Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Об обеспечении инвалида техническим средством реабилитации
Документ от 02.06.2020, опубликован на сайте 15.06.2020 под номером 88077, 2-я гражданская, об обеспечении инвалида 1-й группы креслом-коляской с ручным приводом, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Бахарева Н.Н.                                                                           Дело № 33-2028/2020

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                          2 июня 2020 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Герасимовой Е.Н.,

судей Фоминой В.А., Чурбановой Е.В.,

при секретаре Абросимовой А.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело № 2-266/2020 по апелляционной жалобе Государственного учреждения – Ульяновского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 7 февраля 2020 года,  по которому постановлено:

 

исковые требования  прокурора  Вешкаймского района Ульяновской области в интересах  Антонова Владимира   Александровича удовлетворить частично.

Обязать Государственное учреждение – Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации обеспечить Антонова Владимира   Александровича техническим средством реабилитации –   к*** –к*** с р*** п*** д*** л*** с б*** в*** к***, согласно индивидуальной программы реабилитации инвалида от 12 декабря 2017 года,   в течение одного месяца со дня вступления  в законную силу настоящего решения суда.

В удовлетворении остальной части требований отказать.

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения представителя Государственного учреждения – Ульяновского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации Купчиной О.И., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, прокурора Колгановой Е.А., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Прокурор Вешкаймского района Ульяновской области в интересах  Антонова В.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Ульяновскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее ГУ – УРО ФСС РФ, Фонд) об обязании обеспечить техническими средствами реабилитации. В обоснование иска указал, что Антонов В.А. является и*** п*** г***, в соответствии с индивидуальной программой реабилитации нуждается в технических средствах реабилитации (далее – ТСР), в том числе: к***-к*** с р*** п*** д*** л*** с б*** в*** к***; в*** п*** (п***) р*** не менее *** см - *** шт. в с***; п*** д*** в*** р*** «***» с полным в*** н*** м*** *** г***  - *** шт. в сутки. В соответствии с уведомлением от 10 января 2019 года Антонов В.А. поставлен на учет по обеспечению TCP, но необходимыми ТСР обеспечен не в полном объёме. Так,  Антонов В.А. не обеспечен к***-к*** с р*** п*** к***, н*** п*** *** п*** (п***) р*** не м*** *** с***, *** п*** д*** в*** р*** «***» в п*** в*** не м*** *** г***. Просил обязать ГУ-УРО ФСС РФ обеспечить Антонова В.А. к***-к*** с р*** п*** д*** л*** с б*** в*** к***; в*** п*** (п***) р*** н*** м*** *** *** в к*** ***  ш***.; п*** д*** в*** р*** «***» с п*** в*** *** м*** *** г*** – *** ш***, в соответствии с индивидуальной программой реабилитации (далее – ИПР).

Суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, федеральное казенное учреждение «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ульяновской области», областное государственное казенное учреждение социального обслуживания «Центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в г.Ульяновске», Министерство здравоохранения Ульяновской области и, рассмотрев исковые требования по существу, принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе ГУ-УРО ФСС РФ считает решение суда незаконным и подлежащим отмене как постановленное с неправильным применением норм материального права. В обоснование жалобы ссылается на положения Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Обращает внимание, что в ходе судебного разбирательства ОГКУСО «Центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в г. Ульяновске» были представлены отзывы об отсутствии сведений об обращении Антонова В.А. в данное Учреждение с заявлением на обеспечение ТСР и выплате компенсации за самостоятельно приобретенное ТСР. Вместе с тем, при передаче Фонду от названного Учреждения полномочий по предоставлению инвалидам ТСР в электронном виде от Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия в Ульяновской области были представлены сведения о том, что Антонову В.А. по решению от 24 января 2018 года  была выплачена компенсация за самостоятельно приобретенное 27 декабря 2017 года *** – к***-к*** с р*** п*** д*** л*** с б*** в*** к***. Однако данные сведения не были приняты во внимание судом первой инстанции. С учетом установленного срока эксплуатации спорного ТСР – 6 лет и выплаченной истцу в 2018 году компенсации право на обеспечение к***-к*** к*** возникнет у Антонова В.А. только после истечения указанного срока. Также ссылается на то, что порядок и сроки обеспечения и*** ТСР установлены Административным регламентом, утвержденным приказом Минтруда России от 23 сентября 2014 года № 657н.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Вешкаймского района Ульяновской области, ФКУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области» просят оставить решение суда без изменения, жалобу - без удовлетворения.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца и представителей третьих лиц, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Антонов В.А., *** года рождения, является и*** п*** г*** с д***, бессрочно.

Согласно ИПР от 12 декабря 2017 года Антонов В.А. нуждается в технических средствах реабилитации, среди которых: к***-к*** с р*** п*** д*** л*** с б*** в*** к***, в том ч*** д*** д***-и*** – *** ш***.; к***-к*** с р*** п*** д*** л*** с б*** в*** п***, в том числе для д***-и*** – *** ш***.; в*** п*** (п***) р*** н*** м*** *** см (в*** от *** до *** мл): 1 ш***. в с***; п*** д*** в***, р*** «***» (о*** т***/б*** *** *** с***), с п*** в*** не менее *** г***: *** ш*** в с***.

Ссылаясь на то, что Антонов В.А. не обеспечивается названными ТСР, прокурор в его интересах обратился в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к верному выводу об удовлетворении исковых требований прокурора в интересах Антонова В.А. в части возложения на ГУ-УРО ФСС РФ обязанности по обеспечению и*** таким т*** с*** р*** к*** к***-к*** к***.

Вывод суда мотивирован, оснований не соглашаться с ним судебная коллегия не усматривает.

В той части, в которой прокурору в интересах Антонова В.А. в удовлетворении иска отказано, решение судом первой инстанции также мотивировано со ссылкой на нормы действующего законодательства, лицами, участвующими в деле, не обжалуется и, соответственно, в силу ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предметом проверки суда первой инстанции не является.

Согласно ст. 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 181-ФЗ) государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 11 указанного Федерального закона № 181-ФЗ индивидуальная программа реабилитации инвалида является разработанным на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплексом оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающим в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида, выполнению определенных видов деятельности. Индивидуальная программа реабилитации организма является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а так же организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Если предусмотренное индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации либо услуга не могут быть предоставлены инвалиду или если инвалид приобрел соответствующее средство либо оплатил услугу за собственный счет, то ему выплачивается компенсация в размере стоимости технического средства реабилитации, услуги, которые должны быть предоставлены инвалиду.

В соответствии с Федеральным Перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 года № 2347-р, ***, относятся к техническим средствам, предоставляемым инвалидам с освобождением от платы.

В соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 13 февраля 2018 года № 85н срок пользования креслом-коляской с ручным приводом (комнатной, прогулочной, активного типа), с электроприводом, составляет не менее 6 лет; кресла-коляски с ручным приводом прогулочной (для инвалидов и детей-инвалидов) – не менее 4 лет.

Приказом Министерства труда и социальной защиты населения Российской Федерации от 24 мая 2013 года № 215н, действовавшего до 14 апреля 2018 года, были установлены следующие сроки пользования спорными ТСР: *** – не менее 6 лет; *** – не менее 4 лет.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 года №240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее – Правила от 7 апреля 2008 года).

В соответствии с п. 2 Правил от 7 апреля 2008 года обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации или абилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

Согласно п.4 названных Правил заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов (далее - уполномоченный орган).

В силу п. 5 Правил от 7 апреля 2008 года уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 данных Правил, в 15-дневный срок, а в случае подачи указанного заявления инвалидом, нуждающимся в оказании паллиативной медицинской помощи (лицом, представляющим его интересы), в 7-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). При наличии действующего государственного контракта на обеспечение техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 данных Правил, одновременно с уведомлением уполномоченный орган:

высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) (далее - направление) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями). В направлении уполномоченным органом указывается срок его действия, который устанавливается в пределах срока действия государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) и составляет не менее половины срока действия указанного контракта.

При отсутствии действующего государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 данных Правил, уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) документы, предусмотренные данным пунктом в 7-дневный срок с даты заключения такого государственного контракта, при этом извещение о проведении закупки соответствующего технического средства (изделия) должно быть размещено уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок не позднее 30 календарных дней с даты подачи инвалидом (ветераном) заявления, указанного в пункте 4 данных Правил.

Срок обеспечения инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) серийного производства в рамках государственного контракта, заключенного с организацией, в которую выдано направление, не может превышать 30 календарных дней, а для инвалида, нуждающегося в оказании паллиативной медицинской помощи, 7 календарных дней со дня обращения инвалида (ветерана) в указанную организацию, а в отношении технических средств (изделий), изготавливаемых по индивидуальному заказу с привлечением инвалида (ветерана) и предназначенных исключительно для личного использования, - 60 календарных дней.

Пунктом 5(1) Правил от 7 апреля 2008 года установлено, что снятие инвалида (ветерана) с учета по обеспечению техническим средством (изделием) осуществляется уполномоченным органом в случае, если: а) инвалид (ветеран) обеспечен техническим средством (изделием) организацией, в которую выдано направление; б) уполномоченным органом осуществлена компенсация, указанная в пункте 15(1) Правил; в) инвалид (ветеран) либо лицо, представляющее его интересы, отказались от обеспечения техническим средством (изделием), рекомендованным программой реабилитации (заключением).

Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, правила выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, которые должны быть предоставлены инвалиду в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном ч. 14 ст. 11.1 Федерального закона № 181-ФЗ, и Порядок информирования граждан о размере указанной компенсации утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 31 января 2011 года № 57н (далее – Приказ № 57н), который предусматривает, что компенсация выплачивается территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации либо исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в случае передачи ему в порядке, установленном ст. 26.8 Федерального закона от 6 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» полномочий по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов по обеспечению техническими средствами реабилитации по месту жительства инвалида.

Приказом Минздравсоцразвития России от 31 января 2011 года № 57н установлено, что  компенсация выплачивается инвалиду в случае, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду или инвалид самостоятельно приобрел указанное техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за счет собственных средств.

Компенсация выплачивается в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более размера стоимости технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых уполномоченными органами в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида, являющихся аналогичными техническому средству реабилитации, самостоятельно приобретенному за собственный счет инвалидом, и (или) оплаченной за счет собственных средств услуге, на основании классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 года № 2347-р, включая оплату банковских услуг (услуг почтовой связи) по перечислению (пересылке) средств компенсации (пункт 3 Приказа № 57н).

Размер компенсации определяется уполномоченным органом по результатам последней по времени осуществления закупки технического средства реабилитации и (или) оказания услуги, информация о которой размещена на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru), проведенной уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Последней по времени осуществления закупкой технического средства реабилитации и (или) оказания услуги считается последняя завершенная процедура осуществления закупки технического средства реабилитации и (или) оказания услуги (заключенный уполномоченным органом государственный контракт на закупку технических средств реабилитации и (или) оказание услуг, обязательства по которому на дату подачи инвалидом или лицом, представляющим его интересы, заявления о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги исполнены сторонами контракта в полном объеме.

В случае если уполномоченным органом закупка технических средств реабилитации и (или) оказания услуг не осуществлялась либо процедура осуществления закупки технических средств реабилитации и (или) оказания услуг не состоялась либо закупка технических средств реабилитации и (или) оказания услуг осуществлялась более чем за 3 года до даты подачи инвалидом или лицом, представляющим его интересы, заявления о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги, стоимость соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги определяется по результатам последней по времени осуществления закупки технических средств реабилитации и (или) оказания услуг, информация о которой располагается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, проведенной любым другим уполномоченным органом, расположенным в пределах территории федерального округа, в состав которого входит соответствующий субъект Российской Федерации.

В случае если уполномоченными органами закупка технических средств реабилитации и (или) оказания услуг на территории федерального округа, в состав которого входит соответствующий субъект Российской Федерации, не осуществлялась либо процедура осуществления закупки технических средств реабилитации и (или) услуг не состоялась либо закупка технических средств реабилитации и (или) оказания услуг осуществлялась более чем за 3 года до даты подачи инвалидом или лицом, представляющим его интересы, заявления о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги, стоимость соответствующего технического средства и (или) услуги определяется по результатам последней по времени осуществления закупки технического средства реабилитации и (или) услуги, информация о которой располагается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, проведенной любым уполномоченным органом, расположенным в пределах территории Российской Федерации (пункт 4 Приказа № 57н).

Компенсация инвалиду выплачивается на основании заявления инвалида либо лица, представляющего его интересы, о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги и документов, подтверждающих расходы по самостоятельному приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги инвалидом за собственный счет, а также предъявления документа, удостоверяющего личность (пункт 5 Приказа № 57н).

Решение о выплате компенсации принимается уполномоченным органом в течение 30 дней со дня принятия уполномоченным органом заявления о выплате компенсации (пункт 6 Приказа № 57н).

Определение размера компенсации уполномоченным органом осуществляется на основании индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, документов, подтверждающих расходы по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги, заключения медико-технической экспертизы (в случаях, указанных в подпункте «б» пункта 5 Порядка), а также стоимости технического средства реабилитации и (или) услуги, которые должны быть предоставлены инвалиду, определяемой уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок технических средств реабилитации и (или) услуг (пункт 7 Приказа №57н).

В апелляционной жалобе ответчик настаивает на том, что Антонов В.А. не имеет права на обеспечение к***-к*** к***, поскольку в январе 2018 году истцу была выплачена денежная компенсация за самостоятельно приобретенную 27 декабря 2017 года к***-к*** к***.

В обоснование данных доводов ответчик ссылается на сведения из переданной единой электронной базы; документы, представленные Министерством семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области, а именно копии: реестра получателей компенсаций за самостоятельно приобретенные ТСР по Вешкаймскому району за 2018 год; заявления Антонова В.А. от 9 января 2018 года на выплату компенсации; товарного чека без номера от 27 декабря 2017 года, выданного ООО «***», на сумму 30 000 руб.

Оценивая данные документы по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к выводу о том, что  они не могут быть приняты во внимание в качестве доказательств, подтверждающих доводы ответчика.

Так, в заявлении от имени Антонова В.А. от 9 января 2018 года о выплате компенсации  за самостоятельно приобретенное *** – к***-к*** к***, личная подпись истца отсутствует.

У истца имеется чек без номера от 27 декабря 2017 года, выданного ООО «***», также на сумму 30 000 руб., но о приобретении к***-к*** п***.

Согласно имеющемуся в материалах дела паспорту *** – к***-к***, которая была приобретена истцом в декабре 2017 года и за которую им получена компенсация в январе 2018 года, к***-к*** O*** B*** *** предназначена для самостоятельного передвижения людей с заболеванием о***-д*** а***, а также при помощи сопровождающих лиц как внутри помещений, так и на дорогах.

При таких обстоятельствах вывод суда о том, что в декабре 2017 года истцом была приобретена к***к*** п*** (б***), а н*** к***, следует признать правильным.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 7 февраля 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Ульяновского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение  трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Ленинский районный суд города Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи