Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О взыскании обязательных платежей и санкций
Документ от 20.10.2020, опубликован на сайте 02.11.2020 под номером 90569, 2-я гражданская, о взыскании обязательных платежей и санкций, решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения

 

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Трубачева И.Г.                                             Дело  ЗЗа-3558/2020

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                               20 октября      2020                                                                                                     года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего  Васильевой Е.В.,

судей Камаловой Е.Я., Буделеева В.Г.,

при секретаре Каминской Ю.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Дементьевой Татьяны Юрьевны на решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 9 июля 2020 года по делу № 2а-1-307/2020, по которому постановлено:

Административный иск Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 2 по Ульяновской области удовлетворить.

Взыскать в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 2 по Ульяновской области с Дементьевой Татьяны Юрьевны задолженность:

по пеням по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере, I определяемом исходя из стоимости страхового года, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии (за расчётные периоды, истекшие до 1 января 2013 года) в сумме 2632 руб.64 коп.,

по пеням по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату накопительной пенсии (за расчётные периоды, истекшие до 1 января 2013 года) в сумме 789 руб.80 коп.

Взыскать с Дементьевой Татьяны Юрьевны в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 400 руб. 00 коп.

 

Заслушав доклад судьи Камаловой Е.Я., судебная коллегия

 

установила:

 

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России №2 по Ульяновской области обратилась в суд с административным иском к Дементьевой Т.Ю. о взыскании обязательных платежей и санкций. В обоснование иска указала, что Дементьева Т.Ю. состоит на учете в качестве налогоплательщика в Межрайонной ИФНС России №2 по Ульяновской области и обязана уплачивать законно установленные налоги и обязательные платежи.

Дементьева Т.Ю. была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя в налоговом органе 02.09.2005 по 11.08.2011. До 1 января 2017 года отношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, регулировались Федеральным законом «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» от 24.07.2009 № 212-ФЗ (далее - Закон № 212-ФЗ). В связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование, которые были установлены Законом № 212-ФЗ, с 1 января 2017 года между налоговыми органами и органами государственных внебюджетных фондов Российской Федерации разграничены полномочия администраторов доходов бюджета в части контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) этих страховых взносов, проверки расчетов (уточненных расчетов), представленных за истекшие до 1 января 2017 года отчетные (расчетные) периоды по страховым взносам, а также взыскания недоимки по указанным страховым взносам, задолженности по соответствующим пеням и штрафам, за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года.

Органами Пенсионного фонда в отношении административного ответчика была передана задолженность:

страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии (за расчётные периоды, истекшие до 1 января 2013 года) в сумме 6369,29 руб., также пени на указанную задолженность в сумме 2741,24 руб. (остаток задолженности по пени составил 2632,64 руб.);

страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату накопительной пенсии (за расчётные периоды, истекшие до 1 января 2013 года) в сумме 1910,79 руб., также пени на указанную задолженность в сумме 822,38 руб. (остаток задолженности по пени составил 789,80 руб.).

Поскольку в установленные законодательством сроки суммы страховых взносов, налогов, пеней не были внесены в бюджет, в адрес налогоплательщика были выставлено и направлено требование об уплате №42293 от 25.06.2019 (остаток задолженности составил по пеням по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии (за расчётные периоды, истекшие до 1 января 2013 года) в сумме 2632,64 руб.; по пеням по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату накопительной пенсии (за расчётные период, истекшие до 1 января 2013 года) в сумме 789,80 руб. В указанные сроки требования об уплате задолженности не были исполнены административным ответчиком в полном объеме.

25.02.2020 мировым судьей судебного участка №1 Ульяновского района Ульяновского судебного района Ульяновской области вынесен судебный приказ в отношении Дементьевой Т.Ю. о взыскании задолженности.  18.03.2020 мировым судьей судебного участка №1 Ульяновского района Ульяновского судебного района Ульяновской области вышеуказанный судебный приказ отменен в связи с представлением должником возражений относительно исполнения судебного приказа. Истец просил взыскать с административного ответчика задолженность по пеням по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии (за расчётные периоды, истекшие до 1 января 2013 года) в сумме 2632,64 руб., по пеням по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату накопительной пенсии (за расчётные периоды, истекшие до 1 января 2013 года) в сумме 789,80 руб.

К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ГУ- Управление Пенсионного фонда РФ в Ленинском районе г. Ульяновска Ульяновской области (межрайонное).

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Дементьева Т.Ю. не соглашается с решением суда, считает его незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм материального и процессуального права. Просит его отменить, принять по делу новое решение, отказав в удовлетворении административных исковых требований.

Указывает, что судом не принят во внимание факт уплаты ею всех необходимых платежей при прекращении регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, не приняты во внимание сроки камеральной проверки и сроки исковой давности, а также сбои компьютерных сетей в базах данных пенсионного фонда.

В заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц согласно ст. 150, ст.306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с п.1 ст. 23 Налогового Кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплатить законно установленные налоги.

На основании подп. б п.1 ч.1 ст.5 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (утратил силу с 01.01.2017 в связи с принятием Федерального закона от 03.07.2016 №250-ФЗ) индивидуальные предприниматели являются плательщиками страховых взносов.

Частью 2 статьи 16 данного Федерального закона предусмотрено, что страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено частью 8 данной статьи.

Согласно части 8 указанной статьи в случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, прекращения либо приостановления статуса адвоката, прекращения полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения деятельности иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения (приостановления) их деятельности включительно.

В соответствии с п. 3 ст. 75 Налогового Кодекса РФ пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.

Согласно п. 5 ст. 75 НК РФ пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

Из материалов дела следует, что на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России №2 по Ульяновской области состоит  Дементьева Т.Ю., которая в соответствии с п. 1 ст. 23 НК РФ обязана уплачивать законно установленные налоги и обязательные платежи.

Дементьева Т.Ю. была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя в налоговом органе 02.09.2005  по 11.08.2011  и в указанный период в соответствии со статьями 1 и 5 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» обязана была уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование.

В сроки, установленные законодательством о налогах и сборах, суммы страховых взносов не были внесены в бюджет. На основании ст. 75 НК РФ на сумму недоимки были начислены пени.

С 01.01.2017 в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 №243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерацией в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» полномочия по взысканию указанных взносов, а также недоимки по пени и штрафам переданы налоговым органам.

Органами Пенсионного фонда на основании вышеуказанных положений законодательства в отношении административного ответчика 01.01.2017 была передана задолженность, которая на дату выгрузки в ИФНС  составила:

по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии (за расчётные периоды, истекшие до 1 января 2013 года) в сумме 6369,29 руб., также пени на указанную задолженность в сумме 3184,86 руб.;

по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату накопительной пенсии в сумме 1910,79 руб., также пени на указанную задолженность в сумме 955,46 руб. (л.д.57).

Поскольку в установленные законодательством сроки суммы страховых взносов, налогов, пеней не были внесены в бюджет, в адрес налогоплательщика было выставлено и направлено требование об уплате  №42293 от 25.06.2019 (остаток задолженности составил по пеням по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии (за расчётные периоды, истекшие до 1 января 2013 года) в сумме 2632,64 руб.; по пеням по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату накопительной пенсии (за расчётные период, истекшие до 1 января 2013 года) в сумме 789,80 руб.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Межрайонной ИФНС России №2  по Ульяновской области, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии у административного ответчика обязанности по уплате пеней за несвоевременную уплату страховых взносов в связи с тем, что обязанность по уплате налога не  была исполнена в установленные законом сроки. При этом суд, исходя из даты обращения налогового органа в суд после отмены судебного приказа, пришел к выводу  о соблюдении административным истцом установленных законом сроков для взыскания недоимки.

Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения требований административного истца, полагает решение суда подлежащим отмене.

Из части 1 статьи 286 КАС РФ  следует, что контрольный орган вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

На основании ч.6 ст.289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

Как  следует из дела, как само  требование №42293  налогового органа от 25.06.2019, так и административное исковое заявление не содержат расчета, из которого можно сделать вывод о периоде начисления взыскиваемых налоговым органом пеней, которые изначально были начислены пенсионным органом.

В силу положений ст.306 КАС РФ после поступления административного дела с апелляционной жалобой или апелляционным представлением суд апелляционной инстанции в порядке подготовки административного дела к рассмотрению вправе по своей инициативе или по просьбе лиц, подавших жалобу, представление, истребовать необходимые доказательства в порядке, установленном статьей 63 настоящего Кодекса.

Судебной коллегией по административным делам  Ульяновского областного суда  в адрес  заинтересованного лица УПФ РФ в Ленинском районе гльяновска направлялось определение об истребовании доказательств – подробного расчета пеней, переданных налоговому органу 01.01.2017, с указанием периода начала и конца их начисления.

В соответствии с  предоставленными 19.10.2020 УПФ РФ в Ленинском районе гльяновска сведениями, расчет пеней по страховым взносам  на обязательное пенсионное страхование за период с 01.01.2011 по 31.12.2011, начисляемым на страховую часть трудовой пенсии и на накопительную часть трудовой пенсии производился за период с 06.09.2011 по 22.12.2015 и составил 3184,86 руб. и  955,46 руб. соответственно.

Как следует  из имеющейся в деле информации УПФ РФ в Ленинском районе от 03.07.2020, задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2011 год  на основании требования  от 06.10.2011 №08302140061658 с Дементьевой Т.Ю. взыскивалась, а именно страховые взносы на обязательное пенсионное страхование: на страховую часть - 6369,29 руб., на накопительную часть - 1910,79 руб., пени на страховые взносы: на страховую часть в размере 54,30 руб. (за период с 06.09.2011 по 06.10.2011),  на накопительную часть в размере 16,29 руб. (за период с 06.09.2011 по 06.10.2011).  Задолженность по страховым взносам в размере 6369,29 руб. была взыскана судебными приставами по Ульяновскому району 22.12.2015. До настоящего времени остальная задолженность не погашена (л.д.58-63,79).

В п. 1 ст. 48 НК РФ предусмотрено, что в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов, налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества.

В силу п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации общий срок на обращение в суд составляет шесть месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.

На основании пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Пропущенные по уважительной причине вышеозначенные сроки подачи заявлений о взыскании обязательных платежей могут быть восстановлены судом.

Соответственно, при принудительном взыскании суммы налога с налогоплательщика налоговым органом должны быть соблюдены все последовательные сроки, установленные статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации, как для обращения с заявлением о выдаче судебного приказа, так и для последующего обращения в суд в случае его отмены.

Как следует из административного искового заявления, основанием для обращения для взыскания недоимки является абз. 2 п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей.

Неисполнение или не надлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В соответствии с п. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено в соответствии с настоящим Кодексом.

Как следует из дела, на момент передачи  01.01.2017 Управлением Пенсионного фонда в  Ленинском районе гльяновска  налоговому органу недоимки Дементьевой Т.Ю.  по пени, ее размер уже превышал 3000 руб. (3184,86 руб. +955,46 руб.).

По карточкам  лицевого счета по страховым взносам в отношении Дементьевой Т.Ю., имеющимся в материалах дела и предоставленным МИФНС №2 по Ульяновской области, усматривается, что на  дату передачи из УПФ России в Ленинском районе гльяновска задолженностей Дементьевой Т.Ю. (01.01.2017)  недоимка по пени  на страховые взносы  на обязательное пенсионное страхование, начисляемым на страховую часть пенсии в сумме 2741,24 руб.; по пеням по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, начисляемым на накопительную часть страховой пенсии – 822,38 руб. (л.д.26-33), что в совокупности на 01.01.2017 также  превышало 3000 руб. 

То есть, на 01.01.2017 у налогового органа уже имелись основания для  направления Дементьевой Т.Ю. требования об уплате пеней.

Требование  об уплате налога  должно было быть направлено   ответчику не позднее 2 апреля 2017 года.

Между тем доказательств того, что в указанные сроки налогоплательщику было направлено требование об уплате пени, налоговым органом не представлено.

Впервые требование административному ответчику было направлено 25.06.2019, то есть по истечении более 2 лет  со дня выявления недоимки.

Направление указанного требования об уплате заявленных в рамках настоящего дела ко взысканию пени, образовавшейся  на 22.12.2015, в 2019 году нельзя признать соответствующим требованиям налогового законодательства, поскольку Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит норм, предусматривающих возможность направления требования по истечении установленного срока, а также порядок и срок такого направления.

Несвоевременное совершение налоговым органом указанных действий, предусмотренных статьями 69, 70, 48 Налогового кодекса Российской Федерации, не влечет продления совокупного срока принудительного взыскания задолженности, который исчисляется объективно - в последовательности и продолжительности, установленной названными нормами закона.

Анализ взаимосвязанных положений п. п. 1 - 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов. Однако, пропущенный налоговым органом по уважительным причинам срок может быть восстановлен судом.

С заявлением о вынесении судебного приказа  налоговый орган обратился лишь 21 февраля 2020 года, по истечении более, чем 3 лет с момента выявления недоимки, то есть с пропуском установленного законом срока.

Ходатайство о восстановлении срока на обращение в суд, с указанием к этому уважительных причин, налоговым органом суду заявлено не было.

Учитывая, что заявление о вынесении судебного приказа подано налоговой инспекцией с пропуском установленного абз. 2 п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации шестимесячного срока, доказательств, подтверждающих наличие уважительных причин, препятствующих обратиться в суд с требованиями в указанный срок, не представлено, судебная коллегия считает, что у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения административного иска.

Таким образом, несоблюдение Межрайонной ИФНС России №2 по Ульяновской области установленных налоговым законодательством сроков обращения в суд с заявлением о взыскании пени является основанием для отказа в удовлетворении административного искового заявления.

Согласно п. 2 ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.

С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда, принятое с нарушением норм материального и процессуального права, в силу положений пункта 4 части 2 статьи 310 КАС РФ подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении требований Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России №2 по Ульяновской области к  Дементьевой Татьяне Юрьевне  о взыскании задолженности по пеням по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование  на выплату страховой пенсии (за расчётные периоды, истекшие до 1 января 2013 года) в сумме 2632 руб.64 коп., по пеням по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату накопительной пенсии (за расчётные периоды, истекшие до 1 января 2013 года) в сумме 789 руб.80 коп.

Руководствуясь статьями 309, 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 9 июля 2020 года  отменить.

Принять по делу новое решение.

Отказать в удовлетворении административного искового заявления Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России №2 по Ульяновской области к  Дементьевой Татьяне Юрьевне о взыскании  задолженности по пеням по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование  на выплату страховой пенсии (за расчётные периоды, истекшие до 1 января 2013 года) в сумме 2632 руб.64 коп., по пеням по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату накопительной пенсии (за расчётные периоды, истекшие до 1 января 2013 года) в сумме 789 руб.80 коп.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через суд первой инстанции.

 

Председательствующий

 

Судьи