Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О выплате пособия по беременности и родам
Документ от 29.09.2020, опубликован на сайте 14.10.2020 под номером 90274, 2-я гражданская, об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Елистратов А.М.                                                      Дело № 33-3538/2020

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                  29 сентября 2020 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Фёдоровой Л.Г.,

судей Герасимовой Е.Н., Чурбановой Е.В.,

при секретаре Абросимовой А.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело № 2-1379/2020 по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Ульяновского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 25 мая 2020 года, по которому постановлено:

 

исковые требования Васильевой Надежды Андреевны к Государственному учреждению - Ульяновскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации удовлетворить.

Обязать Государственное учреждение - Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации назначить и выплатить Васильевой Надежде Андреевне пособие по беременности и родам по листу нетрудоспособности № ***.

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения представителя Государственного учреждения – Ульяновского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации Стенькиной А.Н., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя Васильевой Н.А. - Муравей А.А., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Васильева Н.А. обратилась в суд с иском, изменённым в ходе рассмотрения дела, к  Государственному учреждению - Ульяновскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее – ГУ-УРО ФСС РФ, Фонд) о возложении обязанности назначить пособие по беременности и родам. В обоснование иска указала, что работает в *** в должности менеджера на основании трудового договора от 1 ноября 2018 года. 20 февраля 2019 года ей был оформлен лист нетрудоспособности на период беременности и родов до 9 июля 2019 года. 24 марта 2019 года в адрес ответчика были направлены документы для назначения и выплаты ей пособия по беременности и родам, а 1 августа 2019 года – дополнительные документы. Письмом от 28 августа 2019 года ГУ-УРО ФСС РФ уведомило ее об отсутствии оснований для выплаты пособия, с чем она не согласна. Просила возложить на ГУ-УРО ФСС РФ обязанность назначить и выплатить пособие по беременности и родам по листу нетрудоспособности № *** от 20 февраля 2019 года.

Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Государственное учреждение – Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации считает решение суда незаконным и подлежащим отмене как постановленное с нарушением и неправильным применением норм материального права. В обоснование жалобы указывает, что в данном споре усматривается заинтересованность директора Общества в совершении таких юридически значимых действий как заключение трудового договора с истцом, являющейся его дочерью, за три месяца до наступления у нее отпуска по беременности и родам. Настаивает на том, что заключение трудового договора с Васильевой Н.В. было связано исключительно с личностью работника в целях получения возмещения пособия за счет средств Фонда. Обращает внимание, что дополнительное соглашение к трудовому договору о дистанционном характере работы, которое суд принял во внимание, не может являться доказательством, так как оформлено в период судебного разбирательства. Полагает, что требования Трудового кодекса Российской Федерации относительно дистанционной работы соблюдены не были. Просит учесть, что отчеты менеджера носят формальный характер.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель Васильевой Н.А. - Муравей А.А просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца и третьих лиц, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 1 ноября 2018 года между *** в лице директора К*** А.М. и Васильевой Н.А. был заключен трудовой договор, по условиям которого последняя с даты заключения договора принята на должность менеджера.

Пунктом 2.1 трудового договора предусмотрено, что он заключен на неопределенный срок.

За выполнение трудовых обязанностей работнику установлен должностной оклад в размере 14 000 руб. (п. 3.1). Работнику устанавливается пятидневная рабочая неделя. Продолжительность рабочего дня составляет 8 часов, а именно с 8-00 до 17-00 (п. 4.1).

Согласно приказу *** № 5 от 1 ноября 2018 года Васильева Н.А. с 1 ноября 2018 года принята на должность менеджера с окладом в размере 14 000 руб.

Запись о приеме Васильевой Н.А. на работу в *** внесена в ее трудовую книжку 1 ноября 2018 года.

Согласно должностной инструкции менеджера к числу его обязанностей отнесены: сбор информации о потенциальных клиентах; осуществление коммуникации с потенциальными клиентами и контрагентами с помощью средств связи или личных средств; ведение переговоров с клиентами в отношении товаров и услуг организации; прием и обработка заказов клиентов; оформление отчетных документов; установление потребности клиентов в услугах или продукции компании; согласование с клиентом порядка поставки, оплаты товаров, услуг, их объемов; ведение информационной базы коммуникаций с клиентами; участие в маркетинговых и рекламных мероприятиях; изучение предложений конкурентов о товарах и услугах; выполнение отдельных служебных поручений непосредственного руководителя (раздел II).

Дополнительным соглашением от 16 января 2020 года к трудовому договору с менеджером Васильевой Н.А. установлено, что работник обязуется выполнять обязанности по должности менеджера дистанционно, то есть вне места нахождения работодателя, при условии использования для данной трудовой функции и для осуществления взаимодействия между работодателем и работником средств связи, в том числе информационно-телекоммуникационные сети общего пользования «Интернет» (п. 1).

В соответствии с п. 2 дополнительного соглашения работник непосредственно исполняет обязанности, возложенные на него трудовым договором, в г. Тольятти Самарской области.

Условия дополнительного соглашения распространены на отношения, сложившиеся между сторонами с 1 ноября 2018 года (п. 6).

20 февраля 2019 года Васильевой Н.А. ГБУЗ *** выдан листок нетрудоспособности на период с 20 февраля по 9 июля 2019 года с кодом «05» (отпуск по беременности и родам).

Работодателем был произведен расчет пособия по беременности и родам Васильевой Н.А. исходя из минимального размера оплаты труда в связи с отсутствием у истца дохода за 2017-2018 годы.

*** обратилось в ГУ-УРО ФСС РФ с пакетом документов для назначения и выплаты Васильевой Н.А. пособия по беременности и родам.

Письмом от 28 августа 2019 года ГУ-УРО ФСС РФ уведомило *** об отказе в выплате спорного пособия со ссылкой на ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку усмотрело признаки злоупотребления правом в действиях ***, формально оформившего трудовые отношения с Васильевой Н.А. за три месяца до наступления страхового случая – отпуска по беременности и родам.

Полагая отказ в выплате пособия по беременности и родам незаконным, Васильева Н.А. обратилась в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суд первой инстанции на основании анализа и оценки собранных по делу доказательств пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований.

Вывод суда мотивирован, оснований не соглашаться с ним судебная коллегия не усматривает.

Все обстоятельства, на которые ссылался ответчик в обоснование своих возражений, получили соответствующую правовую оценку суда исходя из регулирующих правоотношения сторон положений законодательства.

Так, в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 16 июля 1999 года № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (далее – Федеральный закон №165-ФЗ) обязательное социальное страхование - часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по не зависящим от них обстоятельствам (среди которых беременность и роды).

Подпунктом 7 пункта 2 ст. 8 Федерального закона № 165-ФЗ к видам страхового обеспечения отнесено пособие по беременности и родам.

Из п. 1 ст. 9 Федерального закона № 165-ФЗ следует, что отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) - по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора; у застрахованных лиц - по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения трудового договора с работодателем.

В силу п. 1 ст. 22 Федерального закона № 165-ФЗ основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая (беременность и роды).

Согласно ч. 5 ст. 13 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее – Федеральный закон № 255-ФЗ) для назначения и выплаты пособия по беременности и родам застрахованное лицо представляет листок нетрудоспособности.

В соответствии с положениями Федерального закона № 255-ФЗ и постановления Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2011 года № 294 назначение и выплата пособия по беременности и родам на территории Ульяновской области, участвующей в реализации пилотного проекта, осуществляется страховщиком (ГУ-УРО ФСС РФ) на основании документов, представленных страхователем (работодателем).

Из изложенного следует, что действующим законодательством предусмотрены назначение и выплата страховщиком пособия по беременности и родам на основании представленных страхователем (работодателем) документов, подтверждающих, что его работнику, претендующему на спорное пособие, оформлен листок нетрудоспособности в связи с отпуском по беременности и родам.

Все требования закона как самим истцом, так и ее работодателем *** были исполнены и предусмотренных вышеупомянутыми нормативными правовыми актами оснований для отказа в назначении пособия у ответчика не имелось.

Действия истца и его работодателя были расценены ГУ-УРО ФСС РФ как злоупотребление правом (п. 1 ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации), поскольку, по мнению ответчика, Васильева Н.А., уже будучи беременной, трудоустроилась в *** не с целью исполнения трудовых обязанностей, а с целью необоснованного получения денежных средств от Фонда социального страхования Российской Федерации.

Соответствующие доводы ответчика были предметом оценки суда и отклонены им со ссылкой на имеющиеся в материалах дела доказательства.

Так, факт возникновения реальных трудовых отношений между Васильевой Н.А. и *** подтверждается трудовым договором от 1 ноября 2018 года, дополнительным соглашением к трудовому договору, записями в трудовой книжке истца, приказом *** о приеме истца на работу в качестве менеджера с окладом 14 000 руб., табелями учета рабочего времени.

Кроме того, как установлено судом и не оспаривалось сторонами в суде апелляционной инстанции, Васильева Н.А. после окончания отпуска по беременности и родам приступила к выполнению трудовых обязанностей в ***

Страховые взносы *** уплачены.

Отвергая доводы ответчика, судебная коллегия учитывает, что добросовестность участников трудовых правоотношений презюмируется, тогда как относимых и допустимых доказательств, которые бы свидетельствовали о подлоге и фиктивности представленных документов, ответчиком в нарушение требований ст. 56 Гражданского  процессуального кодекса Российской Федерации не представлено.

Отсутствие у Васильевой Н.А. опыта работы не является бесспорным доказательством мнимости заключенного трудового договора, поскольку должностной оклад установлен ей в размере 14 000 руб., а пособие по беременности и родам рассчитано исходя из минимального размера оплаты труда.

Очевидных признаков экономической нецелесообразности в правомерных действиях работодателя, самостоятельно осуществляющего необходимые кадровые решения (подбор, расстановку, увольнение персонала), в ходе судебного разбирательства не установлено.

Судебная коллегия также считает необходимым отметить, что обязательное социальное страхование на случай беременности и родов является частью государственной системы социальной защиты женщины от возможного изменения материального и (или) социального положения по не зависящим от нее обстоятельствам, которая позволяет создать женщине условия, обеспечивающие достойную жизнь в период рождения ребенка и первых месяцев его жизни.

Право на получение пособия по беременности и родам не подлежит умалению при отсутствии предусмотренных законом препятствий на основании предположений страховщика, без доказательств, свидетельствующих о том, что обстоятельства, подтверждающие возникновение данного права, созданы искусственным путем и с явным злоупотреблением правом.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом верно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 25 мая 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Ульяновского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение  трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Ленинский районный суд города Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи