Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О признании незаконным начисление задолженности
Документ от 30.06.2020, опубликован на сайте 20.07.2020 под номером 88885, 2-я гражданская, о признании незаконным начисления задолженности по выплаченной субсидии и однростороннего удержания, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Алексеева Е.В.                                                           Дело № 33-2340/2020

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                   30 июня 2020 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Фёдоровой Л.Г.,

судей Фоминой В.А., Чурбановой Е.В.

при секретаре Абросимовой А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело № 2-745/2020 по апелляционной жалобе Навойниковой Галины Александровны на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 3 марта 2020 года, по которому постановлено:

в удовлетворении исковых требований Навойниковой Галины Александровны к областному государственному казенному учреждению социальной защиты населения Ульяновской области о признании незаконными начисления задолженности и производимых удержаний – отказать.

 

Заслушав доклад судьи Фоминой В.А., пояснения Навойниковой Г.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя ОГКУСЗН Ведерникова С.С., возражавшего против доводов жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Навойникова Г.А. обратилась в суд с иском к областному государственному казенному учреждению социальной защиты населения Ульяновской области о признании незаконными начисления задолженности и производимых удержаний по компенсации на оплату жилья и коммунальных услуг.

Требования мотивировала тем, что она является неработающим пенсионером и получателем компенсации на оплату жилья и коммунальных услуг. Недобросовестных действий с ее стороны допущено не было, однако, ответчик выставляет ей сумму переплаты по компенсации за период с 01.05.2017 по 30.04.2018, с 01.11.2018 по 30.04.2019 в сумме 11 437, 94 руб.

Просила признать незаконным начисление ей задолженности по компенсации в указанном размере и в указанные периоды времени и признать задолженность в сумме 11 437, 94 руб. отсутствующей.

Рассмотрев данный спор, суд принял вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе Навойникова Г.А. не соглашается с решением суда, считает его незаконным и необоснованным, просит его отменить, принять по делу новое решение, об удовлетворении исковых требований в полном объеме. В обоснование жалобы указывает, что в судебных заседаниях привела ряд доводов и представила письменные документы, имевшие значение для рассмотрения и разрешения данного гражданского дела. Отмечает, что ей ежегодно производиться неверное начисление сумм компенсации в объеме больше, чем фактический объем понесенных ей расходов на оплату ЖКУ с учетом субсидий и льгот, которые ей полагаются. Ссылается на п. 2 ст. 3 Закона Ульяновской области от 19.12.2007 № 217-ЗО «О порядке и условиях предоставления отдельным категориям граждан компенсаций расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в Ульяновской области». Кроме того добавляет, что исходя из представленных документов, начисляется и перечисляется в ее пользу одна сумма (документально, исходя из представленных суду таблиц-сравнений), а фактически ей перечисляется иная сумма, что подтверждается выпиской с банковского счета. При таких обстоятельствах в связи с неверным начислением и перечислением в ее пользу сумм денежных средств ответчиком происходит необоснованный рост «задолженности». Указывает, что она также представляла контррасчет сумм задолженности, согласно которого даже при наличии задолженности, ее размер не мог превышать 7964 руб., а по данным ответчика за ней фактически числится обязанность по возврату сумм, которые в ее пользу не перечислялись. Считает, что выводы суда, изложенные в решении, тождественны доводам ответчика, приведенным в его письменных возражениях на исковое заявление. Не соответствует действительности, по ее мнению то, что она информировалась по представленным ей документам для сравнения выплаченных сумм компенсации с фактическими расходами на оплату ЖКУ с учетом представленных льгот, за периоды с 01.05.2017 по 30.04.2018 и с 01.11.2018 по 30.04.2019 образовалась переплата и сложившаяся ситуация была ею проигнорирована.

В возражениях на апелляционную жалобу ОГКУСЗН, просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Из материалов дела следует и судом установлено, что Навойникова Г.А. является получателем компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных слуг, предусмотренной Законом Ульяновской области от 19.12.2007 № 217-ЗО «О порядке и условиях предоставления отдельным категориям граждан компенсаций расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в Ульяновской области». Также истице предоставляется льгота как ветерану труда Ульяновской области в соответствии с Законом Ульяновской области № 10-ЗО от 09.01.2008 «О звании «Ветеран труда Ульяновской области».

Согласно ч. 2 ст. 2 Закона Ульяновской области от 19.12.2007 № 217-ЗО «О порядке и условиях предоставления отдельным категориям граждан компенсаций расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в Ульяновской области» гражданин признается нуждающимся в получении компенсации, если размер расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, понесенных за месяц, предшествующий месяцу обращения за предоставлением компенсации, превышает величину, равную 10 процентам среднемесячного совокупного дохода семьи или дохода одиноко проживающего гражданина.

При определении права на компенсацию размер расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг уменьшается на размер назначенных гражданину и (или) проживающим совместно с ним лицам мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг (далее - меры социальной поддержки по оплате ЖКУ), субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и иных выплат, предоставляемых для целей оплаты жилого помещения и коммунальных услуг за месяц, предшествующий месяцу обращения за назначением компенсации. В совокупном доходе семьи или доходе одиноко проживающего гражданина при определении права на компенсацию и расчете ее размера не учитываются меры социальной поддержки по оплате ЖКУ, предоставляемые из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 5 Закона Ульяновской области № 10-ЗО от 09.01.2008 «О звании «Ветеран труда Ульяновской области» граждане, удостоенные звания «Ветеран труда Ульяновской области», достигшие возраста 60 лет (мужчины) и 55 лет (женщины), имеют право на получение следующих мер государственной социальной поддержки: ежемесячной денежной компенсации расходов, связанных с внесением платы за коммунальные услуги, в размере 50 процентов указанной платы.

Порядок предоставления мер государственной социальной поддержки, установленных настоящей статьей, определяется Правительством Ульяновской области.

Субсидии на оплату ЖКУ предоставляются гражданам в соответствии со статьёй 159 Жилищного кодекса РФ.

Правила предоставления субсидий утверждены постановлением Правительства РФ от 14 декабря 2005 № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг».

Обращаясь с иском в суд, Навойникова Г.А. сослалась на излишнее начисление ей субсидий при отсутствии недобросовестных действий с ее стороны и наличие задолженности, которая в последующем удерживается ответчиком в одностороннем порядке из будущих выплат. Полученные в спорные периоды денежные средства полагает не могут быть расценены как неосновательное обогащение, в связи с чем считает необходимым признать отсутствующей задолженность по выплаченной ей субсидии за периоды с 01.05.2017 по 30.04.2018 и с 01.11.2018 по 30.04.2019 в сумме 11 437,94 руб.

Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 30.12.2016 № 857 утверждены Методические рекомендации по применению Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 № 761 (далее – Методические рекомендации).

При определении размера субсидии применяется п. 8 Правил, согласно которому к заявлению о предоставлении субсидии прилагаются документы, в том числе содержащих сведения о платежах за жилое помещение и коммунальные услуги, начисленных за последний перед подачей заявления о предоставлении субсидии месяц; IV раздел Правил, где приводятся формулы для расчета субсидии; п. 27 Правил, согласно которому размер предоставляемой субсидии не должен превышать фактические расходы семьи на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, уменьшенные на размер предоставленной меры социальной поддержки на оплату ЖКУ.

В силу ст. 2 Закона Ульяновской области от 19.12.2007 № 217-ЗО «О порядке и условиях предоставления отдельным категориям граждан компенсаций расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в Ульяновской области», одиноко проживающим пенсионерам нетрудоспособного возраста, чья сумма расходов на оплату ЖКУ, уменьшенная на размер назначенных гражданину мер социальной поддержки по оплате ЖКУ, превышает сумму равную 10 процентам от совокупного дохода одиноко проживающего гражданина, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в Ульяновской области.

В соответствии с пунктом 27 Правил, размер предоставляемой субсидии не должен превышать фактические расходы семьи на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Получатель субсидии не позднее 10 рабочих дней с даты истечения срока предоставления субсидии представляет уполномоченному органу документы, подтверждающие фактические расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, понесенные в течение срока получения последней субсидии.

Получатели субсидий, использующие для отопления жилого помещения в качестве основного вида топлива твердое топливо (при наличии печного отопления), электроэнергию (при наличии электрических отопительных приборов), газ (при наличии газовых отопительных приборов), представляют платежные или иные документы, подтверждающие фактические расходы семьи на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, по окончании 2 сроков предоставления субсидий подряд.

В случае, если размер субсидии превысил фактические расходы семьи на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, возврат средств в размере превышения производится в порядке, установленном пунктом 49 настоящих Правил.

Аналогичные положения закреплены в Методических рекомендациях по применению Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Приказом Минстроя России № 1037/пр, Минтруда России № 857 от 30.12.2016 «Об утверждении Методических рекомендаций по применению Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года № 761», согласно которым сравнение размера субсидии с фактическими расходами на оплату жилого помещения и коммунальных услуг рекомендуется осуществлять различными способами в зависимости от технических и организационных возможностей: по окончании срока предоставления субсидии - за весь период предоставления субсидии; по окончании второго срока предоставления субсидии, в течение которого заканчивается отопительный период - суммарно за два срока предоставления субсидии, при условии, что субсидия предоставляется только во время отопительного периода, либо если для отопления используется в качестве основного вида топлива твердое топливо (при наличии печного отопления), электроэнергия (при наличии электрических отопительных приборов) или газ (при наличии газовых отопительных приборов) (пункт 88).

При превышении размера субсидии над фактическими расходами необоснованно полученные в качестве субсидии за предыдущий месяц средства рекомендуется засчитывать в счет субсидии за следующий месяц, а при отсутствии права на получение субсидии в следующем месяце эти средства добровольно возвращаются получателем субсидии в бюджет (пункт 89).

Согласно вышеуказанным нормам по истечении выплатного периода производится сравнение выплаченных сумм субсидий, компенсаций с фактическими расходами получателей на оплату жилищно-коммунальных услуг с учетом предоставляемых льгот. При этом фактические расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - это расходы, которые гражданин понес в период получения субсидии, компенсации.

Сопоставление размера полученных сумм субсидий, компенсаций с фактическими расходами на оплату ЖКУ производится не общим итогом, а помесячно (за каждый отдельный расчетный период). При сравнении учитываются расходы на оплату ЖКУ, понесенные в конкретном месяце, уменьшенные на размер предоставленной в этом месяце льготы на оплату ЖКУ. По итогам сравнения размеров выплаченной субсидии и/или компенсации с фактическими расходами на оплату ЖКУ получателя производится не только удержание излишне выплаченных сумм, если субсидия или компенсация превысила фактические расходы семьи на оплату ЖКУ, но и доплата в пределах расчетной величины субсидии и компенсации, если расходы на оплату ЖКУ в течение выплатного периода увеличились, а размер субсидии и компенсации был ниже расчетного размера.

Согласно п. 49 и п. 50 Правил предоставления субсидий утвержденных постановлением Правительства РФ от 14 декабря 2005 года № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» и п.10 ст. 4 Закона Ульяновской области с изменениями от 03.06.2015 № 79-ЗО «О порядке и условиях предоставления отдельным категориям граждан компенсаций расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в Ульяновской области», в случае отсутствия у гражданина права на получение выплат в будущем, излишне полученные в качестве субсидии, компенсации денежные средства подлежат добровольному возврату в бюджет в течении трех месяцев со дня выявления факта превышения размера представленной субсидии, компенсации над фактически понесенными расходами на оплату ЖКУ.

Отказывая в удовлетворении исковых требований Навойниковой Г.А., суд первой инстанции пришел к выводу, что исходя из сравнительного анализа выплаченных Навойниковой Г.А. сумм компенсации с фактическими расходами на оплату ЖКУ с учетом предоставленных льгот за периоды с 01.05.2017 по 30.04.2018 и с 01.11.2018 по 30.04.2019 образовалась переплата в размере 11 437,94 руб. Расчет суммы переплаты подробно отражен в контрольном сравнении выплаченных сумм компенсации с фактическими расходами на оплату ЖКУ с учетом предоставленных истице льгот и удержаний за прошлые периоды с 01.05.2017 по 30.04.2018 и с 01.11.2018 по 30.04.2019.

Судебная коллегия соглашается с данным выводом, поскольку он основан на нормах жилищного законодательства и установленных судом обстоятельствах по данному делу.

Наличие излишне выплаченной компенсации истица в суде апелляционной инстанции не отрицала, в связи с чем оснований для удовлетворения исковых требований Навойниковой Г.А. о признании незаконным начислений задолженности по выплаченной компенсации и признании задолженности отсутствующей не имеется.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе истца Навойниковой Г.А., не могут повлечь за собой отмену обжалуемого решения, поскольку аналогичны доводам, приведенным в обоснование иска, были предметом исследования суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку в постановленном решении.

Правовых доводов, которые бы в силу закона могли повлечь отмену решения суда, апелляционная жалоба не содержит.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 3 марта 2020 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Навойниковой Галины Александровны – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Ленинский районный суд города Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи: