Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Об обеспечении лекарственным препаратом
Документ от 18.08.2020, опубликован на сайте 28.08.2020 под номером 89508, 2-я гражданская, об обязании выписать льготные рецепты, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Высоцкая А.В.                                                        Дело № 33-2898/2020

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                    18 августа 2020 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Коротковой Ю.Ю.,

судей Герасимовой Е.Н., Чурбановой Е.В.,

при секретаре Воронковой И.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело № 2-1716/2020 по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Ульяновской области на решение Заволжского районного суда города Ульяновска от 26 мая 2020 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования прокурора Заволжского района города Ульяновска в интересах несовершеннолетнего М*** М*** С*** удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Министерства здравоохранения Ульяновской области, выразившееся в необеспечении несовершеннолетнего М*** М*** С*** лекарственным препаратом «С*** (Н***)» на основании протокола консилиума врачей ФГАОУ ВО РНИМУ им. Пирогова Минздрава России, «НИКИ педиатрии им. Академика Ю.Е. Вельтищева» от 17 декабря 2019 года №***, протокола врачебной комиссии ГУЗ «Городская клиническая больница №1» от 15 января 2020 года, в соответствии с медицинскими показаниями.

Обязать государственное учреждение здравоохранения «Городская клиническая больница №1 (Перинатальный центр)» выписывать несовершеннолетнему М*** М*** С*** льготные рецепты на лекарственный препарат «С*** (Н***)» на основании протокола консилиума врачей ФГАОУ ВО РНИМУ им. Пирогова Минздрава России, «НИКИ педиатрии им. Академика Ю.Е. Вельтищева» от 17 декабря 2019 года № ***, протокола врачебной комиссии ГУЗ «Городская клиническая больница №1» от 15 января 2020 года, в соответствии с медицинскими показаниями, в количестве, рекомендованном врачебной комиссией.

Обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области бесплатно обеспечить несовершеннолетнего М*** М*** С*** лекарственным препаратом «С*** (Н***)» в количестве, рекомендованном уполномоченной медицинской организацией.

Решение суда в части возложения обязанности на Министерство здравоохранения Ульяновской области бесплатно обеспечить несовершеннолетнего М*** М*** С*** лекарственным препаратом «С*** (Н***)» в количестве, рекомендованном уполномоченной медицинской организацией, в части возложения обязанности на государственное учреждение здравоохранения «Городская клиническая больница №1 (Перинатальный центр)» выписывать несовершеннолетнему М*** М*** С*** льготные рецепты на лекарственный препарат «С*** (Н***)» на основании протокола консилиума врачей ФГАОУ ВО РНИМУ им. Пирогова Минздрава России, «НИКИ педиатрии им. Академика Ю.Е. Вельтищева» от 17 декабря 2019 года №***, протокола врачебной комиссии ГУЗ «Городская клиническая больница №1» от 15 января 2020 года, в соответствии с медицинскими показаниями, в количестве, рекомендованном врачебной комиссией, - обратить к немедленному исполнению.

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения Масенькиной Е.А., прокурора Холодилиной Ю.О., полагавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор Заволжского района города Ульяновска в интересах несовершеннолетнего М*** М.С. обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения Ульяновской области, государственному учреждению здравоохранения «Городская клиническая больница № 1 (Перинатальный центр)» (далее – ГУЗ ГКБ № 1) о признании незаконным бездействия, выразившегося в необеспечении лекарственным препаратом, возложении обязанности обеспечить лекарственным препаратом. В обоснование иска указал, что несовершеннолетний М*** М.С. является р***-и***, страдает заболеванием «с*** м*** а*** *** т***, б*** Д***», нуждается по жизненным показаниям в лекарственном препарате «С*** (Н***)», который ему рекомендован консилиумом врачей ФГАОУ ВО РНИМУ им. Пирогова Минздрава России, Научно-исследовательский клинический институт педиатрии им. Академика Ю.Е. Вельтищева» от 17 декабря 2019 года и на который ему выписан льготный рецепт врачом ГУЗ ГКБ № 1. Однако данным препаратом М*** М.С. не обеспечен по причине того, что лекарственный препарат «Спинраза (Нусинерсен)» не входит в перечни лекарственных препаратов, утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2018 года № 27838-р, постановлением Правительства Ульяновской области от 25 декабря 2018 года № 681-П. Просил признать незаконным бездействие Министерства здравоохранения Ульяновской области, выразившееся в необеспечении несовершеннолетнего М*** М.С. лекарственным препаратом «С*** (Н***)» из расчета *** мг (*** мл) на одно введение на основании протокола консилиума врачей ФГАОУ ВО РНИМУ им.Пирогова Минздрава России, «НИКИ педиатрии им. Академика Ю.Е. Вельтищева» от 17 декабря 2019 года № ***, протокола врачебной комиссии ГУЗ ГКБ № 1 от 15 января 2020 года в соответствии с медицинскими показаниями; обязать ГУЗ ГКБ №1 выписывать несовершеннолетнему М*** М.С. льготные рецепты в электронном виде на лекарственный препарат «С*** (Н***)» на основании протокола консилиума врачей ФГАОУ ВО РНИМУ им. Пирогова Минздрава России, «НИКИ педиатрии им. Академика Ю.Е. Вельтищева» от 17 декабря  2019 года №***, протокола врачебной комиссии ГУЗ ГКБ № 1 от 15 января 2020 года в соответствии с медицинскими показаниями, из расчета *** мг (*** мл) на одно введение в соответствии с периодичностью: первые три дозы вводить с интервалами 14 дней, 4-ю дозу - через 35 дней после 3-его введения, затем поддерживающие дозы каждые 4 месяца в течение всей жизни; обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области бесплатно обеспечить несовершеннолетнего М*** М.С. лекарственным препаратом «С*** (Н***)» из расчета *** мг (*** мл) на одно введение в соответствии с периодичностью: первые три дозы вводить с интервалами 14 дней, 4-ю дозу - через 35 дней после 3-его введения, затем поддерживающие дозы каждые 4 месяца в течение всей жизни.

Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе и дополнениях к ней Министерство здравоохранения Ульяновской области считает решение суда незаконным и подлежащим отмене. В обоснование жалобы указывает, что в соответствии со ст. 70 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 14 января 2019 года № 4н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учёта и хранения» назначение и выписывание лекарственных препаратов осуществляется только лечащим врачом с учетом развития заболевания, особенностей течения основного и сопутствующего заболеваний.  Только выписанные лечащим врачом рецепты являются основанием для обеспечения лица лекарственным препаратом, медицинским изделием. Считает, что обеспечение лекарственными препаратами по льготным рецептам должно производиться в рекомендованном врачом количестве и не может быть назначено по судебному решению. Ссылается на отсутствие в Региональной медицинской информационной системе сведений о выписке М*** М.С. льготного рецепта от 7 февраля 2020 года на лекарственный препарат «Н***». Полагает, что обеспечение М*** М.С. спорным лекарственным препаратом невозможно, поскольку данный препарат не входит в соответствующие перечни, в соответствии с которыми производится закупка лекарственных средств за счет бюджета. Также обращает внимание на отсутствие возможности немедленного исполнения решения суда, поскольку для получения дополнительного финансирования на закупку лекарства необходимо соблюсти процедуру, на что требуется время. Кроме того, обращает внимание, что спорный лекарственный препарат должен вводиться медицинскими работниками, обладающими опытом выполнения люмбальных пункций, которые, в свою очередь, проводятся только в медицинских организациях с круглосуточным пребыванием. Данный препарат не применим в условиях дневного стационара и в амбулаторных условиях. С учетом изложенного настаивает на том, что на лекарственный препарат не может быть оформлен рецепт. Просит учесть, что лекарственное обеспечение пациентов, находящихся на стационарном лечении в учреждениях здравоохранения осуществляется бесплатно за счет средств обязательного медицинского страхования в рамках Программы государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью.

В возражениях на апелляционную жалобу Масенькина Е.А. просит оставить решение суда без изменения, жалобу – без удовлетворения.     

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчиков и третьего лица,  извещенных о месте и времени судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, М*** М.С., *** года рождения, является р***-и***, имеет диагноз: «С*** а*** В***-Г***, и*** в***. С*** п*** о*** ***», с которым наблюдается в ГУЗ ГКБ № 1.

Согласно протоколу консилиума врачей ФГАОУ ВО РНИМУ им.Н.И. Пирогова (Минздрава России), «НИКИ педиатрии им.Академика Ю.Е. Вельтищева» от 17 декабря 2019 года № ***, основной клинический диагноз М*** ***. – *** – с*** м*** а*** *** т***, б*** Д***.

Заболевание, которым страдает М*** М.С. включено в Перечень редких (орфанных) заболеваний, опубликованный 7 мая 2014 года на официальном сайте Министерства здравоохранения Российской Федерации в сети «Интернет» (www.rosminzdrav.ru).

Решением названного выше консилиума от 17 декабря 2019 года М*** М.С. в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 9 августа 2005 года № 494 «О порядке применения лекарственных средств у больных по жизненным показаниям» по жизненным показаниям для оказания медицинской помощи разрешен к индивидуальному применению препарат «С*** (Н***)» из расчета *** мг (*** мл) на одно введение. Первые три дозы вводить с интервалами 14 дней, 4-я доза через 35 дней после 3-его введения. Затем поддерживающие дозы каждые 4 месяца в течение всей жизни. На первый год лечения необходимо 6 упаковок препарата.

Аналогичное решение о лечении М*** М.С. по жизненным показаниям лекарственным препаратом «С*** (Н***)» было принято 15 января 2020 года врачебной комиссией ГУЗ «Городская клиническая больница №1» (Перинатальный центр).

7 февраля 2020 года на основании врачебной комиссии врачом ГУЗ ГКБ № 1 М*** М.С. оформлен рецепт на спорный лекарственный препарат.

Законный представитель несовершеннолетнего М*** М.С. - Масенькина Е.А. обратилась в Министерство здравоохранения Ульяновской области по вопросу обеспечения её сына лекарственным препаратом «С*** (Н***)».

Письмом министра здравоохранения Ульяновской области от 15 января 2020 года Масенькина Е.А. уведомлена о том, что предоставление льготной лекарственной помощи пациентам, которые имеют право на льготное лекарственное обеспечение, осуществляется в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2019 года № 2406-р, а также в рамках территориального перечня на 2019 год, утверждённого постановлением Правительства Ульяновской области от 25 декабря 2018 года № 681-П. Лекарственный препарат «Н*** не предусмотрен действующими льготными программами федерального и регионального уровней.

До настоящего времени несовершеннолетний М*** М.С. лекарственным препаратом, который ему необходим по жизненным показаниям, не обеспечен.

Полагая права ребенка-инвалида нарушенными, прокурор обратился в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела, закон, подлежащий применению, руководствуясь которым, пришел к верному вывод об удовлетворении исковых требований.

Вывод суда мотивирован, оснований не соглашаться с ним судебная коллегия не усматривает.

Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность (статья 3 Всеобщей декларации прав человека; принята 10 декабря 1948 г. Генеральной Ассамблеей ООН).

Организация Объединенных Наций во Всеобщей декларации прав человека провозгласила, что дети имеют право на особую заботу и помощь.

Согласно Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года (далее - Конвенция о правах ребенка, вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 года), государства-участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь. Государства-участники обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка (статья 6 Конвенции о правах ребенка).

Государства-участники признают право ребенка на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья. Государства-участники стремятся обеспечить, чтобы ни один ребенок не был лишен своего права на доступ к подобным услугам системы здравоохранения (пункт 1 статьи 24 Конвенции о правах ребенка).

Государства-участники добиваются полного осуществления данного права и, в частности, принимают необходимые меры для снижения уровней смертности младенцев и детской смертности, обеспечения предоставления необходимой медицинской помощи и охраны здоровья всех детей с уделением первоочередного внимания развитию первичной медико-санитарной помощи (подпункты a и b пункта 2 статьи 24 Конвенции о правах ребенка).

Государства-участники Конвенции о правах инвалидов (принята Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 года, ратифицирована Российской Федерацией 25 октября 2012 года; далее - Конвенция о правах инвалидов), признавая, что дети-инвалиды должны в полном объеме пользоваться всеми правами человека и основными свободами наравне с другими детьми, и напоминая в этой связи об обязательствах, взятых на себя государствами-участниками Конвенции о правах ребенка (пункт «r» преамбулы), согласились о том, что они принимают все необходимые меры для обеспечения полного осуществления детьми-инвалидами всех прав человека и основных свобод наравне с другими детьми. Во всех действиях в отношении детей-инвалидов первоочередное внимание уделяется высшим интересам ребенка (пункты 1, 2 статьи 7 данной конвенции).

Конституцией Российской Федерации определено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7 Конституция Российской Федерации).

Каждый имеет право на жизнь (часть 1 статьи 20 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации).

Государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана в том числе на принципе поддержки семьи в целях обеспечения обучения, воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе (абзац третий части 2 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 1998 года №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»).

В целях обеспечения прав детей на охрану здоровья, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения осуществляются мероприятия по оказанию детям бесплатной медицинской помощи, предусматривающей оздоровление детей, профилактику, диагностику и лечение заболеваний, в том числе диспансерное наблюдение, медицинскую реабилитацию детей-инвалидов и детей, страдающих хроническими заболеваниями, и санаторно-курортное лечение детей (статья 10 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»).

Из приведенных норм международного права, Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» следует, что право на жизнь и охрану здоровья относится к числу общепризнанных, основных, неотчуждаемых прав и свобод человека, подлежащих государственной защите. Политика Российской Федерации как социального государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека, возможность реализации им своих прав, в том числе и на охрану здоровья. При этом приоритетной является защита права ребенка и особенно ребенка-инвалида на доступ к наиболее совершенным услугам системы здравоохранения, средствам лечения болезней и восстановления здоровья.

В развитие норм международного права и положений Конституции Российской Федерации приняты законодательные акты, регулирующие отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации.

Базовым нормативным правовым актом в указанной сфере является Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Согласно статье 4 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых - соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.

Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей. Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи (части 1 и 2 статьи 7 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается: 1) в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; 2) в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями; 3) на основе клинических рекомендаций; 4) с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 1 статьи 37 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

В силу части 15 статьи 37 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.

Врачебная комиссия создается в медицинской организации в целях совершенствования организации оказания медицинской помощи, принятия решений в наиболее сложных и конфликтных случаях по вопросам профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, определения трудоспособности граждан и профессиональной пригодности некоторых категорий работников, осуществления оценки качества, обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе назначения лекарственных препаратов, обеспечения назначения и коррекции лечения в целях учета данных пациентов при обеспечении лекарственными препаратами, трансплантации (пересадки) органов и тканей человека, медицинской реабилитации, а также принятия решения по иным медицинским вопросам. Решение врачебной комиссии оформляется протоколом и вносится в медицинскую документацию пациента (часть 2 статьи 48 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Порядок применения лекарственных средств у больных по жизненным показаниям определен Положением о порядке применения лекарственных средств у больных по жизненным показаниям, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 9 августа 2005 года № 494.

Статьей 44 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» регулируется оказание медицинской помощи гражданам, которым предоставляются государственные гарантии в виде обеспечения лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания, в том числе гражданам, страдающим редкими (орфанными) заболеваниями.

Редкими (орфанными) заболеваниями являются заболевания, которые имеют распространенность не более 10 случаев заболевания на 100 тысяч населения (часть 1 статьи 44 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Перечень редких (орфанных) заболеваний формируется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти на основании статистических данных и размещается на его официальном сайте в сети «Интернет» (часть 2 статьи 44 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, из числа заболеваний, указанных в части 2 статьи 44 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», утверждается Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 44 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Статьей 13 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено частью 2 статьи 19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Согласно пункту 1 части 3 статьи 80 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.

Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2017 года № 1492 (далее - Федеральная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи).

Федеральной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в частности, установлены: перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, и категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, а также требования к территориальным программам в части определения порядка, условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.

В разделе V Федеральной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи («Финансовое обеспечение Программы») предусмотрено, что за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется обеспечение граждан зарегистрированными на территории Российской Федерации лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или к их инвалидности, а также обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года №890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» закреплены обязательства органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению граждан Российской Федерации лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения на региональном уровне.

Этим же постановлением утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно (приложение №1). Согласно названному перечню право на получение всех лекарственных средств по рецептам врачей бесплатно имеют дети-инвалиды в возрасте до 18 лет.

В соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании (часть 1 статьи 81 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан»).

В силу пункта 5 части 2 статьи 81 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан» в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Пунктом 5.9 Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ульяновской области на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов,  утвержденной постановлением Правительства Ульяновской области от 27 декабря 2019 года №792-П установлено, что за счет бюджетных ассигнований областного бюджета Ульяновской области осуществляются: обеспечение граждан зарегистрированными в установленном порядке на территории Российской Федерации лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или к их инвалидности, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2012 года № 403 «О порядке ведения Федерального регистра лиц, страдающих жизнеугрожающими и хроническими прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями, приводящими к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, и его регионального сегмента»; обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».

Из приведенных нормативных положений федерального законодательства и регионального законодательства Ульяновской области в их системной взаимосвязи следует, что одним из принципов охраны здоровья граждан в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. К числу таких гарантий относятся обеспечение за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации (в данном случае за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации – Ульяновской области) зарегистрированными на территории Российской Федерации лекарственными препаратами граждан, страдающих заболеваниями, включенными в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или к их инвалидности, а также обеспечение за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации детей-инвалидов всеми лекарственными средствами по рецептам врачей бесплатно, в том числе лекарственными препаратами, не входящими в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения. Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются в том числе средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.

С учетом приведенных норм закона, доводы апелляционной жалобы об отсутствии у Министерства здравоохранения Ульяновской области обязанности по обеспечению ребенка-инвалида необходимым лекарственным препаратом, несостоятельны.

Материалами дела также подтверждено, что именно в связи с имеющимся у М*** М.С. заболеванием – с*** м*** а*** *** т***. Болезнь Дубовица, ему с 1 апреля 2010 года повторно установлена инвалидность. Вследствие этого М*** М.С. как р***-и*** в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», а также Федеральной и Территориальной программами государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи имеет право на обеспечение за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации всеми лекарственными средствами по рецептам врачей бесплатно, в том числе лекарственными препаратами, не входящими в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения.

На недопустимость отказа гражданам, страдающим редкими заболеваниями, в лекарственном обеспечении за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации указано Министерством здравоохранения Российской Федерации в письме от 8 июля 2013 года № ***. В этом же письме разъяснено, что Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» не предполагает установления каких-либо ограничительных перечней лекарственных препаратов для обеспечения больных, страдающих редкими (орфанными) заболеваниями.

Ссылки в жалобе на невозможность исполнения судебного решения, которое обращено к немедленному исполнению, не могут быть приняты во внимание с учетом имеющегося у р***-и*** диагноза и нуждаемости в лекарственном препарате по жизненным показаниям.

Доводы апелляционной жалобы об отсутствии оснований для оформления рецепта на спорный лекарственный препарат, поскольку он подлежит применению в стационарных условиях, касаются порядка применения препарата, и  не опровергают выводы суда о нуждаемости ребенка-инвалида по жизненным показаниям в лекарстве независимо от того, находится он на стационарном или амбулаторном лечении.

Отвергая доводы апелляционной жалобы в данной части, судебная коллегия учитывает, что до настоящего времени лечение несовершеннолетнего М*** М.С. необходимым ему лекарственным препаратом за счет средств бюджета Ульяновской области не обеспечено, как и льготный рецепт, который был оформлен ребенку-инвалиду врачами ГУЗ ГКБ № 1 на основании заключений врачебных комиссий путем заполнения от руки стандартного бланка рецепта по установленной форме.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом верно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Заволжского районного суда города Ульяновска от 26 мая 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение  трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Заволжский районный суд города Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи