Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О признании незаконным бездействия
Документ от 15.09.2020, опубликован на сайте 21.09.2020 под номером 89915, 2-я гражданская, о признании незаконным бездействия по постановке на учет участка бесхозяйных сетей водоотведения, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Связанные судебные акты:

О признании бездействия незаконным обязании признать право на бесхозяйные канализационные сети

Документ от 23.03.2021, опубликован на сайте 01.04.2021 под номером 92992, 2-я гражданская, о признании незаконным бездействия по постановке на учет участка бесхозяйных сетей водоотведения , РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

     У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

Судья Земцова О.Б.                                                                      Дело № 33а-3216/2020

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                    15 сентября 2020 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего  Полуэктовой С.К.,

судей Смирновой Ю.В.,  Лифановой З.А.,

при секретаре   Каминской Ю.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Ульяновского муниципального унитарного предприятия «Ульяновскводоканал», Управления дорожного хозяйства и транспорта администрации города  Ульяновска, администрации города Ульяновска на решение Железнодорожного районного суда г.Ульяновска от 3 июня 2020 года по делу № 2а-495/2020, по которому постановлено:

административное исковое заявление и.о. прокурора Железнодорожного района  г. Ульяновска в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «город Ульяновск», выраженное в неисполнении возложенных на нее обязанностей по признанию сетей водоотведения в виде двух труб напорной канализации диаметром 300 мм., проходящих от границы земельного участка с кадастровым номером *** в районе дома *** до приемной камеры ГОСК УМУП «Ульяновскводоканал», расположенной на земельном участке с кадастровым номером ***, бесхозяйными.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «город Ульяновск», выраженное в неисполнении возложенных на нее обязанностей по признанию права муниципальной собственности на бесхозяйные сети водоотведения в виде двух труб напорной канализации диаметром 300 мм., проходящих от границы земельного участка с кадастровым номером *** в районе дома *** до приемной камеры ГОСК УМУП «Ульяновскводоканал», расположенной на земельном участке с кадастровым номером ***. 

Возложить на администрацию муниципального образования «город Ульяновск» обязанность по признанию сетей водоотведения в виде двух труб напорной канализации диаметром 300 мм. проходящих от границы земельного участка с кадастровым номером *** в районе дома *** до приемной камеры ГОСК УМУП «Ульяновскводоканал», расположенной на земельном участке с кадастровым номером ***, бесхозяйными.

Возложить на администрацию муниципального образования «город Ульяновск» обязанность по признанию права муниципальной собственности на бесхозяйные сети водоотведения в виде двух труб напорной канализации диаметром 300 мм проходящих от границы земельного участка с кадастровым номером *** в районе дома *** до приемной камеры ГОСК УМУП «Ульяновскводоканал», расположенной на земельном участке с кадастровым номером ***.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «город Ульяновск», выраженное в неисполнении возложенных на нее обязанностей по признанию бесхозяйной ливневой канализации от дороги по ***, проходящей через земельные участки с кадастровыми номерами: ***, в районе ***.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «город Ульяновск», выраженное в неисполнении возложенных на нее обязанностей по признанию права муниципальной собственности на бесхозяйную ливневую канализацию от дороги по ***, проходящей через земельные участки с кадастровыми номерами: ***, в районе домов ***.

Возложить на администрацию муниципального образования «город Ульяновск» обязанность по признанию ливневой канализации от дороги по ***, проходящей через земельные участки с кадастровыми номерами: ***, в районе домов *** бесхозяйной.

Возложить на администрацию муниципального образования «город Ульяновск» обязанность по признанию права муниципальной собственности на бесхозяйную ливневую канализацию от дороги по ***, проходящей через земельные участки с кадастровыми номерами: ***.

В удовлетворении административных исковых требований и.о. прокурора Железнодорожного района  г. Ульяновска в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «город Ульяновск» о возложении обязанности по признанию ливневой канализации от дороги по ***, проходящей через земельные участки с кадастровыми номерами: ***, отказать.

В удовлетворении административных исковых требований и.о. прокурора Железнодорожного района  г. Ульяновска в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «город Ульяновск» о возложении обязанности по признанию права муниципальной собственности на бесхозяйную ливневую канализацию от дороги по ***, проходящей через земельные участки с кадастровыми номерами: ***, в районе домов *** бесхозяйной, отказать.

Заслушав доклад судьи Смирновой Ю.В., пояснения представителя  администрации города Ульяновска -    Рогановой Г.В., поддержавшей  доводы апелляционных жалоб,  пояснения представителя ООО «Завод Трехсосенский» - Ключникова А.С., ООО  «ВСК» - Ворковой Т.Ю.  и прокурора Данилова  Е.В., полагавших решение суда законным и обоснованным,  судебная коллегия

 

установила:

прокурора Железнодорожного района г.Ульяновска в интересах неопределенного круга лиц обратился в  суд с административным иском, уточненным в ходе судебного разбирательства, к   администрации муниципального образования «город Ульяновск» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по признанию имущества бесхозяйным  и признании права муниципальной собственности на имущество.

В обоснование  требований указал, что  в ходе проведенной прокуратурой Железнодорожного района г.Ульяновска проверки исполнения требований природоохранного законодательства и законодательства, регламентирующего организацию водоотведения в части надлежащего содержания канализационных сетей по ***, а также ливневой канализации, расположенной в районе домов ***, были выявлены нарушения требований действующего законодательства.

Выявлен земельный участок, площадью 16 кв.м, расположенный между участком проезжей части автомобильной дороги и промплощадкой предприятия по адресу: ***, на который попадают жидкие бытовые отходы, через который проходит 2 трубы напорной канализации диаметром 300 мм, протяженность каждого трубопровода по указанным участкам составляет 951 м.

Причиной утечки жидких бытовых отходов послужил прорывы двух линий канализационного коллектора.

Указанные канализационные сети не содержатся в реестре муниципальной собственности г.Ульяновска, на балансе организаций, осуществляющих эксплуатацию данных сетей, не состоят и фактически являются бесхозяйными.

Ливневая канализация от дороги по *** напротив ***, проходящая через земельные участки с кадастровыми номерами *** в районе домов *** также не содержится в реестре муниципальной собственности г. Ульяновска и фактически является бесхозяйной. При этом в данную коммуникацию попадают неочищенные сточные воды из неустановленного источника, которые в дальнейшем выходят на поверхность вблизи домов ***, попадая в р. Свияга.

В нарушение  ст.225 Гражданского кодекса Российской Федерации, п.4 ч.1 ст.16 Закона № 131-ФЗ, п.1 ч.1 ст.6, ч.5 ст.8 Закона № 416-ФЗ должностные лица администрации города мер по обращению в уполномоченный орган с заявлением о принятии вышеуказанной ливневой канализации и канализационных сетей водоотведения на учет как бесхозяйного недвижимого имущества не осуществили, их передачу в эксплуатацию и на обслуживание не организовали.

В связи с отсутствием собственника вышеуказанных канализационных сетей и ливневой канализации они находятся в ненадлежащем состоянии и не соответствуют эксплуатационным требованиям: в ливневую канализацию допускается сброс неочищенных сточных вод, из канализационных сетей произошла утечка жидких отходов, что в конечном итоге ведет к нарушению права граждан на благоприятную окружающую среду.

Судом  в качестве заинтересованных лиц привлечены ООО «Ульяновский мебельный комбинат», ФГКУ «Комбинат Северный», ООО «ВСК»,                                 МБУ «Дорремстрой», ООО «Нефтяников», ПГСК «Атлант», ООО «Автомост-Поволжье», ООО «Рамила», АО «Имущественная Корпорация Ульяновской области», Управление Росреестра по Ульяновской области, Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области, МТУ Росимущества в Республике Татарстан и Ульяновской области, Дмитриев А.А., Мурадов Т.Д., Кочергин И.Ю., Кочергин С.И..

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Управление дорожного хозяйства и транспорта администрации г.Ульяновска не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований.

В обоснование доводов жалобы указывает, что спорные участки сетей водоотведения и канализации не являются частью инфраструктуры города, так как являются сетями водоотведения  и канализации производственных организаций. Вывод суда о бесхозяйности указанных сетей считает необоснованным, поскольку  не выяснены обстоятельства их принадлежности. 

Полагает, что отсутствуют доказательства нарушения прав неопределенного круга лиц бездействием органа местного самоуправления, выразившегося в неисполнении возложенных обязанностей по признанию права муниципальной собственности на бесхозяйную вещь. 

В апелляционной жалобе администрация города Ульяновска не соглашается с решением суда.

В обоснование жалобы указывает доводы аналогичные доводам, изложенным в жалобе Управление дорожного хозяйства и транспорта администрации г.Ульяновска.

Считает, что спорный канализационный коллектор не имеет самостоятельного назначения, предназначен для обслуживания  ООО «Завод Трехсосенский», ливневая канализация от дороги по пр-ту Гая напротив корп.1 дома 100 по пр-ту Гая не может быть отнесена к муниципальной собственности.

Указывает на отсутствие доказательств бесхозяйности  спорных сетей, а также отсутствие бездействия администрации г.Ульяновска по заявленным требованиям.

Просит отменить решение суда и  принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований.

В апелляционной жалобе УМУП «Ульяновскводоканал» не соглашается с решением суда в части признания незаконным бездействия администрации                     МО «город Ульяновск», выраженное в неисполнении возложенных на нее обязанностей по признанию сетей водоотведения в виде двух труб напорной канализации,  проходящих от границы земельного участка с кадастровым номером *** до приемной камеры ГОСК УМУП «Ульяновскводоканал»,  бесхозяйными и по признанию права муниципальной собственности на  них; возложения обязанности по признанию сетей водоотведения в виде двух труб напорной канализации бесхозяйными и возложении обязанность по признанию права муниципальной собственности на них.

Указывает, что технологический комплекс по водоотведению разрушен, так как напорный коллектор от канализационной насосной станции (КНС) поделен на части границами смежных земельных участков.

Полагает, что ООО «Завод Трехсосенский» является собственником напорной канализации и транзитной организацией по отношению к                             ООО «Ульяновский мебельный комбинат» и ФГБУ «Северный».

Считает, что административный иск затрагивает интересы ограниченного числа лиц и необоснованно подан прокурором в отношении неопределенного круга лиц.

Просит решение суда отменить в указанной части и принять по делу новое решение.

В возражениях на апелляционную жалобу  ООО «Завод Трехсосенский» просит решение суда оставить  без изменения, апелляционную жалобу администрации г.Ульяновска – без удовлетворения.

В заседание суда апелляционной инстанции  кроме представителя  администрации города Ульяновска -  Рогановой Г.В., представителя ООО «Завод Трехсосенский» - Ключникова А.С., представителя  ООО  «ВСК» - Ворковой Т.Ю.,   прокурора Данилова  Е.В., другие лица, участвующие в деле, не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц согласно ст.150, ст.306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных  жалоб, возражений на апелляционную жалобу, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований к отмене решения суда.

Судом установлено, что 15.12.2009  между открытым акционерным обществом  Пивоваренная компания «Витязь» (ОАО ПК «Витязь»)  и обществом с ограниченной ответственностью «ВСК» (ООО «ВСК») был заключен договор купли-продажи имущества ОАО ПК «Витязь» № 07.

Согласно данному договору продавец обязуется передать в собственность покупателя недвижимое имущество ОАО ПК «Витязь» в сроки, предусмотренные в договоре, а покупатель обязуется принять указанное в договоре недвижимое имущество и уплатить за него цену, предусмотренную в договоре.

По  данному договору в собственность ООО «ВСК» приобретены                           25 позиций, наименование, назначение: здания нежилые, склад.

Данные объекты расположены на земельных участках, принадлежащих                   ОАО ПК «Витязь» на праве аренды: земельный участок общей площадью                121 600 кв.м,  расположенный по адресу: ***, кадастровый (или условный) номер ***, земельный участок общей площадью                       12 218, 98 кв.м, расположенный по адресу: ***, кадастровый (или условный) номер ***.

Также между ОАО ПК «Витязь» и ООО «ВСК» был заключен договор купли-продажи имущества ОАО ПК «Витязь» № 08 от 15.12.2009.

Согласно п.1.. договора продавец обязуется передать в собственность покупателя движимое имущество ОАО ПК «Витязь» в сроки, предусмотренные в договоре, а покупатель обязуется принять движимое имущество и уплатить за него цену, предусмотренную в договоре.

Согласно приложения к договору купли-продажи имущества                          ОАО ПК «Витязь» № 08 от 15.12.2009,  акта приема-передачи между                      ОАО ПК «Витязь» (продавец) и ООО «ВСК» (покупатель) от 01.03.2010, продавец в соответствии с условиями договора № 08 купли-продажи имущества                    ОАО ПК «Витязь» от 15.12.2009, письмом ООО «ВСК» от 01.03.2010 передал, а покупатель принял следующее имущество: водопроводные сети внутриплощадные до производственных цехов (труба стальная диаметр 219 мм, между зданиями); канализационные сети внутриплощадные до производственных цехов (труба чугунная, диаметр 150 мм – 350 мм, от зданий); внутренние сети ливневой канализации (на территории завода, труба асбестоцементная, диаметр 200 мм –  800 мм).

Данное имущество находится по адресу: ***.

Между ООО «ВСК» (арендодатель) и ООО «Завод Трехсосенский» (арендатор) 02.03.2010  был заключен договор аренды.

Согласно п.1.1 договора арендодатель передает, а арендатор принимает во временное владение и пользование следующее имущество, указанное в приложении № 1 к данному договору, которое является неотъемлемой частью данного договора.

Согласно приложения № 1 ООО «Завод Трехсосенский» также передано здание канализационно-насосной станции.

Между ООО «ВСК» (арендодатель и собственник имущества) и ООО «Завод Трехсосенский» (арендатор) заключен договор аренды от 01.01.2015.

Согласно п.1.1 договора арендодатель передает, а арендатор принимает во временное владение и пользование имущество, расположенное по адресу: ***, указанное в приложении № 1 к настоящему договору, которое является неотъемлемой частью данного договора.

Согласно приложения № 1 к данному договору ООО «Завод Трехсосенский» была передана канализационно-насосная станция (КНС).

Согласно технического паспорта на здание КНС, в указанный объект входят: подвал, машинное отделение, водособрник, год постройки - 1985.

06.05.2010 между УМУП «Ульяновскводоканал» и ООО «Завод Трехсосенский» заключен договор № 22061 на отпуск и прием сточных вод.

Предметом данного договора является отпуск из централизованной системы водоснабжения питьевой и технической воды на нужды абонента и его субабонентов и прием в централизованную систему канализации города сточных вод абонента и его субабонентов.

Из п.2.1.1 договора следует, что отпуск питьевой и технической воды и прием сточных вод осуществляется МУП «Ульяновскводоканал» через оформленные в соответствии с условиями договора и указанные в приложении № 1 водопроводные ввода и канализационные выпуски абонента на границах эксплуатационной ответственности сторон.

Согласно приложения № 1 к договору границей ответственности завода является приемная камера городских очистных сооружений и канализации.

01.07.2017 между УМУП «Ульяновскводоканал» и ООО «Завод Трехсосенский» был заключен договор холодного водоснабжения и водоотведения.

Из п.1 договора следует, что по данному договору УМУП «Ульяновскодоканал» обязуется осуществлять прием сточных вод абонента от канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать режим водоотведения, нормативы по объему сточных вод и нормативы водоотведения по составу сточных вод, нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов.

Граница раздела балансовой принадлежности по водопроводным и канализационным сетям абонента в УМУП «Ульяновскводоканал» определяется в акте о разграничении балансовой принадлежности, приведенном в приложении             № 1 (п.2).

Граница раздела эксплуатационной ответственности по водопроводным и канализационным сетям абонента УМУП «Ульяновскводоканал» определяется в акте о разграничении эксплуатационной ответственности, приведенном в приложении № 2. Местом исполнения обязательств по договору является точка присоединения к сетям.

Согласно актам о разграничении балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности (приложения № 1 и № 2 к договору холодного водоснабжения и водоотведения от 01.07.2017 № 22061 «Ульяновскводоканал») границей ответственности завода является приемная камера городских очистных сооружений и канализации.

Указав, что сети водоотведения и  ливневая  канализация являются бесхозяйным имуществом, истец обратился в  суд с настоящим иском.

В соответствии с пунктом 1 статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации муниципальной собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям.

От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (пункт 2 статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Право собственности на бесхозяйные движимые вещи может быть приобретено в силу приобретательной давности.

Частью 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 07.12.2011                № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»  к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов относится, в том числе организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

В силу пунктов 5, 6 статьи 8 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством. Расходы организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, на эксплуатацию бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, учитываются органами регулирования тарифов при установлении тарифов в порядке, установленном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931 установлен Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, в соответствии с пунктом 5 которого принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов.

Судом первой инстанции установлено, что спорные объекты недвижимости – канализационные сети, используемые  для отвода канализационных стоков, в том числе  с территории ООО «Завод Трехсосесенский» на территорию очистных сооружений канализации «МУП «Ульяновскводоканал», а также  ливневая канализация от дороги  по *** по ***, проходящей через земельные участки с кадастровыми номерами: ***, не имеют собственника, право собственности на них не зарегистрировано, в связи с чем указанные объекты подлежали передаче в муниципальную собственность.

Наличие договора на водоснабжение и водоотведение между ООО «Завод Трехсосенский» и УМУП «Ульяновскводоканал», в которых граница балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности была установлена по приемной камере ГОСК не свидетельствует о возникновении  ни у ООО «ВСК», ни у ООО «Завод Трехсосенский»  вещных прав на спорное имущество,   собственником инженерных сетей  данные лица не стали.

На администрации города Ульяновска  в силу  п.4  ч.1 ст.16 Федерального закона 06.10.12.2011 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»  лежит обязанность по решению вопросов водоснабжения,  она должна была принять меры по своевременному включению в состав муниципальной собственности спорных объектов.

Факт наделения муниципального образования соответствующими полномочиями подтвержден положениями статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Исследовав представленные в дело доказательства по правилам                         ст.84 Кодекса административного  судопроизводства Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что со стороны ответчика имело место бездействие, выразившееся в непринятии спорных объектов недвижимости в муниципальную собственность. Муниципальное образование своевременно не приняло необходимых мер по принятию имущества на учет как бесхозяйного, не передало спорное имущество лицу, которое обеспечивало бы его эксплуатацию.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, прокурор, в соответствии с               ч.1 ст.39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц, поскольку повреждение указанных труб, их протекание, влечет загрязнение окружающей среды и нарушает права неопределенного крага лиц.

Иные доводы, приведенные в апелляционных жалобах, не опровергают выводы суда первой инстанции, которым правильно применены нормы материального права, в полном объеме выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

Оснований для отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

решение Железнодорожного районного суда города Ульяновска от 3 июня              2020 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Ульяновского муниципального унитарного предприятия «Ульяновскводоканал», Управления дорожного хозяйства и транспорта администрации города  Ульяновска, администрации города Ульяновска  – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи