Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Оспаривание перечня
Документ от 02.07.2020, опубликован на сайте 20.07.2020 под номером 88676, 1-я гражданская, , Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН

Дело № 3а-187/2020

 

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

2 июля 2020 года                                                                      город Ульяновск

 

Ульяновский областной суд в составе:

судьи Трифоновой Т.П.,

при секретаре Дубровиной Л.О.,

с участием прокурора Федечко Ф.И.,

 

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Хабибуллина Рамазана Кияметдиновича  о признании недействующими пунктов 6679 и 6681 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного приказом Министерства строительства  архитектуры Ульяновской области № 192-ПР от 27 ноября 2019г.,

 

У С Т А Н О В И Л:

 

27 ноября 2019 года Министерством строительства и архитектуры Ульяновской области  был издан приказ № 192-ПР «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год» (далее также приказ № 192-ПР).

Указанным приказом определен перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, являющийся  приложением к приказу.

Хабибуллин Р.К. обратился в Ульяновский областной суд с административным исковым заявлением, уточненным в ходе рассмотрения дела, о признании недействующими пунктов  6679 и 6681 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного приказом Министерства строительства  архитектуры Ульяновской области № 192-ПР от 27 ноября 2019г., в части включения в перечень принадлежащих ему объектов недвижимости  - здания столовой с кадастровым номером ***, и здания офиса фирмы с кадастровым номером ***.

Требования мотивировал тем, что указанные объекты недвижимости не обладают признаками объектов налогообложения, определенными статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Здание столовой используется  исключительно для обеспечения горячим питанием работников крестьянско-фермерского хозяйства Хабибуллина Р.К., в здании офиса фирмы располагаются также исключительно работники крестьянско-фермерского хозяйства. 

Включение принадлежащих  ему зданий в перечень  нарушает его права и законные интересы, поскольку приводит к возложению на него обязанности по уплате налога на имущество в большем размере.

В судебном заседании представитель административного истца Новрузбекова О.А. заявленные требования поддержала в полном объеме, настаивала на их удовлетворении.

Представитель Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области Головлева О.В. в судебном заседании заявленные требования не признала. Пояснила, что приказ издан в рамках компетенции Министерства, не противоречит федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Основанием для включения в перечень принадлежащих административному истцу объектов недвижимого имущества послужили данные из Единого государственного реестра недвижимости о назначении зданий – нежилые здания столовой и офиса фирмы и виде разрешенного использования земельных участков – для размещения столовой и для размещения здания офиса фирмы. 

Заслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав материалы дела, обозрев технические паспорта на здания по адресу: ***,  заслушав заключение прокурора, полагавшего требования подлежащими удовлетворения, суд приходит к следующему.

Производство по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов осуществляется в соответствии с положениями главы 21 КАС РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Согласно пункту «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

В силу положений подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения относится решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

Правительство Ульяновской области является постоянно действующим исполнительным органом государственной власти Ульяновской области; свои полномочия Правительство Ульяновской области реализует, в том числе посредством издания нормативных правовых актов в форме постановлений (статьи 24, 27 Устава Ульяновской области).

Постановлением Правительства Ульяновской области от 16 ноября 2018г. № 25/557-П (ред. от 21 августа 2019г.)  утверждено Положение о Министерстве строительства и архитектуры Ульяновской области.

В соответствии с п. 1.1 указанного Положения  Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области (далее также - Министерство) является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, осуществляющим на территории Ульяновской области государственное управление в сферах градостроительной деятельности, строительства, промышленности строительных материалов и изделий, земельных отношений, а также региональный государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.

Согласно подпункту «а» пункта 33 раздела 2.2 Положения Министерство не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества (далее - перечень).

Во исполнение вышеуказанных полномочий Министерством издан приказ № 192-П от 27 ноября 2019 г., которым утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, расположенных на территории Ульяновской области, на 2020 год. Пунктами 6679 и 6681  в указанный перечень включены принадлежащие  истцу здания, соответственно: с кадастровым номером ***, расположенное по адресу: ***, и здание с кадастровым номером ***, расположенное по адресу: ***.

Нормативный правовой акт опубликован в газете «Ульяновская правда» № 92 от 30 ноября 2019г. и на официальном сайте Министерства https://daig.ulregion.ru.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый истцом нормативный правовой акт принят уполномоченным органом - Министерством строительства и архитектуры Ульяновской области, с соблюдением установленного порядка, в пределах его компетенции, установленной федеральным и региональным законодательством, и в той форме, в которой этот орган вправе принимать нормативные правовые акты, с соблюдением процедуры официального опубликования.

В соответствии с пунктом 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Как указано в статье 400 НК РФ, налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

Статьей 401 НК РФ предусмотрено, что объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования недвижимое имущество, в том числе,  здания, строения, сооружения.

Согласно статье 1 Закона Ульяновской области от 22 сентября 2017 года           № 112-ЗО «О единой дате начала применения на территории Ульяновской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» единой датой начала применения на территории Ульяновской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения является 1 января 2018 года.

Особенности определения налоговой базы установлены федеральным законодателем в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Подпунктом 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости имущества в отношении: административно-деловых центров и торговых центров (комплексов).

Согласно пунктам  3 и 4 указанной статьи административно-деловым или торговым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, или торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного,  коммерческого назначения или в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного, коммерческого назначения или в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки) или размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного, коммерческого назначения или в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки) или для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Пунктам 2 и 7 статьи 378.2 НК РФ предусмотрено, что особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 настоящей статьи, а также перечень указанных объектов недвижимости определяется законом субъекта Российской Федерации после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.

Законом Ульяновской области от 2 сентября 2015 года № 99-ЗО «О налоге на имущество организаций на территории Ульяновской области» установлен и введен в действие на территории Ульяновской области налог на имущество организаций, в том числе определены особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, налоговая ставка налога в пределах, установленных главой 30 Налогового кодекса Российской Федерации, порядок и сроки уплаты налога, а также предусмотрены налоговые льготы по налогу и основания для их использования налогоплательщиками.

Согласно ст. 1.1 указанного закона на территории Ульяновской области налоговая база как кадастровая стоимость определяется в отношении: административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них при условии, что площадь указанных центров и помещений в них составляет 150 и более квадратных метров.

В ходе судебного разбирательства установлено, что Хабибуллин Р.К. с 13 января 2020 года является собственником здания с кадастровым номером  ***, площадью 200,3 кв.м, назначение здание – нежилое, наименование – столовая, расположенного по адресу: ***. Данное здание расположено на земельном участке с кадастровым номером *** с видом разрешенного использования – для размещения столовой.

Также с 13 января 2020 года истец является собственником здания с кадастровым номером *** площадью 522,8 кв.м, назначение здания – нежилое, наименование – здание офиса фирмы. Здание расположено на земельном участке с кадастровым номером ***, вид разрешенного использования – для размещения здания офиса фирмы.

Согласно позиции ответчика данные объекты были включены в Перечень, исходя из назначения зданий – нежилые и их наименований – здание столовой, здание офиса фирмы, а также с учетом вида разрешенного использования земельных участков – для размещения столовой и для размещения здания офиса фирмы.

Вместе с тем судебная коллегия не может согласиться с правомерностью включения указанных объектов в Перечень.

В ходе рассмотрения дела установлено, что принадлежащее истцу здание столовой расположено на земельном участке с видом разрешенного использования – для размещения столовой. Такой вид разрешенного использования земельного участка не соответствует виду разрешенного использования, содержащемуся в строке 4.6 «Общественное питание» Классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного приказом Министерства экономического развития РФ от 1 сентября 2014 года № 540, который предусматривает размещение объектов капитального строительства в целях устройства мест общественного питания (рестораны), кафе, столовые, закусочные, бары).

Таким образом, с учетом вида разрешенного использования земельного участка, без установления вида фактического использования объекта недвижимости отнести здание столовой к объекту общественного питания не представлялось возможным.

Согласно «ГОСТ 31985-2013. Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Термины и определения» (далее - ГОСТ 31985-2013) общественное питание (индустрия питания) - это самостоятельная отрасль экономики, состоящая из предприятий различных форм собственности и организационно-управленческой структуры, организующая питание населения, а также производство и реализацию готовой продукции и полуфабрикатов как на предприятии общественного питания, так и вне его, с возможностью оказания широкого перечня услуг по организации досуга и других дополнительных услуг. При этом под предприятием общественного питания (предприятие питания) понимается объект хозяйственной деятельности, предназначенный для изготовления продукции общественного питания, создания условий для потребления и реализации продукции общественного питания и покупных товаров (в том числе пищевых продуктов промышленного изготовления) как на месте изготовления, так и вне его по заказам, а также для оказания разнообразных дополнительных услуг, в том числе по организации досуга потребителей.

Столовая: предприятие общественного питания, общедоступное или обслуживающее определенный контингент потребителей, производящее и реализующее блюда и кулинарные изделия в соответствии с разнообразным по дням недели меню (пункт 33ГОСТ 31985-2013).

В соответствии с пунктом 41 ГОСТ 31985-2013 услуга общественного питания - это результат деятельности предприятий общественного питания (юридических лиц).

Из пункта 42 ГОСТ 31985-2013 следует, что исполнителем услуги общественного питания является предприятие общественного питания (юридическое лицо), оказывающее услуги общественного питания.

В силу пункта 3 Правил оказания услуг общественного питания, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 1997 года № 1036, услуги общественного питания оказываются в ресторанах, кафе, барах, столовых, закусочных и других местах общественного питания, типы которых, а для ресторанов и баров также их классы (люкс, высший, первый) определяются исполнителем в соответствии с государственным стандартом.

Согласно пункту 3.1 ГОСТ 30389-2013 «Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования» под предприятием как объектом общественного питания подразумевается имущественный комплекс, используемый юридическим лицом для оказания услуг общественного питания. В названном стандарте приведены определения кафе, бара, предприятия быстрого обслуживания, столовой.

Ответчиком не представлено доказательств того, что принадлежащее истцу здание столовой является объектом общественного питания в целях, предусмотренных статьей 378.2 НК РФ.

На момент принятия Министерством оспариваемого приказа здание столовой находилось в собственности ООО «Ореховская», директором которого являлся Хабибуллин Р.К. (истец по делу).

Представитель Хабибуллина Р.К. в судебном заседании пояснила, что указанная столовая всегда использовалась в целях обеспечения горячим питанием работников ООО «Ореховская», а в настоящее время работников ИП Хабибуллина Р.К., который является главой крестьянско-фермерского хозяйства.

Основным видом деятельности ООО «Ореховская» являлось выращивание зерновых культур, основным видом деятельности ИП Хабибуллина Р.К. является  выращивание зерновых (кроме риса), зернобобовых культур и семян масличных культур. Деятельность по оказанию услуг общественного питания в основных и дополнительных видах деятельности ООО «Ореховская» и ИП Хабибуллина Р.К. не поименована.

Суду были представлены подлинники трудовых договоров и трудовых книжек работников ИП Хабибуллина Р.К., приказ главы КФХ Хабибуллина Р.К. от 10 января 2020 года об организации бесплатного питания работников ИП Хабибуллина Р.К., акт обследования здания столовой от 30 июня 2020 года, составленный с участием представителей администрации МО «Ореховское сельское поселение», в котором указано, что в здании столовой фактически используется обеденный зал и кухня. В столовой отсутствуют разработанные технологические и калькуляционные карты блюд, меню, нет кассового аппарата, столовая используется для горячего бесплатного питания сотрудников ИП Хабибуллина Р.К. 

Также представлена справка из МИФНС России № 5 по Ульяновской области, согласно которой 25 декабря 2017 года Хабибуллиным Р.К. подано уведомление о переходе на единую систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей с 1 января 2018 года и представлены налоговые декларации по единому сельскохозяйственному налогу за 2018 и 2019 год. Данный документ подтверждает отсутствие ведения ИП Хабибуллиным Р.К. какой-либо иной, кроме сельскохозяйственной деятельности. 

В ходе рассмотрения дела достоверно установлено, что здание с наименованием «столовая» эксплуатируется  ИП Хабибуллины Р.К. с целью организации питания своих работников. Таким образом, данная столовая не является объектом общественного питания в целях, предусмотренных статьей 378.2 НК РФ.

На момент включения здания в перечень вид его фактического использования ответчиком не устанавливался.

Здание офиса фирмы расположено на земельном участке с видом разрешенного использования – для размещения здания офиса фирмы.

Из материалов дела усматривается, что указанный объект недвижимости включен в оспариваемый Перечень по виду разрешенного использования земельного участка и по назначению, поскольку имеет наименование «здание офиса фирмы».

Вместе с тем вид разрешенного использования земельного участка и наименование здания «здание офиса фирмы», без установления помещений, поименованных в абзаце втором подпункта 2 пункта 3 и 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, площадь которых составляет более 20 процентов площади здания, не позволяет отнести здание к указанным в подпункте 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации объектам.

В соответствии с техническим паспортом здание состоит из помещений, назначение которых: «кабинет» (16), «подсобная», «коридор», «архив», «касса», тамбур», то есть не предусматривающее размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры. Термин «офис» не является тождественным термину «кабинет».

Кроме того, в ходе рассмотрения дела установлено, что на момент издания оспариваемого истцом приказа, здание находилось в собственности ООО «Ореховская», директором которого являлся Хабибуллин Р.К. – истец по делу. Согласно пояснений его представителя в судебном заседании, здание всегда использовалось для нужд сначала ООО «Ореховская», а затем для нужд ИП Хабибуллина Р.К. В здании находится кабинет директора, бухгалтера, архив.

Согласно акту обследования здания от 22 июня 2020 года, составленному с участием представителей администрации МО «Ореховское сельское поселение», на первом этаже здания находится зал для планерок, туалет, касса. Остальные восемь кабинетов не используются. На втором этаже находится кабинет ИП Хабибуллина Р.К., приемная, кабинет бухгалтера, кабинет юриста, архив, кабинет весовщика, кабинет заместителя главы КФХ. Два кабинета закрыты и не используются. Два подсобных помещения не используются. Сторонних организаций в здании нет. 

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что здание офиса фирмы используется исключительно для осуществления деятельности КФХ Хабибуллина Р.К. и не обладает признаками объекта налогообложения, перечисленными в статье 378.2 НК РФ.

На момент включения здания в перечень мероприятия по определению вида его фактического использования административным ответчиком не проводились.

Учитывая вышеизложенное,  требования истца подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

 

Р Е Ш И Л:

 

административное исковое заявление Хабибуллина Рамазана Кияметдиновича  о признании не действующим в части нормативного правового акта удовлетворить.

Признать недействующими со дня принятия пункты 6679 и 6681 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного приказом Министерства строительства  архитектуры Ульяновской области № 192-ПР от 27 ноября 2019 года.

Сообщение о принятии настоящего решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в газете «Ульяновская правда».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

 

Судья                                                             Трифонова Т.П.