Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Т
Документ от 25.08.2020, опубликован на сайте 10.09.2020 под номером 89569, 2-я гражданская, об отмене постановления , о регистрации кондидатом в депутаты, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

 

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

Судья Сизов И.А.                                                                          Дело №33а-3327/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Ульяновск                                                                                      25 августа 2020 года

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе: председательствующего судьи Полуэктовой С.К.,

судей Васильевой Е.В., Смирновой Ю.В.,

при секретаре Каминской Ю.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Архипова Павла Леонидовича на решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 14 августа 2020 года по делу №2а-3561/2020, по которому постановлено:

 

административное исковое заявление Афанасьева Алексея Николаевича к Ульяновской городской избирательной комиссии, Архипову Павлу Леонидовичу о признании незаконным и отмене решения Ульяновской городской избирательной комиссии о регистрации кандидата удовлетворить.

Признать незаконным и отменить решение Ульяновской городской избирательной комиссии от 31.07.2020 №114/547-4 о регистрации Архипова Павла Леонидовича кандидатом в депутаты Ульяновской Городской Думы шестого созыва по Заволжскому одномандатному избирательному округу №13.

 

Заслушав доклад судьи Васильевой Е.В., пояснения Архипова П.Л. и его представителя Миникашева Р.С., подержавших доводы апелляционной жалобы, представителя Афанасьева А.Н. – Новоселова А.Ю., просившего отказать в удовлетворении апелляционной жалобы, полагавшего решение суда законным и обоснованным, представителей Ульяновского областного отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» Тонкова К.В.,     Маслова М.С., согласившихся с апелляционной жалобой, представителя Ульяновской городской избирательной комиссии Крашенинникова А.А., оставившего решение на усмотрение суда, заключение прокурора Холодилиной Ю.О., полагавшей решение суда правильным и не подлежащим отмене, судебная коллегия

 

установила:

 

Афанасьев А.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением к Ульяновской городской избирательной комиссии, Архипову П.Л. о признании незаконным и отмене решения Ульяновской городской избирательной комиссии от 31.07.2020 №114/547-4 о регистрации Архипова П.Л. кандидатом в депутаты Ульяновской Городской Думы по Заволжскому одномандатному избирательному округу №13, указав, что он и Архипов П.Л. являются зарегистрированными кандидатами в депутаты Ульяновской Городской Думы шестого созыва по Заволжскому одномандатному избирательному округу №13. Архипов П.Л. зарегистрирован кандидатом в депутаты Ульяновской Городской Думы по указанному избирательному округу решением Ульяновской городской избирательной комиссии от 31.07.2020.

Считает данное решение Ульяновской городской избирательной комиссии незаконным и подлежащим отмене, поскольку представленная Архиповым П.Л. выписка из постановления XXIII отчетно-выборной конференции Ульяновского областного отделения политической партии КПРФ от 18.07.2020 (далее – Конференция) не соответствует требованиям закона.

Как следует из указанной выписки, в работе Конференции участие принял 51 делегат. В соответствии с п. 6.4.Устава политической партии КПРФ Конференция считается правомочной, если на её заседании присутствует более половины избранных делегатов. Решения Конференции принимаются большинством голосов делегатов, присутствующих на Конференции, при наличии кворума. Согласно закону в выписке должно быть указано необходимое для принятия решения число голосов, то есть 26 - простое большинство от количества зарегистрированных кандидатов. Таким образом, выписка оформлена с нарушением требований действующего законодательства.

В соответствии с п. 6.5. Устава политической партии КПРФ решения Конференции принимаются в форме постановлений и резолюций. Устав политической партии КПРФ не предусматривает наличия такого способа оформления решения Конференции как выписка из постановления, что является нарушением Устава.

Принимая во внимание, что им (Афанасьевым А.Н.) таких нарушений допущено не было, принятие Ульяновской городской избирательной комиссией решения о регистрации Архипова П.Л. нарушает его право на равенство кандидатов.

Считает, что при выдвижении кандидата был нарушен порядок выдвижения. В документах кандидата имеется выписка из постановления XXIII отчетно-выборной Конференции Ульяновского областного отделения политической партии КПРФ от 18.07.2020, датированная 27.07.2020, которая отличается от выписки, представленной при выдвижении кандидата, при этом отличия внесены в данные, предусмотренные ст.39 Закона Ульяновской области от 01.08.2007 №109-ЗО «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Ульяновской области». Сведений о том, что проводилось какое-либо повторное заседание коллегиального органа, выписка не содержит, председательствующий и секретарь конференции не вправе единолично изменять решение Конференции в любой её части, в связи с чем имеет место нарушение порядка выдвижения кандидата.

К участию в деле в качестве административного ответчика привлечен    Архипов П.Л., в качестве заинтересованного лица – Ульяновское областное отделение политической партии Коммунистическая партия Российской Федерации.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Архипов П.Л. просит отменить решение суда как незаконное и принять новое решение об отказе Афанасьеву А.Н. в удовлетворении административного иска.

Не соглашается с выводом суда о том, что представленная им в избирательную комиссию выписка из постановления Конференции не предусмотрена действующим законодательством и Уставом Коммунистической партии Российской Федерации, поскольку в соответствии с Федеральным законом от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Федеральным законом от 11.07.2001 №95-ФЗ «О политических партиях», Законом Ульяновской области от 01.08.2007 №109-ЗО «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Ульяновской области» для регистрации кандидата в избирательную комиссию необходимо представить решение конференции партии. Данные законы не содержат конкретизации, в каком виде должно быть представлено решение, речь идет о письменном документе, в котором выражено волеизъявление партии о выдвижении в кандидаты.

В соответствии с п.3.2 постановления ЦИК России от 11.06.2014 №235/1486-6 «О Методических рекомендациях по вопросам, связанным с выдвижением и регистрацией кандидатов, списков кандидатов на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления» решение съезда политической партии, конференции, общего собрания её регионального отделения, иного структурного подразделения либо иного органа, предусмотренного уставом политической партии, о выдвижении кандидата, списка кандидатов, оформляется в соответствии с законом в форме документа, определенного уставом политической партии (решение, протокол, выписка из протокола, иной документ).

Таким образом, законодательство не содержит обязательного требования к названию документа, которым принято решение о выдвижении кандидатов в депутаты.

В распоряжении избирательной комиссии имелись необходимые документы, позволяющие сделать вывод о правомочности проведенного этапа Конференции и о наличии на ней кворума для принятия решения о выдвижении кандидатов в депутаты.

Не соглашается с выводом суда об отсутствии в постановлении Конференции информации о его выдвижении кандидатом путем тайного голосования.

Удовлетворяя административный иск, суд сослался на то обстоятельство, что в постановлении конференции не указан кворум для принятия решения, однако такого требования к выписке из постановления конференции Закон Ульяновской области «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Ульяновской области» не содержит.

Судом не приняты во внимание положения абз.2 п.31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31.03.2011 №5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», согласно которому только значительные нарушения законодательства могут являться основанием для отмены регистрации кандидата.

Не соглашается с привлечением его к участию в деле в качестве административного ответчика, поскольку требования административного истца о признании незаконным регистрационного действия заявлены к избирательной комиссии, он не мог своими действиями нарушить права административного истца.

В заседание суда апелляционной инстанции не явился Афанасьев А.Н., о месте и времени рассмотрении дела извещен надлежащим образом.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие административного истца согласно ст.150, ст.306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы в порядке ст.308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований к отмене принятого по делу решения в связи со следующим.

Как установлено судом, решением Ульяновской Городской Думы №71 от 23.06.2020 на 13.09.2020 назначены выборы депутатов Ульяновской Городской Думы шестого созыва.

Постановлением Ульяновской городской избирательной комиссии №96/365-4 от 25.06.2020 на Ульяновскую городскую избирательную комиссию возложены предусмотренные Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Законом Ульяновской области «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Ульяновской области» полномочия окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Ульяновской Городской Думы шестого созыва.

Постановлением Ульяновской городской избирательной комиссии №115/580-4 от 01.08.2020 Афанасьев А.Н. зарегистрирован кандидатом в депутаты Ульяновской Городской Думы шестого созыва по Заволжскому одномандатному избирательному округу №13, выдвинутым избирательным объединением Ульяновское областное отделение политической партии «Коммунистическая партия Коммунисты России».

Постановлением Ульяновской городской избирательной комиссии № 114/547-4 от 31.07.2020 Архипов П.Л. зарегистрирован кандидатом в депутаты Ульяновской Городской Думы шестого созыва по Заволжскому одномандатному избирательному округу №13 от избирательного объединения Ульяновское областное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации».

21.07.2020 Архиповым П.Л. подано в Ульяновскую городскую избирательную комиссию заявление с пакетом документов, в котором он выразил согласие баллотироваться кандидатом в депутаты Ульяновской Городской Думы шестого созыва по одномандатному Заволжскому избирательному округу №13.

В составе комплекта документов, поданного Архиповым П.Л. для регистрации, представлена выписка из постановления ХХIII отчетно-выборной конференции Ульяновского областного отделения КПРФ от 18.07.2020, которая не соответствовала  требованиям действующего законодательства.

Удовлетворяя административный иск, суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности оспариваемого решения Ульяновской городской избирательной комиссии, поскольку Архиповым П.Л. не было представлено надлежащее решение уполномоченного органа избирательного объединения о выдвижении его кандидатом в депутаты Ульяновской Городской Думы (постановления XXIII отчетно-выборной конференции Ульяновского областного отделения политической партии КПРФ от 18.07.2020), что является обязательным для принятия решения о регистрации кандидата, выдвинутого избирательным объединением.

При этом суд руководствовался положениями ст.35 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», ч.5 ст.39 Закона Ульяновской области от 01.08.2007 №109-ЗО «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Ульяновской области», Федерального закона от 11.07.2001 №95 «О политических партиях».

Позиция суда основана на правильном применении норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения, соответствует представленным в материалы дела доказательствам.

Частью 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации гражданам Российской Федерации гарантировано право избирать и быть избранными в органы государственной власти.

В соответствии с ч.2 ст.239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.

Согласно п.6 ст.76 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном ст.75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных п.п. 24-26 ст.38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.

В соответствии с подп. «в» п.14.5 ст.35 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» при проведении выборов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам кандидаты представляют в окружные избирательные комиссии, в том числе решение съезда политической партии (конференции или общего собрания ее регионального отделения, общего собрания иного структурного подразделения политической партии) о выдвижении кандидата по соответствующему одномандатному (многомандатному) избирательному округу.

В соответствии со ст.39 Закона Ульяновской области от 01.08.2007 №109-ЗО «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Ульяновской области» вместе с заявлением, предусмотренным частью 1 настоящей статьи, кандидатом, выдвинутым избирательным объединением, должны быть представлены:

решение съезда политической партии, конференции (общего собрания) регионального отделения политической партии, общего собрания либо предусмотренного уставом политической партии иного органа структурного подразделения политической партии, решение съезда (конференции) или общего собрания иного общественного объединения, его структурного подразделения, решение коллегиального постоянно действующего руководящего органа политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения о выдвижении кандидата по соответствующему избирательному округу. Данное решение оформляется протоколом (иным документом в соответствии с уставом политической партии, иного общественного объединения), в котором указываются:

число зарегистрированных делегатов, присутствовавших на съезде политической партии, конференции ее регионального отделения, участников общего собрания регионального отделения или иного структурного подразделения политической партии, членов предусмотренного уставом политической партии иного органа структурного подразделения политической партии, делегатов съезда (конференции) или участников общего собрания иного общественного объединения, его структурного подразделения, членов коллегиального постоянно действующего руководящего органа политической партии, ее регионального отделения, участвовавших в работе соответствующего органа;

число делегатов съезда политической партии, конференции ее регионального отделения, участников общего собрания регионального отделения или иного структурного подразделения политической партии, членов предусмотренного уставом политической партии иного органа структурного подразделения политической партии, делегатов съезда (конференции) или участников общего собрания иного общественного объединения, его структурного подразделения, членов коллегиального постоянно действующего руководящего органа политической партии, ее регионального отделения, необходимое для принятия решения в соответствии с уставом политической партии, иного общественного объединения;

фамилия, имя, отчество выдвинутого кандидата, дата и место его рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), гражданство кандидата, сведения о его профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий) кандидата. Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе - сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа. По желанию кандидата - его принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и его статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с его заявлением о согласии баллотироваться документа, подтверждающего указанные сведения и подписанного уполномоченным лицом политической партии, иного общественного объединения либо уполномоченным лицом соответствующего структурного подразделения политической партии, иного общественного объединения;

если у кандидата имелась или имеется судимость, указываются сведения о судимости кандидата, а если судимость снята или погашена, - также сведения о дате снятия или погашения судимости;

итоги голосования по данному решению;

дата принятия решения.

Из содержания подп. «б» и «в» п.24 ст.38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» следует, что основаниями для отмены решения избирательной комиссии о регистрации кандидата, выдвинутого политической партией, является несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом от 11.07.2001 №95-ФЗ «О политических партиях», а также отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата.

В соответствии с п. п. 1 и 2 ст. 21 Федерального закона «О политических партиях» политическая партия, ее региональные отделения и иные структурные подразделения действуют на основании устава политической партии и в соответствии с ним. При этом, устав политической партии должен содержать положения, определяющие порядок выдвижения политической партией кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Согласно п.6.5 Устава политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» решения Конференции принимаются в форме постановлений и резолюций.

Пунктом.3.2 постановления ЦИК России от 11.06.2014 №235/1486-6 «О Методических рекомендациях по вопросам, связанным с выдвижением и регистрацией кандидатов, списков кандидатов на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления», предусмотрено, что решение съезда политической партии, (иного общественного объединения), конференции, общего собрания регионального отделения политической партии (иного общественного объединения), иного структурного подразделения либо иного органа, предусмотренного уставом политической партии (иного общественного объединения), о выдвижении кандидата, списка кандидатов оформляется в форме документа, определенного уставом политической партии (иного общественного объединения) (решение, постановление, протокол, выписка из протокола, иной документ).

Действующим законодательством, Уставом политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» не предусмотрена возможность предоставления в избирательную комиссию решения конференции регионального отделения политической партии, оформленного в виде выписки.

Довод административного ответчика в апелляционной жалобе о том, что допущенные им нарушения носят формальный характер и не влекут отмену решения избирательной комиссии о его регистрации в качестве кандидата в депутаты, а также ссылка на положения Постановления Пленума ВС РФ от 31.03.2011 №5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», не могут быть признаны состоятельными, поскольку не опровергают выводы суда.

В п.31 названного Постановления Пленума ВС РФ разъяснено, что исходя из п.6 ст.76 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решение о регистрации кандидата может быть отменено судом, если будет установлено, что избирательная комиссия приняла это решение с нарушением требований законов, в том числе положений п.п. 24 - 26 ст.38 указанного Федерального закона об обстоятельствах, которые имеются на момент рассмотрения избирательной комиссией вопроса о регистрации кандидата и препятствуют регистрации кандидата.

Как указано выше, пунктом 6 статьи 76 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предусмотрено, что суд может отменить решение о регистрации кандидата в депутаты по заявлению кандидата в депутаты зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случае если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований предусмотренных      п.п. 24 - 26 ст.38 данного Федерального закона.

Как установлено судом первой инстанции, такие нарушения имеются. В нарушение требований подп. «в» п.14.5 ст.35 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», подп. «в» п.5 ст.39 Закона Ульяновской области «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Ульяновской области», п.3.2 Методических рекомендациях по вопросам, связанным с выдвижением и регистрацией кандидатов, списков кандидатов на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, утвержденных постановлением ЦИК России от 11.06.2014 №235/1486-6 Архиповым П.Л. в избирательную комиссию не представлено постановление Конференции политической партии, на которой он был выдвинут кандидатом в депутаты.

Согласно имеющейся выписке из постановления Конференции её содержание не соответствует требованиям названных положений Закона Ульяновской области от 01.08.2007 №109-ЗО и методических рекомендаций ЦИК России к форме и содержанию решения конференции политической партии.

Принимая во внимание, что Архипов П.Л. при наличии названных нарушений был зарегистрирован избирательной комиссией в качестве кандидата в депутаты Ульяновской Городской Думы шестого созыва по Заволжскому одномандатному избирательному округу №13, в то время как другим кандидатом в депутаты административным истцом Афанасьевым А.Н., баллотирующимся по данному избирательному округу, нарушений при подаче документов в избирательную комиссию допущено не было (доказательств обратного не представлено), суд пришел к правильному выводу о том, что регистрация Архипова П.Л. нарушает право административного истца на равенство кандидатов, установленное ст.39. Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Судебная коллегия отмечает, что избирательное законодательство является строго формализованным. В Федеральном законе отсутствуют понятия значительности либо незначительности, существенности либо несущественности допущенных нарушений. Федеральный закон предусматривает, в данном случае, строгое соблюдение его положений, форм и содержания предоставляемых документов и отступления от этого недопустимы.

Ссылка в апелляционной жалобе о необоснованности привлечения Архипова П.Л. к участию в деле в качестве административного ответчика не опровергает вывод суда о наличии оснований для отмены постановления Ульяновской городской избирательной комиссии от 31.07.2020 №114/547-4 о регистрации Архипова П.Л. кандидатом в депутаты Ульяновской Городской Думы шестого созыва по Заволжскому одномандатному избирательному округу №13 и не влечет отмену принятого по делу решения.

Судебная коллегия не соглашается с оценкой судом обстоятельств, касающихся тайного голосования при избрании кандидатов в депутаты на Конференции, поскольку такого основания административным истцом не было заявлено в административном иске.

В связи с этим, вывод суда об отсутствии в выписке из постановления Конференции сведений о том, что вопрос о выдвижении кандидатом Архипова П.Л. разрешался тайным голосованием, подлежит исключению из решения суда.

Однако исключение данного вывода суда не влияет на правильность принятого по делу решения и не влечет его отмену.

Изложенные в апелляционной жалобе доводы повторяют позицию Архипова П.Л., изложенную в суде первой инстанции, сводятся по существу к несогласию с выводами суда и направлены на иную оценку установленных по делу обстоятельств и иное толкование норм материального и процессуального права, оснований для чего судебная коллегия не усматривает.

Принятое по делу решение является правильным и отмене не подлежит.

Руководствуясь ст.309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила :

 

решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 14 августа 2020 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Архипова Павла Леонидовича – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через суд первой инстанции.

 

Председательствующий        

Судьи: