Печать
Закрыть окно
Судебный акт
о расселении
Документ от 23.06.2020, опубликован на сайте 29.06.2020 под номером 88404, 2-я гражданская, об обязании предоставить жилое помещение с аналогичными или улучшенными уловиями проживания, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ  ОБЛАСТНОЙ  СУД

 

Судья Шлейкин М.И.                                                                      Дело № 33-1480/2019

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                          23 июня 2020 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего ­­Мирясовой Н.Г.,

судей Рыбалко В.И., Казаковой М.В.,

при секретаре Туктаровой Н.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционное представление прокурора Сенгилеевского района Ульяновской области на решение Сенгилеевского районного суда Ульяновской области от 16 января 2020 года по делу № 2-1-14/2020, которым постановлено:  

исковые требования прокурора Сенгилеевского  района Ульяновской  области в интересах Черкасова Валентина Михайловича к обществу с ограниченной ответственностью «Сенгилеевский  цементный  завод»  о возложении обязанности предоставить жилое помещение оставить без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Рыбалко В.И., пояснения прокурора                Холодилиной Ю.О., Черкасова В.М., представителя Управления Роспотребнадзора по Ульяновской  области Хакимовой Е.В., поддержавших доводы апелляционного представления, судебная коллегия

 

установила:

прокурор Сенгилеевского  района Ульяновской  области в интересах Черкасова В.М. обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью (ООО) «Сенгилеевский цементный завод» о возложении обязанности предоставить жилое помещение.

В обоснование иска указано, что прокуратурой района проведена проверка выполнения ответчиком законодательства по расселению жителей п. *** из санитарно-защитной зоны предприятия. В ходе проверки установлено, что                      5 октября 2011 года администрацией МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области выдано ООО «Сенгилеевский цементный завод» разрешение на строительство объекта капитального строительства - завода по производству цемента по сухому способу мощностью 1 200 000 тон в год по адресу: ***. Срок действия данного разрешения неоднократно продлевался и действует до 17 мая 2020 года. Строящейся цементный завод относиться к предприятиям 2 класса опасности. Согласно экспертному заключению, утвержденному главным врачом ФГУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии» Роспотребнадзора,  санитарно-защитная зона для проектируемого цементного завода предварительно установлена в 300 м.  Жители домов, подпадающие в границы предварительной санитарно-защитной зоны, подлежат расселению. Черкасов В.М. является собственником домовладения, расположенного по адресу: ***. Несмотря на то, что указанное домовладение входит в предварительную санитарно-защитную зону, ООО «Сенгилеевский  цементный  завод» не принимает мер по переселению Черкасова В.М. из этой зоны. Непринятие мер по переселению из санитарно – защитной зоны нарушает  права Черкасова В.М. на благоприятную окружающую среду.

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены:                       МУ администрация МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области, Федеральная  служба  по надзору  в сфере  защиты  прав  потребителей и благополучия  человека,  Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия  человека (Роспотребнадзора) по Ульяновской  области, ООО «Центр гигиены и экологии», ООО «Экологические системы».

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял указанное выше решение.

В апелляционном представлении прокурор Сенгилеевского района Ульяновской области просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым исковые требования удовлетворить.

В обоснование представления приводит доводы, аналогичные изложенным в исковом заявлении. Отмечает, что эксплуатация завода осуществляется в полном объеме. Выводы суда считает несостоятельными, поскольку непринятие ответчиком мер к расселению Черкасова В.М. из санитарно-защитной зоны не только нарушает права на благоприятную окружающую среду, но и представляет опасность для его жизни и здоровья. 

В возражениях на апелляционную жалобу ООО «Сенгилеевский  цементный  завод» просит решение суда оставить без изменения, апелляционное представление – без удовлетворения.

Поскольку лица, не явившиеся в судебное заседание, были надлежащим образом извещены о месте и времени его проведения, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционном представлении и возражениях относительно представления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с п. 3 ст. 16 Федерального закона от 4 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», в целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций.

Согласно п. 3 ст. 44, п. 2 ст. 52 Федерального закона от 10 января 2002 года              № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в целях охраны окружающей среды городских и сельских поселений создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны. В частности, такие зоны создаются вокруг промышленных зон и объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Установлено, что 5 октября 2011 года Администрацией МО «Сенгилеевский район» выдано ответчику ООО «Сенгилеевский цементный завод» разрешение на строительство завода по производству цемента по сухому способу мощностью 1 200 000 тонн в год по адресу: ***.

Срок действия данного разрешения неоднократно продлевался и  действует до 17 мая 2020 года.

До настоящего времени предприятие не введено в эксплуатацию, на нем ведутся пуско-наладочные работы.

Из экспертного заключения № 25914 от 21 июня 2010 года, утвержденного главным врачом ФГУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии» Роспотребнадзора, следует, что проектируемый цементный завод относится к предприятиям II класса опасности, санитарно-защитная зона предварительно установлена в 300 м.

Управлением Роспотребнадзора по Ульяновской области выдано санитарно – эпидемиологическое заключение от 29 июня 2017 года на проект обоснования расчетной (предварительной) санитарно-защитной зоны для завода по производству цемента по сухому способу мощностью 1,2 млн. тонн в год одной технологической линией размером 300 метров от границы территории промплощадки по всем направлениям для ООО «Сенгилеевский цементный  завод», по адресу: ***.

Черкасов В.М. является собственником домовладения, расположенного                   по адресу: ***.

Данное домовладение находится в пределах расчетной (предварительной) трехсот метровой санитарно-защитной зоны завода.

С целью переселения истца Черкасова В.М. из расчетной санитарно-защитной зоны ООО «Сенгилеевский цементный завод» прокурор обратился в суд с настоящим иском.

Между тем, Постановлением Правительства Российской Федерации от                       3 марта 2018 года № 222 (п. 1) утверждены Правила установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон (далее – Правила).

Согласно п. 1 Правил санитарно-защитные зоны устанавливаются в отношении действующих, планируемых к строительству, реконструируемых объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека (далее - объекты), в случае формирования за контурами объектов химического, физического и (или) биологического воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования.

Решение об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны в отношении объектов I и II класса опасности                       по результатам рассмотрения заявления об установлении, изменении или                      о прекращении существования санитарно-защитной зоны принимает Роспотребнадзор (п. 3 Правил).

К заявлению об установлении или изменении санитарно-защитной зоны прилагаются: проект санитарно-защитной зоны; экспертное заключение о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении проекта санитарно-защитной зоны (п. 14 Правил).

Санитарно-защитная зона и ограничения использования земельных участков, расположенных в ее границах, считаются установленными со дня внесения сведений о такой зоне в Единый государственный реестр недвижимости                 (п. 25 Правил).

В силу ч. 13 ст. 26 Федерального закона от 3 августа 2018 года № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 1 января 2020 года определенные в соответствии с требованиями законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения ориентировочные, расчетные (предварительные) санитарно-защитные зоны прекращают существование, а ограничения использования земельных участков в них не действуют.

Собственники зданий, сооружений, в отношении которых были определены ориентировочные, расчетные (предварительные) санитарно-защитные зоны, до                  1 октября 2019 года обязаны обратиться в органы государственной власти, уполномоченные на принятие решений об установлении санитарно-защитных зон, с заявлениями об установлении санитарно-защитных зон или о прекращении существования ориентировочных, расчетных (предварительных) санитарно-защитных зон с приложением документов, предусмотренных положением о санитарно-защитной зоне.

Органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также правообладатели объектов недвижимости, расположенных полностью или частично в границах ориентировочных, расчетных (предварительных) санитарно-защитных зон, вправе обратиться в органы государственной власти, уполномоченные на принятие решений об установлении санитарно-защитных зон, с заявлениями об установлении санитарно-защитных зон или о прекращении существования ориентировочных, расчетных (предварительных) санитарно-защитных зон с приложением необходимых документов.

До дня установления санитарно-защитной зоны возмещение убытков, причиненных ограничением прав правообладателей объектов недвижимости в связи с определением до дня официального опубликования настоящего Федерального закона ориентировочной, расчетной (предварительной) санитарно-защитной зоны, выкуп объектов недвижимости, возмещение прав за прекращение прав на земельные участки в связи с невозможностью их использования в соответствии с разрешенным использованием не осуществляются.

Применив вышеуказанные нормы права, исследовав и оценив собранные по делу доказательства, суд первой инстанции правомерно и обосновано отказал прокурору Сенгилеевского района Ульяновской области в удовлетворении исковых требований, заявленных в интересах Черкасова В.М.

При этом суд первой инстанции правильно отметил преждевременность иска, поскольку на момент рассмотрения дела санитарно-защитная зона                      ООО «Сенгилеевский цементный завод» в предусмотренном законом порядке не была установлена, определялась лишь расчетная (предварительная) зона.

 

С выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, поскольку они соответствует фактическим обстоятельствам дела и  основаны на правильно примененных нормах материального права.

Доводы апелляционного представления не содержат ссылок на какие-либо новые обстоятельства, которые не были бы предметом исследования суда первой инстанции или опровергали выводы судебного решения, не влияют на правильность принятого судом решения, в связи с чем, не могут служить основанием к отмене решения суда, а кроме того, они направлены на иную оценку добытых судом доказательств,  с чем судебная коллегия согласиться не может.

Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено, юридически значимые обстоятельства установлены полно и правильно, доводы апелляционной жалобы не содержат предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.

При таких обстоятельствах принятое по делу решение суда подлежит оставлению без изменения.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

решение Сенгилеевского районного суда Ульяновской области от 16 января 2020 года оставить без изменения, а апелляционное представление прокурора Сенгилеевского района Ульяновской области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции                       (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, через Сенгилеевский районный суд Ульяновской области.

 

Председательствующий                                    

 

Судьи: