Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Отказ в назначении пенсии по случаю потери кормильца
Документ от 02.06.2020, опубликован на сайте 15.06.2020 под номером 88079, 2-я гражданская, об установлении факта нахождения на иждивении, обязании назначить пенсию по потери кормильца, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Чернова Н.В.                                                                               Дело №33-2067/2020

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                          2 июня 2020 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Герасимовой Е.Н.,

судей Фоминой В.А., Чурбановой Е.В.,

при секретаре Абросимовой А.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-171/2020 по апелляционной жалобе Воеводиной Ирины Вячеславны на решение Железнодорожного районного суда города Ульяновска от 7 февраля 2020 года с учётом определения того же суда об исправлении описки от 26 марта 2020 года, по которому постановлено:

 

в удовлетворении исковых требований Воеводиной Ирины Вячеславны к Управлению Федеральной службы исполнения наказания по Ульяновской области, Федеральной службе исполнения наказания России об установлении факта нахождения на иждивении у супруга В*** С*** А***, о назначении пенсии по случаю потери кормильца, отказать в полном объеме.

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения Воеводиной И.В.,  поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя Федеральной службы исполнения наказаний, Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области Гасанова М.С., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Воеводина И.В. обратилась в суд с иском к Управлению Федеральной службы исполнения наказания по Ульяновской области (далее – УФСИН России по Ульяновской области), Федеральной службе исполнения наказаний (далее – ФСИН России) об установлении факта нахождения на иждивении, назначении пенсии по случаю потери кормильца. В обоснование иска указала, что она является вдовой В*** С.А., умершего *** года, получавшего пенсию в связи со службой в у***-и*** с*** - У*** Р*** п*** У*** о***. На дату смерти супруга она находилась на его полном иждивении. Супруг полностью содержал семью, а именно: покупал продукты, одежду, оплачивал коммунальные услуги, содержание ребенка (внучки), ее обучение, совместный отдых. Материальная  помощь умершего была постоянным и основным источником средств к существованию. В ноябре 2019 года она обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии по случаю потери кормильца на основании ст. 29 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей». Пенсия ей назначена не была в связи с отсутствием подтверждения факта ее нахождения на иждивении у умершего супруга. Просила установить факт   нахождения ее на иждивении  у супруга В*** С.А., назначить ей пенсию по случаю потери кормильца с момента обращения в суд.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Воеводина И.В. считает решение суда незаконным и подлежащим отмене. В обоснование жалобы ссылается на положения Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» (далее – Закон № 4468-1). Не соглашается с выводом суда о том, что для признания права на получение пенсии по случаю потери кормильца необходимо установление одновременного наличия у члена семьи двух условий: нетрудоспособности и иждивения. Полагает, что она имеет право на пенсию по случаю потери кормильца независимо от нахождения на иждивении как нетрудоспособный супруг, который после смерти кормильца утратил источник средств к существованию. Считает несостоятельным вывод суда о том, что на момент смерти супруга она не являлась нетрудоспособной. Просит учесть, что на дату рассмотрения дела судом ей исполнилось 55 лет. На момент смерти супруга она находилась на его полном иждивении, что подтвердили допрошенные в суде свидетели. В настоящее время она осуществляет уход за матерью умершего супруга, которой *** года, в связи с чем не может работать. Указанные в решении суда суммы она получает в связи с тем, что является опекуном несовершеннолетней внучки – В*** А.Д. Обращает внимание, что ответчик не представил возражений против удовлетворения ее требований. Считает, что решение постановлено судом без выяснения и правовой оценки всех фактических обстоятельств дела.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Воеводина И.В*** года рождения, состояла в зарегистрированном браке с В*** С.А.

Супруги Воеводины зарегистрированы и совместно проживали по адресу: г.У***, п*** Л*** К***, д. ***, кв. ***.

По этому же адресу зарегистрированы внуки истца: В*** А.С. – с 15 октября 2001 года, В*** А.Д. – на срок с *** 2013 года до *** 2022 года.

