Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Ежемесячная компенсация ЖКУ
Документ от 23.06.2020, опубликован на сайте 07.07.2020 под номером 88545, 2-я гражданская, об обязании назначения и выплате, как ветерану труда, ежемесячную денежную компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Фролов В.В.                                                           Дело № 33-2346/2020

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                        23 июня 2020 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Фёдоровой Л.Г.,

судей Чурбановой Е.В., Фоминой В.А.,

при секретаре Абросимовой А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-761/2020 по апелляционной жалобе Юнушевой Алсу Абдрауфовны на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 4 марта 2020 года, по которому постановлено:

 

в удовлетворении исковых требований Юнушевой Алсу Абдрауфовны к Министерству семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области о возложении обязанности назначить и выплачивать ежемесячную денежную компенсацию расходов за жилищно-коммунальные услуги как ветерану труда отказать.

 

Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., пояснения третьего лица Департамента Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области в городе Ульяновске  Сапожниковой Н.В., возражавшей против доводов апелляционной жалобы, полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Юнушева А.А. обратилась в суд с иском к Министерству семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области о возложении обязанности назначить и выплачивать ежемесячную денежную компенсацию расходов за жилищно-коммунальные услуги как ветерану труда.

В обоснование исковых требований указала, что она является ветераном труда с 2015 года (приказ Главного управления труда, занятости и социального благополучия №*** от 03.06.2015). С 30.12.2018 она является пенсионером МВД (Удостоверение №*** от 30.12.2018). В связи с тем, что истица, как ветеран труда имеет определённые льготы, она 08.02.2019 обратилась в отделение ОГКУ социальной защиты населения Ульяновской области по Железнодорожному району о предоставлении ей права на получение ежемесячной денежной компенсации оплаты жилищно-коммунальных услуг. Уведомлением №*** от 26.02.2019 ей было отказано в предоставлении права на вышеуказанные выплаты. Данное решение истицей было обжаловано в Министерство семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области 27.09.2019, которое оставило жалобу Юнушевой А.А.  без удовлетворения, о чем ей  было сообщено  письмом от 18.10.2019.

Закон, на основании которого отказано истице, по ее мнению, не содержит в себе никаких возрастных ограничений. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральному законодательству. На федеральном уровне правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации урегулированы Федеральным законом от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах» (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 №122-ФЗ). В соответствии со ст.22 названного Федерального закона меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31.12.2004, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Как следует из преамбулы и ст.153 Федерального закона от 22.08.2004 №122-ФЗ, при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативных правовых актов, определяющих меры социальной поддержки ветеранов труда, вновь устанавливаемые размеры и условия предоставления социальных выплат, гарантии и компенсации в денежной форме не могут быть ниже прежних размеров (по состоянию на 31.12.2004), а при изменении после 31.12.2004 порядка реализации льгот и выплат, представлявшихся им до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены; в случае избрания субъектом Российской Федерации иного порядка, чем тот, который существовал на 31.12.2004 (например, замена отдельных льгот на денежные компенсации), субъект Российской Федерации обязан вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие не только сохранение, но и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты указанных категорий граждан. Таким образом, федеральный законодатель перешел к новой системе правового регулирования по вопросам социального обеспечения ветеранов на основе принципа разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. При этом Федеральный закон от 22.08.2004 №122-ФЗ не содержит предписаний, какие конкретно меры социальной поддержки ветеранов труда должны быть приняты субъектами Российской Федерации, а также не определен круг лиц, имеющих звание «Ветеран труда», на которых указанные меры социальной поддержки должны распространяться.

В целях реализации предоставленных субъектам Российской Федерации полномочий в области социального обеспечения ветеранов труда Законодательным собранием Ульяновской области принят Закон Ульяновской области от 24.09.2015 №139-30 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан Ульяновской области», ст.1 которого установлена категория лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, к которым  отнесены ветераны труда. В силу ст.3 Закона Ульяновской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Ульяновской области» в качестве меры социальной поддержки ветеранов труда предусматривается ежемесячная денежная выплата. Из приведенной нормы закона следует, что право ветеранов труда на получение данного вида меры социальной поддержки законодатель Ульяновской области связывает лишь с приобретением гражданином статуса «Ветеран труда» и не ставит приобретение этого права в зависимость от иных обстоятельств, в том числе от наличия определенного возраста или от получения какого-либо вида пенсии. При этом ежемесячная денежная выплата назначается со дня обращения за ней, но не ранее возникновения права на указанную выплату. Днем обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты считается день приема органом социального развития заявления со всеми необходимыми документами.

Юнушева А.А. просила суд обязать Министерство семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области назначить и выплачивать ей как ветерану труда, ежемесячную денежную компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг (ФЗ «О ветеранах» ст.13 п.4) со дня обращения, а то есть с 08.02.2019.

Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, были привлечены департамент Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области в городе Ульяновске, УМВД России по Ульяновской области.

 

Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял вышеуказанное решение.

 

В апелляционной жалобе Юнушева А.А. просит отменить решение суда, принять по делу новое решение, которым удовлетворить её исковые требования. 

В обоснование жалобы указывает доводы, аналогичные доводам, изложенным в исковом заявлении. При этом, истица полагает, что суд неверно истолковал закон что повлекло вынесение неправосудного решения.  

В возражении на апелляционную жалобу ОГКУСЗН Ульяновской области просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.

Дело рассмотрено в отсутствии не явившихся участников, извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Конституция Российской Федерации, в соответствии с целями социального государства (статья 7 часть 1) гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), и относя социальную защиту к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт «ж» части 1), вместе с тем не устанавливает конкретные способы и объемы такой защиты, предоставляемой тем или иным категориям граждан. Разрешение этих вопросов отнесено к компетенции законодателя, который располагает свободой усмотрения при определении организационно-правовых форм и механизмов реализации социальной защиты, включая социальную поддержку, в частности при выборе или изменении условий их предоставления.

Юнушевой А.А., 1982 года рождения,  05.06.2015 присвоено звание «Ветеран труда», что подтверждено удостоверением серии *** (л.д.8).

С 30.12.2018 истиц   является получателем пенсии за выслугу лет, назначенной на основании Закона Российской Федерации от 12.02.1993 года №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей». Данное обстоятельство подтверждается удостоверением №***, выданным УМВД России по Ульяновской области (л.д.9).

08.02.2019 Юнушева А.А. обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении ей права на получение ежемесячной денежной компенсации оплаты жилищно-коммунальных услуг (л.д.91). Уведомлением №*** от 26.02.2019  ей было отказано в предоставлении права на данную выплату в связи с отсутствием у нее такого права на дату обращения.

Разъяснено право на обжалование данного решения, которым Юнушева А.Ф. воспользовалась и 27.09.2019 обратилась к ответчику с соответствующей жалобой (л.д.14-17). Однако 18.10.2019  истице был дан мотивированный ответ, которым  отказ в предоставлении оспариваемой социальной выплаты был признан законным.

Не согласившись с этим, Юнушева А.А. обратилась в суд с настоящим иском.

Рассмотрев заявленные требования, суд дал верную правовую оценку представленным доказательствам и правильно применил закон, подлежащий применению, обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований  в полном объеме.

Меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним, в соответствии со ст.22 Федерального закона от 12.01.1995№5-ФЗ «О ветеранах» (ФЗ «О ветеранах») определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ч.1 ст.3 Закона Ульяновской области от 29.09.2015 №132-ЗО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ульяновской области» (Закона Ульяновской области от 29.09.2015 №132-ЗО) лицам, имеющим звание «Ветеран труда», при достижении ими возраста 60 лет (мужчины) или 55 лет (женщины) либо в случае назначения им в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховой пенсии ранее достижения этого возраста вне зависимости от прекращения осуществления ими трудовой или иной оплачиваемой деятельности предоставляются меры социальной поддержки, в том числе и право на получение ежемесячной денежной компенсации расходов, связанных с внесением платы за жилое помещение (жилую площадь в коммунальных квартирах), в размере 50 процентов указанной платы в пределах региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемых для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в Ульяновской области. Предусмотренная настоящим пунктом мера социальной поддержки распространяется на нетрудоспособных членов семьи ветерана труда, проживающих с ним совместно и находящихся на его полном содержании или получающих от него помощь, которая является для этих членов семьи постоянным и основным источником средств к существованию.

Гражданам, имеющим звание «Ветеран труда» и получающим пенсии, не указанные в части 1 настоящей статьи, либо ежемесячное пожизненное содержание или дополнительное пожизненное ежемесячное материальное обеспечение, меры социальной поддержки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, предоставляются при достижении такими гражданами возраста 60 лет (мужчины) или 55 лет (женщины) (п.2 данной статьи).

Исходя из системного толкования вышеприведенных норм закона, правом на получение меры социальной поддержки по оплате за жилое помещение, коммунальные услуги и уплате взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме обладают лица, имеющие звание «Ветеран труда», а также являющиеся получателями пенсии, назначенной в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Федеральным законом «О страховых пенсиях» или Федеральным законом«О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», либо по достижении возраста 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин независимо от прекращения ими трудовой деятельности.

Поскольку истица является получателем пенсии за выслугу лет, назначенной на основании Закона Российской Федерации от 12.02.1993  №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей», то на нее распространяются положения ч.2 ст.3 Закона Ульяновской области от 29.09.2015 №132-ЗО, в соответствии с которым для получения оспариваемой льготы необходимы три условия в совокупности присвоение звания «Ветеран труда», назначение пенсии, а также достижение возраста 55 лет для женщин. При отсутствии одного из них, данная выплата назначена быть не может.

Поскольку на дату обращения истицы за назначением ежемесячной компенсации по оплате жилищно-коммунальных услуг Юнушева А.Ф. не достигла 55 лет, соответственно право у нее на данную выплату не возникло. 

При таких обстоятельствах, суд правомерно отказал в удовлетворении исковых требований  Юнушевой А.А.  в полном объеме. 

Доводы апелляционной жалобы в части того, что нормы  Закона Ульяновской области от 29.09.2015 №132-ЗО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ульяновской области» в части установления возраста, с которого  лицам, имеющим звание «Ветеран труда», предоставляются меры социальной поддержки в виде компенсации  на оплату жилищно-коммунальных услуг, противоречат нормам Федерального закона от 12.01.1995№5-ФЗ «О ветеранах», несостоятельны и не ставят под сомнение правильность принятого  судом решения.

В соответствии с Федеральным законом от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств регионального бюджета, относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, а также социальной поддержки ветеранов труда, жертв политических репрессий (подпункт 24 пункта 2).

При этом, Федеральный законодатель предоставил органам государственной власти субъекта Российской Федерации право устанавливать за счет средств своего бюджета дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан.

Таким образом, исходя из приведенных законоположений в их взаимосвязи, а также положений п.1 ст.85 и ст.31 Бюджетного кодекса Российской Федерации, субъект Российской Федерации вправе самостоятельно определять категории граждан, которым предоставляются установленные региональным законодательством меры социальной поддержки за счет средств собственного бюджета.

Реализуя предоставленные субъектам Российской Федерации полномочия, законодатель Ульяновской области в ст.3 Закона Ульяновской области от 29.09.2015 №132-ЗО установил для граждан, имеющих звание «Ветеран труда», конкретные меры социальной поддержки и предусмотрел условия их предоставления. Такое правовое регулирование, осуществленное в пределах дискреционных полномочий законодателя субъекта Российской Федерации, и направлено на обеспечение баланса частных и публичных интересов посредством усиления адресности социальной поддержки граждан, имеющих звание «Ветеран труда».

В остальной части доводы  апелляционной жалобы сводятся к несогласию с принятым судом решением,  фактов, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для рассмотрения спора, либо опровергали  выводы суда первой инстанции, не содержат, в связи с чем  являются несостоятельными и не влекут отмену судебного решения.

Юридически значимые обстоятельства судом определены правильно, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, верно  применен материальный закон, регулирующий возникшие между сторонами отношения, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции в апелляционном порядке не имеется.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 4 марта 2020 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Юнушевой Алсу Абдрауфовны – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение  трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Ленинский  районный суд города Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи: