Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Оспаривание нормативного правового акта ( Перечни имущества)
Документ от 26.06.2020, опубликован на сайте 17.07.2020 под номером 88440, 1-я гражданская, , ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)

Дело № 3а-192/2020

 

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

26 июня 2020 года                                                                       город Ульяновск

 

Ульяновский областной суд в составе:

судьи Трифоновой Т.П.,

при секретаре Кезиной О.А.,

с участием прокурора Федечко Ф.И.,

 

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Игина Игоря Михайловича о признании недействующими пункта 6804 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, утвержденного приказом Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области № 157-ПОД от 27 ноября 2017 года, пункта 3850 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, утвержденного приказом Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области № 167-ПОД от 27 ноября 2018 года, пункта 3260 перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области № 192-ПР от 27 ноября 2019 года,

 

у с т а н о в и л :

 

27 ноября 2017 года Агентством государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области издан приказ № 157-ПОД «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год» (далее также приказ № 157-ПОД).

27 ноября 2018 года Агентством государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области издан приказ № 167-ПОД «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год» (далее также приказ № 167-ПОД).

27 ноября 2019 года Министерством строительства и архитектуры Ульяновской области  был издан приказ № 192-ПР «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год» (далее также приказ № 192-ПР).

Указанными приказами определены перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость, на 2018, 2019 и 2020 годы (далее - перечни), являющиеся приложениями к приказам.

Игин И.М. обратился в Ульяновский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать недействующими со дня принятия пункт 6804 приказа № 157-ПОД,  пункт  3850 приказа № 167-ПОД, пункт 3260 приказа № 192-ПР в части включения в перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость, на 2018,  2019 и 2020  годы, принадлежащего ему объекта недвижимости  -  нежилого здания с кадастровым номером ***.

Требования мотивировал тем, что указанный объект недвижимости не обладает признаками объектов налогообложения, определенными статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Данное нежилое здание, имеющее наименование «здание столовой», приобретено им в 2017 году. С момента возникновения у него права собственности на здание оно как объект общественного питания не используется. Здание находится в промышленной зоне города, где не организовано движение общественного транспорта. Фактическое обследования здания на момент включения его в перечни ответчиками не проводилось. 

Включение принадлежащего ему здания в перечни нарушает его права и законные интересы, поскольку приводит к возложению на него обязанности по уплате налога на имущество в большем размере.

В судебном заседании представитель административного истца         Каленков А.А. заявленные требования поддержал в полном объеме, настаивал на их удовлетворении.

Представитель Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области в судебное заседание не явился. В письменном отзыве на иск указал на то, что нормативные правовые акты изданы в пределах полномочий Агентства. Опубликованы в газете «Ульяновская правда» и на официальном сайте Агентства госимущества.  Основанием для включения объекта недвижимости в перечни послужила информация о наименовании и назначении объекта недвижимого имущества, указанная в Едином государственном реестре недвижимости.

В соответствии с Указом Губернатора Ульяновской области от 12 апреля 2019 года № 26 «О мерах по совершенствованию деятельности исполнительных органов государственной власти Ульяновской области и признании утратившими силу отдельных положений нормативных правовых актов губернатора Ульяновской области» Агентство госимущества с 1 июля 2019 года упразднено с передачей функций иным исполнительным органам государственной власти Ульяновской области. На настоящий момент Агентство госимущества находится в стадии ликвидации. С 1 января 2019 года вопросы формирования и утверждения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 1 января каждого года, определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений в соответствии с требованиями, предусмотренными статьей 378.2 НК РФ, относятся к компетенции Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области.

Представитель Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области Головлева О.В. в судебном заседании заявленные требования не признала. Пояснила, что приказы изданы в рамках компетенции Агентства и Министерства, оспариваемые нормативные акты не противоречат федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Основанием для включения в перечень принадлежащего административному истцу объекта недвижимого имущества послужили данные из Единого государственного реестра недвижимости о назначении здания – нежилое, его наименовании - столовая, и виде разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание – общественное питание.

Истец 20 декабря 2019 года обращался в Министерство с заявлением об определении вида фактического использования объекта недвижимости. В ходе рассмотрения данного заявления комиссией было принято решение о соответствии объекта критериям, установленным статьей 378.2 НК РФ.

С учетом положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, извещенных о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

Заслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав материалы дела, обозрев инвентарное дело на объекты недвижимости, расположенные по адресу: ***, заслушав заключение прокурора Федечко Ф.И., полагавшего административное исковое заявление  не подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.

Производство по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов осуществляется в соответствии с положениями главы 21 КАС РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Согласно пункту «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

В силу положений подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения относится решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

Правительство Ульяновской области является постоянно действующим исполнительным органом государственной власти Ульяновской области; свои полномочия Правительство Ульяновской области реализует, в том числе посредством издания нормативных правовых актов в форме постановлений (статьи 24, 27 Устава Ульяновской области).

Постановлением Правительства Ульяновской области от 19 января 2017 года № 1/20-П утверждено Положение об Агентстве государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, действовавшее на момент издания оспариваемых актов.

В соответствии с подпунктами 24, 25 пункта 2.6 раздела 2 Положения Агентство государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества; перечень в электронной форме направляет в Управление Федеральной налоговой службы по Ульяновской области; размещает перечень на официальном сайте Агентства и официальном сайте Губернатора и Правительства Ульяновской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»; определяет вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктом 9 статьи 378.2 НК РФ.

В рамках переданных полномочий приказами Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области № 157-ПОД от          27 ноября 2017 года, № 167-ПОД от 27 ноября 2018 года утверждены перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 и 2019 годы.

Приказ № 157-ПОД опубликован в газете «Ульяновская правда» № 89 от          30 ноября 2017 года и на официальном сайте Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области http://www.dgizo.ru.

Приказ № 167-ПОД опубликован в газете «Ульяновская правда» № 88 от          29 ноября 2018 года и на официальном сайте Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области http://www.dgizo.ru.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 16 ноября 2018г. № 25/557-П (ред. от 21 августа 2019г.)  утверждено Положение о Министерстве строительства и архитектуры Ульяновской области.

В соответствии с п. 1.1 указанного Положения  Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области (далее также - Министерство) является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, осуществляющим на территории Ульяновской области государственное управление в сферах градостроительной деятельности, строительства, промышленности строительных материалов и изделий, земельных отношений, а также региональный государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.

Согласно подпункту «а» пункта 33 раздела 2.2 Положения Министерство не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества (далее - перечень).

Во исполнение вышеуказанных полномочий Министерством издан приказ № 192-П от 27 ноября 2019 г., которым утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, расположенных на территории Ульяновской области, на 2020 год.

Нормативный правовой акт опубликован в газете «Ульяновская правда» № 92 от 30 ноября 2019г. и на официальном сайте Министерства https://daig.ulregion.ru.

Пунктом 6804 перечня, утвержденного приказом № 157-ПОД, пунктом 3850 перечня, утвержденного приказом № 167-ПОД и пунктом 3260, утвержденного приказом № 192-ПР,  в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018, 2019 и 2020 годы, включено принадлежащее  истцу здание с кадастровым номером ***, расположенное по адресу: ***.

Учитывая вышеприведенные положения законодательства, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые истцом нормативные правовые акты были приняты уполномоченными органами – Агентством государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области и Министерством строительства и архитектуры Ульяновской области, с соблюдением установленного порядка, в пределах их компетенции, установленной федеральным и региональным законодательством, и в той форме, в которой эти органы вправе принимать нормативные правовые акты, с соблюдением процедуры официального опубликования.

В соответствии с пунктом 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Как указано в статье 400 НК РФ, налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

Статьей 401 НК РФ предусмотрено, что объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования недвижимое имущество, в том числе,  здания, строения, сооружения.

Согласно статье 1 Закона Ульяновской области от 22 сентября 2017 года           № 112-ЗО «О единой дате начала применения на территории Ульяновской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» единой датой начала применения на территории Ульяновской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения является 1 января 2018 года.

Особенности определения налоговой базы установлены федеральным законодателем в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Подпунктом 1 пункта 1 статьи 389.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости имущества в отношении административно-деловых центров, торговых центров (комплексов), помещений в них.

Согласно подпунктам 1 и 2 пункта 4 ст. 378.2 НК РФ указанной статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Пунктам 2 и 7 статьи 378.2 НК РФ предусмотрено, что особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 настоящей статьи, а также перечень указанных объектов недвижимости определяется законом субъекта Российской Федерации после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.

Законом Ульяновской области от 2 сентября 2015 года № 99-ЗО «О налоге на имущество организаций на территории Ульяновской области» установлен и введен в действие на территории Ульяновской области налог на имущество организаций, в том числе определены особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, налоговая ставка налога в пределах, установленных главой 30 Налогового кодекса Российской Федерации, порядок и сроки уплаты налога, а также предусмотрены налоговые льготы по налогу и основания для их использования налогоплательщиками.

Согласно ст. 1.1 указанного закона на территории Ульяновской области налоговая база как кадастровая стоимость определяется в отношении: административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них при условии, что площадь указанных центров и помещений в них составляет 150 и более квадратных метров.

В ходе судебного разбирательства установлено, что Игин И.М. является собственником здания с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***.

Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости объект недвижимости с кадастровым номером ***, представляет собой двухэтажное здание, общей площадью 2826,2 кв.м, назначение «нежилое», наименование «здание столовой», расположено на земельном участке, площадью 3115 кв.м, с кадастровым номером ***, категория земель – «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования земельного участка «под общественное питание».

Исходя из позиции Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области здание было включено в перечни исходя их сведений ЕГРН о назначении здания – нежилое, его наименования - столовая, и вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание, – «общественное питание».

На момент включения здания в перечни мероприятия по определению фактического использования здания для целей налогообложения не осуществились.

Согласно экспликации к плану недвижимого имущества (с описанием) 1585,94 кв.м (то есть более 20%) площади указанного здания классифицируется как «общественное питание».

Оказание услуг общественного питания в Российской Федерации регулируется Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 1997 года № 1036 «Об утверждении Правил оказания услуг общественного питания» и «ГОСТ 30389-2013. Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования», введенным в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 ноября 2013 года № 1676-ст.

В силу пункта 3 Правил оказания услуг общественного питания, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 1997 года № 1036, услуги общественного питания оказываются в ресторанах, кафе, барах, столовых, закусочных и других местах общественного питания, типы которых, а для ресторанов и баров также их классы (люкс, высший, первый) определяются исполнителем в соответствии с государственным стандартом.

Согласно пункту 3.1 ГОСТ 30389-2013 «Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования» под предприятием как объектом общественного питания подразумевается имущественный комплекс, используемый юридическим лицом для оказания услуг общественного питания, в том числе изготовления продукции общественного питания, создания условий для потребления и реализации продукции общественного питания и покупных товаров, как на месте изготовления, так и вне его по заказам, а также для оказания разнообразных дополнительных услуг.

В названном стандарте приведены определения кафе, бара, предприятия быстрого обслуживания, столовой.

Столовая это предприятие (объект) общественного питания, осуществляющее приготовление и реализацию с потреблением на месте разнообразных блюд и кулинарных изделий в соответствии с меню, различающимся по дням недели.

Проанализировав нормы федерального и регионального законодательства, оценив представленные в дело доказательства, суд приходит к выводу, что спорное здание правомерно включено в Перечни  на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Судом установлено, что спорное здание является нежилым, предназначено для использования в целях размещения объекта общественного питания, расположено на земельном участке, вид разрешенного использования которого предусматривает размещение объектов общественного питания.  Указанные критерии позволяли отнести принадлежащее истцу здание к торговому центру (комплексу).

Ограничение доступа на территорию, в пределах которой расположено спорное здание неопределенному кругу лиц, материалами дела не подтверждено.

Таким образом, данное здание подлежало включению в перечни, как по виду разрешенного использования земельного участка, так и по назначению и наименованию здания.

Статья 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливая виды недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, предусмотрела, что для включения объекта налогообложения в соответствующий перечень достаточно, чтобы он отвечал хотя бы одному из перечисленных в ней условий, то есть, не требуя соответствия такого объекта совокупности всех критериев одновременно. Неиспользование истцом здания в качестве столовой, независимо от причин этого, не имеет правового значения для рассмотрения дела.

При таких обстоятельствах требования истца не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

 

Р Е Ш И Л:

 

В удовлетворении административных исковых требований Игина Игоря Михайловича о признании недействующими пункта 6804 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, утвержденного приказом Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области № 157-ПОД от 27 ноября 2017 года, пункта 3 850 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, утвержденного приказом Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области № 167-ПОД от 27 ноября 2018 года, пункта 3260 перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области № 192-ПР от 27 ноября 2019 года, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Ульяновский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

 

Судья                                                                    Трифонова Т.П.