У Л Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
Судья Синяев В.И.
Дело № 33а-2472/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Ульяновск 21 июля 2020 года
Судебная коллегия по административным делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего
Полуэктовой С.К.,
судей Смирновой Ю.В.,
Васильевой Е.В.,
при секретаре Расторгуевой Л.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную
жалобу Модакалова Сергея Игоревича на решение Мелекесского районного суда
Ульяновской области от 6 марта 2020 года по делу № 2а-2-92/2020, по которому
постановлено:
в удовлетворении административного иска Модакалова Сергея
Игоревича к Военному комиссариату г. Димитровграда, Мелекесского и
Новомалыклинского районов Ульяновской области, призывной комиссии
Муниципального образования «Новомалыклинский район» Ульяновской области,
федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Ульяновской области» о
признании незаконным решения призывной комиссии и понуждении выдать военный
билет отказать.
Заслушав доклад судьи Смирновой Ю.В., судебная коллегия
установила:
Модакалов С.И. обратился с
административным иском к Военному комиссариату г. Димитровграда, Мелекесского и
Новомалыклинского районов Ульяновской области о признании незаконным решения
призывной комиссии от 28.11.2019 и
понуждении выдать военный билет.
В обоснование иска указал, что
28 ноября 2019 года призывной комиссией МО «Новомалыклинский район» Ульяновской
области в отношении него было вынесено решение о признании его не прошедшим
военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Он зачислен в
запас. Взамен военного билета выдана справка.
Считает указанное решение
призывной комиссии незаконным, поскольку он в период с 20.02.2009 до осени 2019
года состоял на воинском учете, неоднократно проходил медицинскую комиссию, но
призыв на военную службу откладывался из-за болезни. Выдавая справку, взамен
военного билета, административный ответчик указал категорию годности к военной
службе «В» - ограниченно годен к военной службе. Следовательно, вывод призывной комиссии о
том, что он не имел законных оснований для
непрохождения военной службы, незаконен.
К участию в деле в качестве административных
соответчиков привлечены призывная комиссия
МО «Новомалыклинский район» Ульяновской области и Федеральное казенное
учреждение «Военный комиссариат Ульяновской области».
Рассмотрев
заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.
В
апелляционной жалобе Модакалов С.И. не
соглашается с решением суда, просит его отменить, удовлетворить его исковые
требования.
В
обоснование доводов жалобы указывает доводы, аналогичные доводам, изложенным в
исковом заявлении, дополняя их тем, что от службы в армии он не скрывался, факт
заведения в отношении него розыскного дела в период с 2014 года по 2019 год
считает необоснованным.
Отмечает,
что после прохождения дополнительного обследования у психиатра и невролога, по
результатам которого он был признан здоровым, его не направили на прохождение
военной службы.
В
возражениях на апелляционную жалобу ФКУ «Военный комиссариат Ульяновской
области» просит оставить решение суда без изменения, жалобу – без
удовлетворения.
В
заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, о
месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Судебная
коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц согласно
ст.150, ст.306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Проверив
материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия приходит к выводу об
отсутствии оснований к отмене решения суда.
В соответствии с п.1.1 ст. 28 Федерального закона от
28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской
обязанности и военной службе» при зачислении в запас граждан, подлежавших
призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет
(за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям,
предусмотренным п.п. 1 и 2, п. 4 ст. 23, ст. 24 данного Закона, либо в связи с
отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей
призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин
не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Порядок
и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея
на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу.
На основании п. 34 Положения о призыве на военную службу
граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства
Российской Федерации от 11.11.2006 №
663, при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими
возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших
военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным п. 1 и 2, подп. «в»
п.3, п. 4 ст.23 и ст. 24 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»,
либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации
решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании
документов воинского учета, хранящихся в отделе (муниципальном) (личное дело
призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском
учете, на основании справок соответствующих отделов (муниципальных) выносит
заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на
то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил
военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 года,
при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на
военную службу.
Контроль за наличием у призывника оснований для освобождения
от призыва на военную службу или для отсрочки от призыва на военную службу
возлагается на начальника отдела (муниципального), а за прохождением
призывником назначенного ему медицинского обследования, лечения и повторного
медицинского освидетельствования - на отдел (муниципальный) и соответствующие
медицинские организации (п.18 Положения).
Согласно п.19 Положения призывник, у которого утрачены
основания для освобождения от призыва на военную службу или истекли сроки
предоставленной ему отсрочки от призыва на военную службу, подлежит призыву на
военную службу на общих основаниях.
В силу п.1 ст.5 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О
воинской обязанности и военной службе» проведение мероприятий по медицинскому
освидетельствованию и медицинскому осмотру при постановке на воинский учет,
призыве на военную службу и проведение иных мероприятий, связанных с призывом
на военную службу, осуществляется военными комиссариатами.
В соответствии с п.1 ст. 26 Федерального закона от
28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской
обязанности и военной службе» призыв на военную службу граждан, не пребывающих
в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование и заседание
призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и
место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном
комиссариате до начала военной службы. Призыв на военную службу указанных
граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и
осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских
округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением
высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего
исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по
представлению военного комиссара.
При этом, на мероприятия, связанные с призывом на военную
службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата (п. 3 названной
статьи).
На основании п. 1, 2, 4 ст.31 Федерального закона от
28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной
службе» граждане, не пребывающие в запасе, подлежащие призыву на военную службу,
обязаны явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место на
медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки
в воинскую часть для прохождения военной службы, а также находиться в военном
комиссариате до начала военной службы. Граждане, подлежащие призыву на военную
службу, обязаны получать повестки военного комиссариата под расписку. В случае
неявки без уважительных причин гражданина по повестке военного комиссариата на
мероприятия, связанные с призывом на военную службу, указанный гражданин
считается уклоняющимся от военной службы и привлекается к ответственности в
соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 34 Инструкции по подготовке и проведению
мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской
Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной приказом Министра обороны
Российской Федерации от 02.10.2007 №
400, предусмотрено, что после создания призывной комиссии ее председатель
совместно с военным комиссаром разрабатывает график работы этой комиссии, в
соответствии с которым в военном комиссариате составляются именные списки
призывников по дням их явки на заседание призывной комиссии. Вызову на
призывную комиссию подлежат все призывники, кроме пользующихся отсрочкой от
призыва на военную службу и не подлежащих призыву на военную службу.
Как следует из
материалов дела и установлено судом первой инстанции, Модакалов С.И., *** года
рождения, с 11.01.2009 состоял на воинском учете по месту жительства
в военном комиссариате по г. Димитровграду, Мелекесскому и Новомалыклинскому
районам. В связи с учебой в *** ему была
предоставлена отсрочка от призыва на военную службу до июня 2013 года. После
этого Модакалов С.И. в военкомат для
призыва на военную службу не являлся, его местонахождение установлено не было,
в связи с чем 01.04.2014 Отделом ФКУ
«Военный комиссариат Ульяновской
области» по г. Димитровграду, Мелекесскому и Новомалыклинскому районам было
заведено розыскное дело на призывника Модакалова С.И., как уклоняющегося от
призыва на военную службу.
Весной 2015 года
он явился в военкомат, в осенний призыв
ему была присвоена категория «Г» до 01.04.2016. В весенний призыв 2016 года
призывная комиссия МО «Новомалыклинский район» признала его ограниченно годным
в связи с присвоением категории годности «В», однако на контрольном медицинском
освидетельствовании она не подтвердилась.
В осенний призыв 2016 года снова была установлена категория «В», на
контрольном медицинском обследовании категория
не была подтверждена, психиатр областного сборного пункта рекомендовал пройти
обследование для заключения *** в ГУЗ «Ульяновская областная клиническая
больница», данное обследование Модакалов
С.И. не прошел.
В 2017 году
Модаклов С.И. в военкомат не являлся,
несмотря на то, что ему были вручены повести 15.03.2017, 05.05.2017,
15.05.2017.
В 2018 году в весенний призы ему была установлена
категория «В», были выданы
направления на дополнительное
обследование, которое он не прошел, в осенний призыв была присвоена категория «В», но на
контрольном медицинском
освидетельствовании не подтвердилась, призывник
был направлен на дополнительное
обследование, которое он не прошел.
Весной 2019 года
Модакалов С.И. не явился в военкомат,
несмотря на то, что ему была вручена повестка 11.03.2019.
Решением
призывной комиссии МО «Новомалыклинский район» от 28.11.2019 Модакалов С.И. зачислен в запас как не
прошедший военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Разрешая заявленные
административные исковые требования, суд правильно исходил из того, что в
данном случае имеет место непрохождение административным истцом военной службы
по призыву при отсутствии оснований для освобождения либо отсрочки от призыва в
период после 1 января 2014 года, поскольку уважительных причин для неявки Модакалова С.И. для прохождения медицинского
освидетельствования весной 2019 года,
контрольного медицинского освидетельствования, не имелось. В связи с этим
решение о выдаче справки вместо военного билета также является обоснованным.
Установив
отсутствие предусмотренных ст.ст. 23, 24 Федерального закона «О воинской
обязанности и военной службе» оснований для освобождения Модакалова С.И. от прохождения военной службы по призыву, суд первой инстанции пришел к верному выводу
о том, что у административного ответчика имелись предусмотренные законом
основания для признания Модакалова С.И.
гражданином, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то
законных оснований при его зачислении в запас.
Доводы апелляционной
жалобы об обратном основаны на неправильном применении норм материального
права, неправильном понимании содержания обжалуемого судебного акта и существа
спорных правоотношений, не опровергают выводы суда первой инстанции и основаны
на неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для
административного дела.
Тот факт, что
административному истцу при освидетельствовании гражданина пребывающего в
запасе установлена категория годности «В» ограничено годен не может являться основанием к отмене
постановленного по административному делу судебного акта, поскольку данные
обстоятельства не опровергают выводы суда о том, что Модакалов С.И. не прошел военную службу по призыву, не имея
на то законных оснований.
Доказательств
наличия уважительных причин неявки на медицинское освидетельствование и
контрольное медицинское освидетельствование стороной административного истца не
представлено.
Поскольку
оспариваемое решение вынесено административным ответчиком при наличии законных
оснований, в пределах предоставленных законом полномочий, суд первой инстанции
правомерно не усмотрел оснований для удовлетворения заявленных административных
исковых требований.
Выводы суда
основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании
представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом в
соответствии с требованиями ст. 84 Кодекса административного судопроизводства
Российской Федерации, а также нормах
материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Принятое по делу решение является правильным, нормы
материального и процессуального права применены судом верно
Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Мелекесского районного суда Ульяновской области от 6
марта 2020 года оставить без изменения,
апелляционную жалобу Модакалова Сергея Игоревича - без
удовлетворения.
Определение суда
апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может
быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой
кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса
административного судопроизводства Российской Федерации через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи: