Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Компенсация за неисполнение судебного решения
Документ от 11.06.2020, опубликован на сайте 29.06.2020 под номером 88162, 1-я гражданская, , Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО

Дело № 3а-171/2020

 

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ  РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

 

11 июня 2020 года                                                                            г.Ульяновск

 

Ульяновский областной суд в составе:

судьи Трифоновой Т.П.,

при секретаре Скала П.А.,

 

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Суркова Александра Валентиновича к муниципальному учреждению администрация муниципального образования «Инзенский район» Ульяновской области, муниципальному образованию «Инзенский район» Ульяновской области о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок,

 

У С Т А Н О В И Л:

 

Сурков А.В. обратился в суд с административным исковым заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.

В обоснование заявленных требований указал, что решением Инзенского районного суда Ульяновской области от 22 апреля 2016г. на администрацию МО «Инзенский район» Ульяновской области была возложена обязанность предоставить ему благоустроенное жилое помещение по договору социального найма. Однако решение суда до настоящего времени не исполнено, чем нарушены его жилищные права.

В связи с  этим истец просил присудить ему компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 100 000 руб. единовременно, а затем периодическими платежами с установлением прогрессивной шкалы – за первую неделю неисполнения решения по настоящему делу – 5000 руб., за вторую неделю – 10000 руб. и так далее, взыскать расходы на оплату услуг представителя в сумме 15 000 руб., а также расходы по госпошлине в сумме 300 руб.    

Судом к участию в деле в качестве административного ответчика было привлечено муниципальное образование «Инзенский район» Ульяновской области в лице Управления финансов МО «Инзенский район» Ульяновской области, в качестве заинтересованного лица – ОСП  по Инзенскому и Базарносызганскому районам УФССП России по Ульяновской области.

В судебном заседании истец подержал заявленные требования по основаниям, изложенным в иске.

Представитель МУ администрация МО «Инзенский район» Ульяновской области Дозорова Ю.Ю. исковые требования не признала, указав на то, что Сурков А.В. от предоставленных ему в рамках исполнительного производства № 18277/19/73021-ИП от 3 июня 2019г. жилых помещений отказался. Ранее во исполнение решения Инзенского районного суда Ульяновской области от 2016г. Суркову А.В. было предоставлено жилое помещение по ул. ***. При это он согласился с тем, что данное жилое помещение пригодно для проживания. В настоящее время постановлением администрации МО «Инзенский района» от 13 июня 2019г. № 576 Сурков А.В. принят на учет граждан, нуждающихся в получении жилого помещения по МО «Инзенское городское поселение» вне очереди. Состоит в льготном списке под № 2. Комитетом по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям Инзенского района ведется работа по освобождению муниципального жилья. В случае высвобождения муниципального жилья оно будет предоставлено Сурковку А.В.

Кроме того, 4 февраля 2020г. заключен договор на выполнение работ по проведению перепланировки жилых квартир в многоквартирном доме по ул. ***. После проведения указанных работ жилое помещение будет предоставлено Суркову А.В. Вместе с тем денежные средства на проведение указанных мероприятий в бюджете МО «Инзенский район» отсутствуют, закупки за счет средств бюджета МО «Инзенский район» приостановлены на 2020, 2021 и 2022 годы.

Представители Управления финансов МО «Инзенский район» Ульяновской области, ОСП  по Инзенскому и Базарносызганскому районам УФССП России по Ульяновской области в судебное заседание не явились, будучи надлежащим образом извещенными о месте и времени рассмотрения дела.

Суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы настоящего дела, материалы гражданских дел № 2-432/2016 и 2-62/2019 Инзенского районного суда Ульяновской области, материалы исполнительных производств  № 10895/16/73021-ИП, 19277/19/73021-ИП ОСП по Инзенскому и Базарносызганскому районам УФССП России по Ульяновской области, суд приходит к следующему.

В соответствии с частями 1-3 статьи 1 Федерального закона от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее – Федеральный закон № 68-ФЗ) граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, российские, иностранные и международные организации, являющиеся в судебном процессе сторонами или заявляющими самостоятельные требования относительно предмета спора третьими лицами, взыскатели, должники при нарушении права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, могут обратиться в суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации.

Компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации, за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы). При этом нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков исполнения судебного акта само по себе не означает нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок.

Присуждение компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок не зависит от наличия либо отсутствия вины суда, органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.

Согласно части 1 статьи 2 данного Федерального закона компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается судом в денежной форме.

В силу части 8 статьи 3 указанного Федерального закона, части 4 статьи 250 КАС РФ заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано в суд до окончания производства по исполнению судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, или производства по принудительному исполнению судебного акта, возлагающего на органы местного самоуправления обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, или не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта.

В соответствии с частью 1 статьи 10 КАС РФ, частью 1 статьи 6.1 ГПК РФ исполнение судебных актов осуществляется в разумные сроки.

Как разъяснено в пункте 55 постановления Пленума Верховного Суда РФ от    29 марта 2016 года № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня поступления в суд ходатайства (просьбы) лица, в пользу которого принят судебный акт, взыскателя о направлении исполнительного листа и приложенных к нему документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 242.1 БК РФ или Законом об исполнительном производстве, в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, либо со дня поступления от такого лица исполнительного листа и указанных документов в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, до момента окончания производства по исполнению судебного акта (часть 5 статьи 353 КАС РФ, части 1 и 3 статьи 428 ГПК РФ, пункт 6 статьи 242.2, пункт 8 статьи 242.3, пункт 7 статьи 242.4, пункт 7 статьи 242.5 БК РФ).

В силу разъяснений, данных в пункте 46 названного постановления Пленума Верховного Суда РФ, действия органов, организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению судебного акта, признаются достаточными и эффективными, если они производятся в целях своевременного исполнения такого акта.

При этом необходимо учитывать, в частности, своевременность выдачи надлежащим образом оформленного исполнительного документа, направления его и документов, предусмотренных статьей 242.1 БК РФ или Законом об исполнительном производстве, судом или взыскателем в орган, организацию или должностному лицу, на которых возложены обязанности по исполнению судебных актов, а также выяснять, не вызвана ли задержка в выдаче или направлении исполнительного документа поведением заявителя, например путем непредставления им реквизитов банковского счета (часть 5 статьи 253 КАС РФ, пункт 13 статьи 242.3, пункт 12 статьи 242.4, пункт 12 статьи 242.5 БК РФ).

Судом установлено, что решением Инзенского районного суда Ульяновской области от 22 апреля 2016г. был удовлетворен иск Суркова А.В. – на администрацию МО «Инзенский район» возложена обязанность предоставить Суркову А.В. благоустроенное применительно к условиям г. Инзы Ульяновской области жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ныне занимаемому жилому помещению, отвечающее установленным законодательством требованиям.

31 мая 2016г. решении суда вступило в законную силу.

На основании указанного решения суда 3 июня 2016г. в ОСП Инзенскому и Базарносызганскому районам Ульяновской области было возбуждено исполнительное производство.

В связи с предоставлением администрацией МО «Инзенский район» Ульяновской области Суркову А.В. жилого помещения по ул. ***, исполнительное производство было окончено 28 июня 2018г. фактическим исполнением требования, содержащихся в исполнительном документе (п. 1 част 1 статьи 47 Федерального закона от 2 октября 2007г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).

Вместе с тем суд приходит к выводу о неисполнении администрацией МО «Инзенский район» Ульяновской области решения суда от 22 апреля 2016г., поскольку предоставленное Суркову А.В. не отвечало требованиям, предъявляемым к жилому помещению. 

Ввиду ненадлежащего технического состояния жилого помещения   Сурков А.В. лишен был возможности вселения в него. 

Решением Инзенского районного суда Ульяновской области от 15 ноября 2018г. по иску Суркова А.В. на  администрацию МО «Инзенский район» была возложена обязанность произвести ремонт квартиры по ул. ***: произвести  ремонт системы водоснабжения – подключение к системе водоснабжения, ремонт системы электроснабжения (установка счетчика, установка светильников, подключение электроснабжения), ремонт полов (полная замена полов), ремонт стен (заделка трещин, оклейка обоями), ремонт потолка (окраска), ремонт оконных блоков (устранить щели, окраска), заменить входную дверь в квартиру.

В связи с неисполнением администрацией МО «Инзенский район» указанного решения, Сурков А.В. 22 января 2019г. обратился в суд с иском о расторжении договора найма вышеуказанной квартиры, возложении на администрацию МО «Инзенский район» обязанности предоставить ему помещение, пригодное для проживания, компенсации морального вреда, возложении на администрацию МО «Инзенский район» обязанности производить оплату коммунальных услуг за данную квартиру в связи с невозможностью проживания в ней.

В ходе рассмотрения данных исковых требований между МУ «Комитет по управлению муниципальным имуществом  земельными отношения МО «Инзенский район» и Сурковым А.В. было заключено соглашение о расторжении договора найма жилого помещения по адресу: ***. В связи с этим истец, уточнив исковые требования, на удовлетворении требований о расторжении договора найма жилого помещения не настаивал.

Решением Инзенского районного суда Ульяновской области от 20 февраля 2019г. исковых требований Суркова А.В. к МУ администрация МО «Инзенский район» о возложении обязанности производить оплату за коммунальные услуги, взыскании морального вреда, предоставлении жилого помещения, пригодного для проживания, были оставлены без удовлетворения.

Апелляционным определением Ульяновского областного суда от 14 мая 2019г.  вышеуказанное решение суда в части отказа  в удовлетворении исковых требований  Суркова А.В. о возложении на МУ Администрация МО «Инзенский район» обязанности  предоставить ему пригодное для проживания жилое помещение было отменено. В этой части требований принято новое решение об их удовлетворении. При этом суд апелляционной инстанции указал на то, что признанное за Сурковым А.В. решением Инзенского районного суда от 22 апреля 2016г. право на получение благоустроенного жилого помещения по договору социального найма на момент рассмотрения дела администрацией не исполнено. Предоставленное Суркову А.В. в целях исполнения решения суда от 22 апреля 2016г. жилое помещение было неблагоустроенным. Расторжение договора найма указанного жилого помещения со стороны Суркова А.В. носило вынужденный характер ввиду не производства ответчиком ремонта предоставленный ему квартиры.

На основании определения Ульяновского областного суда от 14 мая 2019г. в ОСП по Инзенскому и Базарносызганскому районам УФССП России по Ульяновской области 3 июня 2019г. было возбуждено исполнительное производство, предмет исполнения – возложение на администрацию МО «Инзенский район» обязанности предоставить Суркову А.В. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма. Фактически данное исполнительное производство является продолжением исполнительного производства, возбужденного 3 июня 2016г. на основании решения Инзенского районного суда Ульяновской области от 22 апреля 2016г. До настоящего времени решение суда о предоставлении Суркову А.В. благоустроенного жилого помещения по договору социального найма на территории г.Инзы администрацией МО «Инзенский район» не исполнено.

При таких обстоятельствах, срок неисполнения решения суда следует исчислять с 03 июня 2016г., то есть с момент возбуждения исполнительного производства по решению Инзенского районного суда Ульяновской области от 22 апреля 2016г.

С настоящим административным исковым заявлением Сурков А.В.  обратился в суд 5 марта 2020г, то есть в установленный частью 8 статьи 3 Федерального закона № 68-ФЗ и частью 4 статьи 250 КАС РФ срок.

Период неисполнения судебного решения с даты возбуждения исполнительного производства по решению Инзенского районного суда Ульяновской области от 22 апреля 2016г. по день рассмотрения дела составляет 4 года 9 дней.

Принимая во внимание изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что указанный выше срок исполнения судебного решения нельзя признать разумным.

Приведенные администрацией МО «Инзенский район» Ульяновской области в качестве причин, препятствующих исполнению решения суда, обстоятельства, не свидетельствуют о том, что  должником были приняты своевременные, достаточные и эффективные меры для исполнения решения суда.

При таких обстоятельствах Сурков А.В. имеет право на присуждение компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.

В соответствии с пунктом 5 части 9 статьи 3 Федерального закона № 68-ФЗ при рассмотрении судом заявления о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, интересы Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования представляют соответствующий финансовый орган и главный распорядитель средств соответствующего бюджета.

Согласно пункту 3 части 2 статьи 5 данного Федерального закона судебное решение о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета, либо судебного акта, возлагающего на органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, исполняется соответствующим финансовым органом.

Как разъяснено в пункте 63 постановления Пленума Верховного Суда РФ от   29 марта 2016 г. № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок», в резолютивной части решения о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок указывается на взыскание денежных средств с соответствующего публично-правового образования в лице соответствующего финансового органа за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.

Следовательно, компенсация за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта должна быть взыскана с муниципального образования «Инзенский район» в лице Управления финансов МО «Инзенский район» Ульяновской области за счет средств бюджета МО «Инзенский район».

При определении размера компенсации, суд учитывает положения части 2 статьи 2 Федерального закона № 68-ФЗ, в соответствии с которой размер компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок определяется судом исходя из требований заявителя, обстоятельств дела, по которому было допущено нарушение, продолжительности нарушения и значимости его последствий для заявителя, а также с учетом принципов разумности, справедливости и практики Европейского Суда по правам человека.

Учитывая обстоятельства дела, продолжительность срока исполнения судебного акта, значимость его последствий для взыскателя, суд считает необходимым присудить Суркову А.В.  компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере *** которая подлежит зачислению на расчетный счет административного истца.

В силу части 4 статьи 4 Федерального закона № 68-ФЗ, части 3 статьи 259 КАС РФ решение суда в части присуждения компенсации подлежит немедленному исполнению.

Также истец просил взыскать в свою пользу расходы по оплате госпошлины в сумме 300 руб., расходы на оплату услуг представителя в сумме 15 000 руб.

В соответствии с частью 1 статьи 103 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела, которые включают в себя, в том числе, расходы на оплату услуг представителей. (пункт 4 статьи 106 КАС РФ).

Согласно части 1 статьи 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Как указано в статье 112 КАС РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Истцом в связи с рассмотрение дела понесены расходы по оплате госпошлины в сумме 300 руб., которые подлежат возмещению.

Учитывая сложившиеся в Ульяновской области на рынке юридических услуг расценки, юридическую сложность административного дела, объем подготовленного и собранного материала, суд считает разумными расходы истца на представителя в размере 2000 руб. (за подготовку и оформление искового заявления).

Руководствуясь статьями 175-180, 259 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

 

Р Е Ш И Л:

 

административное исковое заявление Суркова Александра Валентиновича удовлетворить частично.

Взыскать с муниципального образования «Инзенский район» Ульяновской области в лице Управления финансов муниципального образования «Инзенский район» Ульяновской области за счет средств бюджета муниципального образования «Инзенский район» Ульяновской области в пользу Суркова Александра Валентиновича компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере *** судебные расходы в сумме 2300 руб. с перечислением денежных средств на расчетный счет Суркова Александра Валентиновича  № ***, открытый в Ульяновском отделении ПАО Сбербанк № 8588,  ИНН банка получателя 7707083893, БИК банка получателя 047308602, кор. счет 30101810000000000602.

В удовлетворении остальной части заявленных требований Суркову Александру Валентиновичу  отказать.

Решение подлежит исполнению Управлением финансов муниципального образования «Инзенский район» Ульяновской области за счет средств бюджета муниципального образования «Инзенский район» Ульяновской области.

Решение суда в части взыскания компенсации подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Ульяновский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

 

Судья                                                                         Трифонова Т.П.