Супруг истца – В*** С.А. в связи со службой в уголовно-исполнительной системе являлся получателем пенсии за выслугу лет по линии Министерства юстиции Российской Федерации и состоял на пенсионном обеспечении в УФСИН России по Ульяновской области.

Размер пенсии В*** С.А. составлял 10 937 руб. 35 коп.

Также с 4 июля 2014 года В*** С.А. являлся получателем ежемесячной денежной выплаты как инвалид третьей группы в размере 2162 руб. 67 коп.

*** года В*** С.А. умер.

Истец Воеводина И.В. на день смерти В*** С.А. не работала.

Постановлением Главы города Ульяновска от 7 июля 2008 года № 4880 Воеводина И.В. была назначена опекуном несовершеннолетних внуков: В*** А.С., *** года рождения, В*** А.Д., *** года рождения.

После смерти супруга Воеводина И.В. обратилась в УФСИН России по Ульяновской области по вопросу назначений ей пенсии по случаю потери кормильца.

11 ноября 2019 года ответчиком в адрес Воеводиной И.В. был дан ответ с разъяснением положений ст. 29 Закона № 4468-1 о лицах, которые имеют право на пенсию по случаю потери кормильца, а также приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 30 декабря 2005 года № 258 «Об утверждении Инструкции об организации работы по социальному обеспечению сотрудников и их семей в уголовно-исполнительной системе» о документах, необходимых для оформления пенсии по случаю потери кормильца, в числе которых решение суда об установлении факта нахождения на иждивении кормильца; справка из жилищных органов или органов местного самоуправления о нахождении членов семьи на иждивении умершего с указанием даты рождения и степени родства с кормильцем.

Воеводина И.В., ссылаясь на то, что находилась на иждивении у супруга, в связи с чем имеет право на назначение пенсии по случаю потери кормильца, обратилась в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к верному выводу об отказе в удовлетворении требований Воеводиной И.В., поскольку в силу положений ч. 3 ст. 29 Закона № 4468-1 она не относится к категории нетрудоспособных членов семьи умершего В*** С.А. и у нее не возникло право на получение пенсии по случаю потери кормильца.

Вывод суда мотивирован, оснований не соглашаться с ним судебная коллегия не усматривает.

Согласно части 1 статьи 264 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.

Суд рассматривает дела об установлении факта нахождения на иждивении (пункт 2 части 2 статьи 264 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов (статья 265 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей 267 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в заявлении об установлении факта, имеющего юридическое значение, должно быть указано, для какой цели заявителю необходимо установить данный факт, а также должны быть приведены доказательства, подтверждающие невозможность получения заявителем надлежащих документов или невозможность восстановления утраченных документов.

Из содержания приведенных положений процессуального закона следует, что одним из обязательных условий для установления факта, имеющего юридическое значение, является указание заявителем цели, для которой необходимо установить данный факт в судебном порядке, а именно: зависит ли от установления указанного факта возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав заявителя, заявителем также должны быть приведены доказательства, подтверждающие невозможность получения надлежащих документов, удостоверяющих этот факт, или невозможность их восстановления.

При обращении в суд Воеводина И.В. в качестве правовых последствий установления факта нахождения ее на иждивении умершего супруга указывала на возможность получения ею пенсии по случаю потери кормильца, выплачиваемой на основании Закона № 4468-I.

Пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу, и иных категорий лиц регулируется указанным Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей».

Статьей 1 Закона № 4468-1 определен круг лиц, на которых распространяется действие данного закона. В их числе названы лица, проходившие службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и семьи этих лиц.

Частью 2 статьи 5 Закона № 4468-I предусмотрено, что в случае гибели или смерти лиц, указанных в статье 1 данного закона, их семьи при наличии условий, предусмотренных этим законом, приобретают право на пенсию по случаю потери кормильца.

Условия, определяющие право на пенсию по случаю потери кормильца, установлены в статье 28 Закона № 4468-I, согласно которой пенсия по случаю потери кормильца, в частности семьям пенсионеров из числа лиц, указанных в статье 1 этого закона, назначается, если кормилец умер в период получения пенсии или не позднее пяти лет после прекращения выплаты ему пенсии.

Частью первой статьи 29 Закона № 4468-I определено, что право на пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умерших (погибших) лиц, указанных в статье 1 поименованного закона, состоявшие на их иждивении.

Как указано в части 2 статьи 29 Закона № 4468-I, независимо от нахождения на иждивении кормильца пенсия назначается: нетрудоспособным детям; нетрудоспособным родителям и супругу, если они после смерти кормильца утратили источник средств к существованию; нетрудоспособным родителям и супругам лиц, умерших вследствие причин, указанных в пункте «а» статьи 21 Закона; супругу, одному из родителей или другому члену семьи, указанным в пункте «в» данной статьи.

Нетрудоспособными членами семьи в силу пункта «б» части 3 статьи 29 Закона №4468-I считаются: отец, мать и супруг, если они достигли возраста: мужчины - 60 лет, женщины - 55 лет, либо являются инвалидами; в силу пункта «в» части 3 статьи 29 названного Закона № 4468-I – супруг или один из родителей либо дед, бабушка, брат или сестра независимо от возраста и трудоспособности, если он (она) занят уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14-летнего возраста, и не работает

Члены семьи умершего считаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию (часть 1 статьи 31 Закона № 4468-I).

Членам семьи умершего, для которых его помощь была постоянным и основным источником средств к существованию, но которые сами получали какую-либо пенсию, может быть назначена пенсия по случаю потери кормильца (часть 2 статьи 31 Закона № 4468-I).

По смыслу названных норм Закона № 4468-I, понятие «иждивение» предполагает как полное содержание лица умершим кормильцем, так и получение от него содержания, являвшегося для этого лица основным, но не единственным источником средств к существованию, то есть не исключает наличие у лица (члена семьи) умершего кормильца какого-либо собственного дохода (получение пенсии). Факт нахождения на иждивении либо получения существенной помощи от умершего кормильца членом его семьи может быть установлен в том числе в судебном порядке путем определения соотношения между объемом помощи, оказываемой умершим кормильцем, и его собственными доходами, и такая помощь может быть признана постоянным и основным источником средств к существованию члена семьи умершего кормильца.

Такое толкование понятия «иждивение» согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 30 сентября 2010 года № 1260-О-О.

Из приведенных выше положений законодательства также следует, что право на получение пенсии по случаю потери кормильца, предусмотренной Законом Российской Федерации № 4468-1, имеют члены семьи умершего кормильца, являющиеся на момент его смерти нетрудоспособными и находившиеся на его иждивении.

Поскольку на момент смерти супруга (6 октября 2019 года) Воеводина И.В., 8 декабря 1964 года рождения, не достигла возраста 55 лет, и не являлась инвалидом, внуки Воеводиных – В*** А.С., *** года рождения, и В*** А.Д., *** года рождения, достигли возраста 14 лет в 2015 году и в 2018 году соответственно, суд первой инстанции обоснованно не усмотрел оснований для назначения истцу пенсии по случаю потери кормильца.

В силу приведенного выше правового регулирования для возникновения права на пенсию по случаю потери кормильца нетрудоспособной Воеводина И.В. должна была являться на момент смерти супруга, а один лишь факт нахождения на иждивении, который нашел подтверждение при рассмотрении дела судом первой инстанции, не является достаточным основанием для назначения истцу пенсии по случаю потери кормильца.

Доводы апелляционной жалобы Воеводиной И.В. об обратном не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом верно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Железнодорожного районного суда города Ульяновска от 7 февраля 2020 года с учётом определения того же суда об исправлении описки от 26 марта 2020 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Воеводиной Ирины Вячеславны – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение  трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Железнодорожный районный суд города Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи