Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Об оспаривании уведовления Министерства строительтства
Документ от 28.07.2020, опубликован на сайте 07.08.2020 под номером 89141, 2-я гражданская, о признании незаконным решения государственного органа, решение (осн. требов.) отменено полностью с направлением дела на новое рассмотрение

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

Судья Зобова Л.В.                                                                   Дело № 33а-2632/2020

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                    28 июля 2020 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Полуэктовой С.К.,

судей Лифановой З.А., Васильевой Е.В.,

при секретаре Воронковой И.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области на решение Железнодорожного районного суда г. Ульяновска от 16 января 2020 года по делу №2а-210/2020, по которому постановлено:

административное исковые требования Жигулева Кирилла Андреевича  удовлетворить.

Признать уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке № 135 от 05.11.2019  незаконным.

Обязать Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области повторно рассмотреть  уведомление о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства, направленное Жигулевым Кириллом Андреевичем 25 октября 2019 года  и зарегистрированное Министерством строительства и архитектуры Ульяновской области 26 октября 2019 года № 11732.

 

Заслушав доклад судьи Лифановой З.А., судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

Жигулев К.А. обратился в суд с административным иском к Министерству строительства и архитектуры Ульяновской области о признании незаконным уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекте индивидуального жилищного строительства параметров строительства.

Требования мотивированы тем, что ему (Жигулеву К.А.) на праве аренды принадлежит земельный участок с кадастровым номером ***, площадью 900 кв.м, расположенный по адресу: ***. В целях оформления документов для строительства индивидуального одноквартирного жилого дома им в Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области было подано уведомление о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства 26.10.2019 №11732. В ответ он получил  Уведомление от 05.12.2019 № 135 о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве объекта индивидуального жилищного строительства параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке. Из указанного уведомления следует, что Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области уведомило истца о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке по причине  отсутствия согласования с центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

Просил суд признать указанное Уведомление незаконным и обязать ответчика рассмотреть его (Жигулева К.А.) уведомление о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства от 26.10.2019 № 11732, без учета основания, изложенного в уведомлении от 05.11.2019 № 135, направленном Жигулеву К.А. Министерством строительства и архитектуры Ульяновской области.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить.

Считает, что при принятии оспариваемого решения судом были неверно применены нормы законодательства и градостроительной деятельности, водного законодательства, поясняя, что участок, находящийся в аренде у истца, находится в границах пояса санитарной охраны Архангельского грунтового воднадзора, строительство жилья на данной территории запрещено.

Обращает внимание на то, что при получении заключения при формировании и предоставлении земельного участка в аренду или на торги, с целью дальнейшего строительства, необходимо совершить дополнительную процедуру.

В заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц согласно ст.150, ст.306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Правильное и своевременное рассмотрение и разрешение административных дел являются задачами административного судопроизводства (ст. 3 КАС РФ).

Федеральный законодатель в ч. 1 ст. 178 КАС РФ, определяя круг вопросов, разрешаемых при принятии решения суда, установил обязанность принятия решения исключительно по заявленным административным истцом требованиям, предоставляя право выйти за пределы заявленных требований только в случаях, предусмотренных названным кодексом.

Согласно ч. 1 ст. 176 КАС РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.  Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.

Приведенные выше положения ч. 1 ст. 176 и ч. 1 ст. 178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являются процессуальными гарантиями реализации права на судебную защиту и не допускают произвольного изложения в судебном решении заявленных требований и изменения судом предмета судебного разбирательства.

Согласно ч.1 ст. 221 КАС РФ состав лиц, участвующих в деле об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, определяется в соответствии с правилами главы 4 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных ч. 2 настоящей статьи.

В силу ч. 2 ст. 37 КАС РФ лицами, участвующими в деле, являются, в том числе, заинтересованные лица.

Под заинтересованным лицом в соответствии с ч. 1 ст. 47 КАС РФ понимается лицо, права и обязанности которого могут быть затронуты при разрешении административного дела, если судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон; заинтересованные лица могут быть привлечены к участию в административном деле и по инициативе суда, о чем судом выносится определение.

В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 135 КАС РФ при подготовке административного дела к судебному разбирательству суд разрешает вопрос о вступлении в административное дело других административных истцов, административных ответчиков и заинтересованных лиц.

При этом пункт 7 статьи 6 КАС РФ предусматривает в качестве одного из принципов административного судопроизводства состязательность и равноправие сторон при активной роли суда.

Из материалов дела следует, что мотивом направления административному истцу оспариваемого уведомления явилось несоблюдение (по мнению административного ответчика) п. 3.2.2.2. СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», согласно которому на участках, расположенных в границах 2-го и 3-го поясов зоны санитарной охраны, новое строительство, связанное с нарушением почвенного покрова, производится при обязательном согласовании с центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

Организация федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора регламентирована ст.46 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

В п. 1 ст. 39 указанного Федерального закона закреплено, что на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Таким федеральным органом исполнительной власти, исходя из п. 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 322, и подпункта «а» п. 3 Положения о федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2013 № 476, является Роспотребнадзор, возглавляемый руководителем - Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации.

Несмотря на это, районным судом при рассмотрении административного иска  Жигулева К.А. Управление Роспотребнадзора по Ульяновской области (территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека), не было привлечено к участию в деле в качестве заинтересованного лица.

На основании п.3 ст.309 КАС РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить решение суда и направить административное дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в случае, если судом был разрешен вопрос о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.

Учитывая изложенное, решение суда по настоящему делу не может быть признано законным и обоснованным, допущенное судом первой инстанции нарушение процессуального закона судебная коллегия признает существенным, что является безусловным основанием для отмены решения и направления административного дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении дела суду следует правильно определить круг лиц, участвующих в деле, привлечь их к участию в деле в соответствии с требованиями процессуального законодательства, правильно определить обстоятельства, имеющие значение для дела, дать оценку представленным доказательствам  и разрешить административное дело в соответствии с требованиями закона.

Кроме того, при новом рассмотрении суду следует учесть, что              Жигулевым К.А. в административном иске, согласно его содержанию,  было заявлено два исковых требования:

признать уведомление Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области от 05.11.2019 № 135 незаконным;

обязать ответчика рассмотреть его (Жигулева К.А.) уведомление о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства от 26.10.2019 № 11732, без учета основания, изложенного в уведомлении от 05.11.2019 № 135.

Указанные требования, согласно протоколу судебного заседания от 26.12.2019, были в полном объеме поддержаны в судебном заседании представителем административного истца  Хасяновым Р.Р.

Между тем суд, разрешая административный иск Жигулева К.А., признал уведомление Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области № 135 от 05.11.2019  незаконным и обязал Министерство повторно рассмотреть  уведомление о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства, направленное Жигулевым Кириллом Андреевичем 25.10.2019, фактически не разрешив требование административного истца об обязании рассмотреть его уведомление без учета основания, изложенного в уведомлении от 05.11.2019 № 135. При этом суд указал, что удовлетворил административный иск в полном объеме.

Согласно п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должно содержаться, в частности, указание на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца, в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению.

Принятое судом решение о возложении на Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области обязанности повторно рассмотреть  уведомление о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства, направленное Жигулевым Кириллом Андреевичем 25.10.2019, не исключает возможности принятия административным ответчиком решения, аналогичного оспариваемому.

Таким образом, в случае если при новом рассмотрении суд первой инстанции придет к выводу об удовлетворении административного иска, то резолютивная часть принятого судом решения должна строго соответствовать требованиям  ч. 3 ст. 227 КАС РФ.

 

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.309-310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

решение Железнодорожного районного суда г. Ульяновска от 16 января  2020 года отменить, направить административное дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                   

 

Судьи: