Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Об обеспечении ТСР
Документ от 15.09.2020, опубликован на сайте 06.10.2020 под номером 90028, 2-я гражданская, об обеспечении техническими средствами реабилитации, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Алексеева Е.В.                                                                           Дело № 33-3285/2020

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                  15 сентября 2020 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Федоровой Л.Г.,

судей Герасимовой Е.Н., Фоминой В.А.,

при секретаре Скала П.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело № 2-1929/20 по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Ульяновского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 19 июня 2020 года,  по которому постановлено:

 

исковые требования прокурора Ленинского района г. Ульяновска удовлетворить частично. 

Возложить на Государственное  учреждение - Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации    обязанность обеспечить р***-и***  Ю*** А*** М***, *** года рождения техническими средствами реабилитации:  х***, и*** п*** и*** з***,  о*** п*** о***   о***  с***  б*** у*** п***, о***   п***   о***  о***  с*** н*** у*** подкладке.

Взыскать с Государственного  учреждения - Ульяновского  регионального  отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в пользу  Бадиной Татьяны Викторовны расходы по приобретению к***-к*** п***  в сумме 22 610 руб. 21 коп.

В остальной части иска – отказать.

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения законного представителя Ю*** А.М. - Бадиной Т.В., высказавшей возражения по доводам жалобы, прокурора Холодилиной Ю.О., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

 

Прокурор Ленинского района г. Ульяновска  в  интересах   несовершеннолетней   Юматовой А.М. обратился  в суд с иском к Государственному учреждению –Ульяновскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее – ГУ-УРО ФСС РФ)  о возложении обязанности по обеспечению техническими средствами реабилитации, взыскании расходов по приобретению  кресла-коляски. В обоснование иска указал,  что    Ю*** А.М.,  13 июля 2008!%  года   рождения, является р***-и***. В соответствии с  индивидуальной  программой реабилитации (далее – ИПР) ребёнку полагаются  такие технические средства реабилитации (далее – ТСР), как: х***, и*** п*** и*** з*** - *** ш***.,  о*** о*** с*** б*** у*** п*** – *** п***, о*** о*** с***  н***  у*** п*** - *** п***, а т***  к***-к***  с р*** п*** д*** б*** *** п***. Срок реабилитационных мероприятий по ИПР определен с  2 декабря 2016 года по 13 июля 2026 года. Данными техническими средствами реабилитации ребёнок в полном  объеме обеспечен не был.  Законный представитель ребёнка - Бадина Т.В. приобрела к***-к*** прогулочную самостоятельно, в связи с чем понесла расходы  в сумме 30 500 руб.,  которые  до настоящего времени  ответчиком не компенсированы. Прокурор просил обязать ответчика обеспечить Ю*** А.М. техническими средствами реабилитации: х***, и***  п*** и*** з*** - *** ш***.,  о*** о***  с***  б*** у***  п*** - *** п***,  о*** о***  с***   н***  у*** п*** -  *** п***, взыскать с ответчика в пользу Бадиной  Т.В.  расходы по приобретению к***-к*** п*** в сумме 30 500 руб.

Суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, федеральное казенное учреждение «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ульяновской области» и, рассмотрев исковые требования по существу, принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Государственное учреждение – Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации считает решение суда незаконным и подлежащим отмене. В обоснование жалобы указывает, что в силу положений действующего законодательства ТСР предоставляются инвалидам по месту жительства уполномоченными органами в установленном порядке. Обращает внимание, что Ю*** А.М. была получена о*** о*** с*** н*** у*** п*** 10 апреля 2020 года, б*** у*** п*** – 5 мая 2020 года. Просит учесть, что в возмещении расходов за самостоятельно приобретенные ТСР истцу было отказано, поскольку р***-и*** Ю*** А.М. зарегистрирована по адресу: Р*** Т***, Н*** р***, г. Н***, у***. Н***, д. ***, кв. ***, а обеспечение инвалидов осуществляется уполномоченными органами по месту жительства, на что также указано в разъяснениях Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 1 августа 2019 года № 13-3/В-1172.

В возражениях на апелляционную жалобу ФКУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области» Минтруда России оставляет решение по апелляционной жалобе на усмотрение суда.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчика и третьего лица, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Ю*** А.М.,  ***  года рождения, является р***-и***.

В соответствии с  индивидуальной  программой реабилитации, оформленной на срок с 2 декабря 2016 года по 13 июля 2026 года, ребёнку полагаются технические средства реабилитации, такие как: х***, и*** п*** и*** з*** - *** шт.,  о*** о***  с*** б*** у***  п*** - *** п***,  о*** о*** сл***  н***  у*** п*** - *** п***, а т***  к***-к***  с р*** п*** д*** б***  *** п***.

Данными техническими средствами реабилитации ребёнок в полном  объеме обеспечен не был.

Несовершеннолетней Ю*** А.М. не предоставлены х***,   и*** п*** и*** з*** - *** ш***.,  о*** о***  с*** б*** у***  п*** - *** п***,  о*** о*** с***  ***  у*** п*** - *** п***, к***-к***  с р*** п*** д*** б*** *** п***.

Законный представитель р***-и*** Бадина Т.В. приобрела к***-к*** п*** самостоятельно, в связи с чем понесла расходы 26 июля  2019 года на  сумму  30 500 руб.

Законный представитель р***-и*** Бадина Т.В. осенью 2019 года обращалась в ГУ-УРО ФСС РФ с заявлениями об обеспечении ребенка ТСР: 23 сентября 2019 года – х***; 30 октября 2019 года – о*** о***.

27 сентября 2019 года Бадина Т.В. обратилась в ГУ-УРО ФСС РФ с заявлением о выплате компенсации за самостоятельно приобретенное ТСР – к***-к***.

Несовершеннолетняя Ю*** А.М. была обеспечена о*** о*** с***: на у*** п*** (*** п***) – 10 апреля 2020 года; б*** у*** п*** (***) – 5 мая 2020 года.

Поскольку компенсация за самостоятельно приобретенное ТСР Бадиной Т.В. не выплачена, в*** п*** к*** в*** о*** и х*** р***и*** не обеспечена, прокурор обратился в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела, закон, подлежащий применению, руководствуясь которым, пришел к верному выводу об удовлетворении исковых требований.

Вывод суда мотивирован, оснований не соглашаться с ним судебная коллегия не усматривает.

Согласно ст. 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 181-ФЗ) государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 11 указанного Федерального закона № 181-ФЗ индивидуальная программа реабилитации инвалида является разработанным на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплексом оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающим в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида, выполнению определенных видов деятельности. Индивидуальная программа реабилитации организма является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а так же организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Если предусмотренное индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации либо услуга не могут быть предоставлены инвалиду или если инвалид приобрел соответствующее средство либо оплатил услугу за собственный счет, то ему выплачивается компенсация в размере стоимости технического средства реабилитации, услуги, которые должны быть предоставлены инвалиду.

В соответствии с Федеральным Перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 года № 2347-р, поручни, ортопедическая обувь, кресла-коляски относятся к техническим средствам, предоставляемым инвалидам с освобождением от платы.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 года №240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее – Правила от 7 апреля 2008 года).

Согласно п. 2 Правил от 7 апреля 2008 года обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации или абилитации инвалидов.

Как указано в п. 3 Правил от 7 апреля 2008 года обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем: предоставления соответствующего технического средства (изделия).

Заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства инвалида (п. 4 Правил от 7 апреля 2008 года).

Уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 Правил, в 15-дневный срок.

Согласно п. 5(1) Правил от 7 апреля 2008 года снятие инвалида (ветерана) с учета по обеспечению техническим средством (изделием) осуществляется уполномоченным органом в случае, если: инвалид (ветеран) обеспечен техническим средством (изделием) организацией, в которую выдано направление (пп. «а»); уполномоченным органом осуществлена компенсация, указанная в пункте 15(1) названных Правил (пп. «б»).

Как указано в п. 15(1) Правил от 7 апреля 2008 года, в случае если предусмотренное программой реабилитации (заключением) техническое средство (изделие) и (или) услуга по его ремонту не могут быть предоставлены инвалиду (ветерану) либо если инвалид (ветеран) приобрел соответствующее техническое средство (изделие) или оплатил указанную услугу за собственный счет, то инвалиду (ветерану) выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства (изделия) и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства (изделия) и (или) услуги, предоставляемых уполномоченным органом в соответствии с данными Правилами.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 года № 57н утвержден Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации (далее – Порядок №57Н).

В соответствии с п. 2 Порядка № 57Н компенсация выплачивается территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации либо уполномоченным органом по месту жительства инвалида.

Компенсация выплачивается инвалиду в случае, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду или инвалид самостоятельно приобрел указанное техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за счет собственных средств.

Компенсация выплачивается в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более размера стоимости технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых уполномоченными органами в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида (п. 3 Порядка № 57Н).

Размер компенсации определяется уполномоченным органом по результатам последней по времени осуществления закупки технического средства реабилитации и (или) оказания услуги, информация о которой размещена на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru), проведенной уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Последней по времени осуществления закупкой технического средства реабилитации и (или) оказания услуги считается последняя завершенная процедура осуществления закупки технического средства реабилитации и (или) оказания услуги (заключенный уполномоченным органом государственный контракт на закупку технических средств реабилитации и (или) оказание услуг, обязательства по которому на дату подачи инвалидом или лицом, представляющим его интересы, заявления о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги исполнены сторонами контракта в полном объеме) (п. 4 Порядка №57Н).

Компенсация инвалиду выплачивается на основании заявления инвалида либо лица, представляющего его интересы, о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги (далее - заявление) и документов, подтверждающих расходы по самостоятельному приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги инвалидом за собственный счет (п. 5 Порядка № 57Н).

Решение о выплате компенсации принимается уполномоченным органом в течение 30 дней со дня принятия уполномоченным органом заявления о выплате компенсации (п. 6 Порядка № 57Н).

Руководствуясь приведенными выше нормами закона, а также установив, что р***-и*** обеспечен только по о*** п*** о*** о*** (у*** и н***), не о*** х***, суд первой инстанции обоснованно возложил на ответчика обязанность по обеспечению несовершеннолетней Ю*** А.М. указанными ТСР.

Правильным является решение суда и в части взыскания с ответчика в пользу законного представителя ребенка-инвалида компенсации в размере 22 610 руб. 21 коп. за самостоятельно приобретенное кресло-коляску.

Удовлетворяя требования в части взыскания денежной компенсации, суд первой инстанции правомерно на основании ч. 2 ст. 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации принял во внимание обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда г. Ульяновска от  18 декабря 2019 года по делу  по иску Бадиной Т.В. к ГУ-УРО ФСС РФ о возмещении расходов на приобретение технических средств реабилитации.

Указанным решением суда от 18 декабря 2019 года установлен факт проживания  несовершеннолетней Ю*** А.М. на территории г. Ульяновска, где ребенок и  ее законный представитель имеют временную регистрацию на срок  до  8 августа 2044 года по адресу: г. У***, п***. Х***, д. ***, кв.***.  

С учетом приведенных обстоятельств и норм закона доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом верно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 19 июня 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Ульяновского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение  трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Ленинский районный суд города Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи