Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О возложении обязанности по обеспечению бесплатным питанием детей
Документ от 15.09.2020, опубликован на сайте 30.09.2020 под номером 89996, 2-я гражданская, о признании незаконным бездействие администрации по обеспечению бесплатным двухразовым питанием обучающихся с ОВЗ, получающих образование на дому, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

Судья Лёшина И.В.                                                                   Дело № 33а-3217/2020

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                 15 сентября 2020 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Полуэктовой С.К.,

судей Лифановой З.А.,  Смирновой Ю.В.,

при секретаре Каминской Ю.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционное представление прокурора Ульяновского района Ульяновской области на решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 19 июня 2020 года по делу №2а-2-297/20, по которому постановлено:

 

в удовлетворении исковых требований прокурора Ульяновского района Ульяновской области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному учреждению «Администрация муниципального образования «Город Новоульяновск» Ульяновской области, муниципальному учреждению «Отдел образования администрации  муниципального образования «Город Новоульяновск»  Ульяновской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности разработать нормативно-правовой акт, регулирующий  выдачу продуктовых наборов либо выплаты денежных компенсаций, разработать и выплатить денежную компенсацию несовершеннолетним, имеющим статус детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся на дому, за неполученные продуктовые наборы за 2019 г. и истекший период 2020 г.,  отказать в полном объеме.

 

Заслушав доклад судьи Лифановой З.А., пояснения прокурора Данилова Е.В., поддержавшего доводы апелляционного представления, возражения представителя МУ «Администрация МО «Город Новоульяновск» Ульяновской области – Любавиной Ю.В., представителя МУ «Отдел образования МО «Город Новоульяновск» Ульяновской области Максименковой В.Н., полагавших решение суда не подлежащим отмене, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор Ульяновского района Ульяновской области в интересах  неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к муниципальному учреждению «Администрация муниципального образования «Город Новоульяновск» Ульяновской области (далее по тексту – МУ «Администрация «Город Новоульяновск» Ульяновской области), муниципальному учреждению «Отдел образования администрации  муниципального образования «Город Новоульяновск»  Ульяновской области (далее по тексту – МУ «Отдел образования МО «Город Новоульяновск» Ульяновской области).

Требования мотивированы тем, что в ходе прокурорской проверки выявлены нарушения действующего законодательства в части организации питания детей-инвалидов, имеющих статус детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающимися в образовательных учреждениях МО «Город Новоульяновск». Так, на территории МО «Город Новоульяновск» Ульяновской области 24 несовершеннолетних имеют статус детей-инвалидов с ограниченными возможностями здоровья. Вместе с тем, указанные несовершеннолетние в 2019 г. и истекшем периоде 2020 г.  продуктовыми наборами не обеспечивались, денежную компенсацию не получали.

Прокурор просил признать бездействие администрации МО «Город Новоульяновск» и МУ «Отдел образования МО «Город Новоульяновск» по обеспечению бесплатным двухразовым питанием обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, получающих образование на дому, незаконным, обязать администрацию МО «Город Новоульяновск» в срок до 01.09.2020 разработать и принять нормативно-правовой акт, регулирующий выдачу продуктовых наборов несовершеннолетним, имеющим статус детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающимся на дому, либо выплаты денежных компенсаций; обязать административных ответчиков рассчитать и выплатить денежную компенсацию несовершеннолетним, имеющим статус с ограниченными возможностями  здоровья, обучающимся на дому, за неполученные продуктовые наборы за 2019 год и истекший период 2020 года.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционном представлении прокурор Ульяновского района Ульяновской области просит решение суда отменить, принять по делу новое решение.

Не соглашается с мнением суда о том, что мера социальной поддержки в виде обеспечения питанием детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся на дому, реализуется только на заявительной основе. Считает, что Распоряжение Губернатора Ульяновской области от 22.03.2020 №413-р, на которое ссылается суд, носит рекомендательный характер и не может ставиться в прямую зависимость от реализации права на социальную поддержку, закрепленного в федеральном законодательстве.

В возражениях на апелляционное представление МУ «Администрация «Город Новоульяновск» Ульяновской области просит решение суда оставить без изменения. Обращает внимание на то, что у прокурора отсутствовало право на обращение в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц, поскольку имелась возможность определить точное количество несовершеннолетних с ограниченными возможностями здоровья.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, возражений относительно него, судебная коллегия  не находит оснований для отмены решения.

Согласно ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Мнение ответчика о том, что у прокурора отсутствовало право на обращение в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц, поскольку имелась возможность определить точное количество несовершеннолетних с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях, является ошибочным, поскольку количество обучающихся спорной категории может изменяться, как и их родителей, в связи с чем точно определить круг лиц, в чьих интересах прокурором заявлены требования, не представляется возможным.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения.

Как следует из ст. 17 указанного Федерального закона  образование в РФ  может быть получено  в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (в очной, очно-заочной или заочной форме);  вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования).

Пунктами 1 и 2 ч. 2 ст. 34 Федерального закона №273-ФЗ   предусмотрено, что обучающимся предоставляются меры социальной поддержки: полное государственное обеспечение, в том числе обеспечение одеждой, обувью, жестким и мягким инвентарем, обеспечение питанием в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 15 ч. 3. ст. 28 Федерального закона №273-ФЗ   к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся.  Охрана здоровья обучающихся включает в себя организацию питания обучающихся (п. 2 ч. 1 ст. 41).

Обеспечение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья бесплатным двухразовым питанием предусмотрено ч. 7 ст. 79 данного Федерального закона.

Частью 4 ст. 37 Федерального закона «Об образовании в РФ» регламентировано, что организация питания обучающихся возлагается на организации, осуществляющие образовательную деятельность, а обеспечение питанием обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется в случаях и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации, обучающихся за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов - органами местного самоуправления.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении административного иска прокурора, суд первой инстанции исходил из того, что во исполнение Распоряжения Губернатора Ульяновской области от 22.05.2020 г. № 413-р, которым  органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Ульяновской области рекомендовано в срок до 01.08.2020 принять нормативные правовые акты, необходимые для организации бесплатного двухразового питания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в муниципальных образовательных организациях  в Ульяновской области и предоставления денежной компенсации расходов на оплату питания таким обучающимся, в случае если обучение организовано на дому, МУ «Администрация МО «Город Новоульяновск» Ульяновской области разработан соответствующий нормативно-правовой акт, который на дату вынесения решения находился на согласовании в прокуратуре Ульяновского района Ульяновской области.

С выводами районного суда об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска прокурора судебная коллегия соглашается.

Как верно указано судом незаконного бездействия со стороны администрации МО «Город Новоульяновск» и МУ «Отдел образования МО «Город Новоульяновск» по обеспечению бесплатным двухразовым питанием обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, получающих образование на дому, не имеется.

Постановлением Администрации МО «Город Новоульяновск» № 77-П «Об утверждении Порядка обеспечения бесплатным питанием обучающихся муниципальных общеобразовательных учреждений МО  «Город Новоульяновск» Ульяновской области»  во время образовательного процесса по адаптированной образовательной программе, относящихся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья, за счет средств бюджета МО «Город Новоульяновск» Ульяновской области» от 25.01.2019 был утвержден Порядок обеспечения бесплатным питанием категории детей с ограниченными возможностями здоровья. 

Что касается возложения на администрацию МО «Город Новоульяновск» обязанности в срок до 01.09.2020 разработать и принять нормативно-правовой акт, регулирующий выдачу продуктовых наборов несовершеннолетним, имеющим статус детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающимся на дому, либо выплаты денежных компенсаций, то данное требование не основано на законе.

Так, согласно ст.10 Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Принцип самостоятельности органов местного самоуправления установлен ст. 12 Конституции Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 ст. 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г.          №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органам местного самоуправления предоставлено право принимать муниципальные правовые акты по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

По смыслу приведенной правовой нормы органы указанных ветвей власти самостоятельны и не могут вмешиваться в компетенцию друг друга. На этом основании суд не может обязать орган местного самоуправления принять или дополнить какой-либо нормативный правовой акт, поскольку это является исключительной компетенцией органа местного самоуправления.

В настоящее время Постановлением администрации МО «Город Новоульяновск» от 23.07.2020 №383-П «Об утверждении Порядка предоставления компенсации стоимости питания детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в муниципальных общеобразовательных организациях муниципального образования «Город Новоульяновск».

Требование прокурора об обязании административных ответчиков рассчитать и выплатить денежную компенсацию несовершеннолетним, имеющим статус с ограниченными возможностями  здоровья, обучающимся на дому, за неполученные продуктовые наборы за 2019 год и истекший период 2020 года, также правомерно оставлено без удовлетворения.

Из материалов дела следует, что спорная компенсация выплачивается общеобразовательной организацией родителям (законным представителям) несовершеннолетних, имеющих статус с ограниченными возможностями  здоровья.

Вместе с тем, ни общеобразовательные организации, ни родители (законные представители) несовершеннолетних, имеющих статус с ограниченными возможностями  здоровья, к участию в деле не привлекались. Заявив указанные требования, прокурор Ульяновского района Ульяновского района, круг данных лиц не определил.

При указанных обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционного представления прокурора не имеется.

Оставляя без изменения решение Ульяновского районного суда, судебная коллегия вместе с тем находит ошибочным вывод суда о том, что к моменту разрешения спора по настоящему делу у органов местного самоуправления (в частности, муниципальных районов) Ульяновской области отсутствует установленная нормативно-правовым актом обязанность   по обеспечению детей-инвалидов, имеющих статус детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся  на дому, по обеспечению их горячим питанием за счет средств бюджета муниципалитета, поскольку такой вывод противоречит вышеприведенным положениям ч.4 ст.37 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Следовательно, указанный вывод следует исключить из оспариваемого решения, что, тем не менее, не влечет отмену или изменение решения суда.

Руководствуясь статьями 309 - 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 19 июня 2020 года – оставить без изменения, а апелляционное представление прокурора Ульяновского района Ульяновской – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через суд первой инстанции.

 

Председательствующий

 

Судьи