Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О проведении повторного медосвидетельствования на категорию годности к военной службе
Документ от 07.07.2020, опубликован на сайте 22.07.2020 под номером 88839, 2-я гражданская, об оспаривании действий, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

Судья Бахарева Н.Н.                                                            Дело № 33а-2402/2020

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                             7 июля 2020 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Полуэктовой С.К.,

судей Васильевой Е.В., Лифановой З.А.,

при секретаре Каминской Ю.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Ульяновской области» на решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 7 февраля 2020 года, по которому постановлено:

исковые требования Катаевой Елены Вячеславовны удовлетворить.

Признать незаконным отказ Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Ульяновской области» от 02.10.2019 в проведении повторного медицинского освидетельствования Катаевой Елены Вячеславовны. 

Обязать Федеральное казенное учреждение «Военный комиссариат Ульяновской области» организовать проведение повторного медицинского освидетельствования Катаевой Елены Вячеславовны с целью установления категории годности к военной службе.

Взыскать с Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат  Ульяновской области» в пользу Катаевой Елены Вячеславовны судебные расходы в размере 6300 руб.

Заслушав доклад судьи Васильевой Е.В., пояснения представителя Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Ульяновской области» Бахтияровой Д.Ф., подержавшей доводы апелляционной жалобы, Катаевой Е.В., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Катаева Е.В. обратилась в суд с административным иском к ФКУ «Военный комиссариат Ульяновской области» о признании незаконным отказа в проведении  повторного медицинского освидетельствования, возложении обязанности организовать проведение повторного освидетельствования.

В обоснование требований указала, что состоит на воинском учете в Военном комиссариате Заволжского района г.Ульяновска. В 2010 году она была признана ограниченно годной к военной службе по состоянию здоровья на основании пункта *** (***).

17.01.2018 ей была проведена микрохирургическая операция: лазерная коррекция зрения методом LASIK правого и левого глаза, после которой острота зрения составляет OD / OS = 1,0 / 1,0.

В связи с трудоустройством в ФКУ ИК-9 УФСИН России по Ульяновской области на должность врача эпидемиолога в период с 04.04.2019 по 07.05.2019 в отношении неё было проведено медицинское освидетельствование, в результате которого выявлено заболевание, препятствующее службе в уголовно-исполнительной системе. Военно-врачебной комиссией дано заключение: категория «В» - не годен к службе должности врача-эпидемиолога филиала ЦГСЭН ФКУЗ МСЧ-73 ФСИН России, по четвертой группе назначения.

В то же время врачом офтальмологом при прохождении медицинского освидетельствования в обходном листе была сделана запись об остроте зрения 100%. Сотрудниками комиссии медицинское освидетельствование не было доведено до конца. Итоговое заключение было основано на данных военного билета, установленных в 2010 году.

03.09.2019 она обратилась в ФКУ «Военный комиссариат Ульяновской области» с заявлением о повторном проведении медицинского освидетельствования, в чем ей было отказано.

Согласно п.87 Положения о военно-врачебной экспертизе граждане, ограниченно годные к военной службе, изъявившие желание пройти освидетельствование, для уточнения диагноза заболевания направляются военными комиссариатами муниципальных образований в медицинские организации государственной и муниципальной систем здравоохранения на обследование в амбулаторных или стационарных условиях. По завершении обследования составляется медицинское заключение о состоянии здоровья гражданина, форма и правила заполнения которого аналогичны форме и правилам заполнения медицинского заключения о состоянии здоровья гражданина, составляемого в отношении граждан при первоначальной постановке на воинский учет и при призыве на военную службу.

Обследование и освидетельствование военнослужащих, ранее признанных ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, организуется и проводится в порядке, определенном пунктами 50 - 67 названного Положения.

Организация освидетельствования иных категорий граждан, ранее признанных ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, возлагается на военные комиссариаты и военные комиссариаты муниципальных образований.

Катаева Е.В. просила признать незаконным решение ФКУ «Военный комиссариат Ульяновской области» от 02.10.2019 №1/3205 об отказе в проведении повторного медицинского освидетельствования; возложить на административного ответчика обязанность устранить нарушение её прав путем организации и проведения повторного медицинского освидетельствования; внести изменения категории годности в военный билет по результатам проведения медицинского освидетельствования и взыскать с административного ответчика расходы по оплате юридических услуг в размере 25000 руб.

К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ФКУЗ МСЧ-73 ФСИН России.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе ФКУ «Военный комиссариат Ульяновской области» просит отменить решение суда как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, и принять новое решение об отказе в удовлетворении административного иска в полном объеме.

Указывает, что в соответствии с разделом VIII Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 №565 предусмотрено обследование и освидетельствование граждан, ранее признанных ограниченно-годными к военной службе по состоянию здоровья. Этот раздел предусматривает ту категорию граждан, которые являются «В» - ограниченно годными к военной службе, не проходивших военную службу и пребывающих в запасе. К данной категории граждан относится Катаева Е.В.

В Положение о военно-врачебной комиссии постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2018 №1552 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившим силу подпункта «п» пункта 2 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам организации военной подготовки граждан, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2018 №490» внесены изменения в п.84 и первый абзац изложен в следующей редакции: «Граждане в возрасте от 18 до 27, освобожденные от призыва на военную службу  в связи с признанием их ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья и зачисленные в запас Вооруженных сил Российской Федерации (далее – граждане, ограниченно годные к военной службе) вправе пройти освидетельствование для определения категории годности к военной службе.

Следовательно, граждане старше 27 лет, не проходившие военную службу и пребывающие в запасе, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, медицинскому освидетельствованию повторно не подлежат.

Вывод суда о том, что действующее законодательство не устанавливает запрета на проведение повторного медицинского освидетельствования граждан, ранее признанных ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья несостоятелен, так как п.69 Положения уже содержит такое ограничение, предусматривая, что Министерство обороны РФ, другие федеральные органы исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная служба) организуют обследование и освидетельствование граждан, прошедших военную службу и пребывающих в запасе.

Обращаясь с требованиями к военному комиссариату, Катаева Е.В. фактически имеет намерение решить вопрос с трудоустройством в учреждение Федеральной службы исполнения наказаний, которое является федеральным органом исполнительной власти и в котором предусмотрена приравненная служба, поэтому в данном федеральном органе самостоятельно организуется обследование и освидетельствование граждан, не проходивших военную службу и пребывающих в запасе.

В возражениях на апелляционную жалобу Катаева Е.В. просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В заседание суда апелляционной инстанции не явился представитель ФКУЗ МСЧ-73 ФСИН России, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц согласно ст.150, ст.306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии со ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как установлено судом, Катаева Е.В., *** года рождения, 25.06.2010 была принята на воинский учет Военным комиссариатом Железнодорожного, Засвияжского и Ленинского районов г.Ульяновска, 05.07.2010 принята на воинский учет Отделом военного комиссариата Ульяновской области по Заволжскому району г.Ульяновска.

Решением военно-врачебной комиссии Железнодорожного, Засвияжского и Ленинского районов г.Ульяновска от 25.06.2010 Катаева Е.В. признана ограниченно годной к военной службе по категории «В» в связи с наличием диагноза ***.

17.01.2018 Катаевой Е.В. проведена микрохирургическая операция: лазерная коррекция зрения обоих глаз, после которой острота зрения правого и левого глаза составляет 1,0.

При прохождении медицинского освидетельствования в связи с трудоустройством в ФКУЗ МСЧ-73 ФСИН России врачом– офтальмологом установлено наличие у административного истца остроты зрения 100 %, однако заключение дано с учетом установленной в военном билете категории годности.

03.09.2019 Катаева Е.В. обратилась с заявлением к ФКУ «Военный комиссариат Ульяновской области» о проведении в отношении нее медицинского освидетельствования для определения категории годности к военной службе.

02.10.2019 административным ответчиком отказано в переосвидетельствовании Катаевой Е.В. со ссылкой на то, что она в силу возраста не относится к категории лиц (с 18 до 27 лет), для которых Федеральным законом от 29.12.2017 №444-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» предусмотрено право прохождения медицинского освидетельствования для определения годности к военной службе.

Принимая решение об удовлетворении административного иска, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что ФКУ «Военный комиссариат Ульяновской области» является надлежащим ответчиком по делу, к полномочиям которого относится организация обследования и освидетельствования граждан, прошедших военную службу (приравненную службу), граждан, не проходивших военную службу и пребывающих в запасе, а также о том, что действующее законодательство не содержит запрета на проведение повторного медицинского освидетельствования граждан, ранее признанных ограниченно годными к военной службе.

Данный вывод судебная коллегия признает правильным, поскольку он основан на надлежащей оценке и толковании законодательства, регулирующего спорные правоотношения.

Поскольку определение категории годности к военной службе в силу закона относится к полномочиям военных комиссариатов, а установленная Катаевой Е.В. в 2010 году категория годности служит препятствием к её трудоустройству, при наличии данных об улучшении состояния здоровья органа зрения, по которому Катаевой Е.В. установлено ограничение к военной службе, у административного ответчика отсутствовали основания к отказу в проведении в отношении административного истца повторного медицинского освидетельствования для определения категории годности к военной службе.

Разрешая спор, суд обоснованно исходил из того, что действующее законодательство не содержит запрета на проведение повторного медицинского освидетельствования граждан, признанных ограниченно годных к военной службе.

В соответствии с п.1 ст.5 Федерального закона от 28.03.1998 №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» проведение мероприятий по медицинскому освидетельствованию при поступлении не военную службу по контракту, медицинскому освидетельствованию ранее признанных ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья осуществляются военными комиссариатами.

Пунктом 4 статьи 52 названного Федерального закона гражданин, пребывающий в запасе, проходит медицинское освидетельствование для определения его годности к военной службе в соответствии со статьей 5.1 данного Федерального закона, согласно которой граждане при поступлении, в том числе на военную службу по контракту, а также граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами (терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом) и в случае необходимости - врачами других специальностей.

В пункте 3 статьи 5.1 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» содержится прямое предписание, что порядок организации и проведения медицинского освидетельствования граждан, указанных в пункте 1 названной статьи, в том числе граждан, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, определяется Положением о военно-врачебной экспертизе.

Финансовое обеспечение медицинского освидетельствования граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, осуществляется за счет средств федерального бюджета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Абзацем 10 подпункта «а» пункта 3 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2013 №565, в редакции, действующей на момент возникновения спорного правоотношения, на военно-врачебную комиссию возложено проведение медицинского освидетельствования граждан, не проходивших военную службу и пребывающих в запасе.

Пунктом 69 этого же Положения о военно-врачебной экспертизе закреплено, что Министерство обороны Российской Федерации, другие федеральные органы исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная служба), организуют обследование и освидетельствование граждан, прошедших военную службу (приравненную службу), граждан, не проходивших военную службу и пребывающих в запасе.

Принимая во внимание, что действующее законодательство не содержит запрета на проведение повторного медицинского освидетельствования граждан, ранее признанных ограниченно годными к военной службе, а также то, что проведение медицинского освидетельствования для определения категории годности к военной службе в силу закона осуществляется военными комиссариатами, суд обоснованно возложил обязанность по проведению повторного освидетельствования Катаевой Е.В. для определения категории годности к военной службе на ФКУ «Военный комиссариат Ульяновской области».

Установив, что Катаевой Е.В. представлены медицинские документы, свидетельствующие об изменении состояния её здоровья, суд пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для отказа в организации повторного медицинского освидетельствования и нарушении оспариваемым решением прав и законных интересов административного истца.

Другим путем восстановить право на установление категории годности к военной службе Катаева Е.В. не имеет возможности.

Изложенные в апелляционной жалобе доводы являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, и в решении им дана оценка, с которой судебная коллегия соглашается.

Принятое по делу решение является правильным, материальный и процессуальный закон, регулирующий спорные правоотношения применен судом верно. Решение суда отвечает положениям действующего законодательства, оснований для его отмены не имеется.

Руководствуясь ст.309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 7 февраля 2020 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Ульяновской области» – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через суд первой инстанции.
 

Председательствующий

 

Судьи