Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Отказ в смягчении вида наказания признан законным
Документ от 24.08.2020, опубликован на сайте 31.08.2020 под номером 89576, 2-я уголовная, УК РФ: ст. 228 ч.2, судебный акт ОСТАВЛЕН БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Калимуллина З.М.

Дело №22-1636/2020

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

г.Ульяновск

24 августа 2020 года

 

Ульяновский областной суд в составе:

председательствующего Губина Е.А.,

с участием прокурора Чубаровой О.В.,

осуждённого Белянкина В.М.,

при секретаре Брызгаловой В.Ю.

рассмотрел в открытом судебном заседании материал по апелляционной жалобе осуждённого Белянкина В.М. на постановление Заволжского районного суда г.Ульяновска от 2 июля 2020 года об отказе в удовлетворении ходатайства осуждённого

 

БЕЛЯНКИНА Владимира Михайловича,

*** уроженца г.Ульяновска, отбывающего наказание в ФКУ *** УФСИН России по Ульяновской области,

 

о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания.

Доложив содержание постановления и существо апелляционной жалобы и возражений, выслушав выступления участников процесса, суд апелляционной инстанции

 

У С Т А Н О В И Л:

 

приговором Железнодорожного районного суда г.Ульяновска от 24 июля 2019 года Белянкин В.М. осуждён по части 2 статьи 228 УК РФ с применением статьи 70 УК РФ (путём частичного присоединения неотбытой части наказания по приговору мирового судьи судебного участка №3 Железнодорожного судебного района г.Ульяновска от 8 апреля 2019 года, которым он осуждён по части 1 статьи 158 УК РФ) к 1 году 6 месяцам 15 дням лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии общего режима. Начало срока отбывания наказания – 24 июля 2019 года, конец срока – 7 февраля 2021 года.

Обжалуемым постановлением отказано в удовлетворении ходатайства осуждённого Белянкина В.М. о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания.

В апелляционной жалобе осуждённый Белянкин В.М. в обоснование несогласия с судебным решением указывает на то, что с момента отбывания наказания он зарекомендовал себя с положительной стороны, не допустив ни одного нарушения режима содержания в исправительном учреждении, а также был трудоустроен, что судом было оставлено без внимания. Оспаривая выводы суда в обоснование отказа в удовлетворении ходатайства в связи с непринятием мер к возмещению материального ущерба по приговору от 8 апреля 2019 года, заявляет о том, что администрацией исправительного учреждения он не уведомлялся о наличии каких-либо исполнительных производств по данному вопросу.

В возражениях на апелляционную жалобу помощник Ульяновского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области Мишагин О.Е., ссылаясь на тщательную проверку в судебном заседании характеризующих личность осуждённого материалов, соглашается с выводами суда об отсутствии оснований к смягчению назначенного Белянкину В.М. вида наказания и указывает законность и обоснованность постановления суда.

В судебном заседании осуждённый Белянкин В.М. поддержал доводы апелляционной жалобы, прокурор Чубарова О.В., выразив несогласие с приведёнными стороной защиты аргументами, просила оставить постановление суда без изменения, а жалобу осуждённого – без удовлетворения.

Проверив представленные материалы, выслушав выступления участников процесса, суд апелляционной инстанции не находит оснований к отмене либо изменению постановления суда, поскольку оно является законным и обоснованным.

Вопреки утверждениям Белянкина В.М., принимая решение об отказе в удовлетворении его ходатайства, суд полно и всесторонне исследовал представленные материалы и данные о личности осуждённого за весь период отбывания наказания, в том числе и те положительные сведения, на которые ссылается сам осуждённый, и дал правильную оценку о недостаточности этих сведений для применения к нему положений статьи 80 УК РФ.

Положения вышеуказанной нормы уголовного закона действительно позволяют суду принимать решение о замене оставшейся неотбытой части наказания более мягким видом наказания в отношении лица, отбывающего лишение свободы. При этом, по смыслу закона, при разрешении данного вопроса суд должен учитывать поведение осуждённого за весь период отбывания наказания, а положительное решение может принять лишь в том случае, если придёт к убеждению, что для своего исправления он не нуждается в полном отбывании того вида наказания, который был назначен судом по приговору.

Несмотря на соблюдение осуждённым правил отбывания наказания в настоящее время, принятие им участия в благоустройстве территории исправительного учреждения и в воспитательных мероприятиях, за что он трижды поощрялся, его трудоустройство, в целом представленные материалы не позволяют охарактеризовать осуждённого исключительно с положительной стороны и, как следствие, признать его не нуждающимся в дальнейшем отбывании наказания в виде лишения свободы, поскольку он, несмотря на вышеуказанные обстоятельства, одновременно с этим также и допустил нарушение установленного порядка отбывания наказания, за что был подвергнут мере дисциплинарного воздействия в виде выговора.

В этой связи утверждения автора жалобе о том, что он ни разу не подвергался взысканиям являются безосновательными ввиду их документального опровержения.

При этом характер допущенного им нарушения, выразившегося в воспрепятствовании видеоконтролю, не может быть расценен как незначительный, поскольку указанное отступление от установленного порядка отбывания наказания в конечном итоге было направлено против надлежащего исполнения администрацией своих полномочий по обеспечению режима в исправительном учреждении (с учётом того, что нарушение было допущено уже после вынесения в отношении Белянкина В.М. приговора).

Правомерность принятия судом во внимание при оценке поведения осуждённого взыскания за допущенное им в августа 2019 года нарушение, имевшее место до вступления в силу постановленного в отношении него приговора от 24 июля 2019 года, соответствует правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной им в ряде решений, в том числе в определении от 24 апреля 2018 года №909-О.

В числе одного из обязательных условий к возможности смягчения вида наказания законом в части 1 статьи 80 УК РФ предусмотрено возмещение потерпевшей стороне причинённого виновным в результате совершённого преступления вреда.

В этой связи суд правомерно дал оценку данному обстоятельству, в соответствии с которым осуждённый не предпринимал никаких мер к погашению исковых требований потерпевшей в счёт возмещения материального ущерба в результате совершённой Белянкиным В.М. кражи её имущества (за совершение которой он был осужден приговором от 8 апреля 2019 года, наказание в том числе и по которому им в настоящее время отбывается с учётом назначения наказания по приговору от 24 июля 2019 года по правилам статьи 70 УК РФ), даже несмотря на то, что сумма ущерба является в достаточной мере незначительной – 3 300 рублей.

При этом осуждённый трудоспособен, располагает денежными средствами в связи с получением заработной платы, а потому имеет возможность возместить причинённый вред. Непоступление же в исправительное учреждение соответствующих документов исполнительного производства никоим образом не препятствовало к принятию Белянкиным В.М. действенных мер по исполнению возложенной на него приговором в данной части гражданско-правовой обязанности по погашению исковых требований и вне процедур исполнительного производства, учитывая его осведомлённость в том, кому и в каком размере он должен был возместить вред в соответствии с решением суда, что самим осуждённым не отрицается с учётом факта их личного знакомства.

Сделанное осуждённым в суде апелляционной инстанции упоминание о том, что потерпевшая скончалась, в аспекте объяснения причин невозмещения им вреда не может быть признано убедительным, поскольку, во-первых, согласно его пояснениям, об этом он знает лишь со слов иного лица, и, во-вторых, данные его суждения противоречат его же доводам в апелляционной жалобе в обоснование несогласия с судебным постановлением о том, что единственной причиной, по которой он не погасил исковые требования, являлась не смерть истца, а то, что он не уведомлялся о наличии каких-либо исполнительных производств администрацией исправительного учреждения (что, в свою очередь, как указывалось выше, само по себе также не может служить достаточным основанием к снятию с него данной гражданско-правовой обязанности).

В целом следует отметить, что отношение осуждённого к необходимости возмещения причинённого преступлением вреда не носило определяющего характера при обосновании судом выводов об отсутствии оснований к применению к Белянкину В.М. положений статьи 80 УК РФ, поведение которого в контексте соблюдения им установленного порядка отбывания наказания также не являлось стабильным и последовательно положительным.

Мнения администрации исправительного учреждения и прокурора о целесообразности замены назначенного осуждённому наказания его более мягким видом были приняты судом во внимание, однако они не могут носить характер основополагающих при разрешении ходатайства, поскольку в силу закона вопрос о применении положений статьи 80 УК РФ относится к исключительной компетенции суда, при этом является его правом, а не обязанностью.

В свою очередь, применение к лицу положений статьи 80 УК РФ зависит от признания соответствия поведения осуждённого характеру и особенностям назначенного ему наказания, что позволяет сделать вывод об успешном протекании процесса исправления, который может эффективно продолжаться и в условиях отбывания наказания с меньшим содержанием карательного элемента, чем лишение свободы. Между тем, учитывая нуждаемость в контроле за Белянкиным В.М. даже в условиях отбывания наказания в виде лишения свободы, смягчение вида наказания на более мягкий (предполагающий более низкий в сопоставлении с лишением свободы уровень ограничений) в сложившейся на настоящий момент ситуации не отвечает целям и задачам наказания, определённым уголовным законом.

Всем обстоятельствам, имеющим существенное значение для правильного разрешения дела, в том числе и тем, на которых акцентирует внимание автор апелляционной жалобы, суд дал всестороннюю и правильную оценку, обоснованно отметив отсутствие совокупности данных, позволяющих заменить назначенный осуждённому вид наказания на более мягкий. Оснований сомневаться в правильности оценки судом первой инстанции исследованных доказательств и установленных на основе их анализа в совокупности фактических обстоятельств не имеется, в связи с чем содержащиеся в апелляционной жалобе доводы о несогласии с ними суд апелляционной инстанции признаёт несостоятельными.

Судебное решение об отказе в удовлетворении ходатайства Белянкина В.М. соответствует требованиям части 4 статьи 7 УПК РФ, принято с учётом правовых норм, регламентирующих разрешение судом поставленного в ходатайстве вопроса, с соблюдением принципа состязательности и равноправия сторон.

Суд апелляционной инстанции не находит оснований к отмене постановления суда по доводам апелляционной жалобы, а также не усматривает нарушений норм уголовно-процессуального закона, в том числе существенных, которые бы влекли его отмену либо же изменение.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 38913, 38920, 38928 и 38933 УПК РФ, суд апелляционной инстанции

 

П О С Т А Н О В И Л:

 

постановление Заволжского районного суда г.Ульяновска от 2 июля 2019 года об отказе в удовлетворении ходатайства осуждённого Белянкина Владимира Михайловича о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

 

Председательствующий