Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Ответственность по ч. 7 ст. 8.2 КоАП РФ
Документ от 23.07.2020, опубликован на сайте 11.08.2020 под номером 89206, Админ. 2 пересмотр, КоАП: ст. 8.2 ч.7, Вынесено решение по существу

 

У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й  С У Д

 

Судья Шлейкин М.И.                                                       Дело № 7-333/2020

 

Р Е Ш Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                          23 июля 2020 года

 

Судья Ульяновского областного суда Жаднов Ю.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе общества с ограниченной ответственностью «Стекло» на решение судьи Сенгилеевского районного суда Ульяновской области от 27 мая 2020 года,

 

у с т а н о в и л:

 

постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Самарской и  Ульяновской областям от 12 марта 2020 года ООО «Стекло» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 7 ст. 8.2 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200 000 руб.

Решением Сенгилеевского районного суда Ульяновской области от 27 мая 2020 года указанное постановление изменено, административное наказание в виде административного штрафа, назначенное ООО «Стекло», снижено до 100 000 рублей.

В остальной части указанное постановление оставлено без изменения.

В жалобе, направленной в Ульяновский областной суд, директор ООО «Стекло» Корост Д.В. не соглашается с вынесенным по делу решением судьи районного суда.

В обоснование жалобы указывает, что постановление по делу об административном правонарушении и акт проверки не содержат сведения о дате и месте совершения вменяемого правонарушения, что лишило возможности общество в полной мере воспользоваться правом на защиту, а также заявить ходатайство о пропуске срока давности привлечения к административной ответственности.

В жалобе обращено внимание на то, что подп. «в» п. 16 ст. 33 Федерального закона от 30 декабря 2008 года № 309-ФЗ «О внесении изменений в ст. 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» была отменена обязанность по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для хозяйствующих субъектов, отнесенных в силу положений Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого и среднего предпринимательства.

Указанная норма вступила в силу с 29 июня 2009 года, согласно ч. 2 ст.49 Закона № 309-ФЗ, и фактически по 1 января 2019 года хозяйствующие субъекты, являющиеся субъектами малого и среднего предпринимательства, не могли разработать и утвердить в установленном порядке проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Учитывая, что с 1 января 2019 года ст. 18 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ была изложена в новой редакции, которая не содержит исключения по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для субъектов малого и среднего предпринимательства, а также учитывая переходные положения, установленные подп. «б» п. 3 ст. 2 Закона № 496-ФЗ, субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляющие эксплуатацию объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, отнесенных к категории I категории, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, вправе обратиться в территориальные органы Росприроднадзора за предоставлением государственной услуги по утверждению нормативов образования отходов и лимитов на их размещение с 1 января 2019 года и до получения комплексного экологического разрешения.

Также в жалобе указано, что в соответствии с положениями вступивших в законную силу с 1 января 2019 года пунктов 6 и 7 ст. 11, Федерального закона от 21 июля 2014 года № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрен переходный период до получения комплексного экологического разрешения.

С учетом изложенного автор жалобы полагает, что обязанность по разработке проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение у ООО «Стекло» не возникла, а поэтому в действиях общества отсутствует состав административного правонарушения.

Кроме того указано, что причинение вреда или угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятниками истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайный ситуаций природного и техногенного характера, а также имущественный ущерб отсутствуют. ООО «Стекло» относится к категории субъектов малого предпринимательства.

С учетом этих обстоятельств просит применить положения ч. 1 ст.4.1.1 и ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ, заменив административное наказание в виде административного штрафа на предупреждение.

Подробно позиция директора ООО «Стекло» Короста Д.В. изложена в жалобе.

Участвующие в деле лица, в судебное заседание не явились. Извещены. Полагаю, что проведение судебного заседания возможно в отсутствие неявившихся лиц. 

Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела в соответствии с ч. 3 ст.30.6 КоАП РФ в полном объеме, прихожу к выводу о том, что совершенное ООО «Стекло» деяние верно квалифицировано по ч. 7 ст. 8.2 КоАП РФ, устанавливающей административную ответственность за неисполнение обязанности по разработке проектов нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение или направлению таких проектов на утверждение в уполномоченный орган, если такая обязанность установлена законодательством Российской Федерации.

Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, ООО «Стекло» свою деятельность осуществляет на объектах, отнесенных к объектам I категории негативного воздействия на окружающую среду.

В ходе проведения должностными лицами Межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Самарской и Ульяновской областям плановой выездной проверки в период с 5 февраля 2020 года по 25 февраля 2020 года в ООО «Стекло» было установлено, что у общества отсутствует проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Таким образом, ООО «Стекло» в нарушение требований п. 2 ст.18 Федерального закона № 89-ФЗ не разработан проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Неисполнение обязанности по разработке проектов нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 7 ст. 8.2 КоАП РФ.

Доказательств наличия чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения ООО «Стекло» указанных выше положений законодательства, а также свидетельствующих о том, что юридическое лицо осуществило все зависящие от него меры по недопущению нарушения, в материалах дела не имеется.

При таких обстоятельствах выводы должностного лица административного органа, а в последующем и судьи районного суда о наличии в действиях ООО «Стекло» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 7 ст. 8.2 КоАП РФ, являются правильными.

Оспариваемое решение судьи районного суда является законным, вынесенным с соблюдением процессуальных норм, с учетом обстоятельств, имеющих значение для дела.

Доводы жалобы об отсутствии у ООО «Стекло» обязанности по разработке проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение до получения им комплексного экологического разрешения является несостоятельными по следующим основаниям.

Положениями подп. «в» п. 16 ст. 33 Федерального закона от 30 декабря 2008 года № 309-ФЗ «О внесении изменений в ст. 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» была отменена обязанность по разработке и утверждению проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для хозяйствующих субъектов, отнесенных в силу положений Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого и среднего предпринимательства, и лимитами на размещение отходов для субъектов малого и среднего предпринимательства являлись количества отходов, фактически направленные на размещение в соответствии с отчетностью об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности). Указанная норма вступила в силу с 29 июня 2009 года.

С этой даты хозяйствующие субъекты, являющиеся субъектами малого и среднего предпринимательства, к которым относилось и общество, не обязаны были разрабатывать и утверждать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Однако с 1 января 2019 года ст. 18 Федерального закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» изложена в новой редакции и предусматривает обязанность разработки нормативов образования отходов и лимитов на их размещение юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, определяемых в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.

Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение утвержден приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 года № 50 и с 1 января 2019 года применяется в части, не противоречащей действующему законодательству.

С этой же даты (с 1 января 2019 года) положениями Федерального закона от 21 июля 2014 года № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» введена новая система нормирования для хозяйствующих субъектов по объектам, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду, и отнесенным к I, II, III и IV категорий.

Пунктом 16 ст. 1 указанного Федерального закона установлена обязанность получения комплексного экологического разрешения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, а также определен перечень необходимой информации, прилагаемой к заявке на получение комплексного экологического разрешения, направляемой в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.

Так, юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, включенных в утвержденный уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти перечень объектов, обязаны обратиться в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти с заявкой на получение комплексного экологического разрешения в период с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2022 г. включительно (пункт 6 статьи 11 Федерального закона № 219-ФЗ).

При этом положениями подп. «б» п. 3 ст. 2 Федерального закона от 25 декабря 2018 года № 496-ФЗ «О внесении изменений в ст. 14 Федерального закона «Об экологической экспертизе» и Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 1 января 2019 года и до получения комплексных экологических разрешений в сроки, установленные частями 6 и 7 ст. 11 Федерального закона № 219-ФЗ, допускается выдача или переоформление разрешений и документов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Такие разрешения и документы действуют до дня получения комплексного экологического разрешения в сроки, установленные частями 6 и 7 ст. 11 Федерального закона № 219-ФЗ.

Таким образом, учитывая, что с 1 января 2019 года ст. 18 Федерального закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» не содержит исключения в части обязанности по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для субъектов малого и среднего предпринимательства, а также учитывая переходные положения, установленные подп. «б» п. 3 ст. 2 Закона № 496-ФЗ, выводы должностного лица административного органа и судьи районного суда о наличии у ООО «Стекло», осуществляющего эксплуатацию объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и отнесенных к объектам I категории, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, обязанности по разработке проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в период с 1 января 2019 года и до дня получения комплексного экологического разрешения являются правильными. Невыполнение этой обязанности образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 7 ст. 8.2 КоАП РФ.

Выводы предыдущих инстанций согласуются с соответствующим разъяснением Росприроднадзора о том, что с 01.01.2019 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ излагается в новой редакции и не содержит исключения по разработке ПНООЛР для субъектов малого и среднего предпринимательства. С учетом этого обстоятельства, а также учитывая переходные положения, установленные подп. "б" п. 3 ст. 2 Закона № 496-ФЗ, субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляющие эксплуатацию объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и отнесенных к объектам I категории, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, вправе обратиться в территориальные органы Росприроднадзора за предоставлением государственной услуги по утверждению нормативов образования отходов и лимитов на их размещение с 01.01.2019 и до дня получения комплексного экологического разрешения (письмо Росприроднадзора от 29.12.2018 № АА-10-02-36/29629).

В этой связи прихожу к выводу о том, что утверждение в жалобе директора ООО «Стекло» Кроста Д.В. об отсутствии в действиях общества состава административного правонарушения со ссылкой на пункты 6 и 7 ст.11 Федерального закона № 219-ФЗ основано на ошибочном толковании закона.

Доводы жалобы о замене назначенного наказания в виде штрафа на предупреждение свидетельствуют, по сути, о признании автором жалобы факта совершения правонарушения.

Указанные доводы подлежат отклонению по следующим основаниям.

Полагаю, что требования ст. 4.1 КоАП РФ при назначении наказания (с учетом изменений, внесенных решением судьи районного суда) соблюдены. Наказание в итоге было назначено с учетом обстоятельств дела, в минимальном размере, установленном санкцией ч. 7 ст. 8.2 КоАП РФ и снижено до 100 000 рублей с учетом положений ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ.

Выводы судьи районного суда об отсутствии оснований для замены назначенного наказания в виде штрафа на предупреждение являются обоснованными.

С учетом взаимосвязанных положений ч. 2 ст. 3.4 и ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ оснований для применения в данном случае положений статьи 4.1.1 КоАП РФ не усматривается, поскольку вмененное ООО «Стекло» нарушение требований законодательства об охране окружающей среды не позволяет сделать вывод об отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда окружающей среде.

Тот факт, что ООО «Стекло» относится к субъектам малого и среднего предпринимательства, не является безусловным основанием для применения положений ст. 4.1.1 КоАП РФ.

При отсутствии совокупности всех обстоятельств, указанных в ч. 2 ст.3.4 КоАП РФ, возможность замены административного наказания в виде административного штрафа предупреждением не допускается.

В данном случае назначенное ООО «Стекло» административное наказание в виде штрафа согласуется с его предупредительными целями, соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности.

Доводы жалобы о том, что постановление по делу об административном правонарушении и акт проверки не содержат сведения о дате и месте совершения вменяемого правонарушения, были предметом рассмотрения суда предыдущей инстанции, им дана надлежащая правовая оценка.

Иные доводы жалобы не опровергают установленных по данному делу обстоятельств и не влекут отмену состоявшихся по делу постановления должностного лица и судебного решения.

С учетом изложенного жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст. ст. 30.3 - 30.9 КоАП РФ,

 

р е ш и л:

 

решение судьи Сенгилеевского районного суда Ульяновской области от 27 мая 2020 года оставить без изменения, жалобу общества с ограниченной ответственностью «Стекло» – без удовлетворения.

 

Судья                                                                                              Ю.М. Жаднов