Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Оспаривание перечней
Документ от 08.07.2020, опубликован на сайте 20.07.2020 под номером 88835, 1-я гражданская, , Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН

                                                                                   Дело № 3а-209/2020

 

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

8 июля 2020 года                                                                        город Ульяновск

 

Ульяновский областной суд в составе:

судьи Трифоновой Т.П.,

при секретаре Дубровиной Л.О.,

с участием прокурора Федечко Ф.И.,

 

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Центрального банка Российской Федерации о признании недействующими пунктов 497, 3806, 5069, 7897, 7898, 15644, 16074, 17451 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, утвержденного приказом Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области № 157-ПОД от 27 ноября 2017 года; пунктов 263, 2032, 2757, 10953, 4600, 4601, 7876, 8120, 10907, 8976 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, утвержденного приказом Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области № 167-ПОД от 27 ноября 2018 года, пунктов 250, 1758, 8968, 3923, 3924, 6473, 8925, 7250 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области № 192-пр от 27 ноября 2019 года,

 

У С Т А Н О В И Л:

 

27 ноября 2017 года Агентством государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области издан приказ № 157-ПОД «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год» (далее также приказ № 157-ПОД).

27 ноября 2018 года Агентством государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области издан приказ № 167-ПОД «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год» (далее также приказ № 167-ПОД).

27 ноября 2019 года Министерством строительства и архитектуры Ульяновской области  был издан приказ № 192-ПР «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год» (далее также приказ № 192-ПР).

Указанными приказами определены перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость, на 2018, 2019, 2020 годы (далее - перечни), являющиеся приложениями к приказам.

Центральный Банк РФ обратился  Ульяновский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующими пункты  497, 3806, 5069, 7897, 7898, 15644, 16074, 17451 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, утвержденного приказом Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области № 157-ПОД от 27 ноября 2017 года; пунктов 263, 2032, 2757, 10953, 4600, 4601, 7876, 8120, 10907, 8976 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, утвержденного приказом Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области № 167-ПОД от 27 ноября 2018 года, пунктов 250, 1758, 8968, 3923, 3924, 6473, 8925, 7250 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области № 192-пр от 27 ноября 2019 года, в части включения в перечни принадлежащих ему объектов недвижимости с кадастровыми номерами:

- ***, нежилое здание, расположенное по адресу: *** (пункт 497 Приказа № 157-ПОД, пункт 263 приказа № 167-ПОД, пункт 250 приказа № 192-пр);

- ***,  нежилое здание по адресу: *** (пункт 3806 приказа № 157-ПОД, пункт 2032 приказа № 167-ПОД, пункт 1758 приказа № 192-пр);

- *** – нежилое здание по адресу: *** (пункт 5069 Приказа № 157-ПОД, пункты 2575 и 10953 приказа № 167-ПОД, пункт 8968 приказа № 192-пр);

- *** – нежилое здание по адресу: *** (пункт7897 приказа № 157-ПОД, пункт 4600 приказа № 167-ПОД, пункт 3923 приказа № 192-пр);

-*** – нежилое здание по адресу: *** (пункт 7898 приказа № 157-ПОД, пункт 4601 приказа № 167-ПОД, пункт 3924 приказа № 192-пр);

- *** – нежилое здание по адресу: *** (пункт 15644 приказа № 157-ПОД, пункт 7876 приказа № 167-ПОД, пункт 6473 приказа № 192-пр);

- *** – нежилое здание по адресу: *** (пункт 16074 приказа № 157-ПОД, пункты 8120, 10907 приказа № 167-ПОД, пункт 8925 приказа № 192-пр);

- *** – нежилое здание по адресу: *** (пункт 17451 приказа № 157-ПОД, пункт 8976 приказа № 167-ПОД, пункт 7250 приказа № 192-пр).

В обоснование исковых требований указывает на то, что в соответствии с определенными Федеральным законом от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации» целями деятельности, функциями и полномочиями банка России, получение прибыли не является целью его деятельности. Уставный капитал Банк России и иное имущество признаются собственностью РФ, в отношении которой Банк России реализует полномочия в области владения, пользования и распоряжения в соответствии с установленными целями его деятельности. Банк России является публичным юридическим лицом, а предоставленные банку полномочия по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения. То есть Банк России определен в качестве органа, выступающего от имени государства и наделенного определенными властными полномочиями.

Отделения Банка России являются территориальными учреждениями Банка России – обособленными подразделениями Банка России, осуществляющими часть его функций на территории субъекта РФ и входящие в единую централизованную систему Банка России с вертикальной структурой управления. Территориальные учреждения не имеют статуса юридического лица. Выполняемые ими функции свидетельствуют о том, что отделения банка ведут административную (управленческую) деятельность, а не коммерческую.

Принадлежащие Банку объекты, указанные в иске, являются федеральной собственностью и не входят в перечень, установленный статьей 378.2 НК РФ.

Деятельность Банка России по передаче во временное владение и пользование объектов недвижимости не преследует цели получения прибыли, то есть не является предпринимательской в смысле статьи 2 Гражданского Кодекса РФ, а осуществляется на основе принципа целесообразности распоряжения объектами недвижимого имущества, учитываемом в бухгалтерском учете учреждения Банка России, путем передачи его в аренду в связи с приостановлением процесса использования зданий, помещений и сооружений для целей деятельности учреждения Банка России. Преимущественным правом получения в аренду объекта недвижимого имущества обладает РОСИНКАС.  Объекты недвижимости могут быть сданы в аренду другим юридическим лицам только после отказа филиала РОСИНКАС от аренды. Деятельность банка России по управлению имуществом является реализацией возложенных на него государственно-властных полномочий. 90% полученной прибыли Банк России перечисляет в федеральный бюджет. Положения пункта 2 статьи 372 Налогового Кодекса РФ, согласно которому налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимости определятся как кадастровая стоимость, к банку России не применимы, поскольку в соответствии с подпунктом 3 пункта 12 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ объект недвижимости подлежит налогообложению исходя из кадастровой стоимости у собственника или у организации, владеющим таким объектом на праве хозяйственного ведения.

В судебном заседании представитель административного истца     Игнатьева А.В. заявленные требования поддержала в полном объеме, настаивала на их удовлетворении.

Представитель Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области Головлева О.В. в судебном заседании заявленные требования не признала.  Пояснила, что приказы изданы в рамках компетенции Агентства и Министерства, не противоречат федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Принадлежащие банку России здания были включены в Перечни на основании сведений из ЕГРН о назначении зданий – «нежилое» и их наименований, в котором содержалось  указание «административное».

На основании обращения банка России Комиссией было произведено обследование принадлежащих банку зданий. В ходе обследования установлено, что доля помещений административного назначения в зданиях превышает 20%. Таким образом, здания, за исключением здания с кадастровым номером ***, являются административно-деловыми центрами. Здание с кадастровым номером *** площадью 1719,9 кв.м состоит, в том числе, из помещений административного назначения – 180 кв.м, а также из помещений для оказания банковских услуг (Россельхозбанк) – площадью 210 кв.м, что в сумме составляет более 20%. Данное здание является одновременно административно-деловым центром и торговым центром. В связи с этим Банку России было отказано в исключении принадлежащих ему объектов недвижимости из Перечней.

Представитель Агентства государственного имущества и земельных отношений в судебное заседание не явился. Просил рассмотреть дело в свое отсутствие. В письменном отзыве на иск указал на то, что приказы изданы в пределах полномочий Агентства, в установленном законом порядке.  основанием для включения в перечень принадлежащего истцу объектов послужила информация о наименовании и назначении объектов недвижимости, указанная в Едином государственном реестре недвижимости.

В соответствии с Указом губернатора Ульяновской области от 12 апреля 2019 года № 26 «О мерах по совершенствованию деятельности исполнительных органов государственной власти Ульяновской области и признании утратившими силу отдельных положений нормативных правовых актов Губернатора Ульяновской области» Агентство госимущества с 1 июля 2019 года упразднено с передачей функций иным исполнительным органам государственной власти Ульяновкой области. На настоящий момент Агентство находится в стадии ликвидации.  С 1 января 2019 года вопрос формирования и утверждения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 1 января каждого года, определения вида фактического использования здания (строений, сооружений) и помещений в соответствии с требованиями, предусмотренными статьей 378.2 НК РФ, относятся к компетенции Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области.

С учетом положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, обозрев технические паспорта на объекты недвижимости,  заслушав заключение прокурора Федечко Ф.И., полагавшего административное исковое заявление  подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.

Производство по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов осуществляется в соответствии с положениями главы 21 КАС РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Согласно пункту «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

В силу положений подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения относится решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

Правительство Ульяновской области является постоянно действующим исполнительным органом государственной власти Ульяновской области; свои полномочия Правительство Ульяновской области реализует, в том числе посредством издания нормативных правовых актов в форме постановлений (статьи 24, 27 Устава Ульяновской области).

Постановлением Правительства Ульяновской области от 19 января 2017 года № 1/20-П утверждено Положение об Агентстве государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, действовавшее на момент издания оспариваемых актов.

В соответствии с подпунктами 24, 25 пункта 2.6 раздела 2 Положения Агентство государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества; перечень в электронной форме направляет в Управление Федеральной налоговой службы по Ульяновской области; размещает перечень на официальном сайте Агентства и официальном сайте Губернатора и Правительства Ульяновской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»; определяет вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктом 9 статьи 378.2 НК РФ.

В рамках переданных полномочий приказами Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области № 157-ПОД от          27 ноября 2017 года, № 167-ПОД от 27 ноября 2018 года утверждены перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 и 2019 годы.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 16 ноября 2018г. № 25/557-П (ред. от 21 августа 2019г.)  утверждено Положение о Министерстве строительства и архитектуры Ульяновской области.

В соответствии с п. 1.1 указанного Положения  Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области (далее также - Министерство) является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, осуществляющим на территории Ульяновской области государственное управление в сферах градостроительной деятельности, строительства, промышленности строительных материалов и изделий, земельных отношений, а также региональный государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.

Согласно подпункту «а» пункта 33 раздела 2.2 Положения Министерство не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества (далее - перечень).

Во исполнение вышеуказанных полномочий Министерством издан приказ № 192-пр от 27 ноября 2019 г., которым утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, расположенных на территории Ульяновской области, на 2020 год.

Пунктами 497, 3806, 5069, 7897, 7898, 15644, 16074, 17451 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, утвержденного приказом Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области № 157-ПОД от 27 ноября 2017 года; пунктами 263, 2032, 2757, 10953, 4600, 4601, 7876, 8120, 10907, 8976 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, утвержденного приказом Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области № 167-ПОД от 27 ноября 2018 года, пунктами 250, 1758, 8968, 3923, 3924, 6473, 8925, 7250 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области № 192-пр от 27 ноября 2019 года, в указанные перечни включены принадлежащие  истцу объекты недвижимости с кадастровыми номерами:

- ***, нежилое здание, расположенное по адресу: *** (пункт 497 Приказа № 157-ПОД, пункт 263 приказа № 167-ПОД, пункт 250 приказа № 192-пр);

- ***,  нежилое здание по адресу: *** (пункт 3806 приказа № 157-ПОД, пункт 2032 приказа № 167-ПОД, пункт 1758 приказа № 192-пр);

- *** – нежилое здание по адресу: *** (пункт 5069 Приказа № 157-ПОД, пункты 2575 и 10953 приказа № 167-ПОД, пункт 8968 приказа № 192-пр);

- *** – нежилое здание по адресу: *** (пункт7897 приказа № 157-ПОД, пункт 4600 приказа № 167-ПОД, пункт 3923 приказа № 192-пр);

-*** – нежилое здание по адресу*** (пункт 7898 приказа № 157-ПОД, пункт 4601 приказа № 167-ПОД, пункт 3924 приказа № 192-пр);

- *** – нежилое здание по адресу: *** (пункт 15644 приказа № 157-ПОД, пункт 7876 приказа № 167-ПОД, пункт 6473 приказа № 192-пр);

- *** – нежилое здание по адресу: *** (пункт 16074 приказа № 157-ПОД, пункты 8120, 10907 приказа № 167-ПОД, пункт 8925 приказа № 192-пр);

- *** – нежилое здание по адресу: *** (пункт 17451 приказа № 157-ПОД, пункт 8976 приказа № 167-ПОД, пункт 7250 приказа № 192-пр).

Приказ № 157-ПОД опубликован в газете «Ульяновская правда» № 89 от          30 ноября 2017 года и на официальном сайте Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области http://www.dgizo.ru.

Приказ № 167-ПОД опубликован в газете «Ульяновская правда» № 88 от          29 ноября 2018 года и на официальном сайте Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области http://www.dgizo.ru.

Приказ № 192-пр опубликован в газете «Ульяновская правда» № 92 от 30 ноября 2019г. и на официальном сайте Министерства https://daig.ulregion.ru.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые истцом нормативные правовые акты приняты уполномоченными органами – Агентством государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области и Министерством строительства и архитектуры Ульяновской области с соблюдением установленного порядка, в пределах его компетенции, установленной федеральным и региональным законодательством, и в той форме, в которой этот орган вправе принимать нормативные правовые акты, с соблюдением процедуры официального опубликования.

Вместе с тем суд не может согласиться с правомерностью включения вышеперечисленных объектов недвижимости в Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018, 2019 и 2020 годы.

В соответствии с пунктом 1 статьи 374 Налогового Кодекса РФ в редакции, действовавшей до 1 января 2020 года, то есть на момент утверждения оспариваемых истцом Перечней, объектами налогообложения для российских организаций признавалось недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 настоящего Кодекса.

Согласно пунктам 1  и 2  статьи 375 НК РФ налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 настоящего Кодекса.

Статья 378.2 НК РФ регламентирует особенности определения налоговой базы из кадастровой стоимости объектов недвижимости.

При этом подпунктом 3 пункта 12 статьи 378.2 НК РФ в редакции, действовавшей до 1 января 2020 года, было предусмотрено, что объект недвижимого имущества подлежит налогообложению (в данном случае, исходя из его кадастровой стоимости) у собственника такого объекта или у организации, владеющей таким объектом на праве хозяйственного ведения, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 НК РФ.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 10 июня 2020 года № 86-ФЗ «О центральном банке Российской Федерации (Банке России)» уставный капитал и иное имущество банка России являются федеральной собственностью. В соответствии с целями и в порядке, которые установлены Федеральным законом № 86-фЗ, Банк России осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом банка России, включая золотовалютные резервы банка России.

Согласно статье 3 указанного Федерального закона целями деятельности Банка России являются: защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации; обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы; развитие финансового рынка Российской Федерации; обеспечение стабильности финансового рынка Российской Федерации.

Получение прибыли не является целью деятельности Банка России.

Таким образом, положения пункта 2 статьи 375 НК РФ в отношении имущества Банка России, не находящегося в его собственности и хозяйственном ведении (имущество находится в федеральной собственности), не применяются. Банк России определяет налоговую базу исходя из среднегодовой стоимости имущества в соответствии с пунктом 1 статьи 375 НК РФ.

В связи с  этим включение перечисленных в иске объектов недвижимости в Перечни противоречит действовавшему законодательству.

Кроме того, объекты недвижимости, указанные в иске, не отвечают признакам объектов налогообложения, перечисленным в статье 378.2 НК РФ.

Подпунктом 1  пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости имущества в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них.

Согласно пунктам  3 и 4 указанной статьи административно-деловым или торговым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, или торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного,  коммерческого назначения или в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного, коммерческого назначения или в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки) или размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного, коммерческого назначения или в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки) или для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Пунктам 2 и 7 статьи 378.2 НК РФ предусмотрено, что особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 настоящей статьи, а также перечень указанных объектов недвижимости определяется законом субъекта Российской Федерации после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.

Законом Ульяновской области от 2 сентября 2015 года № 99-ЗО «О налоге на имущество организаций на территории Ульяновской области» установлен и введен в действие на территории Ульяновской области налог на имущество организаций, в том числе определены особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, налоговая ставка налога в пределах, установленных главой 30 Налогового кодекса Российской Федерации, порядок и сроки уплаты налога, а также предусмотрены налоговые льготы по налогу и основания для их использования налогоплательщиками.

Согласно ст. 1.1 указанного закона на территории Ульяновской области налоговая база как кадастровая стоимость определяется в отношении: административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них при условии, что площадь указанных центров и помещений в них составляет 150 и более квадратных метров.

В ходе судебного разбирательства установлено, что Российская Федерация в лице Центрального банка РФ является собственником следующих объектов недвижимого имущества:

- нежилого здания с кадастровым номером ***,  площадью 377,8 кв.м, расположенного по адресу: ***;

- нежилого здания с кадастровым номером ***, площадью 687 кв.м, расположенного по адресу: ***;

- нежилого здания с кадастровым номером ***, площадью 568,4 кв.м, расположенного по адресу:  ***;

- нежилого здания с кадастровым номером ***, площадью3406,5 кв.м, расположенного по адресу: ***;

- нежилого здания с кадастровым номером ***, площадью15 266,8 кв.м, расположенного по адресу: ***;

-нежилого здания с кадастровым номером ***, площадью745,9 кв.м, расположенного пол адресу: ***;

-нежилого здания с кадастровым номером ***, площадью362,3 кв.м, расположенного по адресу: ***;

- нежилого здания  кадастровым номером ***, площадью1719,9 кв.м, расположенного по адресу: ***.

Указанные объекты недвижимости были включены в Перечни на основании поступивших из Управления Росреестра по Ульяновской области сведений о назначении зданий как «нежилые», а также исходя из того, что в наименовании зданий было указано «административное».

Вместе с тем такие критерии для включения объектов недвижимости в перечни законодательством не предусмотрены.

Назначение зданий - «нежилое» и содержащееся в наименовании зданий указание «административное» не свидетельствует о том,  что данные здания являются административно-деловыми центрами в смысле статьи 378.2 НК РФ.

В ходе рассмотрения дела установлено, что здание с кадастровым номером  ***, общей площадью 377,8 кв.м, назначение - нежилое, наименование – административное здание с пристроями, расположено по адресу: ***, на земельном участке с кадастровым номером ***, вид разрешенного использования  земельного участка – общественное управление. 

Согласно документам технического учета классификация помещений в указанном здании выгладит следующим образом: учрежденческая - 107,69 кв.м (куда включены помещения с наименованиями кабинеты (4), бухгалтерия, компьютерный кабинет), банк – 109,32 кв.м, архив - 14,33 кв.м, служебная – 146,44 кв.м.

Назначение помещений следующее: бытовая комната, коридор, электрощитовая, техническое помещения (2), компьютерный кабинет, кабинеты (4), служебное помещение, кабина клиентов (2), бухгалтерия, операционный зал, приходная касса, расходная касса, касса перерасчета, предкладовая, кладовая, архив, комната отдыха, служебное помещение.

Здание с кадастровым номером ***, площадью 687 кв.м, назначение - нежилое, наименование - здание, расположено по адресу: ***, на земельном участке с кадастровым номером ***, вид разрешенного использования земельного участка – общественное управление.

Согласно документам технического учета классификация помещений в указанном здании выгладит следующим образом: складская – 19,26 кв.м, учрежденческая – 354,56 кв.м (куда включены помещения с назначением кабинеты (21) и операционный зал), общественное питание – 32,45 кв.м, служебная – 280,75 кв.м.

Характеристика помещений в здании следующая: кладовая  (2), предкладовая, кабинеты (21), подсобная (3), электрощитовая, венткамера, буфет.

Здание с кадастровым номером ***, площадью 568,4 кв.м, назначение – нежилое, наименование – административное здание, расположено по адресу: ***, на земельном участке с кадастровым номером ***, вид разрешенного использования земельного участка – общественное управление.

Согласно документам технического учета классификация помещений в здании выглядит следующим образом: банк- 138,34 кв.м, складская – 32,34 кв.м, учрежденческая – 161,52 кв.м (в данную площадь включены кабинеты (11), серверная и помещения охраны (2)), вспомогательная - 236,19 кв.м.

Назначение помещений в здании следующее: кабинка для клиента (2), касса (3), кладовая, предкладовая, кабинеты (11), архив, туалет (2), умывальная, помещение охраны (2), отдел бухучета, серверная, служебная зона, клиентская  зона.

Здание с кадастровым номером ***, площадью 745,9 кв.м, назначение – нежилое здание, наименование – двухэтажное административное здание с подвалом и принадлежностями, расположено по адресу: ***, на земельном участке с кадастровым номером ***,  вид разрешенного использования  земельного участка – общественное управление. 

Согласно документам технического учета классификация помещений в здании следующая: складская - 31,50 кв.м, архив - 40,50 кв.м, учрежденческая - 207,52 кв.м (куда включены комната пересчета (3), касса (2), кассовый зал, кабина для клиентов (2), кабинеты (7), операционный зал, комната секретной части), служебная - 466,38 кв.м.

Назначение помещений в здании следующее:  помещение гражданской обороны, кладовая (4), элеваторная, кладовая ценностей (2) прекладная, комната пересчета  (3), кабины для клиентов (2), касса (2), кассовый зал, комната отдыха, кабинеты (7), архив (3), комната охраны, электрощитовая, кодировочная, помещение машин, аппаратная, компьютерная, операционный зал, санузел, душевая, комната секретной части, приемная.

Здание с кадастровым номером ***, площадью 1719,9 кв.м, назначение - нежилое, наименование – двухэтажное нежилое здание с принадлежностями, расположено по адресу: ***,  на земельном участке с кадастровым номером ***, вид разрешенного использования - общественное управлении.

Согласно документам технического учета классификация помещений в здании выглядит следующим образом:  складская – 27,72 кв.м, учрежденческая – 147,31 кв.м (куда включены кабинеты (11) и приемная), служебная - 134,13 кв.м.

Назначение помещений следующее: кассовый зал (2), комната пересчета (8), специальные помещения (8),  комната охраны, подсобная, туалеты, холл, тамбур, кабинеты (11),  операционный зал, актовый зал, склад, комната приема пищи, кухня (2), склад, раздевалка, комната отдыха, подсобная.

Все вышеперечисленные здания расположены на земельных участках с видом разрешенного использования – общественное управление. Согласно классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного приказом Министерства экономического развития РФ от 1 сентября 2014 года № 540, вид разрешенного использования – общественное управление (3.8) предусматривает размещение зданий, предназначенных для размещения органов и организаций общественного управления. Содержание данного вида разрешенного использования включает в себя содержание видов разрешенного использования с кодами 3.8.1 - 3.8.2 . Вид разрешенного использования - государственное управление (3.8.1) предусматривает размещение зданий, предназначенных для размещения государственных органов, государственного пенсионного фонда, органов местного самоуправления, судов, а также организаций, непосредственно обеспечивающих их деятельность или оказывающих государственные и (или) муниципальные услуги.

Вид разрешенного использования – представительская деятельность (3.8.2) предусматривает размещение зданий, предназначенных для дипломатических представительств иностранных государств и субъектов Российской Федерации, консульских учреждений в Российской Федерации.

Таким образом, вид разрешенного использования земельного участка –общественное управление – не предполагает размещение на нем офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения.

Исходя из документов технического учета, здания также не могут быть отнесены к офисным зданиям делового, административного и коммерческого назначения. Назначение входящих в состав зданий помещений не предусматривает размещение в них офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки) или размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. Понятие «кабинет» не тождественно понятию «офис».

Данные здания специально предназначены для выполнения Банком России возложенных на него функций, в частности, для осуществления всех видов банковских операций  (пункт 11 ст. 4 Федерального закона от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»). 

Обследование вышеперечисленных зданий на предмет определения фактического их использования на момент утверждения Перечней ответчиками не проводилось.

Вместе с тем из материалов дела следует, что:

- здание с кадастровым номером ***, расположенное по адресу: ***, по договору № БП-208 от 11 января 2016 года передано в безвозмездное пользование для размещения прокуратуры Инзенского района Ульяновской области;

- здание с кадастровым номером ***, расположенное по адресу: ***, на основании договора безвозмездного пользования № БП-238 от 04 июля 2018 года передано для размещения Прокуратуры Ульяновской области (прокуратура Инзенского района Ульяновской области);

- здание с кадастровым номером ***, расположенное по адресу: ***, на основании договора безвозмездного пользования от 1 декабря 2016 года передано прокуратуре Ульяновской области для размещения прокуратуры города Димитровграда;

- здание с кадастровым номером ***, расположенное по адресу: ***, на основании договора безвозмездного пользования № БП-218 от 1 декабря 2016 года передано МУ администрация МО «Вешкаймский район» Ульяновской области для использования в целях обеспечения деятельности органов местного самоуправления, решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий.

- здание с кадастровым номером ***, расположенное по адресу: ***,  на основании договора аренды № А-160-РБ-А от 1 июля 2008 года передано Ульяновскому региональному филиалу ОАО «Российский Сельскохозяйственный банк.

Таким образом, фактическое использование зданий также не свидетельствует об их использовании в качестве офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения.

Здание с кадастровым номером  ***, площадью 362,3 кв.м (по документам), фактическая площадь здания – 309,16 кв.м, назначение – нежилое здание, наименование – административное здание, расположено по адресу: ***,  на земельном участке с  кадастровым номером ***, вид разрешенного использования земельного участка – для эксплуатации существующих объектов недвижимости.

Данный вид разрешенного использования земельного участка не предполагает размещение на нем офисных зданий делового, административного или коммерческого назначения.

Согласно документам технического учета классификация помещений в здании выглядит следующим образом: складская – 27,72 кв.м, учрежденческая – 147,31 кв.м (куда включены кабина для клиентов (2), комната охраны, касса пересчета, касса (2), пост охраны, помещение экспедирования, компьютерная, бухгалтерия, зал для клиентов, помещение кодирования, специальное помещение, кабинет руководителя), служебная – 134,13 кв.м.

Назначение помещений следующее: кабина для клиентов (2), комната охраны, касса пересчета, касса (2), пост охраны, помещение экспедирования, компьютерная, бухгалтерия, зал для клиентов, помещение кодирования, специальное помещение, кабинет руководителя, электрощитовая, кладовая, предкладовая, подсобная холл, тамбур, туалет, архив, помещение силового оборудования.

Исходя из назначения помещений, здание не может быть отнесено к офисному зданию делового, административного и коммерческого назначения. Данное здание специально предназначено для выполнения Банком России возложенных на него функций, в частности, для осуществления всех видов банковских операций.  

Обследование здания на предмет определения фактического его использования на момент утверждения Перечней ответчиками не проводилось.

Вместе с тем из материалов дела следует, что указанное здание на основании договора безвозмездного пользования № БП-207 от 1 декабря 2015 года передано Следственному управлению Следственного комитета РФ по Ульяновской области.

Здание с кадастровым номером ***, площадью 3406,5 кв.м, назначение – нежилое, наименование – здание административно-хозяйственного блока, расположено по адресу: ***, на земельном  участке с кадастровым номером ***, площадью, 10 516 кв.м, вид разрешенного использования – под здание банка (уч. № 1). Второй участок – ***, площадью 92 кв.м, вид разрешенного использования - под здание банка (участок № 2).

Вид разрешенного использования земельных участков не предполагает размещение на них офисных зданий делового, административного или коммерческого использования.

Согласно документам технического учета классификация помещений в здании выгладит следующим образом: производственная – 235,57 кв.м, складская – 345,72 кв.м, гаражи – 448,18 к.м, учрежденческая – 345,85 кв.м (куда включены кабинеты (15), служебная – 1696,85 кв.м.

Назначение помещений следующее: тех. помещение, тепловой узел, подсобная, станция пожаротушения, кабинеты (15), умывальная, душевая, туалет, служебная, венткамеры, мастерская связи, мастерская, механический участок,  горячий цех, гардероб, электрощитовая, предлифтовая, сварочный участок, склад.

С учетом назначения помещений здание не может быть отнесено к офисному зданию делового, административного и коммерческого назначения, поскольку понятие «кабинет» не является тождественным понятию «офис». Какими-либо другими признаками, характерными для офисного здания делового, административного или коммерческого назначения, такими как наличие сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), здание не обладает.

На момент включения здания в Перечни его осмотр с целью определения его фактического использования ответчиками не проводился. 

Здание с кадастровым номером ***, площадью  15 266,8 кв.м, площадь помещений в здании – 12 999,51 кв.м, назначение здания – нежилое здание, наименование – административное здание, расположенное по адресу: ***, на земельном участке с кадастровым номером ***, площадью 10 516 кв.м – вид разрешенного использования – под здание банка – участок № 1, и земельном участке с кадастровым номером  ***, площадью 92 кв.м, вид разрешенного использования – под здание банка – участок № 2.

Разрешенный вид использования земельного участка не предполагает расположение на нем офисных зданий делового, административного или коммерческого назначения.

Согласно техническим документам классификация помещений в здании выгладит следующим образом: лаборатория – 66,66 кв.м, складская – 819,61 кв.м, спальная комната – 301,45 кв.м, учрежденческая – 3919,13 кв.м, (куда включена площадь кабинетов,  диспетчерского  пункта, кассы  (17),  кассового зала, экспедиции,  серверной, регистратуры), культурно-бытовая – 351,34 кв.м, лечебная – 509,25 кв.м, служебная – 6891,97 кв.м.

Назначение помещений следующее: тех. помещения, венткамеры, кабинеты, архивы, тепловой узел, склад, узел оборотного водоснабжения, подсобные, душевые, умывальные, туалеты, предкладовая,  электрощитовая, комната персонала, лаборатория, комната сестры хозяйки, мастерская, кладовые, забор крови, прачечные, тренажерный зал, гардеробы, аппаратная, АТС, актовый зал, операционный зал, лечебная, автоклавная, комната персонала, гинеколог, процедурные,  музей, комната отдыха, залы заседания, спальные комнаты, холл, гостиная, ванная, фойе, бар, парикмахерская (37,35 кв.м,). 

Часть помещений, расположенных на 1-3 этажах здания, площадью 987,48 кв.м, в осях 18-24 переданы в аренду ООО «Медицинский центр «Академия» на основании договора № А-222 от 3 марта 2017 года.

По договору аренды № А-213 от 1 июня 2016 года часть здания по ул. ***, в осях 24-31, с отдельным входом, площадью 1 191,45 кв.м, передана в аренду ИП Кузнецову С.Н. для использования под гостиницу.

Как пояснила в ходе рассмотрения дела представитель Центрального Банка РФ, указанные помещения изначально были оборудованы под медицинский центр и гостиницу и использовались самим Центральным банком РФ для оказания услуг сотрудникам банка. Впоследствии были сданы в аренду для использования их по прямому назначению. 

Остальная часть здания используется банком в собственных целях.

Таким образом, ни по документам технического учета, ни с учетом фактического использования здания, его нельзя признать офисным зданием делового, административного и коммерческого назначения. Часть здания предназначена для оказания медицинских услуг, а часть здания предназначена для оказания гостиничных услуг. Вместе с тем указанное назначение здания не является основанием для признания здания ни  административно-деловым, ни торговым центром.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что принадлежащие Российской Федерации в лице ЦБ РФ объекты недвижимости не отвечают критериям, предусмотренным  статьей 378.2  Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем не подлежали включению в Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018, 2019 и 2020 годы.

При таких обстоятельствах требования истца о признании незаконными в части нормативных правовых актов подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

 

Р Е Ш И Л:

 

административное исковое заявление Центрального банка Российской Федерации о признании недействующими в части нормативных правовых актов удовлетворить.

Признать недействующими со дня принятия пункты 497, 3806, 5069, 7897, 7898, 15644, 16074, 17451 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, утвержденного приказом Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области № 157-ПОД от 27 ноября 2017 года.

Признать недействующим со дня принятия пункты 263, 2032, 2757, 10953, 4600, 4601, 7876, 8120, 10907, 8976 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, утвержденного приказом Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области № 167-ПОД от 27 ноября 2018 года,  пункты 250, 1758, 8968, 3923, 3924, 6473, 8925, 7250 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении  которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость , на 2020 года, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области № 192-пр от 27 ноября 2019 года.

Сообщение о принятии настоящего решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в газете «Ульяновская правда».

Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Ульяновский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

 

Судья                                                   Трифонова Т.П.