Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О возложении обязанности обеспечить двухразовым горячим питанием
Документ от 28.07.2020, опубликован на сайте 06.08.2020 под номером 89144, 2-я гражданская, об обеспечении горячим двухразовым питнием, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

Судья Алексеева Е.В.                                                              Дело № 33а-2600/2020

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                     28 июля 2020 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Полуэктовой С.К.,

судей Лифановой З.А.,  Смирновой Ю.В.,

при секретаре  Курановой Ю.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации города Ульяновска на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 12 марта 2020 года по делу № 2А-758/2020,  по которому постановлено:

 

исковые требования прокурора Ленинского района г. Ульяновска – удовлетворить частично.

Возложить на  администрацию  г. Ульяновска    обязанность   обеспечить  горячим двухразовым питанием либо денежной компенсацией  несовершеннолетних  с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в муниципальных бюджетных образовательных учреждениях, получающих образование  по основным  общеобразовательным программам на дому.

В иске к  Министерству образования и науки Ульяновской области – отказать.

 

Заслушав доклад судьи Лифановой З.А., пояснения представителей администрации г.Ульяновска – Абасева А.С., Мазановой О.С., представителя управления образования администрации г. Ульяновска – Бережковой Г.Н., поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения прокурора – Федечко Ф.И., представителя Правительства Ульяновской области и Министерства финансов Ульяновской области – Гордеевой О.Ю., полагавших- решение суда не подлежащим отмене, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

прокурор Ленинского района г. Ульяновска  обратился в суд с  административным иском к администрации г. Ульяновска, Министерству образования и науки Ульяновской области о возложении обязанности   обеспечить  горячим двухразовым питанием либо денежной компенсацией  несовершеннолетних  с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся  на дому.

Требования мотивированы тем, что прокуратурой района в 2019 году проведена проверка  соблюдения  законодательства об образовании, в ходе которой выявлены нарушения прав обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, а именно: в 15  муниципальных  общеобразовательных организациях Ленинского района г. Ульяновска дети с ограниченными возможностями здоровья  не  обеспечены двухразовым  горячим питанием. Также не предусмотрена компенсация за питание для обучающихся на дому.

Прокурор просил обязать администрацию г. Ульяновска, Министерство  образования и науки Ульяновской области обеспечить  горячим двухразовым питанием несовершеннолетних  обучающихся  с ограниченными возможностями здоровья муниципальных  общеобразовательных организаций, а также  компенсацией лиц, указанной категории, находящихся на  обучении на дому.

К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Управление образования администрации г. Ульяновска, Правительство Ульяновской области, Министерство финансов Ульяновской области, Министерство  семейной, демографической  политики и социального благополучия Ульяновской области.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе администрация города Ульяновска просит решение суда отменить, как вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права.

В обосновании жалобы указывает, что обеспечение питанием обучающихся является мерой социальной поддержки, что не входит в компетенцию органов местного самоуправления городского округа. Полагает, что размеры компенсации родителям (законным представителям) детей, обучающихся на дому, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Вывод суда о том, что обеспечение двухразовым питанием обучающихся с ограниченными возможностями здоровья является расходным обязательством учредителя общеобразовательной организации, противоречит нормам федерального законодательства. Полагает, что к обязанностям образовательной организации относится лишь создание условий для организации питания, а финансовое обеспечение горячим двухразовым питанием обучающихся с ограниченными возможностями здоровья относится к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

Указывает, что спор подлежал рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства.

Кроме того, полагает, что у прокурора отсутствовало право на обращение в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц, поскольку имелась возможность определить точное количество несовершеннолетних с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждениях.

В судебное заседание апелляционной инстанции не явились представители Министерства образования и науки Ульяновской области, Министерства  семейной, демографической  политики и социального благополучия Ульяновской области, извещены надлежащим образом о рассмотрении дела, в связи с чем судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.

Согласно ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения.

Как следует из ст. 17 указанного Федерального закона  образование в РФ  может быть получено  в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (в очной, очно-заочной или заочной форме);  вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования).

Пунктами 1 и 2 ч. 2 ст. 34 Федерального закона №273-ФЗ   предусмотрено, что обучающимся предоставляются меры социальной поддержки: полное государственное обеспечение, в том числе обеспечение одеждой, обувью, жестким и мягким инвентарем, обеспечение питанием в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 15 ч. 3. ст. 28 Федерального закона №273-ФЗ   к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся.  Охрана здоровья обучающихся включает в себя организацию питания обучающихся (п. 2 ч. 1 ст. 41).

Обеспечение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья бесплатным двухразовым питанием предусмотрено ч. 7 ст. 79 данного Федерального закона.

Статьей 37 Федерального закона «Об образовании в РФ» регламентировано, что организация питания обучающихся возлагается на организации, осуществляющие образовательную деятельность, а обеспечение питанием обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется в случаях и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации, обучающихся за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов - органами местного самоуправления.

Разрешая спор и удовлетворяя административный иск прокурора, суд первой инстанции исходил из того, что в 15  муниципальных  общеобразовательных организациях г. Ульяновска дети с ограниченными возможностями здоровья  не  обеспечены двухразовым  горячим питанием, а также не предусмотрена компенсация  за питание для обучающихся на дому. При этом порядок обеспечения питанием обучающихся в общеобразовательных учреждениях г. Ульяновска, реализующих адаптированные общеобразовательные программы, как на уровне субъекта РФ, так и на уровне муниципального образования, не установлен.

Проанализировав нормы действующего законодательства, регулирующего рассматриваемые правоотношения, дав оценку установленным по делу обстоятельствам, районный суд пришел к правильному выводу о том, что возложение обязанности по обеспечению питанием обучающихся ставится в зависимость от того, за счет бюджетных ассигнований какого из бюджетов – субъекта  РФ или муниципального  образования – осуществляется финансирование организации, осуществляющей образовательную деятельность.

С данными выводами районного суда судебная коллегия соглашается.

Как верно указано судом, несмотря на то, что на дату рассмотрения дела судом администрацией  г. Ульяновска  не был установлен порядок обеспечения питанием обучающихся в общеобразовательных учреждениях г. Ульяновска, указанное  обстоятельство не может служить основанием для освобождения  администрации г. Ульяновска от  обязанности реализовать предоставленные ч.ч.1, 4 ст. 37 Федерального закона «Об образовании в РФ» полномочия.

Доводы апелляционной жалобы о том, что обеспечение питанием обучающихся является мерой социальной поддержки и  является расходным обязательством субъекта РФ, являются несостоятельными, поскольку основаны на неверном толковании закона.

Обеспечение несовершеннолетних с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в муниципальных бюджетных образовательных учреждениях, получающих образование  по основным  общеобразовательным программам на дому не является мерой социальной поддержки для детей-инвалидов, поскольку лица с ограниченными возможностями здоровья и лица, признанные инвалидами, относятся к разным категориям, не являются тождественными, что, соответственно, предопределяет различия в порядке предоставления мер социальной поддержки в виде обеспечения питанием.

Вопреки доводам жалобы вид судопроизводства – административное – выбран судом правильно, права лиц, участвующих в деле не нарушает.

Согласно ст.1 КАС РФ настоящий Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями (далее также - суды) административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.

Настоящий спор связан с публичными полномочиями администрации г.Ульяновска, как исполнительного органа местного самоуправления, поскольку фактически предполагает в рамках исполнения решения суда действия по принятию в пределах своей компетенции  нормативно-правового акта – Порядка обеспечения питанием несовершеннолетних  с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в муниципальных бюджетных образовательных учреждениях, получающих образование  по основным  общеобразовательным программам на дому.

Довод заявителя о том, что у прокурора отсутствовало право на обращение в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц, поскольку имелась возможность определить точное количество несовершеннолетних с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждениях, является несостоятельным, поскольку количество обучающихся спорной категории может изменяться, как и их родителей, в связи с чем точно определить круг лиц, в чьих интересах прокурором заявлены требования, не представляется возможным.

В целом, все доводы, изложенные в апелляционной жалобе, были предметом рассмотрения суда первой инстанции, и в решении им дана надлежащая правовая оценка, с которой судебная коллегия соглашается.

Учитывая, что решение суда соответствует положениям действующего законодательства, оснований для его отмены не имеется.

Кроме того, судебная коллегия учитывает, что после вынесения судом оспариваемого решения  администрацией г. Ульяновска принято Постановление от 16.07.2020 № 1093 «Об утверждении Порядка предоставления компенсации на обеспечение питанием обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, осваивающих адаптированные основные общеобразовательные программы в муниципальных общеобразовательных организациях муниципального образования «Город Ульяновск», предусматривающее его реализацию за счет средств бюджета МО «город Ульяновск».

Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 12 марта 2020 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации города Ульяновска – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий

 

Судьи: