Печать
Закрыть окно
Судебный акт
По делу по ч.1 ст.5.27 КоАП РФ
Документ от 09.07.2020, опубликован на сайте 30.07.2020 под номером 89085, Админ. 2 пересмотр, КоАП: ст. 5.27 ч.1, Вынесено решение по существу

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Бессчётнова Е.Б.                                                       Дело № 7-297/2020

 

Р Е Ш Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                          09 июля 2020 года

 

Судья Ульяновского областного суда Логинов Д.А.,

при секретаре Туктаровой Н.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе защитника директора по персоналу общества с ограниченной ответственностью «Ульяновский автомобильный завод» Скрыпникова Евгения Витальевича – Береснева Евгения Анатольевича на решение судьи Засвияжского районного суда г.Ульяновска от 20 мая 2020 года,

 

установил:

 

постановлением главного государственного инспектора ГИТ в Ульяновской области от 04.02.2020 директору по персоналу общества с ограниченной ответственностью «Ульяновский автомобильный завод» (далее – ООО «УАЗ») Скрыпникову Е.В. назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей по ч.1 ст.5.27 КоАП РФ.

Решением судьи Засвияжского районного суда г.Ульяновска от 20.05.2020 указанное постановление оставлено без изменения.

В жалобе, направленной в Ульяновский областной суд, защитник директора по персоналу ООО «УАЗ» Скрыпникова Е.В. – Береснев Е.А. не соглашается с вынесенным решением суда, полагает его подлежащим отмене.  

В обоснование жалобы указывает на отсутствие нарушений трудового законодательства, уведомлении профкома о принятом решении письмом от 23.07.2019. Суд без ссылки на конкретные нормы посчитал пресекательным срок 01.11.2019, установленный приказом №84 для реализации мероприятий по приведению фактической численности в соответствие с предельной штатной численностью, несмотря на то, что запланированная протоколом от 22.07.2019 численность персонала к этому сроку достигнута не была и реализация мероприятий продолжалась. Издавая приказ №161 от 07.11.2019, работодатель не принимал нового решения о сокращении персонала, о котором нужно было сообщить выборному органу первичной профсоюзной организации, а продолжал выполнять ранее принятое решение. Ссылается на правовую позицию Конституционного Суда РФ при разрешении данного вопроса.    

Подробно позиция защитника директора по персоналу ООО «УАЗ» Скрыпникова Е.В. – Береснева Е.А. изложена в жалобе и поддержана в судебном заседании защитником Анохиной О.Г.

Изучив доводы жалобы и материалы дела в соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ в полном объеме, прихожу к следующему.

Частью 1 ст.5.27 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 3, 4 и 6 настоящей статьи и статьей 5.27.1 настоящего Кодекса.

Как следует из материалов дела, в вину директору по персоналу ООО «УАЗ» Скрыпникову Е.В. было вменено то, что в нарушение ст.82 ТК РФ работодатель в письменной форме не сообщил выборному органу первичной профсоюзной организации о принятии 07.11.2019 решения о сокращении численности или штата работников организации и возможном расторжении трудовых договоров с работниками за два месяца до начала проведения соответствующих мероприятий, при обстоятельствах, подробно изложенных в постановлении.

Рассмотрев жалобу на указанное постановление, судья районного суда сделал вывод о виновности директора по персоналу ООО «УАЗ» Скрыпникова Е.В. в совершении вмененного нарушения.

При этом в решении судья указал, что приказ №84 от 23.07.2019 в достаточной степени не отвечает требованиям о сокращении численности или штата работников организации и возможном расторжении трудовых договоров с работниками в соответствии с п.2 ч.1 ст.81 ТК РФ, поскольку не содержит конкретных мероприятий по  проведению процедуры сокращения численности или штата работников, не определен круг должностей подлежащих сокращению и т.д. При этом данный приказ содержит  прямое указание о реализации мероприятия по  приведению фактической численности подчиненных подразделений в соответствие с предельной штатной численностью в срок до 01.11.2019.

Вместе с тем, приказ №161 от 07.11.2019 содержит конкретные мероприятия, направленные на сокращение численности персонала ООО «УАЗ», в связи с чем он соответствует требованиям о сокращении численности или штата работников организации и возможном расторжении трудовых договоров с работниками в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 81 ТК РФ. Однако он вынесен за рамками срока, установленного приказом № 84  от 23.07.2019 которым  пунктом 2.3 установлен срок по реализацию мероприятий по приведению  фактической численности подчиненных подразделений в соответствие с предельной штатной численностью, а именно до 01.11.2019, при этом сделан вывод о том, что данный срок является пресекательным. 

Вместе с тем, при вынесении решения судьей не было учтено следующее.

Из ст.82 ТК РФ следует, что при принятии решения о сокращении численности или штата работников организации и возможном расторжении трудовых договоров с работниками в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 81 настоящего Кодекса работодатель обязан в письменной форме сообщить об этом выборному органу первичной профсоюзной организации не позднее чем за два месяца до начала проведения соответствующих мероприятий, а в случае, если решение о сокращении численности или штата работников может привести к массовому увольнению работников - не позднее чем за три месяца до начала проведения соответствующих мероприятий. Критерии массового увольнения определяются в отраслевых и (или) территориальных соглашениях.

Как следует из абз.3 п.3 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 15.01.2008 N 201-О-П, мероприятия по сокращению численности или штата работников включают в себя издание распорядительного акта работодателя о начале сокращения численности или штата и начало предупреждения работников о предстоящем увольнении. При этом именно в распорядительном акте работодателя указывается, какие именно штатные единицы подлежат сокращению, поскольку только при наличии такой информации можно реализовать гарантии, предусмотренные ч.3 ст.81, ст.179 ТК РФ.

Возможность внесения изменений в численность либо штат работников, при неукоснительном соблюдении гарантий их прав, предусмотрена нормами трудового законодательства, в соответствии с которыми работодатель вправе расторгнуть трудовой договор в связи сокращением численности или штата работников организации, с предупреждением таких работников о предстоящем увольнении персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения (ст.ст.81, 180 ТК РФ).

Реализуя данное право 23.07.2019 ООО «УАЗ» приняло решение о проведении мероприятий по приведению фактической численности  подчиненных подразделений в соответствие с предельной штатной численностью в срок до 01.11.2019, издав Приказ № 84 «Об установлении предельной штатной численности».

Вместе с тем, проведение данных мероприятий к установленному сроку завершено не было. Однако данное обстоятельство не свидетельствует о том, что 01.11.2019 является пресекательной датой, свидетельствующей о завершении обществом мероприятий, предусмотренных приказом № 84, за рамками которой недопустимо проведение каких-либо оргштатных мероприятий, направленных на реализацию решений, установленных данным приказом.

В связи с этим, с учетом правовой позиции, содержащейся в вышеприведенном Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 15.01.2008 N 201-О-П, обществом обоснованно 07.11.2019 издан приказ №161,  являющийся  распорядительным актом работодателя, в котором указывались конкретные штатные единицы, подлежащие сокращению.

Поэтому учитывая, что 23.07.2019 о принятом обществом решении о сокращении численности работников и возможном расторжении трудовых договоров с работниками письмом № 280/25 ООО «УАЗ» уведомило председателя профсоюзного комитета ОАО «УАЗ» Б*** В.И., какого-либо дополнительного уведомления профсоюзного органа не требовалось.

В силу положений ч.1 и 4 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

С учетом изложенного, постановление должностного лица и решение судьи районного суда, принятые в отношении директора по персоналу ООО «УАЗ» Скрыпникова Е.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 5.27 КоАП РФ, законными признаны быть не могут и подлежат отмене, а производство по настоящему делу об административном правонарушении - прекращению на основании п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.1 - 30.9 КоАП РФ, судья

 

решил:

 

постановление главного государственного инспектора ГИТ в Ульяновской области от 04 февраля 2020 года и решение судьи Засвияжского районного суда г.Ульяновска от 20 мая 2020 года отменить, производство по делу об административном правонарушении по ч.1 ст.5.27 КоАП РФ в отношении директора по персоналу общества с ограниченной ответственностью «Ульяновский автомобильный завод» Скрыпникова Евгения Витальевича прекратить.

 

Судья                                                                                              Д.А. Логинов