Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Включение дороги в реестр муниципальной собственности
Документ от 15.09.2020, опубликован на сайте 18.09.2020 под номером 89906, 2-я гражданская, о включении в реестр муниципальной собственности дорогу общего пользования, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

     У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

Судья Тураева Т.Е.                                                                        Дело № 33а-3201/2020

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                   15 сентября 2020 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего  Полуэктовой С.К.,

судей Смирновой Ю.В.,  Лифановой З.А.,

при секретаре  Каминской Ю.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Ульяновска на решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 22 мая 2020 года, с учетом определения того же суда  об исправлении описки  от 14 июля  2020 года,  по делу № 2а-1381/2020, по которому постановлено:

административный иск прокурора Ленинского района города Ульяновска, действующего в интересах неопределенного круга лиц,  к администрации  города  Ульяновска удовлетворить.

Обязать администрацию города Ульяновска включить в реестр муниципальной собственности въездную дорогу общего пользования, ведущую от Сельдинского шоссе в поселок Городская усадьба города  Ульяновска; принять меры по организации наружного освещения въездной дороги общего пользования, ведущей от Сельдинского шоссе в поселок Городская усадьба города  Ульяновска, в течение  6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

В удовлетворении требований к Управлению дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска, Управлению имущественных отношений, экономики и развития конкуренции администрации города Ульяновска отказать.

Заслушав доклад судьи Смирновой Ю.В.,  пояснения прокурора                 Данилова Е.В., полагавшего решение суда законным и обоснованным,  судебная коллегия

 

установила:

прокурор Ленинского района города Ульяновска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к администрации г.Ульяновска о  включении  в реестр муниципальной собственности въездную дорогу общего пользования, ведущую от Сельдинского шоссе в поселок Городская Усадьба г. Ульяновска, возложении обязанности принять меры по организации наружного освещения данной дороги в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

В обоснование требований указал, что проведенной  прокурорской проверкой  установлено, что въездная дорога общего пользования, ведущая от Сельдинского шоссе в поселок Городская Усадьба в г.Ульяновске, в реестр муниципальной собственности по настоящее время не включена, меры по ее включению в реестр муниципальной собственности не принимаются, до настоящего времени указанная дорога на основании ст.225 Гражданского кодекса Российской Федерации  фактически является бесхозяйной.

Освещение въездной дороги общего пользования  отсутствует, что нарушает права граждан на личную безопасность в вечернее и ночное время суток, а также на безопасность дорожного движения.

Судом к участию в деле  в качестве административных соответчиков привлечены Управление дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска, Управление имущественных отношений, экономики и развития конкуренции администрации города Ульяновска,  в качестве  заинтересованных лиц привлечены МУП «Ульяновская городская электросеть», УМВД России по Ульяновской области, Управление архитектуры  и градостроительства администрации г.Ульяновска, ОГКУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области», Управления Росреестра по Ульяновской области, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы  государственной регистрации, кадастра и картографии».

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе администрация города Ульяновска не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований.

В обоснование доводов жалобы указывает, что права на спорный объект не подлежат государственной регистрации. Полагает, что отсутствуют доказательства существования автомобильной дороги как объекта транспортной инфраструктуры, не определена как объект недвижимости, а фактическое использование проезда не является достаточным основанием к принятию данного объекта на учет в качестве бесхозяйного. Указывает, что из материалов дела невозможно установить по каким земельным участкам проходит дорога, отсутствуют сведения о кадастровом учете данных земельных участков, их принадлежности и целевом назначении. 

В заседание суда апелляционной инстанции  кроме прокурора, другие лица, участвующие в деле, не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц согласно ст.150, ст.306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований к отмене решения суда.

В соответствии с п.1 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц.

К собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог (п. 9 указанной статьи).

В соответствии с пунктом 11.4 «Сеть улиц и дорог» Свода Правил 42.13330.2011 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» (актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89) (СП 42.13330.2011) улично-дорожную сеть населенных пунктов следует проектировать в виде непрерывной системы с учетом функционального назначения улиц и дорог, интенсивности транспорта, велосипедного и пешеходного движения, архитектурно-планировочной организации территории и характера застройки.

Согласно Правилам дорожного движения понятие «дорога - это обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии», «проезжая часть - элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств».

Таким образом, дороги, которые не включены ни в один из указанных перечней и не оформлены в частную собственность, являются дорогами местного значения. При этом, перечни автодорог федерального, регионального и межмуниципального значения утверждаются Правительством Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, соответственно, эти перечни и являются документами, определяющими статус этих дорог. Документом, подтверждающим отнесение дороги к частной, является свидетельство о праве собственности на данную дорогу физического или юридического лица. Дороги же, которые не включены ни в один из указанных перечней и не оформлены в частную собственность, в силу закона подлежат признанию дорогами местного значения.

Учитывая вышеизложенные положения законодательства, вывод суда первой инстанции о том, что дорога, ведущая  от Сельдинского шоссе в поселок Городская Усадьба в г.Ульяновске, является дорогой общего пользования местного значения, является правильным.

Поскольку указанная дорога не включена в реестр муниципального имущества, суд первой инстанции обоснованно возложил на администрацию г.Ульяновска обязанность по включению  дороги  в реестр муниципального имущества. 

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003                    № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относится к вопросам местного значения городского поселения.

Под дорожной деятельностью в соответствии с п. 6 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

В соответствии с п. 1 ст. 13 указанного Федерального осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения относится к полномочиям органов местного самоуправления, которое как собственник в соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.

К числу полномочий администрации г. Ульяновска в соответствии с п.3 ч.6 ст.38 Устава муниципального образования «город Ульяновск», утв. Решением Ульяновской Городской Думой от 23.09.2014 № 119, относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа.

В ходе рассмотрения дела установлено, что  искусственное освещение дороги, в нарушение требований  п.7.44 СНиП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение», утвержденных постановлением Минстроя РФ от 02.08.1995 № 18-78 отсутствует.

Учитывая вышеприведенные положения законодательства, суд первой инстанции обоснованно  возложил на администрацию г.Ульяновска, как исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления, обязанность  принять меры по организации  наружного освещение  въездной дороги общего пользования, ведущей от Сельдинского шоссе в п. Городская усадьба г.Ульяновска.

Доводы администрации г.Ульяновска были предметом исследования в суде первой инстанции. В решении суда им дана верная юридическая оценка, оснований не согласиться с которой у судебной коллегии не имеется.

Учитывая, что решение суда соответствует положениям действующего законодательства, оснований для его отмены не имеется.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 22 мая 2020 года, с учетом определения того же суда  об исправлении описки  от 14 июля  2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Ульяновска – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                                Судьи: