Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Оспаривание тарифа на ГВС
Документ от 07.10.2020, опубликован на сайте 28.10.2020 под номером 90494, 1-я гражданская, , Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН

Дело № 3а-261/2020

 

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

7 октября 2020 года                                                                     город Ульяновск

 

Ульяновский областной суд в составе:

судьи Трифоновой Т.П.

при секретаре Дубровиной Л.О.,

с участием прокурора Морозова О.А.,

 

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Альфаресурс» о признании недействующим приказа Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области от № 06-215 от 7 ноября 2019 года «Об установлении тарифов на горячую воду (горячее водоснабжение) для Общества с ограниченной ответственностью «Альфаресурс» на 2019 год, в редакции приказа Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области № 4-п от 28 мая 2020 года «О внесении изменений в приказ Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области от 7 ноября 2019г. № 06-215», возложении обязанности принять заменяющий нормативный правовой акт,

 

У С Т А Н О В И Л :

 

7 ноября 2019 года Министерством развития конкуренции и экономики Ульяновской области (далее также Министерство) издан приказ № 06-215 «Об установлении тарифов на горячую воду (горячее водоснабжение) для общества с ограниченной ответственностью «Альфаресурс» на 2019 год».

Указанным приказом установлен двухкомпонентный  тариф на горячую воду (горячее водоснабжение) в закрытой системе горячего водоснабжения для ООО «Альфаресурс» на период с 15 ноября по 31 декабря 2019 года включительно. Тариф состоит из двух компонентов – компонента на холодную воду в размере 7,69 руб./куб.м и компонента на тепловую энергию в размере 1643,89 руб./Гкал.

Приказ опубликован в газете «Ульяновская правда» № 94 (24.266) от 6 декабря 2019 года.

Приказом № 06-350 от 17 декабря 2019 года «О внесении изменений в приказ Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области от 7 ноября 2019 года № 06-215» на основании решения Ульяновского областного суда от 22 июля 2019 года № 3а-189/2019 в указанный приказ были внесены изменения в части размера компонента на тепловую энергию, который был установлен в размере 1708,63 руб./Гкал.

В приказе указано, что он распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 15 ноября 2019 года.

Приказ опубликован в газете «Ульяновская правда»  от 30 декабря 2019 года № 101 (24.273).

Приказом № 23-П от 27 февраля 2020 года «О внесении изменений в приказ Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области от 7 ноября 2019 года № 06-215» на основании решения Ульяновского областного суда от 20 декабря 2019 года № 3а-353/2019 в приказ № 06-215 от  7 ноября 2019 года снова были внесены изменения – компонент на тепловую энергию установлен в размере 1752,90 руб./Гкал.

В приказе указано, что  он распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 15 ноября 2019 года.

Текст данного приказа опубликован в газете «Ульяновская правда» № 52 (24.326) от 24 июля 2020 года.

Общество с ограниченной ответственностью «Альфаресурс»» обратилось в Ульяновский областной суд с административным иском о признании недействующим со дня принятия приказа Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области № 06-215 от 7 ноября 2019 года  и возложении на Министерство цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области обязанности по изданию заменяющего нормативного акта с установлением тарифа, учитывающего все планируемые им и необходимые затраты на горячую воду в заявленных им величинах.

Общество также просило обязать ответчика в случае превышения величины нового тарифа сверх размеров, подлежащих к применению к различным категориям потребителей, исходя из максимальной ежегодной индексации, предусмотреть льготный тариф для потребителей с определением для истца возмещения разницы между тарифом, рассчитанным по  методу экономически обоснованных затрат и льготным тарифом за счет средств регулятора и средств субъекта РФ – Ульяновской области в лице Министерства финансов Ульяновской области. 

В ходе рассмотрения указанных требований определением Ульяновского областного суда от  28 мая 2020 года производство по делу было прекращено.

Апелляционным определением Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 4 августа 2020 года определение Ульяновского областного суда от 28 мая 2020 года было отменено с направлением дел в суд первой инстанции для рассмотрения по существу.

При новом рассмотрении дела было установлено, что  приказом Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области № 4-П от 28 мая 2020 года «О внесении изменений в приказ Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области от 7 ноября 2019 года № 06-215» в оспариваемый административным истцом приказ были внесены изменения в части размера компонента на холодную воду, который был установлен в размере 7,23 руб./куб.м.

В приказе указано, что он распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 15 ноября 2019 года.

Приказ опубликован в газете «Ульяновская правда» № 37(24.311) от 29 мая 2020 года.

При новом рассмотрении дела истец уточнил свои требования – просил признать незаконной допущенную ответчиком просрочку в установлении для ООО «Альфаресурс» тарифа на горячую воду сверх сроков, предусмотренных законодательством о водоснабжении и ценообразовании; признать недействующим приказ Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области № 06-215 от 7 ноября 2019 года в редакции приказа Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области № 4-п от 28 мая 2020 года; обязать Агентство по регулированию цен и тарифов Ульяновской области принять заменяющий правовой акт, согласно которому пересмотреть тариф, включив в новый тариф для истца все планируемые им и необходимые затраты на горячую воду в заявленных истцом величинах, в том числе затраты, не связанные с производством тепловой энергии, но связанные с услугой по горячему водоснабжению (дополнительный штат сотрудников, затраты по ремонту, в том числе, капитальному ремонту сетей ГВС);  привлечь к административной ответственности Ципровского С.В. – бывшего руководителя департамента Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области.

Требования административного истца о признании незаконным бездействия Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области, выразившегося в несвоевременном установлении тарифа на горячее водоснабжение, были возвращены истцу определением суда от 7 октября 2020 года ввиду их неподсудности Ульяновскому областному суду. 

В принятии требований о привлечении к административной ответственности бывшего руководителя департамента Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области Ципровского С.В. истцу было отказано определением суда от 7 октября 2020 года, поскольку данные требования не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном КАС РФ. 

В судебном заседании представители истца Жукович А.С. и Платонов С.В. уточенные заявленные требования о признании нормативного правового акта поддержали.

В обоснование требований указали на необоснованность включения в тариф на ГВС в составе компонента на тепловую энергию тарифа на производство тепловой энергии, утвержденного приказом Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области № 06-203 от 22 октября 2019 года, поскольку данный приказ оспаривался в суде.

Не согласны с установлением двухкомпонентного тарифа на горячее водоснабжение, поскольку, обращаясь в Министерство за установлением тарифа, Общество просило установить ему однокомпонентный тариф - только на нагрев воды, без закупки холодной воды. Возможность установления однокомпонентного тарифа, по мнению истца, предусмотрена Законом «О водоснабжении» и подтверждена решением Арбитражного суда Ульяновской области № А72-12672/2018. Холодную воду для жителей многоквартирных домов в данном случае закупают управляющие организации, ООО «Альфаресурс» производит только нагрев холодной воды, за что и взимает плату непосредственно с потребителей.

Ответчик необоснованно включил в тариф на горячее водоснабжение для ООО «Альфаресурс» в качестве компонента на холодную воду тариф  на транспортировку горячей воды, установленный для ООО «Интер-Энерго-Траст» приказом Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области № 06-199 от 15 октября 2019 года. Данный тариф не включает в себя стоимость теплоносителя и не может быть включен в тариф на ГВС для ООО «Альфаресурс» как стоимость холодной воды. Кроме того, приказ Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области № 06-199 от 15 октября 2019 года оспаривается в судебном порядке. 

Ответчик необоснованно не включил в тариф на ГВС затраты общества на заработную плату работникам, выполняющим функции по нагреву горячей воды, в размер 432 000 руб.

В судебном заседании представители ООО «Альфаресурс» пояснили, что установление однокомпонентного тарифа на ГВС (только тарифа на нагрев)  необходимо обществу с целью избежать убыточности деятельности общества, поскольку в противном случае необходимо будет заключать договор на холодное водоснабжение с ОГУП «Ульяновскводоканал» с последующим сбором с населения платы за холодную воду в составе услуги горячего водоснабжения. Наличие большой задолженности населения за услуги холодного водоснабжения может привести к банкротству ООО «Альфаресурс».

Представитель Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области Брызгалина О.А. в судебном заседании исковые требования ООО «Альфаресурс» не признала. Указала, что законодательством, действовавшим на момент принятия оспариваемого истцом приказа, не предусматривалась возможность установления однокомпонентного тарифа на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения (п. 88 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 406 от 13 мая 2013г.). В соответствии со ст. 89 Основ значение компонента на холодную воду рассчитывается исходя из тарифа на холодную воду. Учитывая отсутствие договорных отношений между ООО «Альфаресурс» и УМУП «Ульяновскводоканал», применить тариф, утвержденный для УМУП «Ульяновскводоканал», не представилось возможным. В связи с этим в расчет компонента на холодную воду для ООО «Альфаресурс» был принят  компонент на холодную воду, установленный для ООО «Интер-Энерго-Траст» приказом Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области № 06-199 от 15 октября 2019 года, в размере 7,69 руб./куб.м (впоследствии данный компонент был установлен в размере 7,23 руб./куб.м).

В расчете  компонента на тепловую энергию для ООО «Альфаресурс» был учтен тариф на тепловую энергию, поставляемую потребителям ООО «Альфаресурс», утвержденный приказом Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области № 06-203 от 22 октября 2019 года, в размере 1540,83 руб./Гкал, и тариф, утвержденный приказом Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области № 06-555 от 27 декабря 2018 года «Об установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя, оказываемые Обществом с ограниченной ответственностью «Интер-Энерго-Траст», на 2019 год» в размере 103,06 руб.Г\кал, всего 1643,89 руб./Гкал. (впоследствии данный компонент был установлен в размере  1752,90 руб./Гкал.).

С 1 апреля 2020 года полномочия по установлению тарифов на регулируемые виды деятельности переданы Агентству по регулированию цен и тарифов Ульяновской области.

Представитель Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области Филин А.В. исковые требования ООО «Альфаресурс» также не признал. Дал пояснения, аналогичные изложенным представителем Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области.

Кроме того, указал, что новая редакция пункта 88 Основ, предусматривающая возможность установления однокомпонентного тарифа, вступила в действие 12 декабря 2019 года, то есть позже принятия Министерством оспариваемого истцом приказа. При этом подпункт «б» указанного пункта предусматривал необходимость принятия высшим должностным лицом субъекта РФ или уполномоченным им органом решения об установлении на территории субъекта РФ однокомпонентного или двухкомпонентного тарифа на горячую воду. Такого решения на территории Ульяновской области не принято.

Указал, что пункт 93 (1) Основ в редакции, вступившей в действие с 12 декабря 2019 года, предусматривает возможность установления однокомпонентного тарифа на горячую воду в закрытой системе водоснабжения только на переходный период, по окончании которого в ценовых зонах теплоснабжения органы регулирования обязаны установить тарифы на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию.

Понятие «переходного периода» дано в пункте  34 ст. 2  Федерального закона от 27 июля 2010 № 190-ФЗ «о теплоснабжении». Данный период начинается со дня вступления в силу решения об отнесении поселения к ценовой зоне теплоснабжения, принятого в соответствии со статьей 23.3 настоящего Федерального закона, и заканчивается в день вступления в силу решения об утверждении предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность), принятого в соответствии со статьей 23.6 настоящего Федерального закона.

Распоряжением Правительства РФ от 9 августа 2019 года № 1775-р муниципальное образование «город Ульяновск» отнесено к ценовой зоне теплоснабжения.

Приказом Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области от 17 декабря 2019 года № 06-345 утвержден предельный уровень цен на тепловую энергию (мощность) в ценовой зоне теплоснабжения МО «город Ульяновск» на 2020 год. Приказ опубликован в газете «Ульяновская  правда» от 20 декабря 2019 года № 98 и вступил в законную силу. Переходный период в ценовой зоне теплоснабжения в МО «город Ульяновск» закончился с момента опубликования в средствах массовой информации указанного приказа – 20 декабря 2019 года. После окончания данного переходного периода органы регулирования устанавливают тарифы на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения в виде формулы двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию.

Финансовые потребности административного истца на содержание централизованных систем горячего водоснабжения на участке от централизованных тепловых пунктов (включительно), на которых осуществляется приготовление горячей воды, до точки на границе эксплуатационной ответственности абонента и регулируемой организации, в том числе и затраты истца на заработную плату работникам, занятым в производстве горячей воды, не были учтены в составе тарифа на горячую воду в связи с непредоставлением истцом сведений о наличии у него указанного участка сетей и соответствующих финансовых потребностей на данном участке.

Финансовые потребности на содержание централизованной системы горячего водоснабжения, в том числе затраты на заработную плату работникам, учтены при расчете тарифа на ГВС в составе компонента на холодную воду в размере 7,23 руб./куб.м, утвержденного приказом Министерства от 28 мая 2020 года № 4-п, а также в составе компонента на тепловую энергию в размере 1752,90 руб./Гкал, установленного приказом Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области № 21-П от 20 февраля 2020 года.

Действующим законодательством не предусмотрен отдельный (дополнительный) учет затрат на выплату заработной платы работникам, выполняющим функции, не связанные с выработкой тепловой энергии, но необходимых для выработки конечного продукта «горячей воды».  

Представитель Правительства Ульяновской области в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом извещенным о месте и времени рассмотрения дела.

Суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, обозрев подлинник тарифного дела ООО «Альфаресурс», заслушав заключение прокурора  Морозова О.А., полагавшего исковые требования общества подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В ходе рассмотрения дела установлено, что ООО «Альфаресурс» на основании договора аренды квартальной газовой котельной по ул. Луначарского, 24 в г.Ульяновске от 15 июля 2019 года, заключенного с её собственником – ООО «Интер-Энерго-Траст», осуществляет  производство тепловой энергии. Тепловая энергия для нужд горячего водоснабжения поставляется потребителям (населению) – жителя многоквартирных домов по ул.Луначарского, 10, 12, 16/26а, 18, 10, 22, 26, а также к зданию д. 8 по ул. Луначарского в г.Ульяновске по сетям ООО «Интер-Энерго-Траст» на основании договора по оказанию услуг по транспортировке горячей воды от 5 июля 2019 года, заключенного между ООО «Интер-Энерго-Траст» и ООО «Альфаресурс».   

7 ноября 2019 года Министерством развития конкуренции и экономики Ульяновской области (далее также Министерство) издан приказ № 06-215 «Об установлении тарифов на горячую воду (горячее водоснабжение) для общества с ограниченной ответственностью «Альфаресурс» на 2019 год». (л.д.66-67 т.1).

Указанным Приказом установлен двухкомпонентный  тариф на горячую воду (горячее водоснабжение) в закрытой системе горячего водоснабжения для ООО «Альфаресурс» на период с 15 ноября по 31 декабря 2019 года включительно. Тариф состоит из двух компонентов – компонента на холодную воду в размере 7,69 руб./куб.м и компонента на тепловую энергию в размере 1643,89 руб./Гкал.

Приказ опубликован в газете «Ульяновская правда» № 94 (24.266) от 6 декабря 2019 года.

Приказом № 06-350 от 17 декабря 2019 года «О внесении изменений в приказ Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области от 7 ноября 2019 года № 06-215» на основании решения Ульяновского областного суда от 22 июля 2019 года № 3а-189/2019 в указанный приказ были внесены изменения в части размера компонента на тепловую энергию, который был установлен в размере 1708,63 руб./Гкал. (л.д. 218 т.1).

В приказе указано, что он распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 15 ноября 2019 года.

Приказ опубликован в газете «Ульяновская правда»  от 30 декабря 2019 года № 101 (24.273). (л.д. 219 т.1).

Приказом № 23-П от 27 февраля 2020 года «О внесении изменений в приказ Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области от 7 ноября 2019 года № 06-215» на основании решения Ульяновского областного суда от 20 декабря 2019 года № 3а-353/2019 в приказ № 06-215 от  7 ноября 2019 года снова были внесены изменения – компонент на тепловую энергию установлен в размере 1752,90 руб./Гкал. (л.д. 222 т.1).

В приказе указано, что  он распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 15 ноября 2019 года.

Текст данного приказа опубликован в газете «Ульяновская правда» № 52 (24.326) от 24 июля 2020 года. (л.д. 68 т.2).

Приказом Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области № 4-П от 28 мая 2020 года «О внесении изменений в приказ Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области от 7 ноября 2019 года № 06-215» в оспариваемый административным истцом приказ были внесены изменения в части размера компонента на холодную воду, который был установлен в размере 7,23 руб./куб.м. (л.д. 119 т.2).

В приказе указано, что он распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 15 ноября 2019 года.

Приказ опубликован в газете «Ульяновская правда» № 37(24.311) от 29 мая 2020 года. (л.д. 53 т.2).

Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении).

Согласно пункту 1 части 1 статьи 5 указанного Федерального закона установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 38 пункта 2.5 Положения «О Министерстве цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области», утвержденного Постановлением Правительства Ульяновской области от 14 апреля 2014 года № 8/125-П, Министерство устанавливает тарифы на горячую воду, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям.

На основании Указа Губернатора Ульяновской области № 20 от 13 марта  2020 года с 1 апреля 2020 года создано Агентство по регулировании цен и тарифов Ульяновской области, которому переданы функции Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области в сфере установления подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством.

В соответствии с подпунктом 34 пункта 1.4 Положения об Агентстве по регулированию цен и тарифов Ульяновской области, утвержденным Постановлением Правительства Ульяновской области № 6/138-П от 26 марта 2020 года, Агентство устанавливает тарифы на горячую воду, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям.

Согласно пункту 1.3 Порядка подготовки и издания правовых актов исполнительных органов государственной власти Ульяновской области, утвержденного Постановлением Правительства Ульяновской области  от 12 июля 2013 года № 288-П, правовые акты исполнительных органов, имеющие нормативный характер, издаются в форме приказов.

В силу статьи 5 Закона Ульяновской области от 29 ноября 2005 г. № 136-ЗО  «О порядке опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов Ульяновской области» официальным опубликованием нормативных правовых актов Ульяновской области считается первая публикация их полного текста в газетах «Народная газета», «Ульяновская правда» или первое размещение (опубликование) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).

Таким образом, оспариваемый истцом приказ в редакции приказа Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области № 4-П от 28 мая 2020 года «О внесении изменений в приказ Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области от 7 ноября 2019 года № 06-215» принят уполномоченными органами с соблюдением формы и порядка принятия нормативных правовых актов, официального опубликования и по этим основаниям административным истцом не оспаривается.

Согласно части 9 статьи 32 Федерального закона № 416-ФЗ (в редакции Федерального закона от 28 июня 2014 года № 200-ФЗ) «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении) тарифы в сфере горячего водоснабжения могут быть установлены в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию в порядке, определенном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Особенности установления тарифов на горячую воду урегулированы принятыми во исполнение названных положений Федерального закона Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года № 406 в редакции от 20 февраля 2014 года (далее - Основы).

Пунктом 88 Основ в редакции, действовавшей по состоянию на день издания оспариваемого истцом приказа (7 ноября 2019 года) было предусмотрено, что органы регулирования тарифов устанавливают двухкомпонентный тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, состоящий из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию.

Приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 года № 1746-э утверждены Методические указания по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Методические указания ФСТ), которые вступили в действие 16 марта 2014 года.

Пункт 109 Раздела VIII.III. «Расчет тарифов на горячую воду» Методических указаний ФСТ обязывает органы регулирования тарифов установить двухкомпонентный тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, состоящий из компонента на холодную воду и компонента на тепловую.

Порядок установления тарифов на горячую воду определен Основами ценообразования в сфере водоснабжения и Методическими указаниями, которые обязывают орган регулирования тарифов устанавливать двухкомпонентный тариф.

Норма, установленная в Законе о водоснабжении и водоотведении, является отсылочной.

Таким образом, законодательством в области водоснабжения и водоотведения, действовавшим на момент принятия Министерством приказа от 7 ноября 2019 года, возможность установления однокомпонентного тарифа на горячую воду (тарифа на нагрев) не предусматривалась.

В связи с  этим довод административного истца о том, что Министерство должно было установить для ООО «Альфаресурс» однокомпонентный тариф на горячую воду (тариф на нагрев), является необоснованным.

Необоснованным находит суд и довод истца о том, что возможность установления однокомпонентного тарифа, предусмотрена решением Арбитражного суда Ульяновской области № А72-12672/2018, поскольку правомерность установленного для ООО «Альфаресурс» тарифа на ГВС предметом рассмотрения по данному делу не являлась. 

В соответствии с пунктом 92 Основ значение компонента на тепловую энергию определяется органом регулирования тарифов в соответствии с методическими указаниями на основании следующих составляющих:

а) тарифы на тепловую энергию (мощность), установленные и применяемые в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения;

б) финансовые потребности регулируемой организации на содержание централизованных систем горячего водоснабжения на участке от центральных тепловых пунктов (включительно), на которых осуществляется приготовление горячей воды, до точки на границе эксплуатационной ответственности абонента и регулируемой организации, отнесенные на единицу тепловой энергии (мощности), - в случае, если такие расходы не учтены в тарифе на тепловую энергию (мощность);

в) стоимость потерь тепловой энергии в трубопроводах на участке от объектов, на которых осуществляется приготовление горячей воды, в том числе от центральных тепловых пунктов, включая содержание центральных тепловых пунктов, до точки на границе эксплуатационной ответственности абонента и регулируемой организации, отнесенная на единицу тепловой энергии, - в случае, если такие потери не учтены при установлении тарифов на тепловую энергию (мощность);

г) расходы, связанные с транспортировкой горячей воды.

Пунктом 113 Методических указаний значение компонента на тепловую энергию приравнивается к значению тарифа на тепловую энергию (руб./Гкал).

Значение компонента на тепловую энергию в составе тарифа на ГВС было установлено административному истцу  изначально в размере 1643,89 руб./Гкал.

В указанное значение был включен тариф на тепловую энергию, поставляемую потребителям Обществом с ограниченной ответственностью «Альфаресурс», утвержденный приказом Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области (далее также Министерство)  № 06-203 от 22 октября 2019 года  «Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую потребителям Обществом с ограниченной ответственностью «Альфаресурс» на 2019 год», в размере 1540,83 руб. /Гкал., а также установленный для ООО «Интер-Энерго-Траст» приказом Министерства № 06-555 от  27 декабря 2018 года тариф на передачу теплоносителя, в размере 103,06 руб./Гкал.

Суд считает несостоятельным довод административного истца о том, что при установлении тарифа на ГВС тарифный орган не вправе был руководствоваться положениями приказа Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области № 06-203 от 22 октября 2019 года  «Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую потребителям Обществом с ограниченной ответственностью «Альфаресурс», поскольку данный приказ оспаривался в судебном порядке.

Оспариваемый истцом приказ № 06-215 был принят Министерством 7 ноября 2019 года. С административным иском об оспаривании приказа Министерства № 06-203 от 22 октября 2019 года истец обратился в Ульяновский областной суд 6 ноября 2019 года. Решение о признании данного приказа недействующим с момента его принятия было принято Ульяновским областным судом 20 декабря 2019 года (дело № 3а- 353/2019) (л.д. 129-153 т. 1). Таким образом, на момент принятия оспариваемого истцом приказа от 7 ноября 2019 года приказ Министерства № 06-203 от 22 октября 2019 года  был действующим. Последующее признание судом данного приказа недействующим с момента его принятия само по себе не влияет на законность оспариваемого истцом приказа. Принятые во исполнение решения суда заменяющие нормативные правовые акта явились основанием для последующего внесения изменений в оспариваемый истцом приказ.

Вместе с тем суд приходит к выводу о том, что при принятии приказа от 7 ноября 2019 года № 06-215 Министерство не вправе было руководствоваться приказом Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области № 06-555 от  27 декабря 2018 года «Об установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя, оказываемые Обществом с ограниченной ответственностью «Интер-Энерго-Траст», на 2019 год», поскольку указанный приказ был признан недействующим с момента его принятия решением Ульяновского областного суда от 22 июля 2019 года (дело № 3а-189/2019) (л.д. 182-197 т.1). Указанное решение суда вступило в законную силу 31 октября 2019 года. Таким образом, по состоянию на 7 ноября 2019 года приказ Министерства № 06-555 от  27 декабря 2018 года был недействующим.

Также суд приходит к выводу о неверном расчете Министерством  компонента на холодную воду в составе тарифа на ГВС для ООО «Альфаресурс».

Размер компонента на холодную воду в составе  тарифа на ГВС  для ООО «Альфаресурс» (в размере 7,69 руб./куб.м изначально) был установлен равным размеру компонента на холодную воду в составе тарифа на транспортировку горячей воды, установленного для ООО «Интер-Энерго-Траст» приказом Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области № 06-199 от 15 октября 2019 года «Об установлении тарифа на транспортировку горячей воды для Общества с ограниченной  ответственностью «Интер-Энерго-Траст» на 2019 год». Установление компонента на холодную воду в составе тарифа на ГВС для ООО «Альфаресурс» Министерство обосновало отсутствием договорных отношений между ООО «Альфаресурс» и УМУП «Ульяновскводоканал» на поставку холодной воды и наличием договора на транспортировку горячей воды между  ООО «Интер-Энерго-Траст» и ООО «Альфаресурс».

Суд не может согласиться с данной позицией тарифного органа.

В соответствии с пунктами 89-90 Основ, в редакции, действовавшей по состоянию на 7 ноября 2019 года,  компонент на холодную воду устанавливается в виде одноставочной ценовой ставки тарифа (из расчета платы за 1 куб. метр холодной воды) или двухставочной ценовой ставки тарифа (из расчета платы за 1 куб. метр холодной воды и платы за 1 куб. метр холодной воды в час присоединенной мощности).

Значение компонента на холодную воду рассчитывается исходя из тарифа (тарифов) на холодную воду.

В случае если регулируемая организация самостоятельно осуществляет забор воды из источника водоснабжения и (или) осуществляет подготовку воды до уровня качества питьевой воды, а тариф на холодную воду для такой организации не установлен, значение компонента на холодную воду определяется органом регулирования тарифов исходя из финансовых потребностей такой регулируемой организации на осуществление указанных работ, отнесенных на 1 куб. метр холодной воды (1 куб. метр холодной воды в час присоединенной мощности).

ООО «Альфаресурс» самостоятельно не осуществляет забор воды из источника водоснабжения и подготовку воды до уровня качества питьевой воды.

Услуги холодного водоснабжения на территории г.Ульяновска предоставляет Ульяновское муниципальное унитарное предприятие водопроводно-канализационного хозяйства «Ульяновскводоканал» (УМУП «Ульяновскводоканал»).

Как следует от ответа УМУП  «Ульяновскводоканал» котельная по ул. Луначарского, 24 подключена к сетям УМУП «Ульяновскводоканал». Договор на холодное водоснабжение и водоотведение отсутствует.

Многоквартирные жилое дома по ул. Луначарского, 10,12, 22, 26 находятся в управлении ООО «Собственники жилья». Между УМУП «Ульяновскводоканал» и ООО «Собственники жилья» заключен договор холодного водоснабжения и водоотведения.

Многоквартирные жилые дома по ул. Луначарского, 16/26а, 18, 20 находятся на прямых расчетах с УМУП «Ульяновскводоканал» по поставке коммунальных услуг холодного водоснабжения и водоотведения. Лицевые счета по жилым помещениям открыты в ООО «РИЦ-Ульяновск». 

Между УМУП «Ульяновскводоканал» и ООО «УК АТЛАНТ» заключен договор на поставку коммунальных ресурсов холодного водоснабжения и водоотведения в целях содержания общего имущества.

ООО «Альфаресурс», принимает холодную воду от УМУП «Ульяновскводоканал», производит её нагрев на арендуемой у ООО «Интер-Энерго-Траст» газовой котельной и передает её населению через сети ООО «Интер-Энерго-Траст».

Таким образом, при установлении для ООО «Альфаресурс» тарифа на горячую воду компонент на холодную воду должен устанавливаться в размере тарифа на холодную воду для населения, установленного  для УМУП «Ульяновскводоканал».

Применение для ООО «Альфаресурс» в составе тарифа на ГВС размера компонента на холодную воду, установленного  для ООО «Интер-Энерго-Траст» в составе тарифа на транспортировку горячей воды, является необоснованным, поскольку ООО «Интер-Энерго-Траст» не является ресурсоснабжающей организацией для ООО «Альфаресурс» в части поставки  холодной воды.

Суд не может согласиться с доводом административного истца о необоснованности  невключения тарифным органом в установленный обществу тариф на ГВС затрат на заработную плату работникам, выполняющим функции, не связанные с выработкой тепловой энергии, но необходимые для выработки горячей воды.

Как было указано выше, в соответствии с пунктом 92 Основ значение компонента на тепловую энергию определяется органом регулирования тарифов в соответствии с методическими указаниями на основании следующих составляющих:

а) тарифы на тепловую энергию (мощность), установленные и применяемые в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения;

б) финансовые потребности регулируемой организации на содержание централизованных систем горячего водоснабжения на участке от центральных тепловых пунктов (включительно), на которых осуществляется приготовление горячей воды, до точки на границе эксплуатационной ответственности абонента и регулируемой организации, отнесенные на единицу тепловой энергии (мощности), - в случае, если такие расходы не учтены в тарифе на тепловую энергию (мощность);

в) стоимость потерь тепловой энергии в трубопроводах на участке от объектов, на которых осуществляется приготовление горячей воды, в том числе от центральных тепловых пунктов, включая содержание центральных тепловых пунктов, до точки на границе эксплуатационной ответственности абонента и регулируемой организации, отнесенная на единицу тепловой энергии, - в случае, если такие потери не учтены при установлении тарифов на тепловую энергию (мощность);

г) расходы, связанные с транспортировкой горячей воды.

Законодательство не предусматривает самостоятельного включения в размер тарифа на ГВС заработной платы работников организации. Данные расходы учтены в составе компонента на тепловую энергию, поскольку он складывается из тарифа на тепловую энергию и расходов, связанных с транспортировкой горячей воды.

Кроме того, истцом не предоставлены доказательства наличия у него на содержании централизованных систем горячего водоснабжения на участке от центральных тепловых пунктов (включительно), на которых осуществляется приготовление горячей воды, до точки на границе эксплуатационной ответственности абонента и регулируемой организации, отнесенные на единицу тепловой энергии (мощности). ООО «Альфаресурс» является арендатором газовой котельной. Сети ГВС находятся в собственности ООО «Интер-Энерго-Траст».  

Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается, в том числе, решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Поскольку в ходе рассмотрения дела было установлено, что при расчете Министерством тарифа на ГВС для ООО «Альфаресурс» необоснованно были применены тарифы, установленные приказом Министерства  № 06-555 от  27 декабря 2018 года, в размере 103,06 руб./Гкал, неверно рассчитан компонент на холодную воду в составе тарифа на ГВС, имеются основания для удовлетворения заявленного административным истцом требования о признании недействующим приказа Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области от 7 ноября 2019 года № 06-215 «Об установлении тарифов на горячую воду (горячее водоснабжение) для Общества с ограниченной ответственностью «Альфаресурс» на 2019 год, в редакции приказа Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области № 4-п от 28 мая 2020 года «О внесении изменений в приказ Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области от 7 ноября 2019г. № 06-215».

Определяя момент, с которого нормативный правовой акт должен быть признан недействующим, суд принимает во внимание, что оспариваемый нормативный акт имеет ограниченный срок действия, признание его недействующим с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьей 3 КАС РФ.

Следовательно, оспариваемый административным истцом приказ следует признать недействующим с момента его принятия.

На основании пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о принятии решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании – газете «Ульяновская правда».

В соответствии с частью 4 статьи 216 КАС РФ на Агентство по регулированию цен и тарифов Ульяновской области следует возложить обязанность по принятию нового заменяющего нормативного акта в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

При этом суд не вправе давать тарифному органу указания в части того, какие конкретно затраты истца следует включать в расчет тарифа, то есть предопределять содержание нормативного правового акта. Суд проверяет лишь законность принятого уполномоченным органом нормативного правового акта.  В связи с  этим требования истца о возложении на Агентство по регулированию цен и тарифов Ульяновской области обязанности принять заменяющий правовой акт, согласно которому пересмотреть тариф, включив в новый тариф для истца все планируемые им и необходимые затраты на горячую воду в заявленных истцом величинах, в том числе затраты, не связанные с производством тепловой энергии, но связанные с услугой по горячему водоснабжению (дополнительный штат сотрудников, затраты по ремонту, в том числе, капитальному ремонту сетей ГВС), являются необоснованными.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

 

Р Е Ш И Л :

 

административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Альфаресурс» о признании недействующим нормативного правого акта удовлетворить.

Признать недействующим со дня принятия приказ Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области от № 06-215 от 7 ноября 2019 года «Об установлении тарифов на горячую воду (горячее водоснабжение) для Общества с ограниченной ответственностью «Альфаресурс» на 2019 год, в редакции приказа Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области № 4-п от 28 мая 2020 года «О внесении изменений в приказ Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области от 7 ноября 2019 года № 06-215».

Возложить на Агентство по регулированию цен и тарифов Ульяновской области обязанность принять заменяющий нормативный правовой акт в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Сообщение о принятии настоящего решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в газете  «Ульяновская правда».

Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Ульяновский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

 

Судья                                                                      Трифонова Т.П.