Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Признание нуждающихся в улучшении жилищных условий
Документ от 11.09.2020, опубликован на сайте 15.09.2020 под номером 89828, 2-я гражданская, о признании недействительным отказа в принятии на учет в качестве нуждающегос в улучшении жилищных условий, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ    ОБЛАСТНОЙ    СУД

 

Судья ­­­ Грачева Т.Л.                                                                             Дело №33-2991/2020

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е     О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                   11 сентября 2020 года                                                                                

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Казаковой М.В., Калашниковой Е.В.,

при секретаре Туктаровой Н.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1040/2020 по апелляционной жалобе Байрамовой Сахили Эльдар кызы на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 17 марта 2020 года,  по которому постановлено:

 

В удовлетворении исковых требований Байрамовой  Сахили Эльдар кызы  к Администрации города Ульяновска, Управлению имущественных отношении, экономики и развития конкуренции администрации города Ульяновска о признании недействительным отказа в принятии  на учет в качестве нуждающихся в улучшении  жилищных условий,  возложении обязанности  поставить на учет в качестве нуждающихся в улучшении  жилищных условий отказать.

 

Заслушав доклад судьи Казаковой М.В., пояснения Байрамовой С.Э., ее представителя – Велиевой Х.С., третьего лица – Мамедова К.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Байрамова С.Э. обратилась в суд с  иском к администрации города Ульяновска, Управлению имущественных отношении, экономики и развития конкуренции администрации города Ульяновска о признании недействительным отказа в принятии  на учет в качестве нуждающихся в улучшении  жилищных условий,  возложении обязанности  поставить на учет в качестве нуждающихся в улучшении  жилищных условий. В обоснование требований указала, что ее семья является многодетной. Она, ее муж и двое несовершеннолетних детей являются собственниками жилого дома         № *** по ул.*** в с. *** *** района *** области, общей площадью 36,99 кв.м (по ¼ доли каждый). Однако вместе с семьей и четырьмя несовершеннолетними детьми они проживают в двухкомнатной квартире площадью 46 кв.м по адресу: г.*** ул.***, собственником которой является брат супруга – М***. Поскольку учетная норма жилья для ее семьи из   6 человек составляет 72 кв.м, они же обеспечены только 36,99 кв.м, она обратилась в администрацию города Ульяновска с заявлением о постановке на учет как нуждающихся в улучшении жилищных условий. Однако в постановке на учет было отказано по причине того, что с учетом жилой площади квартиры, которая им не принадлежит (собственником квартиры является брат ее мужа), и где они проживают и зарегистрированы, ее семья суммарно обеспечена учетной нормой жилья. Просила признать недействительным отказ в принятии  на учет в качестве нуждающихся в улучшении  жилищных условий,  возложить на ответчиков  обязанность   поставить на учет в качестве нуждающихся в улучшении  жилищных условий ее семью.

Судом к участию в деле в качестве соответчика было привлечено Управление имущественных отношении, экономики и развития конкуренции администрации города Ульяновска, третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены: Министерство семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области, Мамедов К.В.

Рассмотрев заявленные требования, суд принял  вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Байрамова С.Э. не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов жалобы указывает, что квартира, в которой проживает ее семья, расположенная по адресу: г.*** ул.*** ***, принадлежит брату ее супруга, они никакого права на нее не имеют, зарегистрированы в ней с целью устройства детей в детский сад и ее трудоустройства. Следовательно, площадь данной квартиры не должна учитываться при определении нуждаемости ее семьи в обеспечении жилым помещением по договору социального найма. Кроме того,  судом необоснованно не было принято во внимание то обстоятельство, что в настоящее время собственник указанной квартиры намерен ее продать, иного жилого помещения, отвечающего учетной норме жилья, ее семья не имеет. При этом их материальное положение не позволяет приобрести в собственность жилье, а дом №*** по ул.*** в с.*** *** района *** области не пригоден для проживания с несовершеннолетними детьми.

Дело рассмотрено в отсутствии не явившихся участников, извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Из материалов дела следует, что Байрамова С.Э. состоит в браке с           Мамедовым К.В., от брака имеют четырех несовершеннолетних детей: ***К., *** года рождения, А***., *** года рождения, В***., *** года рождения, Д***., 2019  года рождения.

Согласно справке  ОГКУСЗН Ульяновской области (Железнодорожный район) семья истицы  является малоимущей.

Байрамовой С.Э., её мужу Мамедову К.В. и детям А***. и  ***К. принадлежит по ¼ доли в праве общей долевой  собственности на жилое помещение, общей площадью 36,99 кв.м по адресу: *** область, *** район, с***, ул***, дом ***.

Зарегистрирована и проживает истица с семьей в 2-х комнатной квартире, общей площадью 46,0 кв.м по адресу: г. ***, ул. ***, дом № ***, квартира № ***. Кроме семьи истицы, в указанном жилом помещении никто не зарегистрирован.  Собственником данной квартиры является  М***, который  приходится  родным братом мужу истицы. В собственности М*** так же  имеется   жилое помещение  по ул. *** *** общей площадью 70,30 кв.м, в котором зарегистрированы М***, его супруга и дочь.

Байрамова С.Э. обратилась в администрацию города Ульяновска с заявлением о постановке ее  семьи на учет  в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Уведомлением от 27.12.2019 в постановке ее  семьи на учет было отказано по причине  обеспечения   учетной  нормой.

Полагая данный отказ незаконным и необоснованным в силу того, что в расчет была принята квартира, не принадлежащая им на праве собственности, Байрамова Э.С. обратилась в суд с вышеуказанным иском.

Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для удовлетворения требований Байрамовой С.Э., не установлено.

Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.  

Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст. 49 Жилищного кодекса  Российской Федерации (далее – ЖК РФ) категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях (ч. 2 ст. 52 ЖК Российской Федерации).

В соответствии с п. 2 ч.1 ст. 51 ЖК РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

В силу ч. 2 ст. 51 ЖК РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

В силу ч.4 ст. 50 ЖК Российской Федерации учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом (ч.5).

Решением Ульяновской Городской Думы от 13.07.2005 № 136 установлена учётная норма площади жилого помещения, в соответствии с которой гражданин признаётся нуждающимся в улучшении жилищных условий и имеет право состоять на учёте нуждающихся в жилье, составляет 12 кв.м общей площади на одного человека.

Частями 1, 2 статьи 31 ЖК РФ предусмотрено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи. Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи. Члены семьи собственника жилого помещения обязаны использовать данное жилое помещение по назначению, обеспечивать его сохранность.

При этом, исходя из положений ч. 1 ст. 31 ЖК РФ, ведение общего хозяйства между собственником жилого помещения и лицом, вселенным им в данное жилое помещение, не является обязательным условием признания его членом семьи собственника жилого помещения, следовательно, и отсутствие общего хозяйства собственником жилого помещения с указанным лицом либо прекращение ими ведения общего хозяйства /например, по взаимному согласию/ само по себе не может свидетельствовать об отсутствии семейных отношений с собственником жилого помещения.

Согласно правовой позиции, изложенной в п. п. 11, 12 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.09 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении ЖК РФ», вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать исходя, в том числе, из следующего: б) членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства /например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие/ и нетрудоспособные иждивенцы как самого собственника, так и членов его семьи, а в исключительных случаях иные граждане  (например, лицо, проживающее совместно с собственником без регистрации брака, если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи). Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма). Содержание волеизъявления собственника в случае спора определяется судом на основании объяснений сторон, третьих лиц, показаний свидетелей, письменных документов (например, договора о вселении в жилое помещение) и других доказательств (ст. 55 ГПК РФ). При этом необходимо иметь в виду, что семейные отношения характеризуются, в частности, взаимным уважением и взаимной заботой членов семьи, их личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, общими интересами, ответственностью друг перед другом, ведением общего хозяйства.

В силу ч. 2 статьи 31 ЖК РФ члены семьи собственника жилого помещения имеют равное с собственником право пользования данным жилым помещением, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи. Таким соглашением, в частности, в пользование членам семьи собственника могут быть предоставлены отдельные комнаты в квартире собственника, установлен порядок пользования общими помещениями в квартире, определен размер расходов члена семьи собственника на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и т.д.

Судом установлено, что истица с семьей были вселены в квартиру по  ул.*** в качестве членов семьи собственника (родного брата,  жены брата, племянников), проживали совместно с М*** и его семьей, вели общее хозяйство, были зарегистрированы в квартире по месту жительства постоянно. Затем М*** приобрел другое жилье и выехал из квартиры, а семья истицы осталась в ней проживать. Факт проживания в квартире в период рассмотрения спора установлен соответствующим актом обследования жилищно-бытовых условий семьи по адресу: г. ***, ул.  ***, то есть право пользования данным жильем ни на момент обращения в администрацию г. Ульяновска, ни на момент  рассмотрения дела в суде, они не утратили

С учетом данных обстоятельств суд первой инстанции пришел к правильному выводу об обоснованности отказа администрации города Ульяновска в  постановке семьи на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий ввиду обеспеченности нормой жилой площади, исходя из площади квартиры, находящейся в пользовании семьи истца, и имеющегося у них жилья на праве собственности.

Доводы, приведенные Байрамовой С.Э. в апелляционной жалобе, о том, что жилой дом № *** по ул.*** в с. *** *** района *** области не пригоден для проживания, правильность выводов суда не опровергает, поскольку доказательств этому не представлено.

Доводы жалобы относительно продажи квартиры ее собственником, не могут повлечь отмену решения суда, поскольку предметом спора в настоящем деле являлся отказ ответчика в постановке семьи истца на учет от 27.12.2019, документы о продаже жилья на тот момент не предоставлялись, решение органом местного самоуправления принималось на основе тех сведений, которые были представлены Байрамовой С.Э. Изменение же жилищных условий является основанием для нового обращения в органы местного самоуправления, а не основанием для признания ранее состоявшегося решения по вопросу постановки на учет нуждающихся жилищных условий незаконным.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной  жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328   Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение ­­­­­­­ Ленинского районного суда города Ульяновска от 17 марта 2020 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Байрамовой Сахили Эльдар кызы – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение  трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, через  Ленинский районный суд города Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи: