Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Осуждение за получение взятки признано законным
Документ от 19.08.2020, опубликован на сайте 04.09.2020 под номером 89519, 2-я уголовная, УК РФ: ст. 290 ч.2, судебный акт ОСТАВЛЕН БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ  ОБЛАСТНОЙ  СУД

 

Судья Лобина Н.В.

Дело №22-1579/2020

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г.Ульяновск

19 августа 2020 года

 

Судебная коллегия по уголовным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Кислицы М.Н.,

судей Кабанова В.А. и Губина Е.А.,

с участием прокурора Поляковой И.А.,

осуждённой Потехиной Н.Ю.,

защитника – адвоката Федотовой Р.И.,

при секретаре Шайхутдиновой К.П.

рассмотрела в открытом судебном заседании уголовное дело по апелляционному представлению государственного обвинителя – прокурора Карсунского района Ульяновской области Филиппова М.В. и апелляционной жалобе защитника Василькина В.Д. на приговор Карсунского районного суда Ульяновской области от 26 июня 2020 года, которым

 

ПОТЕХИНА Надежда Юрьевна,

***, не судимая,

 

осуждена по части 2 статьи 290 УК РФ к штрафу в размере 200 000 рублей с лишением права занимать должности, связанные с осуществлением функций представителя власти и организационно-распорядительных полномочий, в органах местного самоуправления на срок в 2 года.

Приговором решены вопросы о мере пресечения, вещественных доказательствах, а также о сохранении ареста на имущество Потехиной Н.Ю. до исполнения приговора в части назначенного наказания в виде штрафа.

Заслушав доклад судьи Губина Е.А., выслушав выступления участников процесса, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Потехина Н.Ю. признана виновной в получении взятки в значительном размере в декабре 2017 года на территории Карсунского района Ульяновской области при обстоятельствах, подробно изложенных в приговоре.

В апелляционном представлении государственный обвинитель Филиппов М.В. в обоснование доводов об отмене приговора и вынесении нового приговора указывает на допущенное судом существенное нарушение уголовно-процессуального закона, выразившееся в отсутствии должной аргументации разрешения вопросов из числа предусмотренных статьёй 299 УПК РФ. Заявляет о неправильном применении судом уголовного закона, обусловленном необоснованным исключением из объёма действий Потехиной Н.Ю. квалифицирующего признака получения взятки «за незаконные действия», поскольку судом были оставлены без внимания показания свидетеля Л*** Т.Д., данные на предварительном следствии, о том, что заявление о её переводе в другую группу она написала по указанию осуждённой, что, в свою очередь, указывало на незаконный характер действий последней.

Действующий в интересах осуждённой Потехиной Н.Ю. защитник Василькин В.Д. в апелляционной жалобе ставит вопрос об отмене приговора по мотивам несоответствия изложенных в нём выводов фактическим обстоятельствам дела, существенного нарушения уголовно-процессуального закона и неправильного применения уголовного закона. Ссылаясь на показания подзащитной, отмечает, что она, хотя и была ответственным лицом администрации муниципального образования за проведение мероприятий по улучшению жилищных условий проживающих в сельской местности граждан в рамках реализации федеральной целевой программы, однако не являлась должностным лицом, выполняющим организационно-распорядительные полномочия, поскольку принятие имеющих юридическое значение решений возлагалось не на неё, а на её руководство. Оценивая характер выполняемой Потехиной Н.Ю. работы, указывает, что она лишь осуществляла сбор технической информации и её последующую обработку, в связи с чем не имела правомочий не только помочь Г*** О.В. в получении в первоочередном порядке социальной выплаты, но и в целом обещать сделать это, поскольку от неё самой данный результат не зависел. Ссылаясь на установленные в приговоре фактические обстоятельства дела, акцентирует внимание на том, что все юридически значимые решения, связанные с исключением из программы Л*** Т.Д. и включением в неё включением Г*** И.А., принимались не осуждённой, а иными должностными лицами, в то время как сама Потехина Н.Ю. лишь совершала действия, которые хотя и были связаны с исполнением её профессиональных обязанностей, но не относились к числу организационно-распорядительных полномочий (консультации, передача в администрацию муниципального района подготовленного Г*** О.В. пакета документов, подготовка подписанного впоследствии главой органа местного самоуправления проекта письма в министерство сельского хозяйства области об исключении из списка Л*** Т.Д. и включении в него Г*** И.А., направление этого письма в орган исполнительной власти субъекта РФ). С учётом того, что вышеуказанные действия, совершённые Потехиной Н.Ю., не являются проявлением организационно-распорядительных функций, а все юридически значимые решения принимались иными должностными лицами, в её действиях отсутствует состав предусмотренного статьёй 290 УК РФ преступления. Обращает внимание на отсутствие в приговоре конкретизации того, формой реализации каких полномочий (организационно-распорядительных, административно-хозяйственных либо же функций представителя власти) отнесены судом фактически совершённые Потехиной Н.Ю. действия. С учётом изложенного автор жалобы просит оправдать подзащитную по предъявленному ей обвинению.

В судебном заседании апелляционной инстанции:

- осуждённая Потехина Н.Ю. и его защитник Федотова Р.И. поддержали доводы апелляционной жалобы и выразили несогласие с приведёнными в апелляционном представлении аргументами;

- прокурор Полякова И.А., обосновав несостоятельность приведённых стороной защиты доводов, просила отменить приговор по доводам апелляционного представления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных представления и жалобы, выслушав выступления участников процесса, судебная коллегия находит приговор районного суда подлежащим изменению.

Выводы суда о виновности Потехиной Н.Ю. в получении взятки в значительном размере за совершение входящих в её служебные полномочия действий соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основанным на исследованных в судебном заседании доказательствах, которые надлежащим образом проанализированы и оценены в приговоре.

Приведённые стороной защиты доводы о неверном установлении судом фактических обстоятельств происшедшего, об отсутствии у неё полномочий на совершение юридически значимых решений, осуществлении ею исключительно консультативных услуг и работ технического характера, связанного лишь со сбором и подготовкой необходимых документов для последующего решения вопроса иными лицами о включении Г*** в очередь для получения субсидии являлись предметом тщательной проверки при рассмотрении уголовного дела по существу, не нашли своего объективного подтверждения в материалах дела и, в этой связи, обоснованно отвергнуты как несостоятельные с приведением в приговоре мотивов принятого решения, оснований сомневаться в объективности которого судебная коллегия не усматривает.

По делу установлено, что Потехина Н.Ю., занимая должность начальника отдела строительства и архитектуры Управления топливно-энергетических ресурсов, жилищно-коммунального хозяйства и строительства Администрации МО *** Ульяновской области и, в этой связи, будучи назначенной ответственным должностным лицом Администрации МО *** за реализацию мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности в рамках реализации федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территории на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», утверждённой постановлением Правительства РФ №598 от 15 июля 2013 года, в рамках которой имела полномочия по проверке правильности оформления документов, представленных гражданами для включения в список участников Программы, а также по возврату документов заявителям в случае выявления недостоверной информации, предложила обратившейся к ней Г*** О.А. оказать содействие в получении социальной выплаты в рамках названной выше программы в первоочередном порядке за денежное вознаграждение в размере 100 000 рублей, которые та должна будет передать ей после получения вышеуказанной социальной выплаты, на что Г*** О.А. согласилась. После этого осуждённая в целях ускорения разрешения вопроса о получении Г*** выплаты порекомендовала ей, чтобы её супруг зарегистрировался в качестве индивидуального предпринимателя в агропромышленном комплексе; спустя некоторое время получила от Г*** О.А. необходимый пакет документов, подготовила письмо в Министерство сельского хозяйства области об исключении из списка участников Программы Л*** Т.Д. и включении в неё Г*** И.А., а затем после его подписания главой муниципального образования организовала направление письма и пакета документов Г*** в Министерство сельского хозяйства области, где на основе подготовленных Потехиной Н.Ю. документов принято решение о включении Г*** И.А. в число участников Программы, по итогам которой ему была предоставлена социальная выплата на общую сумму 680 400 рублей, из которых 80 000 рублей Г*** О.А. по требованию осуждённой перевела ей на её банковскую карту.

Факты, связанные с консультированием Г*** по поводу вступления в вышеуказанную федеральную программу, разъяснением им процедуры принятия данного решения, определения объёма необходимого для этого пакета документов, подтверждены показаниями допрошенных в судебном заседании свидетелей и в целом не оспариваются стороной защиты.

Что же касается утверждений автора жалобы об отсутствии у осуждённой полномочий на принятие юридически значимых решений по вопросу о включении Г*** в данную программу в целях получения социальной выплаты и отсутствии в её действиях состава получения взятки по мотивам того, что она не является субъектом данного преступления, то они не могут быть признаны состоятельными ввиду их опровержения имеющимися в материалах дела доказательствами.

Так, на момент вменённых ей событий Потехина Н.Ю. занимала должность начальника отдела строительства и архитектуры Управления топливно-энергетических ресурсов, жилищно-коммунального хозяйства и строительства администрации муниципального образования *** на основании соответствующего распоряжения главы администрации МО *** Ульяновской области, которая реестром должностей муниципальной службы Ульяновской области относится к главной группе должностей, категории – руководители.

В её должностные обязанности входили, в числе прочего, организация деятельности отдела и подчинённых ей сотрудников, обеспечение исполнения задач и функций отдела, дача разъяснений по вопросам градостроительной деятельности и архитектуры, осуществление запросов и получение информации от структурных подразделений администрации, поселений, организаций, должностных и физических лиц, организация и координация деятельности отдела, руководство специалистами отдела.

Являющееся приложением к федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территории на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», утверждённой постановлением Правительства РФ №598 от 15 июля 2013 года, Типовое положение о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам РФ, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, возложило именно на орган местного самоуправления полномочия по проверке правильности оформления документов, представленных гражданами для включения в список участников Программы и достоверности содержащихся в них сведений, формированию списков граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат на очередной финансовый год и плановый период, направлению их с приложением сведений о привлечении средств местных бюджетов для этих целей в орган исполнительной власти, при выявлении недостоверной информации, содержащихся в этих документах, возвращению их заявителю с указанием причин возврата.

В свою очередь, в развитие данного нормативно-правового акта распоряжением  и.о.главы администрации муниципального образования *** Потехина Н.Ю. была назначена ответственным лицом за реализацию мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов в рамках реализации данной федеральной программы, что было обусловлено именно занимаемой ею должностью начальника отдела строительства и архитектуры администрации МО ***.

Назначение осуждённой ответственным лицом в органе местного самоуправления за реализацию данной федеральной программы предопределялось объёмом полномочий, которым была наделена в связи с занимаемой ею должностью руководителя отдела в администрации муниципального образования, именно он и позволял в полной мере реализовать те задачи, которые были возложены на органы местного самоуправления в обозначенном сегменте деятельности.

Установленные по делу фактические обстоятельства (сделанное Потехиной Н.Ю. предложение Г*** О.А., явившейся к ней за консультацией как к должностному лицу администрации органам местного самоуправления, в оказании содействия во вступлении в федеральную программу в целях получения социальной выплаты; дача осуждённой разъяснений Г*** О.А. по поводу процедуры приобретения статуса участника такой программы, необходимости сбора пакета документов; указание Г*** О.А. о необходимости регистрации её супруга в качестве индивидуального предпринимателя в сфере агропромышленного комплекса  в целях ускорения процедуры получения социальной выплаты; подготовка Потехиной Н.Ю. письма об исключении ранее состоявшей в числе участников программы Л*** Т.Д. и её замене на Г*** И.А.; дальнейшая организация направления данного письма, подписанного главой муниципального образования, в Министерство сельского хозяйства области, на основе которого Г*** И.А. был принят в число участников и в дальнейшем получил социальную выплату) в своей совокупности указывают на то, что именно фактическая реализация имеющихся у Потехиной Н.Ю. полномочий по сбору документов от граждан, их проверке и инициировании вопроса о включении Г*** в число участников федеральной программы (в результате чего Г*** и получили предусмотренную программой социальную выплату) была непосредственным образом обусловлена наделением её полномочиями в качестве ответственного лица в органе местного самоуправления (что было предусмотрено самой федеральной программой, утверждённой Правительством РФ) за реализацию данной федеральной программы, обусловленными занимаемой ею должностью руководителя отдела в администрации муниципального образования. Именно эта деятельность осуждённой напрямую влекла для граждан (в данном конкретном случае – для Г***) правовые последствия, связанные с реализацией их права на получение социальной выплаты в рамках реализации федеральной программы по строительству жилья в сельской местности.

При таких обстоятельствах утверждения защитника о исключительно технической стороне выполненной осуждённой работы не могут быть признаны состоятельными, поскольку осуществляемая ею именно в связи с занимаемой должностью деятельность носила юридически значимый характер, была предусмотрена в нормативно-правовом порядке, не являлась вспомогательной, а, напротив, влекла наступление юридических последствий, связанных с предоставлением гражданам прав – в данном случае – в виде права Г*** И.А. на получение социальной выплаты, предусмотренной федеральной программой.

По этим же причинам подписание письма о включении Г*** И.А. в очередь участников программы не Потехиной Н.Ю., а главой муниципального образования, а также непосредственное принятие данного решения в Министерстве сельского хозяйства области, не подвергают сомнению выводы суда, поскольку этому предшествовала непосредственная деятельность самой осуждённой в рамках реализации широкого круга возложенных на неё полномочий по реализации федеральной программы, в ходе чего она принимала поступающие от граждан документы, проверяла их достаточность, правильность и достоверность содержащихся в них сведений, готовила юридически значимые документы, связанные с включением граждан в число участников программы (что, в свою очередь, давало им право на получение социальной выплаты), а также была вправе вернуть документы в случае выявления ею недостатков, то есть принимала юридически значимые решения в рамках процедуры получения гражданами социальных выплат, являясь тем самым важным и неотъемлемым элементом в функционировании государственной программы, реализуемой посредством реализации государственными органами и органами местного самоуправления своих полномочий.

Факт требования от Г*** денежных средств за совершение вышеуказанных действий, вопреки позиции стороны защиты, нашёл своё подтверждение как показаниями самих Г***, так и объективными данными о поступлении на её банковский счёт 80 000 рублей. Выдвинутая же самой осуждённой версия об иной версии поступления данной денежной суммы (от знакомого либо же от Г***, но по просьбе оперативного сотрудника) является неубедительной и обоснованно отвергнута судом.

Правовая оценка действий Потехиной Н.Ю. по части 2 статьи 290 УК РФ является правильной, вытекает из установленных по делу фактических обстоятельств и соответствует нормам материального права.

Что же касается доводов апелляционного представления о необходимости квалификации действий осуждённой по части 3 статьи 290 УК РФ по мотивам того, что Потехина Н.Ю. получила взятку за незаконные действия, то они не могут быть признаны состоятельными, о чём в приговоре дано в достаточной мере убедительное обоснование. Все фактически совершённые ею действия не выходили за рамки тех, которые входили в её должностные полномочия как начальника отдела.

Помимо этого, получение взятки за незаконные действия предполагает адресованную взяткодателем взяткополучателю просьбу при передаче денежных средств и иных ценностей совершить незаконные действия. Таких обстоятельств по делу не установлено, поскольку Г*** О.А. желала лишь стать участником федеральной программы и не предлагала Потехиной Н.Ю. совершить действия, которые бы могли быть признаны как незаконные.

При таких обстоятельствах дальнейшая деятельность осуждённой, обусловленная получением взятки за совершение входящих в её служебные полномочия как должностного лица действий, вне зависимости от того, носила ли она законный либо же незаконный характер, не могла быть расценена как получение взятки за незаконные действия. То, что в случае, если совершённые за взятку действия взяткополучателя приобрели незаконный характер, в силу чего могут образовывать самостоятельный состав преступления, не охватываемый объективной стороной взяточничества, носит беспредметный к обсуждению по настоящему делу характер с учётом объёма предъявленного Потехиной Н.Ю. обвинения.

Назначенное осуждённой за совершённое ею преступление наказание соответствует установленным статьями 6 и 43 УК РФ целям и задачам, отвечает принципу справедливости и соразмерно содеянному, оснований к признанию его чрезмерно суровым либо же чрезмерно мягким не имеется.

Назначение Потехиной Н.Ю. дополнительного наказания судом в достаточной мере мотивировано и вытекает из фактических обстоятельств совершённого ею преступления, связанного с осуществлением ею своих служебных полномочий в связи с занимаемой должностью.

Вместе с тем, приговор подлежит изменению в части разрешённого судом вопроса о сохранении ареста на имущество Потехиной Н.Ю.

Суд сохранил арест на всё имущество, на которое был наложен арест на досудебной стадии производства по делу, мотивом к чему являлось исполнение приговора в связи с возможностью назначения ей наказания в виде штрафа в кратном размере.

С учётом назначения осуждённой наказания в виде штрафа в размере 200 000 рублей сохранение ареста на всё принадлежащее Потехиной Н.Ю. имущество, которое было подвергнуто аресту, в целях исполнения наказания не может быть признано обоснованным в связи с несоразмерностью при сопоставлении суммы штрафа и стоимости данного имущества, которое в значительной степени превышает размер назначенного ей наказания.

В этой связи судебная коллегия, находя верным решение суда о сохранении ареста на принадлежащий осуждённой автомобиль «Хёндэ Солярис», что способно в полной мере обеспечить своевременное исполнение приговора, полагает необходимым снять арест на остальное имущество Потехиной Н.Ю.

Кроме того, с учётом имеющихся в материалах дела сведений, в том числе копии паспорта осуждённой судебная коллегия считает необходимым внести соответствующее уточнение во вводную часть приговора в части правильного отражения даты рождения Потехиной Н.Ю.

Нарушений уголовно-процессуального закона, в том числе существенных, которые путём лишения или ограничения гарантированных законом прав участников уголовного судопроизводства, несоблюдения процедуры судопроизводства или иным путём повлияли или могли повлиять на постановление законного, обоснованного и справедливого приговора по делу и влекущих его отмену либо изменение (за исключением приведённых выше оснований), также не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьёй 38913, пунктом 9 части 1 статьи 38920, статьями 38928 и 38933 УПК РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

приговор Карсунского районного суда Ульяновской области от 26 июня 2020 года в отношении Потехиной Надежды Юрьевны изменить:

- внести уточнение во вводную часть приговора, указав правильной дату рождения Потехиной Н.Ю. – *** года;

- снять арест, наложенный на принадлежащие Потехиной Н.Ю. автомобиль марки ВАЗ 21140, *** года выпуска, идентификационный номер (VIN) ***, государственный регистрационный знак «***» 73 rus, земельный участок площадью 286 м2, расположенный по адресу: Ульяновская область, ***, кадастровый номер ***; земельный участок площадью 85 м2, расположенный по адресу: Ульяновская область, ***, кадастровый номер ***; земельный участок площадью 23 м2, расположенный по адресу: Ульяновская область, ***, кадастровый номер ***; жилое помещение площадью 49,9 м2, расположенное по адресу: Ульяновская область, ***, кадастровый номер *** (1/4 доля в праве); здание площадью 16 м2, расположенное по адресу: Ульяновская область, ***, кадастровый номер ***; здание площадью 21 м2, расположенное по адресу: Ульяновская область, ***, кадастровый номер ***.

В остальной части приговор оставить без изменения, а апелляционные представление и жалобу – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: