Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О досрочном прекращении полномочий депутата
Документ от 19.05.2020, опубликован на сайте 05.06.2020 под номером 87822, 2-я гражданская, о признании бездействия незаконным и обязании принятия решения о досрочном прекращении полномочий депутата МО Совета депутатов МО Мокробугурнинское сельское поселение Цильнинского района Ульяновской области Шубина Александра Николаевича, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

 

У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

Судья Шапарева И.А.                                                        Дело № 33а-1505/2020

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

город Ульяновск                                                                            19 мая 2020 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Полуэктовой С.К.,

судей Смирновой Ю.В.,  Лифановой З.А.

при секретаре Каминской Ю.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционным жалобам Шубина Александра Николаевича, его представителей -  Дунаева Михаила Валентиновича и Головина Владимира Александровича на решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 25 декабря 2019 года по делу №2а-2516/19, по которому постановлено:

 

Административный иск прокурора Цильнинского  района Ульяновской   области удовлетворить.

Признать  протокольное  решение  по  вопросу № 5 протокола   заседания   Совета  депутатов  муниципального  образования «Мокробугурнинское  сельское  поселение» Цильнинского   района   Ульяновской   области №16 от 23.09.2019   года  о  вынесении   предупреждения   в  отношении   депутата    Совета  депутатов  МО «Мокробугурнинское   сельское  поселение» Цильнинского   района   Ульяновской   области  Шубина   Александра  Николаевича,  незаконным.

Обязать Совет депутатов Муниципального Образования  «Мокробугурнинское    сельское  поселение» Цильнинского  района   Ульяновской  области  принять   решение  в  соответствии   с  требованиями  законодательства   Российской  Федерации  о  досрочном  прекращении   полномочий   депутата   Совета   депутатов   муниципального  образования «Мокробугурнинское  сельское  поселение» Цильнинского   района   Ульяновской  области   Шубина    Александра  Николаевича   не  позднее  чем  через   30 дней   со  дня    вступления  в  законную  силу   решения  суда.

 

Заслушав доклад судьи Лифановой З.А., выслушав доводы представителя Шубина А.Н. – Головина В.А., поддержавшего доводы жалобы, возражения прокурора Холодилиной Ю.О., полагавшей решение суда не подлежащим отмене, судебная коллегия,

 

установила:

 

Прокурор   Цильнинского  района    Ульяновской   области, действуя  в  защиту   интересов  Российской   Федерации,  муниципального  образования «Мокробугурнинское   сельское  поселение» Цильнинского  района    Ульяновской  области,  в  защиту   прав   и  законных  интересов   неопределенного   круга  лиц,  обратился  в  суд  с  иском  к  Совету  депутатов   Муниципального  образования «Мокробугурнинское сельское  поселение» Цильнинского  района   Ульяновской   области о признании незаконным бездействия Совета депутатов муниципального образования «Мокробугурнинское сельское поселение» Цильнинского района Ульяновской области, выразившемся в не принятии мер по досрочному прекращению полномочий депутата Совета депутатов муниципального образования «Мокробугурнинское сельское поселение» Цильнинского района Ульяновской области Шубина Александра Николаевича и  возложении обязанности  принять  решение   о  прекращении   полномочий  депутата.

Требования  прокурора мотивированы тем, что  в  ходе осуществления прокуратурой Цильнинского района надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции в деятельности Совета депутатов муниципального образования «Мокробугурнинское сельское поселение» Цильнинского района Ульяновской области  выявлены грубые нарушения, допущенные отдельными депутатами (в том числе                Шубиным А.Н.) в части достоверности представленных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2018 год, ответственность за которые в настоящее время может быть применена исключительно в судебном порядке.

Так, в справке о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера депутата Шубина А.Н. не отражены сведения о доходе от ГУ Ульяновского РО Фонда социального страхования РФ в размере 8848 руб. 32 коп. Кроме того, отсутствуют сведения о том, что указанный депутат является учредителем ООО «Гранит Плюс»,                          ООО «Первая Строительная Компания». Тем самым, депутатом                 Шубиным А.Н. не исполнены требования антикоррупционного законодательства, являющиеся для него обязательными.

В этой связи прокурором района 25.06.2019 в Совет депутатов внесено представление, в котором, в том числе, потребовано проинформировать Губернатора Ульяновской области о выявленных нарушениях закона, а также решить вопрос о досрочном прекращении полномочий депутатов, допустивших нарушения требований антикоррупционного законодательства, с учетом результатов соответствующих проверок.

Согласно информации Губернатора Ульяновской области нарушения, допущенные депутатом Шубиным А.Н., нашли свое подтверждение и были признаны существенными, что в силу ч. 7.1 ст. 40 Федерального закона                № 131-ФЗ является  безальтернативным правовым основанием для досрочного прекращения полномочий указанного депутата.

Вместе с тем при рассмотрении представления прокурора на проведенном 23.09.2019 заседании Совета депутатов 7 из 9 депутатов проголосовали за объявление Шубину А.Н. предупреждения, а законные требования прокурора района о досрочном прекращении полномочий Шубина А.Н. оставлены без удовлетворения.

Прокурор считает, что такая позиция Совета депутатов является неправомерной и характеризуется как бездействие, явно противоречит целям государственной политики по борьбе с коррупцией. 

Прокурор  просил признать   бездействие Совета   депутатов  муниципального  образования  «Мокробугурнинское   сельское  поселение» Цильнинского  района Ульяновской области  незаконным и   обязать   принять  решение   о  прекращении   полномочий  депутата Шубина  А.Н.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Шубин А.Н. не соглашается с решением суда, считает его незаконным и необоснованным. Указывает, что им была отправлена 30.04.2019 уточняющая справка простым письмом через отделение Почты России. Вывод суда об умышленном отправлении им   справки  о  доходах  и  расходах  простой, а не заказной корреспонденцией, считает надуманным и голословным.  Просит решение суда отменить, принять по делу новое судебное решение, отказав в удовлетворение исковых требований.

В апелляционной жалобе представитель Шубина А.Н. -  Дунаев М.В. не соглашается с решением суда, просит его отменить. В обоснование  доводов жалобы указывает, что проверка, проведенная по инициативе прокуратуры, не основана на законе, поскольку организация проверок возлагается на Управление по реализации единой государственной политики в области противодействия коррупции, противодействия коррупционных и иных правонарушений администрации губернатора Ульяновской области. Считает прокурора ненадлежащим административным истцом. Полагает, что не представлено сведений о том, какие права иных лиц нарушены или  причины  которые могут повлечь за собой их нарушение.

В апелляционной жалобе представитель Шубина А.Н. -  Головин В.А. приводит доводы, указанные в апелляционных жалобах Шубиным А.Н. и Дунаевым М.В. Дополнительно указывает, что Совет депутатов принял решение об объявлении Шубину А.Н. предупреждения, что является законной мерой реагирования на допущенные нарушения. Полагает, что судом необоснованно отклонены доводы о несущественности допущенного нарушения. Полагает, что суд вышел за пределы полномочий, указав в резолютивной части решения на необходимость досрочного прекращения полномочий Шубина А.Н. не  позднее  чем  через   30 дней   со  дня    вступления  в  законную  силу   решения  суда. 

В возражениях на апелляционные жалобы прокурор просит оставить решение суда без изменения, а апелляционные жалобы без удовлетворения.

В судебное заседание Шубин А.Н., Дунаев М.В., представители Совета  депутатов МО «Мокробугурнинское сельское  поселение» Цильнинского  района Ульяновской области, Управления по реализации единой государственной политики в области противодействия коррупции, профилактики коррупционных и иных правонарушений администрации Губернатора Ульяновской области не явились, извещены надлежащим образом о рассмотрении дела, в связи с чем судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, возражений относительно них, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закона № 131-ФЗ) депутат представительного органа местного самоуправления муниципального образования относится к лицам, замещающим муниципальную должность.

Согласно ч. 7.1 ст. 40 Федерального закона № 131-ФЗ и ч. 4 ст. 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее - Федеральный закон № 273-ФЗ), депутат представительного органа местного самоуправления муниципального образования должен соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ, а также обязан предоставлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В силу вышеприведенных норм полномочия депутата, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом о противодействии коррупции, Федеральным законом от 3 декабря 2012 года № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 7 мая 2013 года № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».

Непредставление депутатом представительного органа муниципального образования указанных сведений, предусмотренных Федеральным законом №273-ФЗ, либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений в силу ч. 7.1 ст. 40 Федерального закона № 131-ФЗ влечет безальтернативное досрочное прекращение полномочий такого депутата.

Решение о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования вправе принять представительный орган муниципального образования (ч. 11 ст. 40 Федерального закона № 131-ФЗ).

Разрешая административный иск прокурора, суд первой инстанции правильно исходил из того, что такая мера ответственности как досрочное прекращение полномочий депутата представительного органа муниципального образования предусмотрена действующим в настоящее время законодательством - положениями ч. 7.1 ст. 40 Федерального закона №131-ФЗ, в частности за несоблюдение ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом № 273-ФЗ, в том числе за предоставление недостоверных или неполных сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (п. 2 ч. 1 ст. 13.1).

Такое нарушение было допущено Шубиным А.Н., поскольку в представленных им справках о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2018 год не были отражены сведения о доходе от ГУ Ульяновского РО Фонда социального страхования РФ в размере 8848 руб. 32 коп., а также сведения о том, что указанный депутат является учредителем ООО «Гранит Плюс», ООО «Первая Строительная Компания».

При этом согласно  сведениям   из   ИФНС  России  по   Заволжскому  району г.  Ульяновска,  доход ООО « Гранит Плюс»  за  2018   год   составляет  5 366 387   руб. 00   коп.,  доход  ООО « Первая строительная  компания»   - 11 803 992 руб.00 коп., учредителем  обеих  фирм  является   Шубин   А.Н., доля  участия  100%.

Данное обстоятельство являлось безусловным и безальтернативным основанием для прекращения полномочий  указанного депутата. Но, поскольку Совет депутатов  муниципального  образования  «Мокробугурнинское   сельское  поселение» Цильнинского  района Ульяновской области на проведенном 23.09.2019 заседании вынес            Шубину А.Н. предупреждение, то суд первой инстанции правомерно признал данное решение незаконным, а также обязал административного ответчика принять   решение  в  соответствии   с  требованиями  законодательства   Российской  Федерации  о  досрочном  прекращении   полномочий   депутата   Шубина    А.Н.

С данными выводами районного суда судебная коллегия соглашается.

Разрешая спор, суд правильно определил характер правоотношений лиц, участвующих в деле, и нормы закона, которые их регулируют, определил обстоятельства, имеющие значение для дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, принял решение в соответствии с нормами материального и процессуального права.

Материалами дела бесспорно подтверждается, что проведенной   департаментом   по  профилактике  коррупционных    и  иных   правонарушений   по  реализации   единой   государственной   политики   в  области   противодействия    коррупции,  профилактики  коррупционных   и  иных    правонарушений   администрации   Губернатора    Ульяновской,  области  проверкой  достоверности    и  полноты  сведений  о  доходах,  расходах,  об  имуществе  и  обязательствах  имущественного   характера,  представленных   за  отчетный   2018  год   установлено,  что   сведения,    представленные   депутатом Шубиным  А.Н.,  являются  неполными и  недостоверными. Поскольку  нарушение  носит  существенный  характер, то  с  учетом   допущенных  правонарушений  рекомендовано   принять  решение  о  досрочном   прекращении   его полномочий.

25.06.2019  по  выявленным  нарушениям прокурором  Цильнинского  района  Ульяновской  области вынесено  представление  в  адрес   Совета  депутатов  МО «Цильнинский  район».

23.09.2019 комиссия по соблюдению требований к должностному поведению депутатов Совета депутатов МО «Мокробугурнинское сельское поселение» и урегулированию конфликта интересов приняла решение (протокол №1) рекомендовать Председателю Совета депутатов МО «Мокробугурнинское сельское поселение» вынести вопрос о досрочном прекращении полномочий депутата Шубина А.Н. на заседание Совета депутатов МО «Мокробугурнинское сельское поселение».

23.09.2019  состоялось   заседание  Совета  депутатов  МО «Мокробугурнинское  сельское  поселение»  Цильнинского   района   Ульяновской   области, на повестке которого вопрос №5   был  посвящен  рассмотрению   письма   Губернатора   Ульяновской  области  от   20.08.2019  и протокола заседания комиссии по соблюдению требований к должностному поведению депутатов Совета депутатов МО «Мокробугурнинское сельское поселение».

По результатам голосования большинством голосов принято решение об объявлении Шубину А.Н. предупреждения о недопустимости впредь представления недостоверных сведений о доходах.

Установив вышеуказанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что принятие решения об объявлении депутату предупреждения за нарушения антикоррупционного законодательства, противоречит закону, в связи с чем удовлетворил исковые требования прокурора.

Довод жалобы Шубина А.Н. о том, что 30.04.2019 он направил уточняющую справку простой почтовой корреспонденцией, являлся предметом рассмотрения в суде первой инстанции, его оценка нашла отражение в судебном решении. Оснований не соглашаться с данной оценкой у судебной коллегии не имеется. Материалами дела указанные доводы Шубина А.Н. не подтверждаются.

Более того, на официальном сайте Совет депутатов Муниципального Образования  «Мокробугурнинское    сельское  поселение» Цильнинского  района   Ульяновской  области какие-либо уточняющие сведения в отношении доходов депутата Шубина А.Н. за 2018 год отсутствуют (том 1 л.д. 57-62).

Таким образом, вывод суда апелляционной инстанции о том, что депутатом Шубиным А.Н. поданы заведомо недостоверные сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2018 год, в установленном законом порядке уточненная справка в целях устранения недостатков, ошибок в этих сведениях им не представлена, является верным, основанным на установленных по делу обстоятельствах.

Вопреки доводам жалобы Головина В.А. возложение судом обязанности на Совет депутатов Муниципального Образования  «Мокробугурнинское    сельское  поселение» Цильнинского  района   Ульяновской  области  принять   решение  в  соответствии   с  требованиями  законодательства   Российской  Федерации  о  досрочном  прекращении   полномочий   депутата   Совета   депутатов   муниципального  образования «Мокробугурнинское  сельское  поселение» Цильнинского   района   Ульяновской  области   Шубина    Александра  Николаевича   не  позднее  чем  через   30 дней   со  дня    вступления  в  законную  силу   решения  суда отвечает требованиям разумности и не противоречит требованиям ч.3 ст. 178 КАС РФ.

Что касается доводов жалобы Дунаева М.В. относительно полномочий прокурора на обращение в суд с соответствующим административным исковым заявлением, то они вытекают из взаимосвязанных положений ч. 4.5 ст. 12.1 Федерального закона № 273-ФЗ, ч. 7.1, ч. 11 ст. 40 Федерального закона № 131-ФЗ, п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17 января 1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» и ч.ч. 1, 2 ст. 39 КАС РФ.

Прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, в том числе надзор за исполнением законов органами местного самоуправления, в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства (п. п. 1 и 2 ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»).

При осуществлении этого надзора прокурор, наряду с высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации, вправе ставить перед представительным органом местного самоуправления и перед судом вопрос о прекращении полномочий депутата в связи с несоблюдением антикоррупционных ограничений.

Исходя из критериев привлечения к ответственности за коррупционные правонарушения, изложенных в письме Минтруда России от 21 марта 2016 года № 18-2/10/П-1526, и Методических рекомендациях по привлечению к ответственности государственных (муниципальных) служащих за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов или неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, утвержденных письмом Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации от 13 ноября 2015 года № 18-2/10/П-7073, допущенные депутатом Шубиным А.Н. нарушения не могут расцениваться в качестве малозначительных и несущественных.

Выводы суда первой инстанции о том, что неисполнение депутатом Шубиным А.Н. требований законодательства о противодействии коррупции влечет безусловное прекращение полномочий депутата представительного органа местного самоуправления, соответствуют положениям ч.ч. 7.1, 7.3 ст.40 Федерального закона № 131-ФЗ.

Апелляционные жалобы в целом повторяют доводы и правовую позицию Шубина А.Н. и его представителей, которые являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку. Основания для иной оценки и иного применения норм материального и процессуального права у суда апелляционной инстанции в данном случае отсутствуют.

Принятое по делу решение является правильным. Оснований, влекущих в силу ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации отмену решения суда, не имеется.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от                      25 декабря 2019  года оставить без изменения,  а апелляционные жалобы Шубина Александра Николаевича, его представителей -  Дунаева Михаила Валентиновича и Головина Владимира Александровича – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через суд первой инстанции.

 

Председательствующий            

 

Судьи: