Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Отказ в предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья
Документ от 19.05.2020, опубликован на сайте 04.06.2020 под номером 87907, 2-я гражданская, о признании незеконным отказа в предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья, понуждении предоставить социальную выплату, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Богомолов С.В.                                                                          Дело № 33-1582/2020

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                        19 мая 2020 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Фёдоровой Л.Г.,

судей Герасимовой Е.Н., Чурбановой Е.В.,

при секретаре Воронковой И.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело № 2-5326/2019 по апелляционной жалобе Сингатуллова Раиса Разаковича на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 26 декабря 2019 года, по которому постановлено:

 

в удовлетворении иска Сингатуллова Раиса Разаковича к Министерству семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области о признании отказа незаконным и возложении обязанности предоставить социальную выплату на приобретение жилья отказать.

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения Сингатуллова Р.Р., Сингатулловой А.Г., Нургалиевой Р.Р., Сингатуллова Р.Р., поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Сингатуллов Р.Р. обратился в суд с иском к Министерству семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области (далее также - Министерство) о признании отказа незаконным, возложении обязанности предоставить социальную выплату на приобретение жилья. В обоснование иска указал, что письмом от 21 августа 2019 года Министерство уведомило его об отказе в предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения за счет средств федерального бюджета в соответствии с подпунктом «в» пункта 12 постановления Правительства Ульяновской области от 2 мая 2006 года № 138 «О форме предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Ульяновской области и порядка предоставления им жилых помещений». При этом Министерством было указано, что он и члены его семьи с учетом суммарной площади всех принадлежащих им жилых помещений обеспечены учетной нормой жилья. Однако с данным решением Министерства он не согласен. Сам он (истец Сингатуллов Р.Р.) зарегистрирован и проживает в жилом помещении общей площадью 45,8 кв.м по адресу: г. Д***, ул. Г***, д. ***, кв. ***. Всего в данной квартире зарегистрировано пять человек: он (истец), его супруга Сингатуллова А.Г., сын Сингатуллов Р.Р., дочь Нургалиева Р.Р., внук Н*** А.И., *** года рождения. У его сына и дочери свои семьи, они ведут отдельное хозяйство и имеют самостоятельный бюджет, тем самым они не являются членами его (истца) семьи. Вместе с тем собственниками жилого помещения по адресу: г. Д***, ул. Г***, д. ***, кв. ***, в равных долях (по ¼ доли в праве) являются он (истец), его супруга и дети. Право собственности на жилое помещение они приобрели в порядке приватизации. Его сын Сингатуллов Р.Р. является также собственником квартиры общей площадью 39,21 кв.м по адресу: г.Димитровград, ул. Г***, д***, кв. ***, на основании договора купли-продажи от 14 октября 2017 года. Его дочь Нургалиева Р.Р. совместно с супругом приобрели по договору участия в долевом строительстве многоквартирного жилого дома от 9 апреля 2015 года жилое помещение общей площадью 44,5 кв.м по адресу: г. У***, у***.К***, д. ***, кв. ***. Его семья в составе его (истца) и супруги учетной нормой жилья не обеспечены, так как им принадлежит только ½ доля жилого помещения общей площадью 45,8 кв.м по адресу: г. Д***, ул.Г***, д.***, кв. ***, то есть 22,9 кв.м или по 11,45 кв.м на каждого. Министерством неправомерно произведено суммирование общей площади всех жилых помещений, которые находятся в собственности его и детей. Просил признать незаконным действия (бездействие) Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области в отказе ему в предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья, обязать ответчика предоставить ему социальную выплату на приобретение жилья.

Суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрацию города Димитровграда, Сингатуллову А.Г., Сингатуллова Р.Р., Нургалиеву Р.Р. и, рассмотрев исковые требования по существу, принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Сингатуллов Р.Р. считает решение суда незаконным и подлежащим отмене. В обоснование жалобы приводит доводы, аналогичные доводам, изложенным в иске. Просит учесть, что он был поставлен на учет как ветеран боевых действий, является воином-интернационалистом. Суммирование всей жилой площади, принадлежащей ему с супругой и детям, в том числе приобретенной детьми с использованием кредитных средств, считает неправомерным.

В возражениях на жалобу Министерство семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчика и третьего лица, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Сингатуллов Р.Р. зарегистрирован и проживает в жилом помещении общей площадью 47,01 кв.м по адресу: У*** о***, г. Д***, у***.Г***, д. ***, кв. ***.

По указанному адресу также зарегистрированы: Сингатуллова А.Г. (супруга истца), Сингатуллов Р.Р. (сын истца), Нургалиева Р.Р. (дочь истца), Н*** А.И. (внук истца).

Собственниками жилого помещения по адресу: У*** о***, г.Д***, ул.Г***, д. ***, кв. ***, в равных долях (по ¼ доли в праве) являются: Сингатуллов Р.Р. (истец), Сингатуллова А.Г. (супруга истца), Сингатуллов Р.Р. (сын истца), Нургалиева Р.Р. (дочь истца) на основании договора о передаче жилых помещений в собственность от 19 января 2005 года.

Дочери истца Нургалиевой Р.Р. также принадлежит ½ доля в праве на жилое помещение общей площадью 44,5 кв.м по адресу: г. У***, ул. К***, д.***, кв. ***. Сособственником ½ доли в праве на указанное жилое помещение по ул.*** в г. Ульяновске является Нургалиев И.Г. (супруг дочери истца Нургалиевой Р.Р.).

Сын истца – Сингатуллов Р.Р. является собственником жилого помещения общей площадью 35,6 кв.м по адресу: У*** о***, г. Д***, у***.Г***, д. ***, кв. ***.

Из материалов дела следует, что истец Сингатуллов Р.Р. был поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий администрацией муниципального образования «город Димитровград» до 1 января 2005 года как ветеран боевых действий.

Письмом от 21 августа 2019 года Министерство уведомило Сингатуллова Р.Р. об отказе в предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения за счет средств федерального бюджета в соответствии с подп. «в» п. 12 постановления Правительства Ульяновской области от 2 мая 2006 года № 138 «О форме предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Ульяновской области и порядке предоставления им жилых помещений», в связи с неправомерным признанием гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области.

При этом Министерство указало, что с учетом суммарной площади жилых помещений, принадлежащих Сингатуллову Р.Р., его супруге, дочери и сыну (103,65 кв.м), семья обеспечена учетной нормой жилья и к числу нуждающихся не относится.

Полагая решение ответчика незаконным, Сингатуллов Р.Р. обратился в суд с настоящим иском.

Вопреки доводам жалобы, суд первой инстанции пришел к верному выводу об отказе в удовлетворении требований Сингатуллова Р.Р.

Вывод суда мотивирован, оснований не соглашаться с ним судебная коллегия не усматривает.

В соответствии с п.п. 3 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» (далее – Закон о ветеранах) обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 данного Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 23.2 Закона о ветеранах Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 16, 18 и 21 данного Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 данного Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 названного Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 статьи 23.2 мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций (п. 2 ст. 23.2 Закона о ветеранах).

Постановлением Правительства Ульяновской области от 2 мая 2006 года №138 определена мера государственной социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в форме социальных выплат на приобретение (строительство) жилого помещения в собственность; утвержден Порядок предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны (далее – Порядок от 2 мая 2006 года).

В соответствии с подп. «ж» п. 2 Порядка от 2 мая 2006 года правом на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения (далее - социальная выплата) обладают ветераны боевых действий.

Как указано в п. 3 Порядка от 2 мая 2006 года, социальная выплата предоставляется лицам, указанным в подпунктах «е» - «к» пункта 2 данного Порядка, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий в установленном порядке и вставшим на учет по месту жительства в органах местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области до 1 января 2005 года.

Органы местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области осуществляют постановку на учет граждан в соответствии с Законом Ульяновской области от 6 мая 2006 года № 49-ЗО «О порядке ведения органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма».

Социальная выплата предоставляется за счет средств федерального бюджета (п.4 Порядка от 2 мая 2006 года).

Согласно подп. «в» п. 12 Порядка от 2 мая 2006 года решение об отказе в предоставлении социальной выплаты принимается в случае неправомерного признания Получателя нуждающимся в улучшении жилищных условий органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области.

Частью 4 ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом (ч. 5 ст. 50).

Постановлением администрации г. Димитровграда Ульяновской области от 22 июня 2006 года № 1742 установлена учетная норма площади жилого помещения в размере 12 кв.м общей площади.

Статья 51 Жилищного кодекса Российской Федерации определяет основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Так, в соответствии с ч. 1 указанной нормы гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Частью 2 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Согласно ч. 1 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев.

Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 данного Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.

Частью 2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» установлено, что граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений данной части.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 29 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего до  1 марта 2005 года, нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов.

Статьей 69 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя (часть 1).

Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности (часть 2).

Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма должны быть указаны в договоре социального найма жилого помещения (часть 3).

Согласно ч. 1 ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи. Члены семьи собственника жилого помещения обязаны использовать данное жилое помещение по назначению, обеспечивать его сохранность (ч. 2 ст. 31).

Вопреки доводам жалобы, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что поскольку в настоящее время обеспеченность истца жильем составляет более учетной нормы, предусмотренные ст. 29 Жилищного кодекса РСФСР основания находиться на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий у Сингатуллова Р.Р. отпали.

При этом суд правильно указал, что для определения нуждаемости семьи Сингатуллова Р.Р. в жилом помещении Министерством правомерно произведено суммирование общей площади жилых помещений, принадлежащих истцу, его супруге и их совершеннолетним детям, так как по смыслу положений статей 31, 69 Жилищного кодекса Российской Федерации они являются членами одной семьи.

Суд первой инстанции правильно отметил, что фактически семья истца подлежала снятию с учета в 2009 году, когда за истцом 29 июля 2009 года было зарегистрировано право общей долевой собственности на ½ долю в праве на жилое помещение общей площадью 28,7 кв.м, по адресу: г. Д***, ул. Г***, д. ***, кв. ***. Данное жилое помещение истцом было отчуждено 22 декабря 2009 года.

То обстоятельство, что истец является ветераном боевых действий и поставлен на учет нуждающихся до 1 марта 2005 года в данном статусе, не является безусловным основанием для обеспечения истца жилым помещением.

Статья 16 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» предусматривает, что ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 данного Федерального закона, предоставляются меры социальной поддержки, в том числе обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации (пп. 3 п. 1 ст.16).

Из приведенных положений закона следует, что право на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета имеют ветераны боевых действий не только вставшие на учет до 1 января 2005 года, но и нуждающиеся в улучшении жилищных условий, к числу которых Сингатуллов Р.Р. не относится.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом верно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 26 декабря 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Сингатуллова Раиса Разаковича – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Ленинский районный суд города Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи