Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Взыскание социальной выплаты на строительство жилья
Документ от 28.07.2020, опубликован на сайте 07.08.2020 под номером 89178, 2-я гражданская, о взыскании социальной выплаты на строительства жилья в сельской местности, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Мельникова О.В.                                                            Дело №33-2687/2020

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                    28 июля 2020 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Фёдоровой Л.Г.,

судей Герасимовой Е.Н., Парфеновой И.А.,

при секретаре Насыбулловой Э.Ф.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1-44/2020 по апелляционной жалобе Новикова Сергея Евгеньевича на решение Карсунского  районного суда Ульяновской области от 13 февраля 2020 года, по которому постановлено:    

исковые требования Министерства агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области к Новикову Сергею Евгеньевичу о взыскании социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности,  удовлетворить.

Взыскать с Новикова Сергея Евгеньевича в пользу Министерства агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области денежные средства, полученные в виде социальной выплаты на приобретение жилья в сельской местности в размере 604 800 (шестьсот четыре тысячи восемьсот) рублей, из них: в бюджет Российской Федерации – 238 896 (двести тридцать восемь тысяч восемьсот девяносто шесть) руб., в бюджет Ульяновской области – 361 584 (триста шестьдесят одну тысячу пятьсот восемьдесят четыре) руб., в бюджет муниципального образования «Карсунский район» Ульяновской области - 4320 (четыре тысячи триста двадцать) руб.

Взыскать с Новикова Сергея Евгеньевича в доход  местного бюджета государственную  пошлину  в размере 9248 (девять  тысяч  двести сорок  восемь) руб.

 

Заслушав доклад судьи Федоровой Л.Г., пояснения представителя ответчика Новикова С.Е. – Спицыной Е.М., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя истца Министерства агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области Манохиной Е.В., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Министерство агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области обратилось в суд с иском к Новикову С.Е. о взыскании денежных средств, полученных в виде социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в размере 604 800 рублей, из них в бюджет Российской Федерации в размере 238 896 рублей, в бюджет Ульяновской области в размере 361 584 рубля и в бюджет МО «Карсунский район» Ульяновской области в размере 4320 рублей.

Требования мотивированы тем, что 09.11.2012 Новиков С.Е. обратился в Администрацию МО «Карсунский район» Ульяновской области с заявлением о включении его в программу «Социальное развитие села до 2012 года», утверждённую постановлением Правительства    Российской Федерации от 03.12.2002 № 858, при этом обязался осуществить целевое использование полученных финансовых средств в сроки, предусмотренные указанной программой. 31.07.2014 в целях реализации мероприятий, предусмотренных указанной программой Новикову  С.Е. с численным составом семьи 3 человека выдано свидетельство № *** о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в размере 604 800 рублей, в том числе: средства федерального бюджета в размере 238 896 рублей, средства бюджета Ульяновской области в размере 361 584 рубля, средства местного бюджета 4320 рублей. Ответчик обязан был построить и оформить жилое помещение, расположенное по адресу,  указанному  в разрешении № *** в общую долевую собственность на всех членов семьи в июле 2016 года. Однако до настоящего времени денежные  средства, полученные  Новиковым  С.Е. в качестве социальной  выплаты не  сняты  с блокированного счета в ОАО «Россельхозбанк»,  документы, подтверждающие  регистрацию права собственности на указанный жилой дом в общую долевую собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве № *** от  31.07.2014 Новиковым С.Е. не представлены.  Согласно ответу ОАО «Россельхозбанк» от 02.07.2019 № *** произвести возврат денежных средств с блокированного счёта не представляется возможным, в связи с категорическим отказом Новикова С.Е. оформить заявление на перечисление денежных средств на возврат в областной бюджет Ульяновской области.

Исходя из изложенного, полученная от Министерства социальная выплата подлежит взысканию в пользу Министерства, как главного распорядителя бюджетных средств из областного, местного и федерального бюджетов.

Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе Новиков С.Е. не соглашается с решением суда, считает его необоснованным, просит отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

В обоснование жалобы указывает, что не был надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела, копии судебного решения не получал, о вступлении данного решения в законную силу узнал 26.03.2020 от судебного пристава-исполнителя. В связи с этим его права были нарушены, он не смог представить суду возражения на иск и высказать свою позицию по данному спору. Ссылаясь на нормы действующего законодательства, считает, что у суда отсутствовали основания для удовлетворения заявленных исковых требований.  Считает, что он не утратил оснований, дающих ему право на использование социальной выплаты на приобретение жилья в рамках федеральных целевых программ «Социальное развитие села до 2012 года», «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», поскольку он постоянно проживает в сельской местности, строительство дома в настоящее время продолжается, в связи с этим, полагает, что цели и задачи программ, направленные на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности соблюдены. Ссылаясь на позицию Конституционного Суда Российской Федерации, запрещающего формальный подход к данному вопросу, считает, что несоблюдение сроков предоставления документов, подтверждающих право собственности на вновь возведенный жилой дом, не является безусловным основанием к возврату полученной социальной выплаты на строительство жилья в сельской местности.

Дело рассмотрено в отсутствии ответчика Новикова С.Е., извещенного о месте и времени судебного разбирательства своевременно и надлежащим образом.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как  следует из материалов дела, 9 ноября  2012 года Новиков  С.Е. обратился в Администрацию МО «Карсунский район» Ульяновской области с заявлением о включении его в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 03.12.2002 года №858 (в редакции от 31.01.2009 №83), жилищные условия он планировал улучшить путем строительства индивидуального жилого дома в ***, состав семьи супруга Н*** Т.В., дочь Н*** А.С., *** года рождения (л.д.30).

Согласно акту от 20.11.2009 семья Н*** Т.В. (супруги  ответчика), признана нуждающейся в улучшении жилищных условий (л.д. 31).

Решением жилищной комиссии от 25.11.2009  Н*** Т.В. поставлена в очередь на улучшение жилищных условий составом семьи 2 человека  (л.д.31 оборот). 

31.07.2014 Новикову С.Е. с составом семьи 3 человека было выдано свидетельство о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности №***, в соответствии с которым он получил социальную выплату в размере 604 800 руб., в том числе - средства федерального бюджета – 238 896 руб., средства бюджета субъекта РФ – 361 584 руб., средства местного бюджета – 4320 руб. (л.д. 29).

Выпиской по  счету  Новикова  С.Е. № *** в  Ульяновском   АО «Россельхозбанк» подтверждается факт перечисления Новикову С.Е. денежных средств в указанных выше суммах.

Разрешение на строительство № *** от 20.10.2013 выдано Новикову С.Е. на строительство индивидуального жилого дома  по адресу: *** (л.д.39-40).

На момент получения Новиковым С.Е. свидетельства о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности    № *** действовала федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 № 598.

Срок действия свидетельства № 2231.07.2014 о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности Новикову  С.Е. до 31.07.2015.

Срок для оформления жилого помещения в общую собственность всех членов семьи Новикова  С.Е., указанных в свидетельстве о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности - 31.07.2016 года.

Поскольку документы, подтверждающие использование социальной выплаты на строительство жилого помещения согласно условиям Программы, ответчиком представлены не были, Министерство обратилось в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суд первой инстанции правильно определил фактические обстоятельства дела, закон, подлежащий применению, руководствуясь которым, пришел к верному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.

Вывод суда мотивирован, оснований не соглашаться с ним судебная коллегия не усматривает.

Постановлением Правительства Российской Федерации № 598 от 15 июля 2013 года была утверждена федеральная целевая программа (далее – ФЦП) «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года», которая действовала до 1 января 2018 года.

Реализация мероприятий названной ФЦП в настоящее время осуществляется в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13 декабря 2017 года № 1544.

Основными задачами ФЦП являлись: удовлетворение потребностей сельского населения, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в благоустроенном жилье; повышение уровня комплексного обустройства населенных пунктов, расположенных в сельской местности, объектами социальной и инженерной инфраструктуры.

Постановлением Правительства Российской Федерации № 598 от 15 июля 2013 года также было утверждено Типовое положение о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретения) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам (приложение № 4 к ФЦП), которым  установлен порядок предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, проживающим и работающим на селе либо изъявившим желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там (далее – Типовое положение).

В соответствии с п. 2 Типового положения социальные выплаты гражданам, молодым семьям и молодым специалистам предоставляются за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов.

Пунктом 4 Типового положения установлено, что право на получение социальной выплаты гражданин имеет при соблюдении в совокупности следующих условий:

а) постоянное проживание в сельской местности;

б) работа по трудовому договору или осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности (основное место работы) в сельской местности (в течение не менее одного года на дату подачи заявления о включении в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, по форме согласно приложению № 6 к федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 года № 598 «О федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года»);

в) наличие собственных и (или) заемных средств в размере не менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, определяемой в соответствии с пунктом 13 Типового положения, а также средств, необходимых для строительства (приобретения) жилья в случае, предусмотренном пунктом 18 Типового положения. Доля собственных и (или) заемных средств в процентах от расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, в том числе отдельно по гражданам и молодым семьям (молодым специалистам), устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. В случае если указанная доля установлена в размере менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, разница компенсируется за счет средств регионального (местного) бюджета субъекта Российской Федерации (муниципального образования). При отсутствии (недостаточности) собственных и (или) заемных средств гражданином могут быть использованы средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в порядке, установленном Правилами направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2007 года № 862 «О Правилах направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий»;

г) признание нуждающимся в улучшении жилищных условий. В целях названного Типового положения признание граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий осуществляется органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства по основаниям, установленным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации. Граждане, намеренно ухудшившие жилищные условия, могут быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий не ранее чем через 5 лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Согласно п. 8 Типового положения гражданин, которому предоставляется социальная выплата, вправе ее использовать на строительство жилого дома (создание объекта индивидуального жилищного строительства или пристроенного жилого помещения к имеющемуся жилому дому) в сельской местности, в том числе на завершение ранее начатого строительства жилого дома (п.п. «б»).

Как указано в п. 12 Типового положения, право граждан на получение социальной выплаты удостоверяется свидетельством, не являющимся ценной бумагой, по форме, предусмотренной приложением № 5 к Программе. Срок действия свидетельства составляет 1 год с даты выдачи, указанной в свидетельстве.

Выдача свидетельства получателю социальной выплаты осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Получатель социальной выплаты в срок, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, представляет свидетельство в кредитную организацию для заключения договора банковского счета и открытия банковского счета, предназначенного для зачисления социальной выплаты (п. 24 Типового положения).

Жилое помещение оформляется в общую собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве, в срок, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (п. 30 Типового положения).

Пунктами 2.1, 2.3 постановления Правительства Ульяновской области от 27 мая 2014 года № 196-П «О некоторых мерах по устойчивому развитию сельских территорий Ульяновской области» (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) предусматривалось, что доля собственных и (или) заемных средств граждан Российской Федерации, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, проживающих и работающих на селе либо изъявивших желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там, при использовании права на получение социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности должна составлять 30 процентов от расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья (п. 2.1); срок для оформления жилого помещения в общую собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности при получении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности, - не более 2 месяцев со дня окончания срока действия такого свидетельства (п. 2.3).

Установленный п. 2.3  постановления Правительства Ульяновской области от 27 мая 2014 года № 196-П (в редакции постановления Правительства Ульяновской области от 30 января 2018 года № 55-П) срок для оформления жилого помещения в общую собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности, при получении социальной выплаты на строительство жилья в сельской местности, увеличен и не может быть более 1 года со дня окончания срока действия такого свидетельства.

Материалами дела подтверждено и Новиковым С.Е. не оспорено, что социальная выплата, право ответчика на получение которой было удостоверено свидетельством от 31 июля 2014 года, в общей сумме 604 800 руб. предназначалась для строительства индивидуального жилого дома, что следует из заявления, с которым он обращался к Главе администрации МО «Карсунский район».

Пунктом 30 Типового положения установлено, что жилое помещение оформляется в общую собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве, в срок, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (абзац 1).

Орган исполнительной власти вправе истребовать в судебном порядке от получателя социальной выплаты средства в размере предоставленной социальной выплаты в случае несоблюдения срока, установленного для оформления жилого помещения в собственность (абзац 4).

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 14 января 2020 года № 2-П абзацы первый и четвертый пункта 30 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации, поскольку - по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования - они предполагают, что решение суда по иску органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации о взыскании с получателя социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности денежных средств в размере предоставленной социальной выплаты в случае, если ее получатель не осуществил регистрацию права собственности на жилое помещение в срок, определенный нормативным актом субъекта Российской Федерации, должно приниматься на основе установления и исследования всех имеющих значение для разрешения дела обстоятельств, в том числе причин пропуска данного срока, разумности и осмотрительности действий получателя социальной выплаты, соблюдения им условий ее использования, предусмотренных нормативными актами и договором о ее предоставлении.

Конституционно-правовой смысл абзацев первого и четвертого пункта 30 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, выявленный в Постановлении от 14 января 2020 года № 2-П, является общеобязательным, что исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.

Из материалов дела следует, что администрацией МО «Карсунский район» Ульяновской области Новикову С.Е. было выдано разрешение на строительство индивидуального 1-этажного жилого дома (площадь застройки жилого дома 110 кв.м, площадь земельного участка 1200 кв.м), расположенного по адресу: ***.

Между тем доказательств того, что ответчику принадлежит земельный участок по указанному в разрешении  на строительство адресу, материалы дела не содержат.

Представитель ответчика в суде апелляционной инстанции пояснила, что разрешение на строительство, выданное Новикову С.Е. по указанному адресу, не соответствует действительности, по адресу: *** проживают другие люди, в обоснование чего приобщила к материалам дела фотографию строения по ул. ***.

Заявленный представителем ответчика в суде апелляционной инстанции довод о том, что социальная выплата предоставлялась ответчику на участие в долевом строительстве,  не подтвержден надлежащими доказательствами, кроме того, в заявлении на включение в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий сам Новиков С.Е. указал, что жилищные условия планирует улучшить путем строительства индивидуального жилого дома (л.д.30).

Пункт 19 Типового положения предусматривал, что гражданин, имеющий право на получение социальной выплаты, должен был представить в орган местного самоуправления по месту постоянного жительства заявление с приложением документов, в том числе иных документов, предусматривающих разрешение на строительство жилья и подтверждающих стоимость жилья, планируемого к строительству (подпункт «е»).

Сведения о строительстве Новиковым С.Е. на средства социальной выплаты жилого дома и регистрации права общей долевой собственности на жилой дом в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют.

Установив, что жилое помещение на средства социальной выплаты Новиковым С.Е. не возводилось, суд первой инстанции, исходя из приведенных выше положений закона, пришел к верному выводу о том, что орган исполнительной власти вправе истребовать в судебном порядке от получателя социальной выплаты средства в размере предоставленной социальной выплаты.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда, поскольку он соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, и обстоятельствам дела.

Согласно ст. 309 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.

Судебная коллегия обращает внимание на то, что ответчик с условиями программы об улучшении жилищных условий лиц, проживающих в сельской местности, был ознакомлен, о чем свидетельствуют все его последующие действия: узнав о принятии программы, он обратился в надлежащие органы с заявлением, собрал все необходимые документы для участия в этой программе.

Исследованными судом доказательствами подтверждается, что на момент получения социальной выплаты ответчику не принадлежал на каком-либо праве земельный участок, на котором возможно строительство индивидуального жилого дома, разрешение  на строительство, имеющееся в материалах дела, с указанием в нем адреса земельного участка не соответствует действительности, возведение дома, для строительства которого ему была предоставлена социальная выплата ответчик не начинал, срок действия свидетельства о предоставлении социальной выплаты на строительство жилья и срок для оформления жилого помещения в общую собственность всех членов семьи Новикова  С.Е. истекли. При таких обстоятельствах заключение ответчиком  6 февраля 2019 года договора аренды земельного участка по адресу: ***, договора подряда от 17 декабря 2018 года на выполнение работ по изготовлению межевого плана, договора подряда  от 1 июля 2019 года на выполнение работ по строительству жилого дома (разрешение на строительство по указанному адресу в материалы дела не представлено) не свидетельствуют о незаконности решения суда и не являются основанием для отказа в удовлетворении заявленных исковых требований.

Доводы апелляционной жалобы о том, что в настоящее время ответчиком продолжается строительство жилого дома, опровергаются материалами дела.

Доводы апелляционной жалобы о ненадлежащем извещении Новикова С.Е. о дате, времени и месте судебного заседания суда первой инстанции, несостоятельны.

Как следует из материалов дела, суд предпринял надлежащие меры по извещению ответчика о дате, времени и месте судебного заседания.

По запросу судом были получены сведения о регистрации ответчика по адресу: *** с 19.11.2003 по настоящее время (л.д.73).

Судебные извещения направлялись по указанному выше адресу неоднократно, возвращены в суд за истечением срока хранения. 24 декабря 2019 года ответчику заказной корреспонденцией было направлено: копия искового заявления с копиями приложенных документов, копия определения суда о принятии искового заявления к производству суда и подготовке дела к судебному разбирательству (л.д. 70, 77). О дате рассмотрения дела на 5 февраля 2020 года в 9:00 час. ответчик извещался 13 января 2020 года также заказной корреспонденцией (л.д.80, 84), письмо возвращено за истечением срока хранения. Как следует из протокола судебного заседания от 5 февраля 2020 года, в связи с неявкой ответчика рассмотрение дела было отложено на 13 февраля 2020 года в 14:30 час. (л.д.89). 7 февраля 2020 года Новиков С.Е. был извещен о рассмотрении дела, письмо возвращено за истечением срока хранения (л.д.90, 107).

Судебной коллегией в Карсунском почтамте УФСП Ульяновской области была запрошена информация об отправке судебной корреспонденции, из ответа следует, что почтовые отправления в соответствии с ПОУПС возвращены отправителю по истечению срока хранения.

Согласно ч.1 ст. 35 ГПК РФ лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.

По правилам ст.113 ГПК РФ лица, участвующие в деле, а также свидетели, эксперты, специалисты, переводчики извещаются или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.

При этом, отсутствие надлежащего контроля за поступающей по его месту жительства корреспонденцией является риском самого гражданина, все неблагоприятные последствия такого бездействия несет сам ответчик.

Согласно ч.3 ст.167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.

Согласно абз.2 ч.1 ст.165.1 ГК РФ, сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

При указанных обстоятельствах суд обоснованно рассмотрел дело в отсутствие Новикова С.Е.

Оснований для применения последствий пропуска срока исковой давности к заявленным требованиям у суда не имелось, поскольку соответствующее ходатайство суду первой инстанции ответчиком не было заявлено. Суд апелляционной инстанции при рассмотрении апелляционной жалобы Новикова С.Е. не переходил к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции, в связи с чем, направленное в адрес судебной коллегии  заявление Новикова С.Е. о пропуске срока исковой давности правовых последствий не влечет.

Судом апелляционной инстанции рассмотрение дела было отложено, стороне ответчика предоставлена возможность представить доказательства в обоснование своих возражений относительно исковых требований Министерства агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области, однако, доказательств в виде разрешения на строительство, документов подтверждающих строительство (приобретение) жилья, иных бесспорных доказательств в подтверждение возражений ответчика не представлено.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом верно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

решение Карсунского  районного суда Ульяновской области от 13 февраля 2020 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Новикова Сергея Евгеньевича – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение  трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Карсунский районный суд Ульяновской области.

 

Председательствующий

 

Судьи