Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Оспаривание решения о нежелательности пребывания в РФ
Документ от 21.07.2020, опубликован на сайте 27.07.2020 под номером 88970, 2-я гражданская, об отмене распоряжения о нежелательности пребывания в РФ, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

Судья Алексеева Е.В.                                                                    Дело № 33а-2474/2020

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                          21 июля 2020 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Полуэктовой С.К.,

судей Смирновой Ю.В., Васильевой Е.В.,

при секретаре Каминской Ю.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 5 марта 2020 года по делу № 2а-1260/2020, по которому постановлено:

Административный иск Корниенко Татьяны Ивановны - удовлетворить.

Признать незаконным и  отменить  распоряжение № 8493-рн от  24 декабря 2018 года о нежелательности пребывания в Российской Федерации Корниенко Татьяны Ивановны.

Заслушав доклад судьи Смирновой Ю.В., пояснения представителя Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области -  Шемыревой М.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

Корниенко Т.И.  обратилась в суд с административным иском к   Министерству юстиции Российской Федерации о признании незаконным и  отмене распоряжения о нежелательности ее пребывания в Российской Федерации от                   24 декабря 2018  года, поскольку   имеет регистрацию в Крыму, а потому после вхождения этой Республики в состав Российской Федерации не может считаться иностранным гражданином или лицом без гражданства.

В качестве соответчика к участию в деле привлечено Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении требований административного истца.

В обоснование доводов жалобы указывает, что законных оснований для нахождения Корниенко Т.И., гражданки Украины,  на территории Российской Федерации не имеется.

Оснований  для признания распоряжения Минюста России от 24 декабря 2018 года №8493-рн «О нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы» также не имелось.

Полагает, что административный истец  является  лицом создающим угрозу для общественного порядка, правам и законным интересам гражданам Российской Федерации, поскольку  имеет непогашенную судимость.

Наличии у  Корниенко Т.И. родственников на территории Российской Федерации  не является препятствием для высылки иностранного гражданина или лица без гражданства с территории государства.

Полагает распоряжение Минюста России от 24 декабря 2018 года № 8493-рн «О нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы» соответствующим требованиям Федерального закона от 15 августа 1996 года №114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» и иных нормативно-правовых актов, регулирующих порядок принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, в том числе норм международного права.

Кроме того, Корниенко Т.И. был пропущен срок на обжалование распоряжения.

В возражениях на апелляционную жалобу Корниенко Т.И. просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В заседание суда апелляционной инстанции кроме представителя Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области  другие лица, участвующие в деле, не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц согласно ст.150, ст.306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований к отмене решения суда.

В соответствии с  ч.4 ст. 25.10 Федерального закона от 15.08.1996  № 114-ФЗ  «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» в  отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящихся на территории Российской Федерации, либо лица, которому не разрешен въезд в Российскую Федерацию, а также в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящихся в Российской Федерации, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц может быть принято решение о нежелательности пребывания (проживания) данного иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации.

Судом установлено, что Корниенко Т.И.,   являясь гражданкой Украины,  29.01.2014  была осуждена  Сакским горрайонным судом  АР  Крым по                  ст. 115 Уголовного кодекса Украины к 7 годам лишения свободы.  Постановлением  Сакского горрайонного суда Республики Крым от 04.06.2014 приговор в отношении   Корниенко Т.И.  приведен в соответствие с  Уголовным кодексом РФ,  Корниенко Т.И.  осуждена по ч.1 ст.105 Уголовного кодекса Российской Федерации и назначено наказание в виде 7 лет лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима. 

Распоряжением Министерства юстиции Российской Федерации                        № 8493 - рн от 24.12.2018  пребывание  гражданки  Украины  Корниенко Т.И.   в  Российской Федерации   признано нежелательным на основании ч.4 ст. 25.10 Федерального закона от 15.08.1996  № 114-ФЗ  «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», ч.11 ст. 31 Федерального закона от 25.07.2002  № 115-ФЗ  «О правовом положении  иностранных граждан в Российской  Федерации».

Удовлетворяя   административный  иск,  признавая  незаконным и отменяя распоряжение о нежелательности пребывания  в Российской  Федерации Корниенко Т.И., суд  первой  инстанции  пришел к выводу о  том, что при вынесении  оспариваемого  распоряжения  не были учтены правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации,   не проверены утверждения административного истца о выборе  постоянным местом жительства Крым до его присоединения  к Российской Федерации и о регистрации по месту жительства в Крыму.

Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции.

В Российской Федерации как демократическом правовом государстве человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанностью государства (ст. 2 Конституции РФ).

Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

Каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию (ст. 27 Конституции РФ).

В силу ст. 6 Конституции РФ гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения.

Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.

Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его.

Действующее законодательство не предусматривает возможности признавать нежелательность пребывания граждан России на территории своего государства.

Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального конституционного закона от 21.03.2014                          6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на этот день на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, признаются гражданами Российской Федерации, за исключением лиц, которые в течение одного месяца после этого дня заявят о своем желании сохранить имеющееся у них и (или) их несовершеннолетних детей иное гражданство либо остаться лицами без гражданства.

Постановлением от 04.10.2016 № 18-П Конституционный Суд дал оценку конституционности ч.1 ст. 4 Федерального конституционного закона «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя».

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 04.10.2016  № 18-П, федеральный законодатель, закрепляя в ч.1 ст.4 Федерального закона № 6-ФКЗ, содержащее такое же правовое предписание, в качестве специального условия признания гражданина Украины (лица без гражданства) гражданином Российской Федерации с 18 марта 2014 года факт его постоянного проживания на эту дату на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, имел целью предоставление гражданства Российской Федерации тем находящимся на указанных территориях лицам, которые имеют реальную связь с этой территорией или выразили явное стремление к ее установлению и входят в состав постоянного населения соответствующей территории, а значит, с 18 марта 2014 года - и с Российской Федерацией в целом.

При этом Конституционный Суд Российской Федерации обратил внимание, что в рамках Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым в период после обретения Республикой Крым независимости и до ее принятия в состав Российской Федерации и образования в составе Российской Федерации новых субъектов вопрос о круге лиц, признаваемых гражданами Республики Крым как государства-предшественника, не был специально урегулирован.

Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 55/153 от 12.12.2000 «Гражданство физических лиц в связи с правопреемством государств» исходит из презумпции гражданства, означающей, что любое затрагиваемое лицо, имеющее свое обычное место жительства на территории, затрагиваемой правопреемством государств, считается приобретшим гражданство государства-преемника с момента такого правопреемства (статья 5).

В силу пункта 2 статьи 18 Европейской конвенции о гражданстве при принятии решений относительно предоставления или сохранения гражданства в случаях правопреемства государств каждое государство-участник учитывает в числе прочего наличие подлинной и реальной связи соответствующего лица с данным государством, его постоянное место жительства в момент правопреемства государств, его волю и территориальное происхождение.

Гражданство Российской Федерации - это устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей, документом, удостоверяющим гражданство Российской Федерации, является паспорт гражданина Российской Федерации или иной основной документ, содержащие указание на гражданство лица (статья 3 и 10 Федерального закона от 31.05.2002    62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (далее - Закон о гражданстве)).

В силу ст.17 Федерального закона от 31.05.2002 №  62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (далее - Закон N 62-ФЗ) при изменении Государственной границы Российской Федерации в соответствии с международным договором Российской Федерации лица, проживающие на территории, государственная принадлежность которой изменена, имеют право на выбор гражданства (оптацию) в порядке и сроки, которые установлены соответствующим международным договором Российской Федерации.

Согласно статье 5 Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов (г. Москва, 18 марта 2014 г.) (далее Договор) со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на этот день на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, признаются гражданами Российской Федерации, за исключением лиц, которые в течение одного месяца после этого дня заявят о своем желании сохранить имеющееся у них и (или) их несовершеннолетних детей иное гражданство либо остаться лицами без гражданства.

Аналогичная норма закреплена в ч.1 ст. 4 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее - Федеральный конституционный закон № 6-ФКЗ).

Приведенные правовые предписания в их системном единстве свидетельствуют о том, что при решении вопроса о признании гражданином Российской Федерации в порядке статьи 4 Федерального закона № 6-ФКЗ имеет правовое значение наряду с фактом проживания на территории Крыма до его присоединения к Российской Федерации территориальное происхождение лица, его воля на получение гражданства Российской Федерации, реальная связь с этой территорией.

Конституционный Суд Российской Федерации, проверяя конституционность ч.1 ст.4 Федерального закона № 6-ФКЗ, указал в постановлении от 04.10.2016                     № 18-П, что эта норма, обеспечивая наделение статусом граждан Российской Федерации определенную в ней категорию граждан Украины, - и, соответственно, их интеграцию в состав многонационального народа России в рамках интеграции новых субъектов Российской Федерации в ее экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы, в систему органов государственной власти Российской Федерации, - гарантирует права и законные интересы этих лиц, предоставляя им свободу выбора при решении вопроса о гражданстве.

При этом Конституционный Суд Российской Федерации со ссылкой на статью 2 Закона Российской Федерации от 25.06.1993  № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» указал, что местом жительства признается жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства (абзац восьмой), что регистрация по месту жительства отражает факт прибытия гражданина в место жительства, его нахождения в указанном месте, что отличие места жительства как места постоянного или преимущественного проживания от места пребывания определяется не столько длительностью (сроком) проживания гражданина в соответствующем помещении, сколько видом помещения, в котором он проживает, и правовыми основаниями его вселения и пользования этим помещением, что находит выражение в режиме регистрации - по месту жительства или по месту пребывания.

Исходя из содержания пункта 4 названного выше постановления, представление гражданином Украины уполномоченному органу документов о регистрации по месту жительства на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя по состоянию на 18 марта 2014 года, является достаточным подтверждением факта постоянного проживания, свидетельствует о том, что на указанную дату лицо выбрало территорию, как место своих приоритетных каждодневных жизненных интересов и своими действиями установило или выразило явное стремление к установлению с ней реальной связи.

Указание в  ответе УФМС России  по Краснодарскому  краю  от 19.02.2015  и  в заключении УФМС России по Краснодарскому краю от 20.07.2015 о снятии  Корниенко Т.И. с регистрационного  учета  по месту жительства  с 01.09.2011  не  свидетельствует о том, что  Корниенко Т.И.  изменила место проживания в Крыму.

Вопреки доводам апелляционной жалобы,  Корниенко Т.И. родилась в Республике Крым, в г.Е***. В приговоре суда от 29.01.2014,  постановленном в отношении нее, указано о регистрации  Корниенко Т.И.  по  адресу: Крым, г.Е***, пр-т П***, д. ***, кв. ***,  и проживании по  адресу: Крым, С***,  с. Е***, ул. П***, ***.   С учетом того, что  Корниенко Т.И. была  взята под стражу 14.11.2013, она не могла изменить своего места жительства на 18 марта 2014 года.

Доказательств того, что  Корниенко Т.И. заявила  о своем желании сохранить имеющееся у  нее   гражданство Украины,  либо остаться лицом  без гражданства,  суду не представлено.

Доводы апелляционной жалобы о пропуске истцом срока на обращение в суд с иском и  невозможности его восстановления судебная коллегия считает несостоятельными.

В соответствии ч.1 ст.219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

В соответствии с ч.5,7 ст.219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом.

Установив, что  в оспариваемом распоряжении не указаны сроки и порядок обжалования, доказательств разъяснения Корниенко Т.И. сроков и порядка обжалования суду не представлено, суд первой инстанции обоснованно  восстановил  указанный срок  Корниенко Т.И.

Принятое по делу решение является правильным, нормы материального и процессуального права применены судом верно

Оснований для отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь статьей  309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 5 марта 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение  шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через  Ленинский районный суд города Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи: