Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Об оспаривании решения жилищной комиссии
Документ от 11.08.2020, опубликован на сайте 26.08.2020 под номером 89406, 2-я гражданская, о признании незаконными действий, связанных с принятием решения об уменьшении размера предоставляемой субсидии для приобщения или строительства жилого помещения, решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения

 

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

Судья Николаева Н.Д.                                                          Дело № 33а-2715/2020

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                 11 августа 2020 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Лифановой З.А.,

судей Васильевой Е.В., Смирновой Ю.В.,

при секретаре Курановой Ю.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Амелиной Натальи Викторовны на решение Заволжского районного суда города Ульяновска от 6 марта 2020 года по делу № 2А-1001/20, по которому постановлено:

 

В удовлетворении административного иска Амелиной Натальи Викторовны к Федеральному государственному казенному учреждению «Пограничное управление Федеральной службы безопасности по Чеченской Республике», начальнику Федерального государственного казенного учреждения «Пограничное управление Федеральной службы безопасности по Чеченской Республике» Труханову Евгению Евгеньевичу, председателю жилищной комиссии Федерального государственного казенного учреждения «Пограничное управления Федеральной службы безопасности по Чеченской Республике» Сивякову Денису Николаевичу о признании незаконными действий жилищной комиссии по принятию решения 03 декабря 2019 года (протокол № 14 заседания жилищной комиссии от 03.12.2019), утвержденного 06.12.2019, об уменьшении размера субсидии для приобретения или строительства жилого помещения, возложения обязанности по отмене решения, произведении перерасчета размера жилищной субсидии отказать.

 

Заслушав доклад судьи Лифановой З.А., пояснения Амелиной Н.В. и ее представителя - Романеевой Е.Н., поддержавших доводы жалобы, возражения представителя ФГКУ «Пограничное управление ФСБ по Чеченской Республике», начальника ФГКУ «Пограничное управление ФСБ по Чеченской Республике» Труханова Е.Е. – Байдикова А.А.,  представителя ФГКУ «Пограничное управление ФСБ по Чеченской Республике», жилищной комиссии ФГКУ «Пограничное управление ФСБ по Чеченской Республике» и ее  председателя Сивякова Д.Н. – Найда А.А., полагавших решение суда не подлежащим отмене,  судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Амелина Н.В. обратилась в суд с административным иском к Федеральному государственному казенному учреждению «Пограничное управление Федеральной службы безопасности по Чеченской Республике», начальнику Федерального государственного казенного учреждения «Пограничное управление Федеральной службы безопасности по Чеченской Республике» Труханову Евгению Евгеньевичу, председателю жилищной комиссии Федерального государственного казенного учреждения «Пограничное управления Федеральной службы безопасности по Чеченской Республике» Сивякову Денису Николаевичу о признании незаконными действий жилищной комиссии по принятию решения об уменьшении размера субсидии для приобретения или строительства жилого помещения, возложении обязанности по отмене решения, произведении перерасчета размера жилищной субсидии.

Требования мотивированы тем, что до 15.12.2018 она (Амелина Н.В.) проходила службу в войсковой части № *** Пограничного управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Чеченской Республике.  В период прохождения военной службы в 2014 году она с составом семьи 2 человека была поставлена в список военнослужащих (граждан) на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях Пограничного управления ФСБ России по Чеченской Республике в форме обеспечения субсидией для приобретения или строительства жилого помещения. Решением жилищной комиссии Пограничного управления ФСБ России по Чеченской Республике от 03.12.2019 (протокол № 14 заседания жилищной комиссии от 03.12.2019), утв. начальником ПУ ФСБ России по Чеченской Республике Трухановым Е.Е. 06.12.2019, постановлено: при предоставлении *** запаса Амелиной Н.В. и членам ее семьи субсидии для приобретения или строительства жилого помещения учесть площадь жилого помещения в отношении которого произошло отчуждение.

С указанным решением не согласна, так как с момента отчуждения ею (Амелиной Н.В.) 1/3 доли жилого помещения (22,13 кв.м) по адресу: ***, общая площадь 66,4 кв.м, на момент вынесения оспариваемого решения прошло 12 лет, а законом предусмотрено уменьшение размера предоставляемой субсидии на площадь, в отношении которой произошло отчуждение, в течение  5 лет, что согласуется с положениями Правил расчета субсидий для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим – гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих», утвержденным постановлением Правительства РФ от 03.02.2014 №76.

Просила признать незаконными действия жилищной комиссии Пограничного управления ФСБ России по Чеченской Республике, выразившееся в принятии решения 03 декабря 2019 года (протокол № 14 заседания жилищной комиссии от 03.12.2019), утвержденного начальником ПУ ФСБ России по Чеченской Республике Трухановым Е.Е. 06.12.2019, об уменьшении размера предоставляемой *** запаса Амелиной Н.В. и членам ее семьи субсидии для приобретения или строительства жилого помещения. Обязать председателя жилищной комиссии Пограничного управления ФСБ России по Чеченской Республике Сивякова Д.Н. и начальника Пограничного управления ФСБ России по Чеченской республике Труханова Е.Е. в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу отменить принятое 03 декабря 2019 года решение (протокол № 14 заседания жилищной комиссии от 03.12.2019), утвержденное начальником ПУ ФСБ России по Чеченской Республике Трухановым Е.Е. 06.12.2019, об уменьшении размера предоставляемой *** запаса Амелиной Н.В. и членам ее семьи субсидии для приобретения или строительства жилого помещения и произвести перерасчет размера предоставляемой Амелиной Н.В. жилищной субсидии.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Амелина Н.В. не соглашается с вынесенным решением,  просит его отменить, как принятое с нарушением норм материального и процессуального права, принять по делу новое решение, удовлетворив административные исковые требования.

Не согласна с выводом суда о том, что распределение административному истцу жилого помещения без учета доли жилого помещения, ранее полученного за счет государства, приведет к сверхнормативному обеспечению жильем. Полагает, что право на обеспечение жилым помещением,  в том числе право на получение государственного жилищного сертификата, - вид государственного обеспечения военнослужащих, связано с прохождением военной службы. Право на приватизацию государственного имущества в виде занимаемого им жилого помещения предоставлено всем гражданам, не участвовавшим ранее в процессе приватизации.

Считает необоснованным вывод суда о том, что военнослужащие в любом случае обязаны сдать ранее предоставленное им от государства жилое помещение, а при невозможности сдачи такого помещения по различным причинам, в частности, из-за обращения их в свою собственность в порядке приватизации, отказа от участия в приватизации, реализация их права на получение нового жилого помещения производится с зачетом ранее полученного от государства жилья.

Не согласна с выводом суда об отсутствии оснований для повторного обеспечения ее жилым помещением за счет федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, в связи с истечением пятилетнего срока с момента  умышленного ухудшения административным истцом жилищных условий.

Указывает, что судом не правильно применен закон подлежащий применению, а выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.

В возражениях на апелляционную жалобу ПУ ФСБ России по Чеченской Республике просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В судебное заседание апелляционной инстанции не явились начальник ФГКУ «Пограничное управление ФСБ по Чеченской Республике» -                Труханов Е.Е., председатель жилищной комиссии ФГКУ «Пограничное управление ФСБ по Чеченской Республике» - Сивяков Д.Н., извещены надлежащим образом о рассмотрении дела. В связи с чем судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно нее, судебная коллегия полагает обжалуемый судебный акт подлежащим отмене по следующим основаниям.

В силу п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в порядке и на условиях, установленных названным федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации за счет средств федерального бюджета (абзац первый). Военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными ст. 15.1 названного федерального закона (абзац третий).

Согласно п. 13 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями, не могут быть без их согласия сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилищной субсидией или жилыми помещениями в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом для военнослужащих.

Пунктом 14 ст. 15 указанного Федерального закона предусмотрено, что обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти или федеральному государственному органу, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.

Как следует из материалов дела, Амелина Н.В. являлась военнослужащим, проходила военную службу по контракту в воинском звании *** с 09.12.1995 по 30.04.2005 в в/ч *** г. Железноводск Ставропольского края; с 30.04.2005 по 29.12.2005 в в/ч *** Пограничного управления ФСБ России по Чеченской Республике н.п. Борзой Чеченской Республики; с 30.12.2015 по 15.12.2018 в в/ч *** Пограничного управления ФСБ России по Чеченской Республике. Уволена с военной службы по состоянию здоровья – в связи с признанием ВВК ограниченно годной к военной службе. Имеет общую продолжительность  военной службы 23 года в календарном исчислении.

В период прохождения военной службы Амелина Н.В. в составе семьи         2 человека была поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.

Протоколом № 11 от 30.04.2015 жилищной комиссии Пограничного управления ФСБ России по Чеченской Республике решено учитывать *** Амелину Н.В. как подлежащую обеспечением жилым помещением в форме предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения, в связи с отсутствием строительства (приобретения) жилья в                     г. Грозном.

Факт нуждаемости Амелиной Н.В. в жилом помещении и обоснованность состояния на учете в качестве таковой не оспаривался ответчиками в ходе судебного разбирательства.

Решением жилищной комиссии (протокол № 14 от 03 декабря 2019 года), утвержденным начальником ПУ ФСБ России по Чеченской Республике 06.12.2019 года, постановлено: при предоставлении *** запаса Амелиной Н.В. и членам ее семьи (2 человека) субсидии для приобретения или строительства жилого помещения, решено учесть площадь жилого помещения, в отношении которой произошло отчуждение.

Основанием для принятия данного решения жилищной комиссией указана ч. 8 ст. 57 Жилищного кодекса РФ и п. 4 Правил расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим – гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих».

Согласно протоколу № 14 от 03.12.2019 в результате проверки данных по учету, в период проведения перерегистрации военнослужащих (граждан), состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, послуживших основанием для принятия Амелиной Н.В. и членов ее семьи на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, установлено, что у Амелиной Н.В. находилось на праве собственности 1/3 доли жилого помещения по адресу: ***, общая площадь 66,4 кв.м, дата государственной регистрации права собственности 18.09.2007, этим же числом зарегистрировано прекращение права собственности на основании договора дарения от 10.09.2007. Указанное жилое помещение получено Амелиной Н.В. в порядке приватизации на основании договора о передаче жилья в собственность от 26.09.1997.

Установив вышеуказанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении административного иска                           Амелиной Н.В.

Разрешая спор и оставляя без удовлетворения исковые требования, районный суд исходил из того, что Амелина Н.В., участвуя в приватизации, была обеспечена жильем за счет государства, следовательно, реализация ее права на получение нового жилого помещения должна производиться с зачетом ранее полученного от государства жилья. В противном случае, распределение административному истцу жилого помещения без учета доли жилого помещения, ранее полученного за счет государства, приведет к сверхнормативному обеспечению жильем.

С данными выводами районного судьи судебная коллегия согласиться не может, поскольку они основаны на неправильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.

Как указывалось выше, в силу положений п. 13 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями, не могут быть без их согласия сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилищной субсидией или жилыми помещениями в порядке, предусмотренном указанным федеральным законом для военнослужащих.

В соответствии с абз. 2 п.16 ст. 15 данного Федерального закона порядок расчета жилищной субсидии утверждается Правительством Российской Федерации.

Правила расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим - гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих», утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 03.02.2014 № 76.

Согласно п. 4 указанных Правил норматив общей площади жилого помещения уменьшается на общую площадь жилых помещений, на которую в результате совершенных военнослужащим и (или) членами его семьи действий и гражданско-правовых сделок уменьшился размер занимаемых (имеющихся) жилых помещений или в отношении которой произведено отчуждение. Такое уменьшение производится в течение 5 лет со дня совершения указанных действий или гражданско-правовых сделок.

Такие же основания предусмотрены и ч. 8 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).

Федеральный законодатель предусмотрел правовые последствия гражданско-правовых сделок с жилыми помещениями граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях, либо претендующих на принятие на жилищный учет, указывая на то, что при признании военнослужащих-граждан нуждающимися в жилых помещениях и предоставлении им и совместно проживающим с ними членам их семей жилых помещений либо денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений, учитываются      ст. 53 и ч. 8 ст. 57 ЖК РФ (ч. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих»).

Так, согласно ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Часть 8 ст. 57 данного Кодекса гласит, что при предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению. Указанные сделки и действия учитываются за установленный законом субъекта Российской Федерации период, предшествующий предоставлению гражданину жилого помещения по договору социального найма, но не менее чем за пять лет.

Из приведенных норм закона следует, что действующим законодательством установлены пресекательные сроки, в течение которых действия граждан, связанные с распоряжением жилыми помещениями, приобретенными ими в рамках реализации своих гражданских прав, могут учитываться уполномоченными органами государства и служить основанием для отказа в принятии на жилищный учет либо для уменьшения площади предоставляемого жилья.

Поскольку Амелина Н.В. на момент вынесения административным ответчиком обжалуемого решения от 03.12.2019 как военнослужащая была признана нуждающейся в жилом помещении, состояла на учете в качестве таковой, жилым помещением в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О статусе военнослужащих» не обеспечена, а принадлежащей ей ранее в порядке приватизации долей жилого помещения распорядилась более 5 лет назад, то она имеет право на обеспечения жилищной субсидией без уменьшения ее размера на площадь жилого помещения, в отношении которой произведено отчуждение.

Факт наличия ранее у Амелиной Н.В. 1/3 доли в праве собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: ***, равнозначной 22,13 кв.м, не имеет юридического значения для определения размера предоставляемой административному истцу  жилищной субсидии, поскольку сделка с долей в праве собственности жилого помещения, которая привела к отчуждению этой доли, состоялась в 2007 году, следовательно, не могла учитываться при решении вопроса о предоставлении жилищной субсидии в 2019 году, поскольку прошло более пяти лет.

Указанная правовая позиция согласуется с позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Кассационном определении от 27.05.2020 №4-КА20-1э.

Ссылка административных ответчиков на п.27 Постановления Пленума Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 г. № 8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих», с которой согласился суд первой инстанции, является несостоятельной, поскольку регулирует иные, чем рассматриваемые правоотношения.

Неверное толкование и применение приведенных норм материального права привело к принятию районным судом неправильного решения.

Допущенное судом нарушение норм материального права в силу ст.310 КАС РФ является основанием для его отмены с принятием по делу нового решения о частичном удовлетворении административного иска.

На ФГКУ «Пограничное управление ФСБ по Чеченской Республике», формирующее состав жилищной комиссии, подлежит возложению обязанность по принятию решения о предоставлении административному истцу жилищной субсидии без учета площади 1/3 доли жилого помещения, в отношении которого Амелиной Н.В. в 2007 году произведено отчуждение.

В иске к должностным лицам - начальнику ФГКУ «Пограничное управление ФСБ по Чеченской Республике» Труханову Е.Е. и председателю жилищной комиссии ФГКУ «Пограничное управление ФСБ по Чеченской Республике» Сивякову Д.Н. – Амелиной Н.В. следует отказать, поскольку указанные лица не уполномочены законом на единоличное принятие решений по вопросам предоставления жилищных субсидий.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

решение Заволжского районного суда города Ульяновска от 6 марта 2020 года отменить, принять по делу новое решение, которым административный иск Амелиной Натальи Викторовны к Федеральному государственному казенному учреждению «Пограничное управление Федеральной службы безопасности по Чеченской Республике», начальнику Федерального государственного казенного учреждения «Пограничное управление Федеральной службы безопасности по Чеченской Республике» Труханову Евгению Евгеньевичу, председателю жилищной комиссии Федерального государственного казенного учреждения «Пограничное управления Федеральной службы безопасности по Чеченской Республике» Сивякову Денису Николаевичу о признании незаконными действий жилищной комиссии, возложении обязанности по отмене решения, производстве перерасчета размера жилищной субсидии удовлетворить частично.

Решение жилищной комиссии Федерального государственного казенного учреждения «Пограничное управление Федеральной службы безопасности по Чеченской Республике» от 3 декабря 2019 года (протокол № 14 от 03.12.2019) отменить в части, касающейся Амелиной Натальи Викторовны                                (вопрос №5, п.5.2).

Обязать Федеральное государственное казенное учреждение «Пограничное управление Федеральной службы безопасности по Чеченской Республике» на очередном после состоявшегося решения суда апелляционной инстанции заседании жилищной комиссии принять решение о том, что при предоставлении *** запаса Амелиной Наталье Викторовне и членам ее семьи (всего 2 чел.) субсидии для приобретения или строительства жилья не учитывать площадь 1/3 доли жилого помещения (22,13 кв.м) по адресу: ***.

В удовлетворении административного иска Амелиной Натальи Викторовны к начальнику Федерального государственного казенного учреждения «Пограничное управление Федеральной службы безопасности по Чеченской Республике» Труханову Евгению Евгеньевичу, председателю жилищной комиссии Федерального государственного казенного учреждения «Пограничное управления Федеральной службы безопасности по Чеченской Республике» Сивякову Денису Николаевичу о возложении обязанности по отмене решения, производстве перерасчета размера жилищной субсидии – отказать.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий

 

Судьи: