Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О признании незаконным бездействия администрации г.Ульяновска
Документ от 20.10.2020, опубликован на сайте 02.11.2020 под номером 90584, 2-я гражданская, о возложении обязанности включить в реестр муниципальной собственности, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

     У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

Судья Сычева О.А.                                                                         Дело № 33а-3721/2020

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                         20 октября 2020 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего  Васильевой Е.В.,

судей Камаловой Е.Я., Логинова Д.А.,

при секретаре Каминской Ю.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Ульяновска  на решение Железнодорожного районного суда гльяновска от 17 июня 2020 года по делу № 2а-776/2020, по которому постановлено:

Административный иск Прокурора Железнодорожного района гльяновска в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить в полном объеме.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «город Ульяновск», выразившееся в не принятии должных мер по содержанию дорожного покрытия мостового сооружения «Императорский мост» через р. Волга г. Ульяновска.

Возложить на администрацию муниципального образования «город Ульяновск» обязанность привести дорожное покрытие мостового сооружения «Императорский мост» через р. Волга г. Ульяновска на всем протяжении в соответствие с требованиями п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017. «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля». 

 

Заслушав доклад судьи Камаловой Е.Я.,  пояснения прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе прокуратуры Ульяновской области Холодилиной Ю.О., полагавшей решение суда, не подлежащим отмене, судебная коллегия

 

установила:

 

Прокурор Железнодорожного района г. Ульяновска в интересах неопределенного круга лиц обратился с уточненным административным иском к администрации города Ульяновска о признании незаконным бездействия, возложении обязанности устранить допущенные нарушения. В обоснование административных исковых требований  истец указал, что в ходе проверки соблюдения требований законодательства в области безопасности дорожного движения, проведенной по поручению прокуратуры области совместно с ЦД и ТНПБДД  ГИБДД УМВД России по Ульяновской области в связи с  публикациями на портале «73онлайн» о проблемах аварийности на «Императорском мосту» через р. Волгу гльяновска, было установлено, что  администрацией города Ульяновска не принимаются  должные меры по содержанию дорожного покрытия мостового сооружения «Императорский мост» через р. Волгу г. Ульяновска.  Согласно актам совместных проверок было выявлено, что на всем протяжении моста дорожное покрытие имеет колейность,  дефекты в виде мелких выбоин. Данные дефекты нарушают права неопределенного круга лиц- водителей автотранспортных средств, проезжающих через указанный мост, создаются предпосылки  к возникновению дорожно-транспортных происшествий. Ранее проведенные ремонтные работы были признаны в судебном порядке неудовлетворительными. По действующему законодательству к полномочиям органов местного самоуправления относится безопасность дорожного движения на соответствующей территории.

Прокурор ссылался в обоснование исковых требований на положения Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 № 196-ФЗ, ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ГОСТ Р 50597-2017. «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля».

Просил суд признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Город Ульяновск», выраженное в неисполнении возложенных на нее обязанностей по содержанию дорожного покрытия на «Императорском мосту» через р. Волгу в гльяновске протяженностью 2076 м, обязать администрацию муниципального образования «город Ульяновск» привести в соответствие с эксплуатационными требованиями ГОСТ Р 50597-2017. «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» участок дорожного покрытия длиной 2076 м, расположенный на «Императорском мосту» через ролгу, путем устранения колейности и мелких выбоин на всем протяжении дорожного покрытия.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе администрация города Ульяновска не соглашается с решением суда, считает его необоснованным, принятым с нарушением норм материального права. Просит его отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований.

Указывает на отсутствие бездействия администрации города Ульяновска, выраженного в неисполнении возложенных обязанностей по содержанию дорожного покрытия на «Императорском мосту». 30.12.2019 между Управлением дорожного хозяйства  и транспорта и АО «Гипростроймост» заключен муниципальный контракт на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог города Ульяновска, в том числе дорожного полотна, расположенного на «Императорском мосту».  В 2019 году  Управлением  дорожного хозяйства  и транспорта в адрес МБУ «Дорремстрой» направлялись предписания о ликвидации аварийного ямочного ремонта. Ремонтные работы по устранению колейности дорожного полотна на «Императорском мосту» были начаты в период рассмотрения настоящего спора, что было установлено в ходе судебного заседания 17.06.2020, однако не принято судом во внимание. 13.07.2020 работы по ремонту дорожного полотна были завершены на всем протяжении «Императорского моста»,  дорожное полотно приведено в соответствие требованиям ГОСТ.

В заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле,  кроме прокурора, не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц согласно ст.150, ст.306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований к отмене решения суда.

На основании ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами

В силу  разъяснений, данных в п. 61 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», исходя из статьи 178, части 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении.

Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В силу п.9 ст.6 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», к  собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

Автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского и сельского поселений являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского поселения может утверждаться органом местного самоуправления городского поселения. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения сельского поселения может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района, если законом субъекта Российской Федерации вопрос осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения не отнесен к числу полномочий, закрепленных за сельским поселением (ч.9 ст. 5 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ).

Согласно ст.12 указанного ФЗ Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

В силу ч.1 ст.17 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.

Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (часть 3 статьи 15 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ).

Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (п.2 ст. 12 ФЗ от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»).

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 16 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к  вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с Решением Ульяновской Городской Думы от 24.05.2006 № 90 «Об учреждении отраслевых (функциональных) органов администрации города Ульяновска», Управление дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска является отраслевым (функциональным) органом администрации города Ульяновска, осуществляющим в пределах своей компетенции функции по обеспечению решения вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Ульяновской области в области, в том числе дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения.

Таким образом, на администрации города Ульяновска в лице соответствующих структурных подразделений лежит обязанность по содержанию в нормативном состоянии дорожного покрытия мостового сооружения «Императорский мост» через р. Волга г. Ульяновска.

Судом установлено, что на основании постановления Главы города Ульяновска от 27.02.2008 № 1294 в Реестр муниципальной собственности  включены улично-дорожные сети правобережья г. Ульяновска, в том числе дорога на Волжском мосту и подъезд к нему (позиция 529), искусственное сооружение - мост через р. Волга (позиция 741) (л.д.66, 108 том 1).

Из сообщения заместителя начальника Управления имущественных отношений, экономики и развития конкуренции Администрации гльяновска от 13.03.2020 следует, что в Реестре муниципального имущества числится дорожное полотно, расположенное по адресу: г. Ульяновск, р. Волга (на мосту), протяженностью 2076 м. Данный объект передан в управление Управлению  дорожного хозяйства и транспорта Администрации города Ульяновска (л.д.л.д.67 том 1).

Как следует из материалов дела, основанием для прокурорской проверки явились публикации в сети «Интернет» о неудовлетворительном состоянии дорожного покрытия «Императорского моста».

Из представленных в материалы дела актов проверок прокурора совместно с государственным инспектором дорожного надзора ЦД и ТНПБДД  ГИБДД УМВД России по Ульяновской области от 14.02.2020, от 27.03.2020 с фотоматериалами следует, что проезжая часть мостового перехода через ролгу «Императорский мост» г. Ульяновска имеет дефекты в виде мелких выбоин, на всем протяжении мостового перехода наблюдается колея глубиной от 8 см до 9 см, длиной около 2100 м, в обоих направлениях движения. Установлено нарушение требований  ГОСТ Р 50597-2017.

Вышеуказанные недостатки создают реальную угрозу безопасности участников дорожного движения, и лишают их возможности безопасного передвижения на указанном участке дороги.

Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 7 ноября 2018 года на ООО «Магистраль» возложена обязанность в срок до 10.06.2019 устранить недоставки выполненных  по муниципальному контракту №71 от 15.06.2016 работ, а именно устранить локальные разрушения асфальтобетонного покрытия и колейность на автомобильной дороге, расположенной на «Императорском мосту» в гльяновске.

Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2019 указанное решение отменено. По делу принято новое решение, которым исковые требования Управления дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска  оставлены без удовлетворения.

Как следует из  судебного постановления, 15.06.2016 между Управлением дорожного хозяйства и транспорта администрации гльяновска (заказчик) и ООО «Магистраль» (подрядчик) заключен муниципальный контракт №71, согласно которому подрядчик обязуется выполнить работы по ремонту автомобильных дорог города Ульяновска, а заказчик обязуется принять результат работ и оплатить их в порядке и на условиях, предусмотренных контрактом (пункт 1.1 контракта).

Указанные работы были приняты заказчиком путем подписания акта о приемке выполненных работ по форме КС-2 от 19.06.2016 №1 на сумму 12 900 104,56 руб. и оплачены.

19.03.2018, 02.07.2018 представителями Управления и ООО "Магистраль" проведен совместный осмотр автомобильной дороги на мостовом переходе "Императорский" в городе Ульяновске, в результате которого установлено, что на проезжей части указанной автомобильной дороги имеются 4 локальных разрушения асфальтобетонного покрытия (координаты согласно схеме ремонта автомобильной дороги: ПК 8+00, ПК 6+00), на всем протяжении мостового перехода "Императорский" имеется колейность, на отдельных участках глубиной до бетонных плит, о чем составлен акт осмотра.

Суд апелляционной инстанции, с учетом заключения эксперта № 89 от 21.05.2019, пришел к выводу об отсутствии надлежащих доказательств возникновения дефектов по вине подрядчика. Они являются следствием недоработки сметной документации муниципального контракта от 15.06.2016 № 71.

Учитывая  неприведение  дорожного покрытия  «Императорского моста» в соответствии с требованиями п.5.2.4 ГОСТ 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движении» продолжительный период времени, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии  бездействия, допущенного  администрацией города  при осуществлении своих полномочий в сфере дорожной деятельности.

Приходя к выводу о непринятии администрацией города должных и исчерпывающих мер по  содержанию дорожного покрытия мостового сооружения «Императорский мост» через ролгу г.Ульяновска, суд первой инстанции обоснованно руководствовался и ч.2 ст.64 КАС РФ и принял во внимание  постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2019.

С выводами суда соглашается и суд апелляционной инстанции, поскольку они достаточно мотивированы, основаны на нормах материального права, приведенных в судебном постановлении.

Доводы апелляционной жалобы о невозможности устранения  гарантийных недостатков на «Императорском мосту» в гльяновске  со стороны ООО «Магистраль»   со ссылкой на судебное постановление арбитражного суда   не могут быть приняты во внимание, поскольку именно недоработки сметной документации муниципального контракта от 15.06.2016 №71, допущенные ответчиком, обусловили произведенный в соответствии с ней  ремонт дороги.

То обстоятельство, что  административным ответчиком в адрес МБУ «Дорремстрой» направлялись предписания о ликвидации аварийных выбоин на проезжей части «Императорского моста»,  выводов суда по делу не опровергает.

Как установлено судом при рассмотрении дела, все дорожное полотно «Императорского моста»  находится в ненадлежащем состоянии, на всем протяжении мостового перехода наблюдается колея глубиной от 8 см до 9 см, длиной около 2100 м, в обоих направлениях движения.

Начало производства ремонтных работ на момент рассмотрения  судом дела по существу на выводы  судебной коллегии по делу не влияет, поскольку данный вопрос не решался администрацией гльяновска  длительный период времени.

Принятое по делу решение является правильным, нормы материального и процессуального права применены судом верно.

Оснований для отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Железнодорожного районного суда гльяновска от 17 июня 2020 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации города Ульяновска – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи: