Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О возмещении расходов за проведение повторных выборов
Документ от 21.07.2020, опубликован на сайте 05.08.2020 под номером 89066, 2-я гражданская, о возмещении расходов, связанных с проведением повторных выборов, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

Судья Чернова Н.В.                                                                   Дело № 33-2550/2020

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                  21 июля 2020 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Полуэктовой С.К.,

судей Лифановой З.А., Васильевой Е.В.,

при секретаре Голышевой К.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Иванова Андрея Владимировича  на решение Железнодорожного  районного суда г.Ульяновска от 16 марта 2020 года, с учетом определения того же суда об исправлении описки от 18 мая 2020 года, по делу № 2-444/2020, по которому постановлено:

исковые требования территориальной избирательной комиссии муниципального образования «Ульяновский район» удовлетворить.

Взыскать с Иванова Андрея Владимировича в пользу территориальной избирательной комиссии муниципального образования «Ульяновский район» расходы, связанные с проведением повторных выборов депутата Совета депутатов муниципального образования «Ишеевское городское поселение» Ульяновского района Ульяновской области четвертого созыва по Ишеевскому пятимандатному избирательному округу № 1, в размере 170 544 руб. 79 коп.

Взыскать с Иванова Андрея Владимировича в доход муниципального образования «город Ульяновск» государственную пошлину в размере                       4610 руб. 90 коп.

 

Заслушав доклад судьи Лифановой З.А., пояснения ТИК МО «Ульяновский район», ИК Ульяновской области - Гусева И.В., полагавшего решение суда не подлежащим отмене, судебная коллегия,

 

установила:

Территориальная избирательная комиссия муниципального образования «Ульяновский район» (далее – ТИК МО «Ульяновский район») обратилась в суд с исковым заявлением к Иванову А.В. о взыскании расходов, связанных с проведением повторных выборов депутатов.

Требования мотивированы тем, что 21.07.2018 в ТИК МО «Ульяновский район» поступили письменные заявления ответчика о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата представительного органа муниципального образования.

31.07.2018  Иванов А.В. был зарегистрирован в качестве кандидата в  депутаты Совета депутатов муниципального образования «Ишеевское городское поселение» четвертого созыва по Ишеевскому пятимандатному избирательному округу № 1.

В заявлении о согласии баллотироваться ответчиком было указано о наличии у него статуса депутата Городской Думы МО «город Новоульяновск» Ульяновкой области. Данный статус был впоследствии утрачен 04.10.2018.

По результатам выборов, прошедших 09.09.2018, Иванов А.В. избран депутатом Совета депутатов указанного муниципального образования, о чем ответчику было направлено соответствующее извещение с разъяснением порядка выполнения возложенной на него законодательством обязанности.

Впоследствии от ответчика 12.09.2018 в ТИК МО «Ульяновский район» поступило письменное заявление об отказе от получения мандата депутата Советов депутатов муниципального образования «Ишеевское городское поселение» четвертого созыва.

Данное заявление не содержало сведений о наличии предусмотренных законодательством вынуждающих обстоятельств, препятствующих сложению полномочий, несовместимых со статусом депутата представительного органа муниципального образования. Кроме того, вместе с указанным заявлением ответчиком не были представлены документы об освобождении его от обязанностей, несовместимых со статусом депутата, либо копии документов, удостоверяющих подачу заявления об освобождении от таких обязанностей.

В этой связи территориальная избирательная комиссия отменила решение о признании ответчика избранным депутатом Совета депутатов муниципального образования «Ишеевское городское поселение» четвертого созыва по Ишеевскому пятимандатному избирательному округу № 1. Данное постановление не обжаловалось.

19.06.2019 ТИК МО «Ульяновский район» принято постановление                     о назначении повторных и дополнительных выборов депутатов представительных органов муниципальных образований на территории  муниципального образования «Ульяновский район»  08.09.2019.

Проведенные 08.09.2019 выборы признаны состоявшимися и действительными. Расходы, связанные с проведением данных выборов, составили 341 089,58 рублей.

Поскольку при проведении данных выборов распределению подлежали 2 депутат­ских мандата: 1 мандат - при проведении дополнительных выборов, назначение которых обусловлено наличием установленной законодательством обязанности; 1 мандат - при проведении повторных выборов, назначение которых обусловлено действиями ответчика, то истец просил взыскать с ответчика 1/2 часть от общих расходов на проведение совмещенных вы­боров, что составляет 170 544 ,79 рублей.

В связи с тем, что причиной проведения повторных выборов и возникновения бюджетных расходов муниципальных образований явились письменное заявление ответчика об отказе от получения депутатского мандата и не представление им в территориальную избирательную комиссию предусмотренных законом документов, истец просил взыскать с ответчика указанные расходы.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Иванов А.В. не соглашается с решением суда, просит его отменить как незаконное и необоснованное.

В обоснование доводов жалобы указывает, что запрета или ограничения на участие в выборах депутатов одновременно по нескольким избирательным округам федеральный закон не содержит, также как и ограничения на участие гражданина в различных выборах, в том числе проводимых на одной территории. Будучи избранным в Советы депутатов сразу в несколько муниципальных образований, ему пришлось досрочно сложить с себя полномочия депутата по нескольким из них, что является вынуждающим обстоятельством. Пятидневный срок  для отказа от мандата был им соблюден. Ссылаясь на ч.3 ст.40 Федерального закона № 131-ФЗ, полагает, что полномочия депутата возникают со дня его избрания и его отказ от мандата является сложением полномочий уже избранного депутата, что означает, что ему не требуется какого-либо обоснования об отказе.

Полагает, что поскольку он отказался от мандатов до истечения 5 дней после избрания, после его отказа состав избранных депутатов оставался правомочным, то оснований для назначения как повторных, так и дополнительных выборов не имелось. Суд не дал этому оценки.

Не соглашается с выводом суда о том, что отсутствие запретов на одновременное выдвижение гражданина в выборные органы разных муниципальных образований, а также на его отказ от получения депутатского мандата, не является основанием для его освобождения от возмещения бюджетных расходов на проведение повторных выборов.

Не соглашается с выводом суда о том, что перечень вынужденных обстоятельств, предусмотренный ст.94 Закона Ульяновской области «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Ульяновской области», является исчерпывающим, при том, что отказ ответчика от получения иных депутатских мандатов к вынужденным обстоятельствам не отнесен. Полагает, что региональный законодатель не имел права формировать закрытый перечень обстоятельств, при которых возмещение затрат на выборы не производится. Считает неправильным вывод суда о том, что он не являлся депутатом до получения депутатского удостоверения, а являлся избранным кандидатом в депутаты, а депутатом мог стать только после предоставления документа об освобождении от обязанностей, не совместимых со статусом депутата, поэтому права на отставку по собственному желанию не имел. Полагает, что у него, как у избранного депутата, имелось законное право о досрочном сложении полномочий депутата. Считает, что суд не принял во внимание федеральное законодательство о выборах, а основывал свои выводы только на региональном законодательстве, прим этом вольно толковал пробелы в законодательстве. Также суд не принял во внимание Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.1995 № 8.      

В возражениях на апелляционную жалобу ТИК МО «Ульяновский район», Избирательная комиссия Ульяновской области просят решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Иванов А.В. в заседание суда апелляционной инстанции  не явился, извещен надлежащим образом.

Судебная коллегия на основании статей 167, 327 ГПК РФ  полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица, надлежащим образом извещенного о месте и времени рассмотрения дела судом второй инстанции.

В соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы,  возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

Законодательство Российской Федерации о выборах составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 12.06.2002                    № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ), иные федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах, принимаемые в Российской Федерации (п. 1 ст. 11 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ).

Подпунктом «в» п. 2 ст. 5 Федерального закона от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» предусмотрено, что законом субъекта Российской Федерации в пределах полномочий, определенных федеральным законом, устанавливается порядок проведения выборов в органы местного самоуправления на территории субъекта Российской Федерации.

Во исполнение указанных положений Законодательным Собранием Ульяновской области принят Закон Ульяновской области от 01.08.2007               №109-ЗО «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Ульяновской области» (далее – Закон Ульяновской области от 01.08.2007 № 109-ЗО).

Пунктом 3 ст. 3 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ закреплено, что участие гражданина Российской Федерации в выборах и референдуме является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах и референдуме либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению.

Пассивное избирательное право - право граждан Российской Федерации быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления (пп. 27 ч. 1 ст. 2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», подразумевает наличие волеизъявления гражданина на избрание его в органы государственной власти или органы местного самоуправления.

Статьей 33 Федерального закона № 67-ФЗ установлены условия выдвижения кандидатов, в том числе определен перечень сведений, которые должны содержаться в заявлении кандидата о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу, которое включает и обязательство в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности.

Гражданин, пожелавший реализовать свое конституционное право быть избранным в органы местного самоуправления, добровольно принимает ограничения, с которыми связан приобретаемый им статус выборного лица, в том числе запрет на одновременное исполнение полномочий депутатов представительных органов разных муниципальных образований.

Согласно п. 6 ст. 70 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ соответствующая избирательная комиссия после определения результатов выборов извещает об этом зарегистрированного кандидата, избранного депутатом, после чего он обязан в пятидневный срок представить в избирательную комиссию копию приказа (иного документа) об освобождении его от обязанностей, несовместимых со статусом депутата, либо копии документов, удостоверяющих подачу в установленный срок заявления об освобождении от указанных обязанностей.

В случае, если зарегистрированный кандидат, избранный депутатом по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, не выполнит приведенное требование закона, соответствующая избирательная комиссия отменяет свое решение о признании такого кандидата избранным, что может повлечь назначение повторных выборов (п. 6.1 ст. 70, п.5 ст. 71 Федерального закона № 67-ФЗ).

Согласно п. 7 ст. 70 Федерального закона № 67-ФЗ законом может быть предусмотрено, что, если кандидат без вынуждающих к тому обстоятельств не сложил с себя полномочия, несовместимые со статусом депутата, выборного должностного лица, в результате чего назначены повторные выборы, этот кандидат должен полностью или частично возместить соответствующей избирательной комиссии произведенные ею расходы, связанные с проведением повторных выборов. Соответствующий закон должен также содержать перечень обстоятельств, при которых указанное возмещение не производится.

Согласно ст.94 Закона Ульяновской области №109-ЗО избирательная комиссия муниципального образования после определения результатов выборов незамедлительно извещает об этом зарегистрированных кандидатов, избранных депутатами представительного органа муниципального образования, после чего они обязаны в 5-дневный срок представить в эту избирательную комиссию копию приказа (иного документа) об освобождении их от обязанностей, несовместимых со статусом депутата представительного органа муниципального образования, либо копии документов, удостоверяющих подачу в указанный срок заявления об освобождении от таких обязанностей.

В случае если зарегистрированный кандидат, избранный депутатом представительного органа муниципального образования по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, не выполнит требование, предусмотренное п. 6 ст. 70 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и ч. 1 настоящей статьи, окружная избирательная комиссия отменяет свое решение о признании такого кандидата избранным (ч.2).

Если кандидат без вынуждающих к тому обстоятельств не сложил с себя полномочия, не совместимые со статусом депутата представительного органа муниципального образования, в результате чего назначены повторные выборы, этот кандидат должен полностью возместить избирательной комиссии муниципального образования произведенные ею расходы, связанные с проведением повторных выборов (ч.3).

То есть, обладание мандатом кандидата в депутаты на соответствующих выборах в органы местного самоуправления не может рассматриваться как личная привилегия гражданина, приобретшего соответствующий публично-правовой статус. Оно подразумевает необходимость ответственного отношения как к вступлению в соответствующую должность, так и к исполнению депутатских полномочий. Особый публично-правовой статус кандидата в депутаты определяется природой представительного органа. В связи с чем, соблюдение требований в отношении приобретения депутатского статуса и осуществления депутатских полномочий является необходимой предпосылкой и условием реализации возложенных на представительные органы местного самоуправления функций народного представительства.

Кандидат, признанный по итогам голосования избранным депутатом представительного органа местного самоуправления, реализовав свое пассивное избирательное право на замещение (получение) депутатского мандата, не может считаться свободным от принятых на себя добровольно обязательств, связанных со статусом кандидата.

Удовлетворяя исковые требования  ТИК МО «Ульяновский район», суд первой инстанции исходил из того, Иванов А.В., будучи зарегистрированным в качестве кандидата в Совета депутатов муниципального образования «Ишеевское городское поселение» четвертого созыва по Ишеевскому пятимандатному избирательному округу № 1, обладая при этом статусом депутата Городской Думы МО «город Новоульяновск» Ульяновкой области, будучи избранным депутатом по Ишеевскому пятимандатному избирательному округу № 1, без вынуждающих к тому обстоятельств не сложил с себя полномочия, несовместимые со статусом депутата, в результате чего были назначены и проведены повторные выборы.

С данными выводами районного суда судебная коллегия соглашается.

Вопреки доводам апелляционной жалобы о том, что суд при вынесении решения руководствовался региональным законодательством, не приняв во внимание положения федеральных законов,  выводы суда основаны как на нормах федерального, так и регионального законодательства, что следует из содержания решения суда.

Довод об установлении ч. 3 ст. 94 Закона Ульяновской области № 109-ЗО  закрытого перечня вынуждающих обстоятельств, что противоречит федеральному законодательству, не обоснован и отмены оспариваемого решения не влечет, поскольку указанная норма является прямой реализацией возможности, предоставленной региональному законодателю п.7 ст. 70 Федерального закона № 67-ФЗ.

Довод апелляционной жалобы о том, что отказ от получения мандата является фактически досрочным сложением полномочий депутата, и признается вынуждающим обстоятельством,  является несостоятельным, как основанный на неверном толковании закона и установленных по делу обстоятельств.

Как видно из материалов дела, 21.07.2018 в ТИК МО «Ульяновский район» поступило заявление Иванова А.В.  о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата представительного органа муниципального образования. В заявлении                  Иванов А.В. указал на наличие у него статуса депутата Городской Думы муниципального образова­ния «город Новоульяновск» Ульяновской области.

Данный статус утрачен ответчиком 04.10.2018 на осно­вании решения Городской Думы муниципального образования «город Ново­ульяновск» от 04.10.2018 № 83 «О прекращении полномочий депу­тата Городской Думы муниципального образования «город Новоульяновск» Ульяновской области».

С 04.10.2018 Иванов А.В. является депутатом Законодательного Собрания Ульяновской области шестого созыва (2018-2023 г.г.).

Постановлением ТИК МО «Ульяновсккий район» от 31.07.2018                     Иванов А.В. зарегистрирован кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования «Ишеевкое городское поселение» четвертого созыва по Ишеевскому пятимандатному избирательному округу № 1.

По результатам выборов от 09.09.2018, опубликованным в газете «Родина Ильича», Иванов А.В. избран депутатом Совета депутатов указанного муниципального образования.

11.09.2018 ответчик извещен об избрании его депутатом представительного органа муниципального образования с разъяснением порядка выполнения возложенной на него законодательством обязанности.

12.09.2018 в ТИК МО «Ульяновский район» поступило письменное заявление ответчика об отказе от получения мандата депутата Советов депутатов муниципального образования «Ишеевское городское поселение» четвертого созыва.

Данное письменное заявление не содержит сведений о наличии предусмотренных законодательством вынуждающих обстоятельств, препятствующих сложению полномочий, не совместимых со статусом депутата представительного органа муниципального образования.

Вместе с указанным заявлением документы об освобождении его от обязанностей, несовместимых со статусом депутата, либо копий документов, удостоверяющих подачу заявления об освобождении от таких обязанностей, Ивановым А.В. в ТИК не представлялись.

Вопрос досрочного прекращения полномочий депутата по собственному желанию регламентирован ст.40 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», которой не предусмотрена подача заявления в ТИК об отказе от мандата депутата. 

Действительно, согласно ч. 3 ст. 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления начинаются со дня его избрания и прекращаются со дня начала работы выборного органа местного самоуправления нового созыва.

Вместе с тем, лицо, избранное депутатом представительного органа муниципального образования, не может приступить к осуществлению своих полномочий депутата незамедлительно, со дня избрания, в силу объективных обстоятельств, поскольку этому должны предшествовать такие юридические факты, как определение результатов выборов и признание депутата избранным, сложение избранным депутатом обязанностей, несовместимых со статусом депутата и вручение ему удостоверения депутата.

Поскольку постановлением ТИК МО «Ульяновский район» было отменено ранее принятое решение о признании ответчика избранным депутатом Советов депутатов МО «Ишеевское городское поселение», регистрация Иванова А.В. депутатом указанного представительного органа не производилась, и соответствующее удостоверение ему не вручалось, то он являлся лишь избранным кандидатом в депутаты, следовательно, право на отставку по собственному желанию у него не возникло.

Как следует из материалов дела, по состоянию на дату выборов – 09.09.2018 - Иванов А.В. обладал статусом депутата Городской Думы муниципального образова­ния «город Новоульяновск» Ульяновской области, который был им утрачен 04.10.2018.

Согласно абз.4 ч.6 ст.40 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ депутат представительного органа муниципального образования не может одновременно исполнять полномочия депутата иного представительного органа.

Следовательно, заявление ответчика об отсутствии у него ограничений, несовместимых со статусом депутата представительного органа муниципального образования, не соответствует действительности.

Учитывая, что в силу ст.93 Закона Ульяновской области №109-ЗО дополнительные выборы проводятся в случае досрочного прекращения полномочий депутата, но такое право у Иванова А.В. не возникло, и соответствующая процедура, установленная законом, в отношении него не проводилась, то оснований для проведения дополнительных выборов не имелось.

В то же время, согласно ст.92 указанного закона, если кандидат, избранный по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, не сложил с себя полномочия, несовместимые со статусом депутата представительного органа муниципального образования, избирательная комиссия муниципального образования назначает повторные выборы в порядке, предусмотренном настоящим Законом.

Как указывалось выше, п. 7 ст. 70 Федерального закона № 67-ФЗ предусматривает, что, если кандидат без вынуждающих к тому обстоятельств не сложил с себя полномочия, несовместимые со статусом депутата, выборного должностного лица, в результате чего назначены повторные выборы, то  кандидат должен полностью или частично возместить соответствующей избирательной комиссии произведенные ею расходы, связанные с проведением повторных выборов.

В силу ч.3 ст.94 Закона Ульяновской области №109-ЗО вынуждающими обстоятельствам являются:

1) признание судом лица недееспособным или ограниченно дееспособным;

2) признание судом лица безвестно отсутствующим или объявление умершим;

3) установление в законном порядке стойкой неспособности лица по состоянию здоровья осуществлять полномочия депутата представительного органа муниципального образования;

4) вступление в отношении лица в законную силу обвинительного приговора суда;

5) установление в законном порядке стойкого расстройства здоровья близких родственников, влекущее необходимость постоянного ухода за ними;

6) смена места жительства лица, влекущая постоянное проживание на территории другого муниципального образования;

7) выезд за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;

8) прекращение у лица гражданства Российской Федерации, прекращение гражданства иностранного государства – участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным депутатом представительного органа муниципального образования, приобретение им гражданства иностранного государства либо получение им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, не являющегося участником международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства, имеет право быть избранным депутатом представительного органа муниципального образования;

9) назначение лица на должность, исполнение обязанностей по которой в соответствии с законодательством несовместимо со статусом депутата представительного органа муниципального образования.

Из содержания заявления Иванова А.В. от 12.09.2018 (т.2 л.д.15 оборотная сторона) не следует, что у него имеются вышеперечисленные вынуждающие причины отказа от мандата, в том числе указанные в п.9, поскольку должность депутата является выборной.

При таких условиях оснований полагать, что Иванова А.В. отказался от указанного мандата в силу вынуждающих обстоятельств, не имелось.

В этой связи довод апелляционной жалобы об отсутствии оснований для проведения повторных выборов судебная коллегия считает необоснованным.

Иных доводов в апелляционной жалобе не заявлено.

Учитывая, что нарушений норм материального и процессуального права судом при рассмотрении настоящего дела не было допущено, оснований для отмены оспариваемого решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Железнодорожного  районного суда г.Ульяновска от 16 марта 2020 года, с учетом определения того же суда об исправлении описки от 18 мая 2020 года, оставить без изменения,  апелляционную жалобу Иванова Андрея Владимировича – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, через суд первой инстанции

 

Председательствующий

 

Судьи: