Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О возложении обязанности обеспечить автобусами со спецсредствами
Документ от 09.06.2020, опубликован на сайте 26.06.2020 под номером 88358, 2-я гражданская, о возложении обязанности обеспечить наличие в автотранспортном парке общества, пассажирских автобусов, оборудованных специальными средствами (подъемниками) или низкопольной задней площадкой для беспрепятственного пользования маломобильной группой населения, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

Судья Росляков В.Ю.                                                                Дело №33-1140/2020

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                 9 июня 2020 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Лифановой З.А.,

судей Васильевой Е.В., Смирновой Ю.В.,

при секретаре Каминской Ю.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционное представление Инзенского межрайонного прокурора на решение Инзенского районного суда Ульяновской области от 19 декабря 2019 года по делу №2-499/2019, по которому постановлено:

административный иск Инзенского межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к акционерному обществу «Инзенское автотранспортное предприятие» о возложении обязанности обеспечить наличие пассажирских автобусов, оборудованных специальными средствами для беспрепятственного пользования маломобильной группой населения оставить без удовлетворения.

 

Заслушав доклад судьи Васильевой Е.В., пояснения прокурора        Холодилиной Ю.О., поддержавшей доводы апелляционного представления, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Инзенский межрайонный прокурор Ульяновской области обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц к акционерному обществу «Инзенское автотранспортное предприятие» (далее – АО «Инзенское АТП» о возложении обязанности обеспечить наличие в автотранспортном парке общества пассажирских автобусов, оборудованных специальными средствами (подъёмниками) или низкопольной задней площадкой для беспрепятственного пользования маломобильной группой населения.

В обоснование требований прокурором указано, что в ходе проведенной проверки деятельности АО «Инзенское АТП» выявлены нарушения положений ст.ст. 7, 21, 27 Конституции Российской Федерации, ч.1 ст.15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в соответствии с которыми организации независимо от организационно-правовых форм должны создавать условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации.

АО «Инзенское АТП» осуществляет городские и пригородные перевозки пассажиров автотранспортом на территории Инзенского района. Вместе с тем, в нарушение норм действующего законодательства автобусы данного автотранспортного предприятия не оборудованы специальными средствами (подъёмниками) для беспрепятственного пользования инвалидами, в том числе использующими кресла-коляски.

26.06.2019 в адрес генерального директора АО «Инзенское АТП» прокурором внесено представление об устранении нарушений законодательства, однако нарушения не устранены. В ходе контрольной проверки, проведённой 23.10.2019, установлено, что автобусы, используемые АО «Инзенское АТП» на городских, пригородных и междугородних маршрутах, не оборудованы специальными средствами для беспрепятственного пользования маломобильной группой населения.

К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено: Министерство промышленности и транспорта Ульяновской области (ранее – Министерство  промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области).

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционном представлении Инзенский межрайонный прокурор просит отменить решение суда как незаконное и направить дело на новое рассмотрение в ином составе суда. В обоснование представления указывает, что судом неверно применены положения ч.1 ст.15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», а также не принята во внимание судебная практика, изложенная в определении Верховного суда Российской Федерации от 26.12.2018 №304-КГ18-21101 по делу аналогичной категории.

В возражениях на апелляционное представление АО «Инзенское АТП» просит решение суда оставить без изменения, а апелляционное представление Инзенского межрайонного прокурора – без удовлетворения.

Определением от 17.03.2020 суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства.

В заседание суда апелляционной инстанции не явились представители АО «Инзенское АТП» и Министерства промышленности и транспорта Ульяновской области, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса согласно ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражениях относительно апелляционной жалобы.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии с п.п. 2, 4, 8 ч.1 ст.15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников):

условия для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным транспортом, автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном, междугородном сообщении, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации);

сопровождение инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, и оказание им помощи на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур;

оказание работниками организаций, предоставляющих услуги населению, помощи инвалидам в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими лицами.

Согласно ч.2 ст.15 названного Федерального закона порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи устанавливается федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, исходя из финансовых возможностей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, организаций.

Частью 7 статьи 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что организации, осуществляющие производство транспортных средств, а также организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения (независимо от их организационно-правовых форм), обеспечивают оборудование указанных средств, вокзалов, аэропортов и других объектов транспортной инфраструктуры специальными приспособлениями и устройствами в целях обеспечения условий инвалидам для беспрепятственного пользования указанными средствами.

Согласно п.3 ст.26 Федерального закона от 01.12.2014 №419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» положения части первой статьи 15 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона) в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств, применяются с 1 июля 2016 года ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам.

Порядок обеспечения такого доступа в отношении других объектов урегулирован частью 4 статьи 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», согласно которой в случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.

По делу установлено, что АО «Инзенское АТП» создано в соответствии с Федеральными законами от 21.12.2001 №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», от 26.12.1995 №208-ФЗ «Об акционерных обществах» путем преобразования ОГУП «Инзенское автотранспортное предприятие» и является правопреемником последнего.

Учредителем общества является Министерство промышленности и транспорта Ульяновской области.

АО «Инзенское АТП» имеет лицензию №АК-73-000178 от 20.05.2019 на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами. Согласно лицензии предприятие может осуществлять перевозку пассажиров на основании договора перевозки пассажира (регулярные перевозки) или договора фрахтования транспортного средства (коммерческие перевозки).

АО «Инзенское АТП» осуществляет регулярные перевозки по муниципальным маршрутам в границах Инзенского района Ульяновской области на основании заключенного между АО «Инзенское АТП» и муниципальным учреждением администрация муниципального образования «Инзенский район» договора №1 от 02.04.2014 об организации регулярных пассажирских перевозок по установленным городским и пригородным (внутримуниципальным) автобусным маршрутам.

Ответчик имеет в наличии 29 пассажирских автобусов 2002 года - 2015 года выпуска (ПАЗ-32053 – 25 шт., ГАЗ 3322132 – 1 шт., ГАЗ 322132 – 1 шт., Форд Транзит 222702 – 1 шт., Фиат Дукато - 1 шт.). Данные автобусы не оборудованы специальными средствами (подъёмниками) и (или) низкопольной задней площадкой.

С целью реализации прав инвалидов на беспрепятственное пользование наземным транспортом генеральным директором АО «Инзенское ПАТП» издан приказ №220 от 29 декабря 2018, в соответствии с которым водителям автобусов и кондукторам предписано обеспечить помощь пассажирам из числа инвалидов при передвижении по территории объектов транспортной инфраструктуры, в том числе при входе в транспортные средства, при выходе из них, до места посадки в транспортные средства и от места высадки из них, при оформлении багажа, получении багажа.

11.07.2019 №136 АО «Инзенское АТП» обратилось в Министерство промышленности и транспорта Ульяновской области с ходатайством о решении вопроса о закупке для АО «Инзенское АТП» автотранспортных средств, оборудованных специальными приспособлениями для беспрепятственного обслуживания инвалидов.

АО «Инзенское АТП» 17.12.2019 заключен договор финансовой аренды (лизинга) с ПАО «Государственная транспортная лизинговая компания» на предоставление в 2020 году в пользование 50 автобусов, 40 из которых оборудованы низкопольными площадками для инвалидов.

Ответчиком к возражениям на апелляционное представление приложены паспорта транспортных средств на приобретенные по данному договору два автобуса «СИМАЗ» 2258В, которые относятся к категории «Доступная среда».

Принимая во внимание приведенные нормы права, а также то обстоятельство, что ответчиком принимаются определенные меры для оснащения автобусного парка транспортными средствами, оборудованными специальными приспособлениями для беспрепятственного обслуживания инвалидов, направлено соответствующее ходатайство учредителю – в Министерство промышленности и транспорта Ульяновской области, заключен договор лизина, предметом которого является приобретение 40 автобусов «доступная среда», по которому ответчиком получено два автобуса; руководителем АО «Инзенское АТП» принято решение об оказании работниками организации помощи инвалидам в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими лицами (приказ от 28.12.2018 №220), суд первой инстанции правомерно не усмотрел оснований для удовлетворения требований прокурора.

Довод апелляционного представления о том, что судом неверно применены положения статьи 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», судебная коллегия считает несостоятельным, поскольку данная норма применена судом верно.

Ссылка в апелляционном представлении на судебную практику по делам данной категории, изложенную в определении Верховного суда Российской Федерации от 26.12.2018 №304-КГ18-21101, не может служить основанием для отмены обжалуемого решения суда, поскольку и предмет иска по указанному делу и установленные по нему обстоятельства не являются тождественными с настоящим делом.

Судом верно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применен материальный закон, регулирующий спорные правоотношения. Процессуальных нарушений, служащих в силу ч.4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены решения суда, не допущено.

Оснований для отмены решения по доводам апелляционного представления не имеется.

Руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

решение Инзенского районного суда Ульяновской области от 19 декабря 2019 года оставить без изменения, а апелляционное представление Инзенского межрайонного прокурора – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий

 

Судьи: