Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости
Документ от 20.08.2020, опубликован на сайте 26.08.2020 под номером 89477, 1-я гражданская, , Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО

 

 

Дело № 3а-234/2020

 

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

20 августа 2020 года                                                                      г. Ульяновск

 

Ульяновский областной суд в составе:

судьи Кинчаровой О.Е.,

при секретаре Скала П.А.,

 

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению  Кочергина Сергея Игоревича к Правительству Ульяновской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области  о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости на основании установления в отношении них рыночной стоимости,

 

у с т а н о в и л :

 

Кочергин С.И. обратился в суд с административным исковым заявлением, уточненным в ходе судебного разбирательства, о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости:

- нежилого здания конторы, реммастерской, площадью 1004,6 кв.м, кадастровый номер ***, расположенного по адресу: ***,

- нежилого здания гаража на 3 автомашины, площадью 120,2 кв.м, кадастровый номер ***, расположенного по адресу: ***,

- стоянки дорожных машин, площадью 482,8 кв.м, кадастровый номер ***, расположенного по адресу: ***,  

- нежилого здания котельной, площадью 102 кв.м, кадастровый номер ***, расположенного по адресу: ***,  

- земельного участка, площадью 39 151 кв.м., кадастровый номер ***, расположенного по адресу: ***, на основании установления в отношении них рыночной стоимости.

Требования мотивировал тем, что он является собственником указанных объектов недвижимости.

Кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером *** утверждена в размере 9 465 240 руб. 74 коп.

Согласно отчету независимого оценщика рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером *** на 12 сентября  2013 года составляет 4 450 847 руб.

Кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером *** утверждена в размере 1 132 512 руб. 38 коп.

Согласно отчету независимого оценщика рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером *** на 12 сентября  2013 года составляет 488 136 руб.

Кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером *** утверждена в размере 4 548 893 руб. 32 коп.

Согласно отчету независимого оценщика рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером *** на 12 сентября  2013 года составляет 1 715 254 руб.

Кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером *** утверждена в размере 961 033 руб. 80 коп.

Согласно отчету независимого оценщика рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером *** на 12 сентября  2013 года составляет 361 864 руб.

Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером *** утверждена в размере 6 851 425 руб.

Согласно отчету независимого оценщика рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером *** на 1 января 2011 года составляет 3 248 029 руб.

Значительное превышение кадастровой стоимости объектов  недвижимости над их рыночной стоимостью нарушает его права, поскольку влечет увеличение налоговых обязательств.

С учетом уточнения требований административный истец просил установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ***  равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2011 года в размере 4 032 553 руб., нежилого здания конторы, реммастерской с кадастровым номером ***  равной его рыночной стоимости по состоянию на 12 сентября 2013 года в размере 4 081 658 руб., нежилого здания гаража на 3 автомашины с кадастровым номером *** равной его рыночной стоимости по состоянию на 12 сентября 2013 года в размере 472 962 руб.,   стоянки дорожных машин с  кадастровым номером *** равной его рыночной стоимости по состоянию на 12 сентября 2013 года в размере 1 697 696 руб.,  нежилого здания котельной с кадастровым номером *** равной его рыночной стоимости по состоянию на 12 сентября 2013 года в размере 549 307 руб.

Административный истец Кочергин С.И. в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела судом извещен.

Представитель ФГБУ «ФКП Росреестра» в судебное заседание не явился, в письменном отзыве указал, что орган регистрации прав  права и законные интересы административного истца не нарушал, поэтому является ненадлежащим ответчиком по делу. Основания для удовлетворения требований в отношении земельного участка с кадастровым номером ***   отсутствуют, поскольку  собственником данного земельного участка ранее было реализовано право на установление его кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости, а пересмотр рыночной стоимости действующим законодательством не предусмотрен.

Представитель Правительства Ульяновской области в судебное заседание не явился, в письменном отзыве просил рассмотреть дело в его отсутствие, указав, что не возражает против пересмотра кадастровой стоимости, пересмотр кадастровой стоимости в судебном порядке является правом административного истца, которое Правительством Ульяновской области не оспаривается.

Представители Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, администрации города Ульяновска в судебное заседание не явились, о дне и времени рассмотрения дела судом извещены.

С учетом положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание  лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.

Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

В соответствии с пунктом 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Как указано в статье 400 НК РФ, налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

Согласно статье 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования недвижимое имущество, в том числе,  здания, строения, сооружения.

Согласно статье 1 Закона Ульяновской области от 22 сентября 2017 года № 112-ЗО «О единой дате начала применения на территории Ульяновской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» единой датой начала применения на территории Ульяновской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения является 1 января 2018 года.

В соответствии с положениями статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Материалами дела установлено, что   Кочергин С.И. является собственником следующих объектов недвижимости:

- нежилого здания конторы, реммастерской, площадью 1004,6 кв.м, кадастровый номер ***, расположенного по адресу: ***,

- нежилого здания гаража на 3 автомашины, площадью 120,2 кв.м, кадастровый номер ***, расположенного по адресу: ***,

- стоянки дорожных машин, площадью 482,8 кв.м, кадастровый номер ***, расположенного по адресу: ***,  

- нежилого здания котельной, площадью 102 кв.м, кадастровый номер ***, расположенного по адресу: ***,  

- земельного участка, площадью 39 151 кв.м., кадастровый номер ***, расположенного по адресу: ***, на основании установления в отношении них рыночной стоимости.

Из выписок из ЕГРН о кадастровой стоимости указанных объектов недвижимости и возражений на административный иск ФГБУ «ФКП Росреестра» следует, что кадастровая стоимость нежилого здания конторы, реммастерской с кадастровым номером *** утверждена в размере 9 465 240 руб. 74 коп., кадастровая стоимость нежилого здания гаража на 3 автомашины  с кадастровым номером *** утверждена в размере 1 132 512 руб. 38 коп., кадастровая стоимость стоянки дорожных машин с  кадастровым номером *** в размере 4 548 893 руб. 32 коп., кадастровая стоимость нежилого здания котельной с  кадастровым номером *** утверждена в размере 961 033 руб. 80 коп.

Согласно части 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.

Сведения о кадастровой стоимости  объектов недвижимости  с кадастровыми номерами ***, ***, ***, ***  были внесены в ЕГРН 5 марта 2014 года, следовательно, пятилетний срок истек 5 марта 2019 года. С заявлением о пересмотре кадастровой стоимости административный  истец в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ульяновской области не обращался,  административный иск подан им в суд 15 июня 2020 года, то есть с пропуском срока.

Вместе с тем, суд считает, что пропущенный административным истцом срок подлежит восстановлению, и дело должно быть рассмотрено по существу, так как  кадастровая стоимость объектов недвижимости, из которой рассчитываются налоговые платежи, является актуальной для административного истца. Очередная государственная кадастровая оценка объектов недвижимости Ульяновской области не проводилась. Материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих злоупотребление административным истцом своими правами.

Учитывая разницу рыночной стоимости объектов недвижимости, определенную на основании представленных административным истцом отчетов об оценке, и их кадастровой стоимости, судом по делу была назначена экспертиза, производство которой поручено автономной некоммерческой организации «Экспертная специализированная организация «Региональный центр экспертизы по Приволжскому округу – Ульяновск».

Согласно заключению № 114/030-2020 названного экспертного учреждения рыночная стоимость  объектов недвижимости, расположенных по адресу: ***, по состоянию на 12 сентября 2013 года составляет:

- *** – 4 081 658 руб.,

- *** – 472 962 руб.,

- *** – 1 697 696 руб.,

- *** – 549 307 руб.

У суда нет оснований не доверять данному заключению, так как экспертиза проведена в соответствии с требованиями Федерального закона от 31 мая 2001 года   №73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации». В заключении приведены необходимые расчеты, ссылки на нормативную и методическую документацию, использованную при производстве экспертизы, а эксперт предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения.

Проанализировав содержание заключения, суд приходит к выводу о том, что оно в полном объеме отвечает требованиям статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, поскольку содержит подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и научно обоснованный ответ на поставленный вопрос.

Основания для сомнения в правильности заключения и в беспристрастности и объективности эксперта у суда отсутствуют. Административным истцом, представителями административных ответчиков и заинтересованного лица заключение не оспаривается.

При таких обстоятельствах суд считает необходимым удовлетворить уточненные требования административного истца об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами ***, ***, ***, *** равной их рыночной стоимости согласно приведенным выше выводам заключения эксперта № 114/030-2020 АНО «Экспертная специализированная организация «Региональный центр экспертизы по Приволжскому округу – Ульяновск».

В удовлетворении требования о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка, площадью 39 151 кв.м., кадастровый номер ***, расположенного по адресу: ***, и установлении её в размере рыночной стоимости суд считает необходимым отказать по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела,  кадастровая стоимость указанного земельного участка была утверждена постановлением Правительства Ульяновской области от 18 января 2012 года № 21-П «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов  в Ульяновской области» по состоянию на 1 января 2011 года в размере 20 877 360 руб. 11 коп. Указанные сведения о кадастровой стоимости были внесены в единый государственный реестр недвижимости 29 февраля 2012 года.

Кочергин И.Ю., являвшийся собственником данного земельного участка в период с 10 июня 2016 года по 12 октября 2019 года, 27 февраля 2017 года   обратился в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ульяновской области с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером *** и установлении её в размере рыночной стоимости - 6 851 425 руб. согласно отчету об оценке от 10 февраля 2017 года № с 12864-4

Решением комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ульяновской области № 73/05/2017-102 от 20 марта 2017 года данное заявление Кочергина И.Ю. было удовлетворено, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером *** была определена в размере  его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2011 года -  6 851 425 руб.

Таким образом,  право на установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером *** в размере его рыночной стоимости  было реализовано.

Из изложенного следует, что требование административного истца Кочергина С.И.  фактически сводится к пересмотру кадастровой стоимости земельного участка, установленной ранее в размере рыночной стоимости, что не предусмотрено действующим законодательством.

В данном случае права административного истца Кочергина С.И. не подлежат защите путем удовлетворения требования об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в отношении земельного участка с использованием правового механизма установления в отношении него  рыночной стоимости.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что требование Кочергина С.И. о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером *** на основании установления её в размере рыночной стоимости удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

 

Р Е Ш И Л:

 

административное исковое заявление Кочергина Сергея Игоревича о пересмотре кадастровой стоимости  объектов недвижимости удовлетворить частично.

Установить  кадастровую  стоимость  нежилого здания конторы, реммастерской, площадью 1004,6 кв.м, кадастровый номер ***, расположенного   по   адресу:   ***, равной его рыночной  стоимости  по  состоянию  на   12 сентября 2013 года в размере 4 081 658  руб.

Установить  кадастровую  стоимость  нежилого здания гаража на 3 автомашины, площадью 120,2 кв.м, кадастровый номер ***, расположенного   по   адресу:   ***, равной его рыночной  стоимости  по  состоянию  на  12 сентября 2013 года в размере 472 962 руб.

Установить  кадастровую  стоимость   стоянки дорожных машин, площадью 482,8 кв.м, кадастровый номер ***, расположенного по  адресу:  ***,  равной его рыночной стоимости по состоянию на  12 сентября 2013 года в размере 1 697 696 руб.

Установить  кадастровую  стоимость   нежилого здания котельной, площадью 102 кв.м, кадастровый номер ***, расположенного по адресу: ***,  равной его рыночной стоимости по состоянию на  12 сентября 2013 года в размере 549 307 руб.

Датой обращения с заявлением об оспаривании результатов кадастровой оценки считать 15 июня 2019 года.

Вступившее в законную силу решение является основанием для внесения  органом регистрации прав в Единый государственный реестр недвижимости сведений об изменении кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами ***, ***, ***, ***.

В удовлетворении требования Кочергина Сергея Игоревича о  пересмотре кадастровой стоимости  земельного участка, площадью 39 151 кв.м., кадастровый номер ***, расположенного по адресу: ***, на основании установления в отношении него рыночной стоимости отказать.

Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Ульяновский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

 

Судья                                                                                            О.Е.Кинчарова