Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О возмещении расходов на проведение повторных выборов
Документ от 14.07.2020, опубликован на сайте 24.07.2020 под номером 88968, 2-я гражданская, О возмещении расходов, связанных с проведением повторных выборов, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Связанные судебные акты:

Расходы с проведением повторных выборов

Документ от 10.08.2021, опубликован на сайте 12.08.2021 под номером 95091, 2-я гражданская, О возмещении расходов, связанных с проведением повторных выборов, решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

Судья Шапарева И.А.                                                                  Дело №33-2388/2020

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                       14 июля 2020 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Полуэктовой С.К.,

судей Васильевой Е.В., Лифановой З.А.,

при секретаре Расторгуевой Л.О.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Фадеева Юрия Анатольевича на решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 10 марта 2020 года по делу №2-3-121/2020, по которому постановлено:

исковые требования Территориальной избирательной комиссии Муниципального образования «Цильнинский  район» Ульяновской области к Фадееву Юрию Анатольевичу о возмещении  расходов, понесенных на  проведение повторных выборов, депутатов Совета депутатов Муниципального образования «Тимерсянское сельское поселение» Цильнинского района Ульяновской области четвертого созыва по Тимерсянскому десятимандатному избирательному округу, удовлетворить.

Взыскать с Фадеева Юрия Анатольевича в пользу Территориальной избирательной комиссии Муниципального образования «Цильнинский район» Ульяновской области расходы, понесенные на проведение повторных выборов, в размере 303 483 руб.

Взыскать с Фадеева Юрия Анатольевича в пользу бюджета МО «Цильнинский район» Ульяновской области государственную пошлину в сумме 6234 руб. 83 коп.

Заслушав доклад судьи Васильевой Е.В., пояснения представителя территориальной избирательной комиссии муниципального образования «Ульяновский район» и Избирательной комиссии Ульяновской области Гусева И.В., не согласившегося с доводами апелляционной жалобы, полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

установила:

 

Территориальная избирательная комиссия муниципального образования «Цильнинский район» (далее - ТИК МО «Цильнинскуий район») обратилась в суд с иском к Фадееву Ю.А. о взыскании расходов, связанных с проведением повторных выборов.

Требования мотивированы тем, что 09.09.2018 состоялись выборы депутатов Совета депутатов муниципального образования «Тимерсянское сельское поселение» Цильнинского района Ульяновской области четвертого созыва по Тимерсянскому десятимандатному избирательному округу и выборы депутатов Совета депутатов  муниципального образования «Большенагаткинское сельское поселение» Цильнинского района Ульяновской области четвертого созыва по Большенанагаткинскому десятимандатному избирательному округу. Фадеев Ю.А. был зарегистрирован в качестве кандидата в депутаты по указанным избирательным округам, а затем одновременно избран в оба представительных органа местного самоуправления.

В соответствии с требованиями законодательства ответчик был извещен ТИК МО «Ульяновский район» об избрании его депутатом Совета депутатов муниципального образования «Тимерсянское сельское поселение» Цильнинского района Ульяновской области с разъяснением порядка выполнения возложенной на него законодательством обязанности.

13.09.2018 от Фадеева Ю.А. в ТИК МО «Цильнинский район» поступило письменное заявление об отказе от получения мандата депутата Совета депутатов муниципального образования «Тимерсянское сельское поселение» Цильнинского района Ульяновской области без указания сведений о наличии предусмотренных законодательством вынуждающих обстоятельств, препятствующих сложению с него полномочий, несовместимых со статусом депутата представительного органа муниципального образования. Также не было представлено предусмотренных п.6 ст.70 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и ч.1 ст.94 Закона Ульяновской области от 01.08.2007 №109-ЗО «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Ульяновской области» документов об освобождении его от обязанностей, не совместимых со статусом депутата представительного органа муниципального образования, либо копий документов, удостоверяющих подачу заявления об освобождении от таких обязанностей, в связи с чем ТИК МО «Цильнинский район» были назначены повторные выборы депутата Совета депутатов муниципального образования «Тимерсянское сельское поселение» Цильнинского района Ульяновской области четвертого созыва по Тимерсянскому десятимандатному избирательному округу.

Расходы, связанные с проведением повторных выборов, составили 303 483 руб.

Причиной проведения повторных выборов и возникновения бюджетных расходов муниципального образования явилось письменное заявление Фадеева Ю.А. об отказе от получения депутатского мандата и непредставление в территориальную избирательную комиссию документа об освобождении его от обязанностей депутата Совета депутатов муниципального образования «Большенагаткинское сельское поселение» Цильнинского района Ульяновской области, несовместимых со статусом депутата Совета депутатов муниципального образования «Тимерсянское сельское поселение» Цильнинского района Ульяновской области

Претензия о добровольном возмещении расходов на проведение повторных выборов Фадеевым Ю.А. оставлена без исполнения.

ТИК МО «Цильнинский район» просила взыскать с Фадеева Ю.А. расходы, связанные с проведением 08.09.2019 повторных выборов депутата Совета депутатов муниципального образования «Тимерсянское сельское поселение» Цильнинского района Ульяновской области четвертого созыва по Тимерсянскому десятимандатному избирательному округу в размере 303 483 руб..

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация МО «Тимерсянское сельское поселение» Цильнинского района Ульяновской области, Избирательная комиссия Ульяновской области, администрация МО «Цильнинский район» Ульяновской области.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Фадеев Ю.А. не соглашается с решением суда, просит его отменить как незаконное и необоснованное и принять по делу новое решение.

Полагает, что исковое заявление подлежало оставлению без рассмотрения в связи с отсутствием у избирательной комиссии права на предъявление иска, поскольку ни гражданское процессуальное законодательство, ни избирательное законодательство не содержит норм, предусматривающих право избирательных комиссий обращаться в суд от имени казны РФ, субъекта РФ или муниципального образования с требованиями о взыскании расходов, понесенных в связи с организацией и проведением выборов.

В соответствии со ст.32 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» гражданин, обладающий пассивным избирательным правом на соответствующих выборах, может быть выдвинут кандидатом на этих выборах. Избирательное законодательство не содержит ограничения на участие гражданина одновременно в различных выборах, в том числе проводимых на одной территории.

Не соглашается с выводом суда о том, что не имеет юридического значения то обстоятельство, что он был избран депутатом Советов депутатов нескольких муниципальных образований, в связи с чем выбрал один из них, а по остальным округам сложил с себя досрочно полномочия, представив соответствующее заявление. Досрочное сложение полномочий является вынужденным обстоятельством, поскольку действия по отказу от мандатов в поселениях продиктованы требованиями федерального законодательства. Ссылаясь на ч.3 ст.40 Федерального закона №131-ФЗ, полагает, что полномочия депутата возникают со дня его избрания и отказ от мандата является сложением полномочий уже избранного депутата, в связи с чем не требуется какого-либо обоснования отказа.

Считает неверным вывод суда о том, что причиной проведения повторных выборов и возникновения бюджетных расходов явились его письменные заявления об отказе от получения депутатских мандатов и непредставление соответствующих документов. Указывает на отсутствие оснований для проведения повторных выборов, поскольку состав депутатов оставался правомочным, а повторные и дополнительные выборы возможно проводить, если состав депутатов неправомочен.

Считает ошибочным вывод суда о том, что отсутствие запретов на одновременное выдвижение гражданина в выборные органы разных муниципальных образований, а также на его отказ от получения депутатского мандата не является основанием для его освобождения от возмещения бюджетных расходов на проведение повторных выборов.

Не соглашается с выводом суда о том, что перечень вынуждающих обстоятельств, предусмотренный ст.94 Закона Ульяновской области «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Ульяновской области», является исчерпывающим, и не относит отказ от получения иных депутатских мандатов к вынуждающим обстоятельствам. Считает, что региональный законодатель не имел права формировать закрытый перечень обстоятельств, при которых возмещение затрат на выборы не производится.

Не соглашается с выводом суда о том, что он не являлся депутатом до получения депутатского удостоверения, был избранным кандидатом в депутаты, а депутатом мог стать только после предоставления документа об освобождении от обязанностей, не совместимых со статусом депутата.

Считает, что полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления начинаются со дня его избрания и прекращаются со дня начала работы выборного органа местного самоуправления нового созыва. У него как у избранного депутата имелось право досрочного сложения полномочий депутата.

В возражениях на апелляционную жалобу ТИК МО «Цильнинскуий район», Избирательная комиссия Ульяновской области просят решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В заседание суда апелляционной инстанции не явились Фадеев Ю.А., представители администрации МО «Тимерсянское сельское поселение» Цильнинского района Ульяновской области, администрации МО «Цильнинский район» Ульяновской области, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия согласно ст.167, ст.327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие наявившихся лиц.

В соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражениях относительно апелляционной жалобы.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда в апелляционном порядке.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии установленных законом оснований для удовлетворения требований ТИК МО «Цильнинский район» о взыскании с ответчика расходов в связи с проведением повторных выборов депутата Совета депутатов МО «Тимерсянское сельское поселение» Цильнинского района Ульяновской области четвертого созыва по Тимерсянскому десятимандатному избирательному округу, а также о наличии у территориальной избирательной комиссии права на обращение в суд с иском о взыскании расходов, понесенных на подготовку и проведение повторных выборов.

Судебная коллегия находит такой вывод суда правильным, основанным на надлежащем применении и толковании норм материального и процессуального права.

На основании положений п.«н» ч.1 ст.72, ч.ч. 2, 5 ст.76 Конституции Российской Федерации, п.«в» ч.2 ст.5 Федерального закона от 06.10.1999 №184 «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», ч.3 ст.23 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Законодательным Собранием Ульяновской области принят Закон Ульяновской области от 01.08.2007 №109-ЗО «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Ульяновской области», частью 3 статьи 94 которого предусмотрено, что если кандидат без вынуждающих к тому обстоятельств не сложил с себя полномочия, не совместимые со статусом депутата представительного органа муниципального образования, в результате чего назначены повторные выборы, этот кандидат должен полностью возместить избирательной комиссии муниципального образования произведенные ею расходы, связанные с проведением повторных выборов.

Аналогичное условие содержится в п.7 ст.70 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

В соответствии с ч.3 ст.94 Закона Ульяновской области «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Ульяновской области» к указанным вынуждающим обстоятельствам относятся: 1) признание судом лица недееспособным или ограниченно дееспособным; 2) признание судом лица безвестно отсутствующим или объявление умершим; 3) установление в законном порядке стойкой неспособности лица по состоянию здоровья осуществлять полномочия депутата представительного органа муниципального образования; 4) вступление в отношении лица в законную силу обвинительного приговора суда; 5) установление в законном порядке стойкого расстройства здоровья близких родственников, влекущее необходимость постоянного ухода за ними; 6) смена места жительства лица, влекущая постоянное проживание на территории другого муниципального образования; 7) выезд за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства; 8) прекращение у лица гражданства Российской Федерации, прекращение гражданства иностранного государства - участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным депутатом представительного органа муниципального образования, приобретение им гражданства иностранного государства либо получение им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, не являющегося участником международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства, имеет право быть избранным депутатом представительного органа муниципального образования; 9) назначение лица на должность, исполнение обязанностей по которой в соответствии с законодательством несовместимо со статусом депутата представительного органа муниципального образования.

Пунктом 3 ст.3 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» закреплено, что участие гражданина Российской Федерации в выборах и референдуме является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах и референдуме либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению.

Пассивное избирательное право - право граждан Российской Федерации быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления (подп. 27 ч.1 ст.2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»), подразумевает наличие волеизъявления гражданина на избрание его в органы государственной власти или органы местного самоуправления.

Статьей 33 названного Федерального закона установлены условия выдвижения кандидатов, в том числе определен перечень сведений, содержащихся в заявлении кандидата о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу, которое включает и обязательство в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности.

Гражданин, пожелавший реализовать свое конституционное право быть избранным в органы местного самоуправления, добровольно принимает ограничения, с которыми связан приобретаемый им статус выборного лица, в том числе запрет на одновременное исполнение полномочий депутатов представительных органов разных муниципальных образований.

Как установлено судом, Фадеев Ю.А. выдвинул свою кандидатуру и одновременно участвовал 09.09.2018 в выборах в нескольких муниципальных образованиях, в том числе в Совет депутатов муниципального образования «Тимерсянское сельское поселение» Цильнинского района Ульяновской области четвертого созыва по Тимерсянскому десятимандатному избирательному округу и Совет депутатов муниципального образования «Большенагаткинское сельское поселение» четвертого созыва по Большенагаткинскому десятимандатному избирательному округу Цильнинского района Ульяновской области четвертого созыва.

По итогам голосования, став избранным депутатом, Фадеев Ю.А. 13.09.2018 заявил отказ от получения мандата депутата Совета депутатов муниципального образования «Тимерсянское сельское поселение» Цильнинского района Ульяновской области четвертого созыва по Тимерсянскому десятимандатному избирательному округу, в связи с чем результаты выборов по названному избирательному округу были отменены, и назначены повторные выборы на 08.09.2019, которые признаны действительными.

Расходы на подготовку и проведение повторных выборов депутата Совета депутатов МО «Тимерсянское сельское поселение» Цильнинского района Ульяновской области четвертого созыва по Тимерсянскому десятимандатному избирательному округу составили 303 483 руб.

При обращении Фадеева Ю.А. в ТИК МО «Цильнинский район» с заявлением о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Совета депутатов МО Тимерсянское сельское поселение» Цильнинского района Ульяновской области четвертого созыва по Тимерсянскому десятимандатному избирательному округу от Ульяновского областного отделения «Коммунистическая партия Российской Федерации», заявитель взял на себя обязательство в случае избрания его депутатом Совета депутатов МО «Тимерсянское сельское поселение» в пятидневный срок со дня получения извещения об избрании представить в ТИК МО «Ульяновский район» копию приказа (иного документа) об освобождении от обязанностей, несовместимых со статусом депутата, либо копию документа, удостоверяющего подачу в указанный срок заявления об освобождении от таких обязанностей.

После определения результатов выборов Фадеев Ю.А. был извещен избирательной комиссией ТИК МО «Цильнинский район» об избрании его депутатом Совета депутатов МО «Тимерсянское сельское поселение» Цильнинского района Ульяновской области, что подтверждено его заявлением об отказе от получения мандата депутата названного Совета депутатов.

Суд пришел к выводу о том, что причиной проведения повторных выборов и возникновения бюджетных расходов территориальной избирательной комиссии на проведение повторных выборов явились письменный отказ Фадеева Ю.А. от получения депутатского мандата и непредставление в ТИК МО «Цильнинский район» документа об освобождении от обязанностей депутата Совета депутатов МО «Большенагаткинское сельское поселение» Цильнинского района Ульяновской области, не совместимых со статусом депутата Совета депутатов МО «Тимерсянское сельское поселение» Цильнинского района Ульяновской области.

Считать, что отказ Фадеева Ю.А. от получения депутатского мандата Совета депутатов МО «Тимерсянское сельское поселение» Цильнинского района Ульяновской области является сложением полномочий депутата данного Совета депутатов у суда оснований не имелось, поскольку в силу ст.40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» право на отставку возникает у депутата после регистрации его избирательной комиссией и вручения ему соответствующего удостоверения.

До получения указанного удостоверения Фадеев Ю.А. являлся избранным кандидатом в депутаты. Депутатом он мог стать только после представления документа об освобождении от обязанностей, несовместимых со статусом депутата. Указанные документы ответчиком не были представлены, поэтому право на освобождение от возмещения расходов на проведение повторных выборов у него не возникло.

Под вынуждающими обстоятельствами в силу п.36 ст. 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» понимаются ограничение зарегистрированного кандидата судом в дееспособности, тяжелая болезнь, стойкое расстройство здоровья зарегистрированного кандидата, его близких родственников.

Одновременное избрание кандидата в депутаты нескольких представительных органов местного самоуправления к вынуждающим обстоятельствам для сложения полномочий, несовместимых со статусом депутата, вышеуказанным Федеральным законом не отнесено.

Представленный в ст.94 Закона Ульяновской области «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Ульяновской области» перечень обстоятельств, при которых не производится возмещение расходов на проведение повторных выборов, является исчерпывающим и также не предусматривает освобождение от возмещения расходов на проведение повторных выборов в случае одновременного избрания кандидата в депутаты нескольких представительных органов местного самоуправления.

Отсутствие законодательного запрета на одновременное выдвижение кандидата в выборные органы разных муниципальных образований не является основанием для освобождения от возмещения бюджетных расходов на проведение повторных выборов, поскольку гражданин, пожелавший реализовать свое конституционное право быть избранным в органы местного самоуправления, добровольно принимает ограничения, с которыми связан приобретаемый им статус выборного лица, в том числе запрет на одновременное исполнение полномочий депутатов представительных органов разных муниципальных образований, и обязан выполнить соответствующие требования о возмещении причиненных расходов.

Довод Фадеева Ю.А. в апелляционной жалобе об отсутствии оснований для проведения повторных выборов и возможности проведения дополнительных выборов является несостоятельным, поскольку законом в спорной ситуации предусмотрено проведение именно повторных выборов.

Довод в жалобе об отсутствии у избирательной комиссии права на обращение в суд от имени муниципального образования с требованиями о взыскании расходов, понесенных в связи с организацией и проведением выборов также несостоятелен, поскольку основан на ошибочном толковании закона.

В силу п.7 ст.70 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» возмещение расходов по проведению повторных выборов производится соответствующей избирательной комиссии, которой произведены расходы, связанные с проведением повторных выборов.

Таким образом, ТИК МО «Цильнинский район» в силу закона наделена правом на обращение в суд с настоящим иском.

Изложенные в апелляционной жалобе доводы были предметом рассмотрения суда первой инстанции, и в решении им дана оценка, с которой судебная коллегия соглашается.

Принятое по делу решение основано на надлежащей оценке представленных в дело доказательств, верном применении и толковании норм материального и процессуального права и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила :

 

решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 10 марта 2020 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Фадеева Юрия Анатольевича – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий

 

Судьи: