Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О взыскании выплаты
Документ от 14.07.2020, опубликован на сайте 04.08.2020 под номером 89033, 2-я гражданская, О признании отказа в назначении ежемесячной выплаты незаконным и назначении ежемесячной выплаты, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Шапарева И.А.                                                                    Дело № 33-2592/2020

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                              14 июля 2020 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Федоровой Л.Г.,

судей Фоминой В.А., Трифоновой Т.П.

при секретаре Абросимовой А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело №2-3-226/2020 по апелляционной жалобе Бирюковой Юлии Романовны на решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 16 апреля  2020 года, по которому постановлено:

в  удовлетворении   исковых  требований Бирюковой  Юлии  Романовны    к  Областному    государственному    казенному    учреждению    социальной   защиты    населения   Ульяновской   области   о  признании    незаконным    решения    об  отказе    в  назначении    ежемесячной   выплаты    в  связи     с  рождением    первого  ребенка   и  обязании    произвести   ежемесячную   выплату,   отказать. 

 

Заслушав доклад судьи Федоровой Л.Г., пояснения представителя ответчика Областного государственного казенного учреждения социальной защиты населения Ульяновской области Ведерникова С.С., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Бирюкова   Ю.Р. обратилась   в  суд  с  иском     к  Областному    государственному    казенному    учреждению    социальной   защиты    населения   Ульяновской   области   о  признании    незаконным    решения    об  отказе    в  назначении    ежемесячной   выплаты    в  связи     с  рождением    первого  ребенка   и  обязании    произвести   ежемесячную   выплату. 

Требования  мотивированы тем, что она  является матерью ребенка- Б***    С.Б., *** 2019 года  рождения. 22 января  2020  года   она  обратилась  к  ответчику    с  заявлением    о  назначении   ежемесячной   выплаты    в  связи    с  рождением   первого   ребенка,   в  соответствии    с  Федеральным   законом    от 28.12.2017   года  418-ФЗ (в ред. от 02.12.2019  года)   «О  ежемесячных    выплатах  семьям,   имеющим    детей», представив все необходимые документы, в том числе  определение  о  назначении   судебного   заседания   о  расторжении   брака    на  10 апреля 2020 года, определение   о  назначении судебного   заседания   об  исключении    сведений    об  отце  и  об  оспаривании   отцовства  на  4 февраля 2020 года.  Дополнительно,  к  заявлению  она  пояснила,  что   просит  считать   в  составе    своей   семьи  ее  и  ребенка,  так  как  с  отцом  ребенка   она   не  поддерживает  никаких  отношений,  отцовство  ребенка  устанавливается   ею  в  судебном  порядке.   26 февраля 2020 года Сормовский   районный  суд  г.  Нижнего   Новгорода  принял    решение    об  исключении    из  записи    акта    о  рождении   Б***    С.Б.  сведений   об  отце   Л***   Б.Н. С  момента    рождения    ребенка   у  нее    не  было  никаких  доходов,  чтобы    прожить    эти  месяцы,   она  вышла   на  работу  в  сентябре   2019   года  и  проработала до  27 ноября 2019 года.  Алименты  на  ребенка   она  не получала.

Просила признать отказ Областного государственного казенного  учреждения    социальной защиты населения Ульяновской   области  (отделение   по  Цильнинскому  району) в предоставлении  государственной услуги на  назначение  и  выплату  государственных  выплат  незаконным;   считать   составом  ее  семьи   Бирюкову    Ю.Р.  и  ее сына Б***  С.Б., *** 2019 года   рождения;   обязать    назначить   и произвести  ежемесячную   выплату   в  связи   с  рождением    первого  ребенка  с 26 июля 2019 года,  в размере прожиточного  минимума    для  детей,  установленного   во  втором  квартале   2019  года   в  Ульяновской   области.

Судом к  участию  в  деле в  качестве   третьего  лица,  не  заявляющего   самостоятельных требований относительно предмета спора, было привлечено   Ульяновское   областное    государственное   казенное   учреждение   социальной    защиты  населения   «Единый    областной   центр   социальных  выплат».

Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе Бирюкова Ю.Р. просит отменить решение суда, принять по делу новое решение, которым удовлетворить её исковые требования.

В обоснование жалобы, указывает, что её право на государственную социальную помощь, предусмотренную Федеральным законом №418-ФЗ от 28 декабря 2017 года «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей», а именно право на назначение ей ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка за период с 26 июля 2019 года по 11 мая 2020 года нарушено, поскольку регистрация в органах ЗАГС сведений об отце ребенка Р*** А.А. была осуществлена 12 мая 2020 года – после вступления в законную силу решения Сормовского районного суда г.Нижнего Новгорода  от 26 февраля 2020 года об установлении  отцовства. Считает, что указание в решении суда о наличии с мая 2018 года фактических брачных отношений с Р*** А.А. не является фактом, имеющим юридическое значение для правильного разрешения данного спора, поскольку брак не был зарегистрирован в установленном законом порядке.

Дело рассмотрено в отсутствии неявившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного разбирательства своевременно и надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 13 марта 2018 года был заключен брак между Бирюковой Ю.Р. и Л*** Б.Н.

*** 2019 года родился Б*** С*** Б***, в его свидетельстве о рождении указаны родители - Л*** Б*** Н*** и Бирюкова Юлия Романовна (л.д.10).

Бирюкова Ю.Р., 22 января 2020 года обратилась в адрес Областного государственного казенного учреждения социальной защиты населения Ульяновской области с заявлением о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка – Б*** С*** Б*** 2019 года рождения, к заявлению были приложены: свидетельство о рождении, паспорт, справка о доходах, реквизиты счета (л.д.35 оборот).

Решением ответчика от 23 января 2020 года в назначении  ежемесячной выплаты  в связи с рождением первого ребенка  Бирюковой Ю.Р. отказано, поскольку истцом не представлены документы отца ребенка, а именно: копия паспорта, сведения о доходах за период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2019 года, что не позволило произвести расчет дохода семьи для назначения данной выплаты (л.д.9).

В исковом заявлении в обоснование своей позиции по иску Бирюкова Ю.Р. ссылалась на решение Сормовского районного суда г. Нижнего Новгорода от 26 февраля 2020 года, которым были исключены из записи акта о рождении Б*** С.Б., *** 2019 года рождения сведения об отце Л*** Б.Н., установлено отцовство Р*** А.А. в отношении Б*** С.Б., внесены изменения в актовую запись о рождении Б*** С.Б., отцом записан – Р*** А.А. На момент обращения в суд с иском  данное решение не вступило в законную силу.

Полагая отказ ответчика в назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка незаконным, Бирюкова Ю.Р. оспорила его в судебном порядке.

Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для удовлетворения требований Бирюковой  Ю.Р., не установлено.

Выводы суда мотивированы, соответствуют собранным по делу доказательствам и оснований для признания их неправильными не имеется.

Федеральным законом от 28 декабря 2017 года № 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» (далее - Федеральный закон от 28.12.2017 № 418-ФЗ) в редакции, действовавшей на момент обращения истицы к ответчику с заявлением о назначении выплаты, предусмотрено, что право на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка возникает в случае, если ребенок рожден (усыновлен) начиная с 1 января 2018 года, является гражданином Российской Федерации и если размер среднедушевого дохода семьи не превышает 2-кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленную в субъекте Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 24 октября 1997 года № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты (п.2 ст. 1).

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 28.12.2017 № 418-ФЗ гражданин имеет право подать заявление о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка в любое время в течение трех лет со дня рождения ребенка (п. 1); ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка осуществляется со дня рождения ребенка, если обращение за ее назначением последовало не позднее шести месяцев со дня рождения ребенка, а в остальных случаях ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка осуществляется со дня обращения за ее назначением (п. 2); ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка назначается на срок один год, по истечении этого срока гражданин подает новое заявление о назначении указанной выплаты на срок до достижения ребенком возраста полутора лет, а также представляет документы (копии документов, сведения), необходимые для ее назначения (п. 3); заявление о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка подается гражданином по месту жительства (пребывания) или фактического проживания в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий полномочия в сфере социальной защиты населения, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (п. 4); органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие полномочия в сфере социальной защиты населения, и территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации запрашивают в государственных органах, органах местного самоуправления, организациях, подведомственных этим органам, документы (копии документов, сведения), необходимые для назначения ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка (за исключением документов, предусмотренных ч.6 ст. 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», если такие документы (копии документов, сведения) находятся в распоряжении этих органов, организаций и не были представлены гражданином по собственной инициативе (п. 8).

В состав семьи, учитываемый при расчете среднедушевого дохода семьи, включаются родители (усыновители), опекуны ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого у гражданина возникло право на получение ежемесячной выплаты, супруги родителей несовершеннолетних детей и несовершеннолетние дети (пункт 10 статьи 4 Федерального закона от 28.12.2017 №418).

В п. 6 ст. 1 Федерального закона № 418-ФЗ указано, что порядок осуществления ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка, порядок обращения за назначением указанной выплаты, а также перечень документов (копий документов, сведений), необходимых для ее назначения, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения.

Такой порядок осуществления ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и (или) второго ребенка, обращения за назначением указанных выплат, а также перечня документов (сведений), необходимых для назначения ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого и (или) второго ребенка установлен приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации  от 29 декабря 2017 года № 889н, которым предусмотрено, что в течение 5 календарных дней после приема и регистрации заявления о назначении выплат орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий полномочия в сфере социальной защиты населения, в соответствии с ч. 10 ст. 2 Федерального закона № 418-ФЗ запрашивает в соответствующих органах сведения, необходимые для вынесения решения по принятому заявлению (п. 19 Порядка); документы (копии документов, сведения), необходимые для вынесения решения об удовлетворении заявления о назначении выплат либо об отказе в удовлетворении заявления о назначении выплат, запрашиваются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим полномочия в сфере социальной защиты населения, или территориальным органом ПФР в органах, предоставляющих государственные услуги, органах, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, если указанные документы (копии документов, сведения) находятся в распоряжении таких органов либо организаций и заявитель не представил указанные документы самостоятельно (п. 20); ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка назначается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим полномочия в сфере социальной защиты населения, или территориальным органом ПФР в месячный срок с даты приема (регистрации) заявления о назначении выплат с документами (п. 24).

Сведения о размере доходов обратившего лица и членов его семьи являются существенными для назначения указанной выплаты, учитывая, что она выплачивается только в случае, если размер среднедушевого дохода семьи не превышает 2-кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленную в субъекте Российской Федерации в соответствии с п.2 ст. 4 Федерального закона от 24 октября 1997 года № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты (в редакции закона, действовавшей на момент обращения истицы к ответчику).

Таким образом, в состав семьи при расчете среднедушевого дохода семьи включаются оба родителя вне зависимости от факта совместного проживания родителей ребенка. Следовательно, доходы отца ребенка также учитываются при определении среднедушевого дохода семьи в целях осуществления ежемесячной выплаты.

Необходимость предоставления доказательств совместного или раздельного проживания родителей ребенка законом не предусмотрена.

Следует отметить, что Федеральный закон от 28 декабря 2017 года № 418-ФЗ не содержит в качестве условия назначения ежемесячной выплаты факт совместного проживания родителей ребенка. Таким образом, в случае если члены семьи не проживают совместно, их доходы учитываются при назначении ежемесячной выплаты. При этом отец ребенка, отцовство которого установлено в соответствующем порядке, является родителем ребенка независимо от заключения брака с матерью ребенка и совместного проживания с ребенком.

Разрешая спор с учетом установленных обстоятельств на основании собранных по делу доказательств, учитывая положения Федерального закона от 28.12.2017         № 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей», приказа Минтруда России от 29 декабря 2017 года № 889н, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении требований Бирюковой Ю.Р., поскольку у ответчика имелись основания для принятия 22 января 2020 года решения об отказе в назначении  ежемесячной выплаты на ребенка, учитывая, что на момент рассмотрения ответчиком заявления истица находилась в браке, отцом ребенка в свидетельстве о рождении был указан Л*** Б.Н., представление с заявлением о назначении выплаты определения суда о назначении судебного заседания по делу о расторжении брака и определения суда о назначении судебного заседания об оспаривании отцовства не являлось основанием для назначения выплаты.

Ежемесячная выплата в связи с рождением первого ребенка является мерой социальной поддержки семьям, имеющим среднедушевой доход на одного члена семьи, установленный  ч.2 ст. 1 Федерального закона №418-ФЗ, которая оказывается при соблюдении всех условий и требований вышеуказанного Закона.

При таких обстоятельствах, разрешая заявленные исковые требования и руководствуясь приведенными положениями закона, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований, поскольку отказ ответчика в назначении истице ежемесячных выплат, в связи с отсутствием у Бирюковой Ю.Р. надлежащим образом оформленных документов, позволяющих  определить доход семьи и, как следствие, установить право на получение истицей истребуемой ежемесячной выплаты, является правомерным и соответствующим закону.

Судебная коллегия не усматривает оснований для переоценки установленных судом обстоятельств дела.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, повторяют позицию истицы, изложенную в исковом заявлении, направлены на переоценку установленных судом обстоятельств и основаны на неправильном толковании норм материального права.

Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, судом установлены правильно, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не находит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 16 апреля  2020 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Бирюковой Юлии Романовны – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение  трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через  Ульяновский районный суд Ульяновской области.

 

Председательствующий

 

Судьи: