У Л Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _
Дело-33-***-2007 г.
Судья Черланова Е.С.
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
6 марта 2007 г. г. Ульяновск
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
Шлотгауэр Л.Л.
судей Николаевой
Р.И. и Булгакова Г.М.
рассмотрела дело по кассационной
жалобе Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Железнодорожном
районе г. Ульяновска на решение Железнодорожного
районного суда г. Ульяновска от 29 января 2007 года, по которому постановлено:
Исковые требования Д***
удовлетворить.
Взыскать с
Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения)
в Железнодорожном районе г. Ульяновска в пользу Д*** за счет средств
федерального бюджета задолженность по ежемесячным денежным выплатам за период с
01.01.2005 по 04.04.2006 в размере 15 595 руб.
Заслушав доклад
председательствующего, судебная коллегия
у с т а н о в и л а :
Д*** обратился в суд
с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в
Железнодорожном районе г. Ульяновска о взыскании задолженности по денежной
компенсации. В обоснование своих требований указал, что он является участником
ВОВ и инвалидом II
группы по общему заболеванию. В соответствии со ст.ст. 14,15 Федерального
закона «О ветеранах» он приравнивается к инвалидам войны и имеет право на
получение льгот для данной категории ветеранов. Однако ответчик с 01.01.2005 по
март 2006 года выплачивал ему полагающуюся по закону денежную компенсацию не
как инвалиду войны, а как инвалиду по общему заболеванию в размере 550 руб. в
месяц.
Просил обязать
ответчика сделать перерасчет за указанный период и выплатить ему недоплаченную
сумму денежной компенсации, предусмотренной для инвалидов войны.
Судом постановлено
указанное выше решение.
В кассационной
жалобе Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в
Железнодорожном районе г. Ульяновска не соглашается с решением суда и просит
его отменить как постановленное с нарушением норм материального права. При этом
указывает, что с учетом норм действующего законодательства Д*** имеет право на
ежемесячные денежные выплаты (ЕДВ) по двум основаниям: как военнослужащий,
проходивший военную службу в частях, не входивших в состав действующей армии, в
период с 22.06.1941 по 03.09.1945 не менее 6-ти месяцев, – в размере 600 руб.;
как инвалид II
группы – в размере 1000 руб.
Истцу была назначена
ЕДВ по закону, которым предусмотрен более высокий размер, т.е. как инвалиду II группы в сумме 550 руб. с одновременным
предоставлением набора социальных услуг.
В соответствии с
Определением Конституционного Суда РФ № 89-О от 04.04.2006, который определил,
что категории граждан, к которой относится истец, ЕДВ должна выплачиваться в
размере, установленном для инвалидов ВОВ, с 04.04.2006 истцу был произведен
перерасчет размера ЕДВ.
Вывод суда о том,
что ответчик должен был произвести перерасчет с момента назначения выплат –
01.01.2005, является необоснованным в связи с тем, что Определение
Конституционного Суда РФ не имеет обратной силы и применяется только с
04.04.2006. В указанном Определении Конституционный Суд РФ указал, что
пересмотру подлежат дела лишь тех граждан, которые обратились в Конституционный
Суд РФ. В отношении остальных право на пересмотр не предусмотрено.
Кроме того,
Конституционный Суд РФ в своем Определении № 409-О от 02.11.2006 об отказе в
удовлетворении ходатайства Министра здравоохранения и социального развития РФ
об официальном разъяснении Определения от 04.04.2006 указал, что юридическим
последствием решений Конституционного Суда РФ является утрата силы оспариваемых
нормативных актов на будущее время. Таким образом, перерасчет ЕДВ мог быть
произведен только с момента вступления в силу Определения Конституционного Суда
РФ – 04.04.2006.
Проверив материалы
дела и обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав пояснения истца, судебная
коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В соответствии со
ст. 347 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения
суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе.
Согласно п.п. «з» п.п.1 п. 1 ст. 2
Федерального закона «О ветеранах» к ветеранам
Великой Отечественной войны относятся военнослужащие, в том числе уволенные в
запас (отставку), проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях,
военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с
22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев;
военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период.
Пунктом 2 статьи 15 закона установлено, что
участникам Великой Отечественной войны, ставшим инвалидами вследствие общего
заболевания, трудового увечья или других причин (кроме лиц, инвалидность
которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются меры
социальной поддержки инвалидов войны в соответствии с установленной группой
инвалидности без дополнительного экспертного медицинского освидетельствования.
Статьей 23.1, введенной Федеральным законом
от 22.08.2004 № 122-ФЗ, ветеранам установлена ежемесячная денежная выплата,
размер которой для инвалидов войны определен с 01.01.2005 года в 1550 руб., с
01.01.2006 – в 2000 руб.
Как видно из материалов дела, Д*** относится
к категории участников Великой Отечественной войны, предусмотренной п.п. «з»
п.п.1 п. 1 ст. 2 Федерального закона «О ветеранах», и до 01.01.2005 в
соответствии с приведенным выше п. 2 ст. 15 ФЗ «О ветеранах» пользовался
льготами, предоставляемыми инвалидам войны.
Однако с 01.01.2005
ответчик отказал Д*** в выплате ежемесячной денежной выплаты как инвалиду
войны, а выплачивал ее в размере, предусмотренном для инвалидов II группы в соответствии с Федеральным законом
«О социальной защите инвалидов в РФ».
Определением Конституционного Суда РФ от
04.04.2006 № 89-О установлено, что нормативные положения пункта 2 статьи 15 ФЗ
«О ветеранах» во взаимосвязи со статьями 14 и 23.1 данного закона по их
конституционно-правовому смыслу, выявленному Конституционным Судом РФ, в
системе действующего законодательного регулирования не предполагают назначение
участникам Великой Отечественной войны из числа военнослужащих, указанных в
подпункте «з» подпункта 1 пункта 1 статьи 2, являющимся инвалидами вследствие
общего заболевания, трудового увечья или других причин (кроме лиц, инвалидность
которых наступила вследствие их противоправных действий), которым ранее
предоставлялись права и льготы инвалидов войны, ежемесячной денежной выплаты в
размере ниже размера ежемесячной денежной выплаты, назначаемой в соответствии с
данным Федеральным законом иным категориям участников Великой Отечественной войны
– инвалидам вследствие указанных причин и в настоящее время устанавливаемой в
соответствии с подпунктом 1 пункта 4 статьи 23.1.
С учетом содержания названного Определения
Конституционного Суда РФ Управление Пенсионного фонда РФ в Железнодорожном
районе г. Ульяновска с 04.04.2006 назначило Д*** ежемесячную денежную выплату в
размере, установленном для инвалидов войны.
Однако, поскольку в силу закона указанная
выплата должна была производиться Д*** с 01.01.2005, суд обоснованно взыскал с
Управления Пенсионного фонда РФ в Железнодорожном районе г. Ульяновска в его
пользу задолженность по ежемесячным денежным выплатам за период с 01.01.2005 по
04.04.2006.
Доводы, приведенные ответчиком
в кассационной жалобе, являются несостоятельными и не могут повлечь отмену
решения суда.
Как установлено
судом, действовавшее до 1 января 2005 года нормативно-правовое регулирование и
основанная на нем правоприменительная практика приравнивали категорию
участников Великой Отечественной войны, предусмотренную п.п. «з» п.п. 1 п. 1
ст. 2 Федерального закона «О ветеранах», ставших инвалидами вследствие общего
заболевания, к инвалидам войны при предоставлении в соответствии с Федеральным
законом «О ветеранах» мер социальной защиты.
Из
содержания приведенного выше Определении Конституционного Суда РФ от 04.04.2006
№ 89-О следует, что Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ принят, согласно
его преамбуле, в целях защиты прав и свобод граждан Российской Федерации, а
также решения задач по обеспечению конституционного принципа равенства прав и
свобод человека и гражданина, повышению материального благосостояния граждан,
обеспечению экономической безопасности государства и приведению системы
социальной защиты граждан, которые пользуются льготами и социальными гарантиями
и которым предоставляются компенсации, в соответствии с принципами правового
государства с социально ориентированной рыночной экономикой; нормы данного
Федерального закона должны реализовываться в соответствии с положениями,
закрепленными в его преамбуле, и не могут использоваться для умаления прав и
законных интересов человека и гражданина.
По
смыслу статей 13, 14, 15, 17 и 23.1 Федерального закона «О ветеранах» в
редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ, ежемесячная денежная
выплата представляет собой неотъемлемую составляющую социальной поддержки
ветеранов - участников Великой Отечественной войны, по своей правовой природе
она направлена на восполнение потерь для граждан, ранее являвшихся получателями
натуральных льгот и гарантий, и, таким образом, – на обеспечение гарантирования
стабильности их юридического статуса (Определение Конституционного Суда
Российской Федерации от 27.12.2005 № 502-О).
Федеральный
законодатель, реализуя вытекающую из статей 2, 7, 15 (части 1 и 2), 18, 21
(часть 1), 39 (часть 1), 59 (часть 1), 71 (пункты «а», «в», «м») и 72 (часть 1,
пункты «б», «ж») Конституции Российской Федерации обязанность государства
гарантировать военнослужащим - ветеранам Великой Отечественной войны
соответствующую их статусу и заслугам перед Отечеством социальную защиту,
обладает определенной свободой усмотрения в выборе критериев дифференциации
предоставляемых им мер социальной защиты. Распространение на всех участников
Великой Отечественной войны, ставших инвалидами вследствие общего заболевания,
трудового увечья и других причин, прав и льгот инвалидов войны означало, по
сути, не только повышение (исходя в том числе из имеющихся у государства
финансовых возможностей) уровня социальной защищенности, но и изменение
правового положения указанных лиц, что порождает как дополнительные права для
них, так и обязанность государства обеспечивать предоставление этих прав.
Поэтому,
предусматривая взамен части ранее установленных в натуральной форме социальных
гарантий компенсаторный механизм покрытия соответствующих потерь (в денежном
выражении), федеральный законодатель должен исходить из необходимости
обеспечения участникам Великой Отечественной войны, как лицам с особым правовым
статусом (тем более в случаях, когда такие лица признаны инвалидами), реальных
возможностей располагать социальными благами, включая денежные компенсации, в
объеме, сопоставимом с объемом ранее предоставлявшейся им социальной защиты в
натуральной форме. Применительно к законодательному регулированию мер
социальной поддержки таких лиц с особым статусом, как военнослужащие,
Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно отмечал,
что Российская Федерация как правовое социальное государство не может
произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых
обязательств.
Следовательно,
то обстоятельство, что в пунктах 9 и 10 статьи 44 Федерального закона от 22.08.2004
№ 122-ФЗ и статьях 14 и 15 Федерального закона «О ветеранах», определяющих меры
социальной поддержки инвалидов войны и участников Великой Отечественной войны,
такая мера социальной поддержки, как ежемесячная денежная выплата, не
упоминается, и вопросы, касающиеся ее предоставления (круг лиц, имеющих право
на ее получение, размер выплаты, порядок назначения), регламентируются
отдельной статьей Федерального закона «О ветеранах» - статьей 23.1, а также
отсутствие в названных Федеральных законах прямого указания на размер
ежемесячной денежной выплаты, полагающейся участникам Великой Отечественной
войны, которые были признаны инвалидами вследствие общего заболевания,
трудового увечья или других причин, включая военнослужащих, указанных в
подпункте «з» подпункта 1 пункта 1 его статьи 2, не свидетельствуют о том, что
тем самым Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ и Федеральный закон «О
ветеранах» допускают установление ежемесячной денежной выплаты данной категории
участников Великой Отечественной войны без учета ранее приобретенного ими
статуса, объема тех прав и льгот, которые предоставлялись им до 1 января 2005
года на основании Федерального закона «О ветеранах» как лицам, приравненным по
правам и льготам к инвалидам войны, а ныне заменяются денежной компенсацией.
Истолкование
взаимосвязанных нормативных положений пунктов 9, 10 и 19 статьи 44 Федерального
закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ, статьи 14, пункта 2 статьи 15 и статьи 23.1
Федерального закона «О ветеранах» как позволяющих снижать по сравнению с
прежним правовым регулированием уровень социальной защищенности участников
Великой Отечественной войны из числа военнослужащих, названных в подпункте «з»
подпункта 1 пункта 1 его статьи 2, и признанных инвалидами вследствие общего
заболевания, трудового увечья и других причин, не только вступало бы в
противоречие с целями принятия Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ и
закрепленными в его преамбуле и статье 153 принципами и условиями перехода к
новой системе государственной социальной поддержки граждан, но и означало бы
произвольную отмену ряда ранее установленных для данной категории участников
Великой Отечественной войны прав, льгот и гарантий, отказ государства от
принятых на себя публично-правовых обязательств перед этими лицами без
предоставления им равноценной компенсации.
Наличие
у данной категории участников Великой Отечественной войны возможности получать
ежемесячную денежную выплату на основании норм Федерального закона «О
социальной защите инвалидов в Российской Федерации» не может рассматриваться в
данном случае как адекватная компенсация. Ежемесячные денежные выплаты,
полагающиеся им в соответствии с названным Федеральным законом, ниже по своему
размеру, чем предоставляемые в соответствии со статей 23.1 Федерального закона
«О ветеранах» иным категориям участников Великой Отечественной войны -
инвалидам вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин.
Кроме того, лишение их права на получение ежемесячной денежной выплаты на
равных условиях со всеми другими участниками Великой Отечественной войны,
ставшими инвалидами вследствие указанных причин, фактически означало бы и
необоснованное снижение ранее приобретенного ими статуса, который не сводится
лишь к определенным материальным благам, а отражает также признание заслуг
перед государством и обществом.
Таким образом, содержание
приведенного Определения позволяет прийти к выводу, что толкование
вышеприведенных норм, касающихся выплаты ЕДВ участникам Великой Отечественной
войны из числа военнослужащих, указанных в п.п. «з» п.п. 1 п. 1 ст. 2
Федерального закона «О ветеранах», действует не с момента принятия настоящего
Определения, а с момента вступления в силу Федерального закона от 22.08.2004 №
122-ФЗ – 01.01.2005, следовательно, именно с этого момента указанным лицам
надлежит назначать ЕДВ в размере, установленном для инвалидов войны.
Иное толкование
вступало бы в противоречие с позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в
Определении от 04.04.2006.
В силу изложенного, решение суда является
правильным и отмене по доводам кассационной жалобы не подлежит.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная
коллегия
о п р е д е л
и л а :
Решение Железнодорожного районного суда г. Ульяновска
от 29 января 2007 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления
Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Железнодорожном районе г.
Ульяновска – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: