном
жилье; повышение уровня комплексного обустройства населенных пунктов,
расположенных в сельской местности, объектами социальной и инженерной
инфраструктуры.
Постановлением Правительства Российской Федерации № 598 от
15 июля 2013 года также было утверждено Типовое положение о предоставлении
социальных выплат на строительство (приобретения) жилья гражданам Российской
Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и
молодым специалистам (приложение № 4 к ФЦП), которым установлен порядок предоставления социальных
выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации,
проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым
специалистам, проживающим и работающим на селе либо изъявившим желание
переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там
(далее – Типовое положение).
В соответствии с п. 2 Типового положения социальные выплаты
гражданам, молодым семьям и молодым специалистам предоставляются за счет
средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и (или)
местных бюджетов.
Пунктом 4 Типового положения установлено, что право на
получение социальной выплаты гражданин имеет при соблюдении в совокупности
следующих условий:
а) постоянное проживание в сельской местности;
б) работа по трудовому договору или осуществление
индивидуальной предпринимательской деятельности (основное место работы) в
сельской местности (в течение не менее одного года на дату подачи заявления о
включении в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий
граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых
специалистов, по форме согласно приложению № 6 к федеральной целевой программе
«Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до
2020 года», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от
15 июля 2013 года № 598 «О федеральной целевой программе «Устойчивое развитие
сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года»);
в) наличие собственных и (или) заемных средств в размере не
менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья,
определяемой в соответствии с пунктом 13 Типового положения, а также средств,
необходимых для строительства (приобретения) жилья в случае, предусмотренном
пунктом 18 Типового положения. Доля собственных и (или) заемных средств в
процентах от расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, в том
числе отдельно по гражданам и молодым семьям (молодым специалистам),
устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. В
случае если указанная доля установлена в размере менее 30 процентов расчетной
стоимости строительства (приобретения) жилья, разница компенсируется за счет
средств регионального (местного) бюджета субъекта Российской Федерации
(муниципального образования). При отсутствии (недостаточности) собственных и
(или) заемных средств гражданином могут быть использованы средства (часть
средств) материнского (семейного) капитала в порядке, установленном Правилами
направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на
улучшение жилищных условий, утвержденными постановлением Правительства
Российской Федерации от 12 декабря 2007 года № 862 «О Правилах направления
средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных
условий»;
г) признание нуждающимся в улучшении жилищных условий. В
целях названного Типового положения признание граждан нуждающимися в улучшении
жилищных условий осуществляется органами местного самоуправления по месту их
постоянного жительства по основаниям, установленным статьей 51 Жилищного
кодекса Российской Федерации. Граждане, намеренно ухудшившие жилищные условия,
могут быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий не ранее чем
через 5 лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Согласно п. 8 Типового положения гражданин, которому
предоставляется социальная выплата, вправе ее использовать на строительство
жилого дома (создание объекта индивидуального жилищного строительства или
пристроенного жилого помещения к имеющемуся жилому дому) в сельской местности,
в том числе на завершение ранее начатого строительства жилого дома (п.п. «б»).
Как указано в п. 12 Типового положения, право граждан на
получение социальной выплаты удостоверяется свидетельством, не являющимся
ценной бумагой, по форме, предусмотренной приложением № 5 к Программе. Срок
действия свидетельства составляет 1 год с даты выдачи, указанной в
свидетельстве.
Выдача свидетельства получателю социальной выплаты
осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации,
уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта
Российской Федерации.
Получатель социальной выплаты в срок, установленный
нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, представляет
свидетельство в кредитную организацию для заключения договора банковского счета
и открытия банковского счета, предназначенного для зачисления социальной
выплаты (п. 24 Типового положения).
Жилое помещение оформляется в общую собственность всех
членов семьи, указанных в свидетельстве, в срок, установленный нормативным
правовым актом субъекта Российской Федерации (п. 30 Типового положения).
Пунктами 2.1, 2.3 постановления Правительства Ульяновской
области от 27 мая 2014 года № 196-П «О некоторых мерах по устойчивому развитию
сельских территорий Ульяновской области» (в редакции, действовавшей на момент
возникновения спорных правоотношений) предусматривалось, что доля собственных и
(или) заемных средств граждан Российской Федерации, проживающих в сельской
местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, проживающих и
работающих на селе либо изъявивших желание переехать на постоянное место
жительства в сельскую местность и работать там, при использовании права на
получение социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской
местности должна составлять 30 процентов от расчетной стоимости строительства
(приобретения) жилья (п. 2.1); срок для оформления жилого помещения в общую
собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве о предоставлении
социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности
при получении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в
сельской местности, - не более 2 месяцев со дня окончания срока действия такого
свидетельства (п. 2.3).
Установленный п. 2.3 постановления
Правительства Ульяновской области от 27 мая 2014 года № 196-П (в редакции
постановления Правительства Ульяновской области от 30 января 2018 года № 55-П)
срок для оформления жилого помещения в общую собственность всех членов семьи,
указанных в свидетельстве о предоставлении социальной выплаты на строительство
(приобретение) жилья в сельской местности, при получении социальной выплаты на
строительство жилья в сельской местности, увеличен и не может быть более 1 года
со дня окончания срока действия такого свидетельства.
Материалами дела подтверждено и Горячевой Т.В. не оспорено,
что социальная выплата, право ответчика на получение которой было удостоверено
свидетельством от 11 мая 2017 года, в общей сумме 907 200 руб.
предназначалась для строительства индивидуального жилого дома, что следует из
заявления, с которым она обращалась к Главе администрации МО «Карсунский
район».
Пунктом 30 Типового положения установлено, что жилое
помещение оформляется в общую собственность всех членов семьи, указанных в
свидетельстве, в срок, установленный нормативным правовым актом субъекта
Российской Федерации (абзац 1).
Орган исполнительной власти вправе истребовать в судебном
порядке от получателя социальной выплаты средства в размере предоставленной
социальной выплаты в случае несоблюдения срока, установленного для оформления
жилого помещения в собственность (абзац 4).
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от
14 января 2020 года № 2-П абзацы
первый и четвертый пункта 30 Типового положения о предоставлении социальных
выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации,
проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым
специалистам, признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации,
поскольку - по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового
регулирования - они предполагают, что решение суда по иску органа
исполнительной власти субъекта Российской Федерации о взыскании с получателя
социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности
денежных средств в размере предоставленной социальной выплаты в случае, если ее
получатель не осуществил регистрацию права собственности на жилое помещение в
срок, определенный нормативным актом субъекта Российской Федерации, должно
приниматься на основе установления и исследования всех имеющих значение для
разрешения дела обстоятельств, в том числе причин пропуска данного срока,
разумности и осмотрительности действий получателя социальной выплаты,
соблюдения им условий ее использования, предусмотренных нормативными актами и
договором о ее предоставлении.
Конституционно-правовой смысл абзацев первого и четвертого
пункта 30 Типового положения о предоставлении социальных выплат на
строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим
в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам,
выявленный в Постановлении от 14 января 2020 года № 2-П, является
общеобязательным, что исключает любое иное их истолкование в
правоприменительной практике.
Как указано выше администрацией МО «Карсунский район»
Ульяновской области Горячевой Т.В., Г*** А.В. было выдано разрешение на
строительство №73-505-017-2016 от 9 февраля 2016 года индивидуального жилого дома по адресу: ***, на земельном участке с
кадастровым номером ***, площадью застройки 120 кв.м.
Между тем доказательства строительства Горячевой Т.В. на
средства социальной выплаты жилого дома и регистрации права общей долевой
собственности на жилой дом в Едином государственном реестре недвижимости в
материалах дела отсутствуют.
Установив, что жилое помещение на средства социальной
выплаты Горячевой Т.В. не возводилось,
суд первой инстанции, исходя из приведенных выше положений закона, пришел к
верному выводу о том, что орган исполнительной власти вправе истребовать в
судебном порядке от получателя социальной выплаты средства в размере
предоставленной социальной выплаты.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда, поскольку он
соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения,
и обстоятельствам дела.
Согласно ст. 309 Гражданского кодекса РФ обязательства
должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства
и требованиями закона, иных правовых актов.
Судебная коллегия обращает внимание на то, что Горячева Т.В.
с условиями программы об улучшении жилищных условий лиц, проживающих в сельской
местности, была ознакомлена, о чем свидетельствуют все ее последующие действия:
узнав о принятии программы, она обратилась в надлежащие органы с заявлением,
собрала все необходимые документы для участия в этой программе.
Из
представленного стороной ответчиком договора подряда № 15 на строительство
индивидуального жилого дома от 17 июня 2017 года следует, что по заданию заказчика
Горяевой Т.В. подрядчик А*** А.В. обязался
произвести работы по строительству индивидуального жилого дома в
соответствии с техническими условиями и проектно-сметной документацией,
выданной заказчиком. Срок
выполнения работ по договору – с 17.06.2017 по 17.06.2020, стоимость работ –
1 296 000 рублей.
Согласно
представленным ответчиком актам № 1 и № 2 о приемке выполненных работ по смете
№ 242 от 23.05.2017, подписанных Горячевой Т.В. и А*** А.В., стоимость работ по
строительству индивидуального жилого дома в *** составила соответственно 504
922 руб. и 402 278 руб. Из указанных
актов также следует, что заказчиком приняты работы по строительству жилого
дома, в том числе, по кладке стен из
камней с облицовкой камнями лицевыми профильными, установке стропил, перекрытий
с укладкой балок по стенам каменным и т.д.
Из
объяснений представителя ответчика в суде первой инстанции следует, что жилой
дом на момент рассмотрения дела почти
построен, планируется оформление документов по вводу его в эксплуатацию.
Вместе
с тем по информации администрации МО «Карсунский район» Ульяновской области,
представленных фотографий, следует, что в результате проведенной проверки,
проведенной ведущим специалистом по строительству администрации МО «Карсунский
район», установлено, что по адресу: ***
обнаружен деревянный дом старой постройки, каких-либо новых построек не
имеется, рядом с домом находятся стройматериалы (л.д.185, 186-190).
В
соответствии с выписками из ЕГРН по состоянию на 27 марта 2020 года по адресу: ***
зарегистрирован жилой дом с кадастровым номером ***, 1962 года постройки,
площадью 34,7 кв.м, материал наружных
стен – деревянные, расположенный на земельном участке с кадастровым
номером ***, находящийся в общей долевой собственности (по 1/2 доле) Горячевой
Т.В. и Г*** А.В. с 29.10.2010, в отношении, которого зарегистрировано
обременение в виде ипотеки (л.д.101-104).
Таким
образом, жилое помещение на средства социальной выплаты в установленный срок
Горячевой Т.В. не построено, сведения, указанные в актах приемки выполненных
работ, представленных стороной ответчика, не соответствуют действительности.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном
толковании норм материального права и не могут служить основанием для отмены
решения суда.
Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной
полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка.
Материальный и процессуальный законы применены судом верно.
В силу изложенного решение суда является правильным и отмене
по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального
кодекса Российской
Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
решение Карсунского районного суда Ульяновской области от 22
июня 2020 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя
Горячевой Татьяны Вячеславовны – Тришина Виталия Алексеевича – без
удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную
силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в
течение трех месяцев в кассационном
порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам,
установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации
через Карсунский районный суд Ульяновской области.
Председательствующий
Судьи