Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Об отмене решения о неразрешении въезда в РФ
Документ от 09.06.2020, опубликован на сайте 26.06.2020 под номером 88388, 2-я гражданская, об оспаривании решения, решение (осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

Судья Давыдова Т.Н.                                                                  Дело № 33а-1191/2020

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                           9 июня 2020 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Лифановой З.А.,

судей Васильевой Е.В., Буделеева В.Г.,

при секретаре Каминской Ю.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 23 октября 2019 года, с учетом определения того же суда об исправлении описки от 10 января 2020 года, по делу №2а-4676/2019, по которому постановлено:

 

административный иск Алиевой Ламии Шамиль кызы к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ульяновской области  о признании незаконным решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию удовлетворить.

Признать незаконным и отменить решение УФМС России по Ульяновской области от 18.09.2015 о неразрешении въезда в Российскую Федерацию гражданке Республики Азербайджан Алиевой Ламие Шамиль кызы, *** года рождения, сроком на десять лет до 25.08.2025.

 

Заслушав доклад судьи Васильевой Е.В., пояснения представителей УМВД России по Ульяновской области Бердникова О.Н. и Батраковой Е.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы, Алиевой Л.Ш., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Алиева Л.Ш. обратилась в суд с административным иском к УМВД России по Ульяновской области об отмене принятого в отношении неё решения УФМС России по Ульяновской области от 18.09.2015 о неразрешении въезда в Российскую Федерацию.

В обоснование требований указала, что проживает в г.Ульяновске с супругом и несовершеннолетним сыном, которые являются гражданами Российской Федерации. Ребенок обучается во 2-ом классе средней общеобразовательной школы. У ее семьи отсутствуют денежные средства для приобретения билетов для выезда и въезда в Российскую Федерацию и оформления необходимых документов для законного нахождения в Российской Федерации.

Не соглашается с оспариваемым решением, поскольку она не угрожает интересам национальной безопасности и общественному порядку в Российской Федерации. При принятии указанного решения не были учтены положения Конвенции прав человека и основных свобод. Её семья проживает в России с 2001 года. Муж занимается предпринимательской деятельностью, один содержит семью, уплачивает налоги, её семья ограничена в денежных средствах.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе УМВД России по Ульяновской области просит отменить решение суда как незаконное и необоснованное и принять новое решение об отказе в удовлетворении административного иска в полном объеме.

Ссылается на нарушение судом при принятии решения норм материального и процессуального права,отсутствие установленных статьей 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для удовлетворения иска.

Обращает внимание на то, что решение УФМС России по Ульяновской области от 18.09.2015 принято в точном соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. Уведомление о принятом решении направлено Алиевой Л.Ш. 21.09.2015 и получено ею 23.09.2015. Заявительницей не представлено убедительных доказательств уважительности пропуска процессуального срока для обращения в суд с настоящим административным иском. Правовых оснований для признания решения УФМС России по Ульяновской области незаконным не имеется.

В возражениях на апелляционную жалобу Алиева Л.Ш. просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч.1 ст.176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.

Суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям. Суд может выйти за пределы заявленных требований (предмета административного искового заявления или приведенных административным истцом оснований и доводов) в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом (ч.1 ст. 178 КАС РФ).

Правовое положение иностранных граждан в связи с пребыванием в Российской Федерации регулирует Федеральный закон от 25.07.2002 №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Статья 62 (часть 3) Конституции Российской Федерации закрепляет, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Таким федеральным законом является, в частности, Федеральный закон от 15.08.1996 №114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», согласно абз. 5 ст. 24 которого иностранным гражданам или лицам без гражданства въезд в Российскую Федерацию и выезд из Российской Федерации могут быть не разрешены по основаниям, предусмотренным названным законом.

Статьей 5 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» установлено, что срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать 90 суток суммарно в течение каждого периода в 180 суток, за исключением случаев, предусмотренных названным федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с данным федеральным законом. При этом непрерывный срок временного пребывания в Российской Федерации указанного иностранного гражданина не может превышать 90 суток (пункт 1). Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного указанным федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, перечисленных в пункте 2 данной статьи (пункт 2).

Федеральным законом «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» определено, что иностранный гражданин, уклоняющийся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, является незаконно находящимся на территории Российской Федерации и несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 25.10).

Въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину не разрешается в случае, если иностранный гражданин в период своего предыдущего пребывания в Российской Федерации не выехал из Российской Федерации и находился в Российской Федерации непрерывно свыше 270 суток со дня окончания предусмотренного федеральным законом срока временного пребывания в Российской Федерации, - в течение 10 лет со дня выезда из Российской Федерации (п.14 ч.1 ст.27 названного Федерального закона).

Такое законодательное регулирование согласуется с закрепленным в Конституции Российской Федерации принципом, в соответствии с которым права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч.3 ст.55), а также не противоречит общепризнанным принципам и нормам международного права и международным договорам Российской Федерации, которые в силу ч.4 ст.15 Конституции Российской Федерации являются составной частью правовой системы Российской Федерации.

Так, согласно Декларации о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают (принята 13.12.1985 Генеральной Ассамблеей ООН), права, провозглашенные в Декларации, не должны толковаться как ограничивающие право любого государства принимать законы и правила, касающиеся въезда иностранцев и условий их пребывания, или устанавливать различия между его гражданами и иностранцами (п.1 ст.2).

Европейский Суд по правам человека в своих решениях неоднократно отмечал, что Конвенция о защите прав человека и основных свобод, подтверждая право государств-участников в силу установленных принципов международного права контролировать въезд в страну, проживание в ней и высылку лиц, не являющихся гражданами этой страны, не гарантирует иностранным гражданам право въезжать в определенную страну или проживать на ее территории и не быть высланными и что лежащая на государствах-участниках ответственность за обеспечение публичного порядка обязывает их контролировать въезд в страну, однако подобные решения, поскольку они могут нарушить право на уважение личной и семейной жизни, охраняемое в демократическом обществе статьей 8 Конвенции, должны быть оправданы крайней социальной необходимостью и соответствовать правомерной цели.

По делу установлено, что Алиева Л.Ш., *** года рождения, является гражданкой Республики Азербайджан, имеет национальный паспорт сроком действия до 13.05.2021, в течение длительного времени проживает на территории Российской Федерации.

Алиева Л.Ш. состоит в браке с гражданином Российской Федерации Пириевым Асифом Алекбер оглы (брак зарегистрирован 27.10.1994 в г.Новоульяновске Ульяновской области), от брака имеет сына, Пириева А*** ***, *** года рождения, родившегося в г.Ульяновске. Ребенок обучается в МБОУ города Ульяновска «Средняя школа №***».

18.09.2015 УФМС России по Ульяновской области в отношении Алиевой Л.Ш. принято решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию сроком на десять лет до 25.08.2025.

Данное решение принято на основании п.14 ч.1 ст.27 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», поскольку в период своего предыдущего пребывания в Российской Федерации Алиева Л.Ш. не выехала из Российской Федерации и находилась в Российской Федерации непрерывно свыше двухсот семидесяти суток со дня окончания предусмотренного федеральным законом срока временного пребывания в Российской Федерации.

Постановлениями Засвияжского районного суда г.Ульяновска от 07.12.2017 и от 14.08.2019 Алиева Л.Ш. была привлечена к административной ответственности за нарушение режима пребывания на территории Российской Федерации, выразившегося в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, по ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ в виде административного штрафа.

При этом дополнительное наказание в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации в отношении Алиевой Л.Ш. не назначалось, поскольку судом были приняты во внимание конкретные обстоятельства, установленные в ходе рассмотрения дел об административном правонарушении, а именно: нахождение в браке с гражданином Российской Федерации, наличие на иждивении несовершеннолетнего ребенка, а также положения ст.8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (г.Рим, 04.11.1950) и позиция Конституционного Суда Российской Федерации о необходимости учитывать не только характер правонарушения и его опасность для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий их совершения, а также личность правонарушителя и степень его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий для лица, привлекаемого к ответственности, тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 14.02.2013 №4-П).

При рассмотрении настоящего административного дела, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для принятия в отношении Алиевой Л.Ш. такой меры ограничения как запрет въезда в Российскую Федерацию, поскольку принятие данной меры не соответствует степени общественной опасности совершенного правонарушения. В ходе рассмотрения дела не установлено данных о том, что запрет въезда в Российскую Федерацию обусловлен крайней необходимостью в интересах национальной безопасности и общественного порядка, необходимостью достижения целей предотвращения беспорядков или преступлений, целей охраны здоровья или нравственности.

Суд апелляционной инстанции с указанным выводом суда соглашается. При этом судебная коллегия принимает во внимание такие установленные в ходе рассмотрения дела обстоятельства как наличие у Алиевой Л.Ш. на территории Российской Федерации (в г. Ульяновске) семьи: супруга - гражданина Российской Федерации и несовершеннолетнего ребенка, *** года рождения.

При таких обстоятельствах, отмена судом принятого УФМС России по Ульяновской области решения о запрете въезда в Российскую Федерацию является обоснованной.

Однако судебная коллегия не может согласиться с признанием судом незаконным указанного решения миграционного органа, поскольку решение суда в данной части принято в нарушение ч.1 ст.178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которой суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям.

Как усматривается из административного иска, а также из протоколов судебных заседаний, административным истцом не заявлялось требований о признании незаконным решения УФМС России по Ульяновской области о запрете въезда в Российскую Федерацию. Алиева Л.Ш. просила только отменить данное решение со ссылкой на нормы международного права, ст.8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, Конституции Российской Федерации.

При таких обстоятельствах, у суда не было оснований для принятия решения о признании незаконным решения УФМС России по Ульяновской области о неразрешении Алиевой Л.Ш. въезда в Российскую Федерацию.

То обстоятельство, что судом в ходе рассмотрения дела были установлены обстоятельства, позволившие прийти к выводу об отмене решения УМВД России о запрете въезда Алиевой Л.Ш. в Российскую Федерацию, не свидетельствует о том, что миграционным органом данное решение было принято в нарушение требований закона.

В силу указанного судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда в части признания незаконным решения УФМС России по Ульяновской области от 18.09.2015 о неразрешении въезда в Российскую Федерацию Алиевой Л.Ш.

В остальной части решение суда является правильным и отмене не подлежит.

Отмена решения УФМС России по Ульяновской области о неразрешении въезда в Российскую Федерацию, не освобождает Алиеву Л.Ш. от обязанности легализовать свое нахождение на территории Российской Федерации в установленном законом порядке.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия 

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 23 октября 2019 года, с учетом определения того же суда об исправлении описки от 10 января 2020 года, отменить в части признания незаконным решения УФМС России по Ульяновской области от 18.09.2015 о неразрешении въезда в Российскую Федерацию гражданина Республики Азербайджан Алиевой Ламии Шамиль кызы, *** года рождения.

В остальной части решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ульяновской области  – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через суд первой инстанции.

 

Председательствующий

 

Судьи: