Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Оспаривание кадастровой стоимости
Документ от 25.05.2020, опубликован на сайте 15.06.2020 под номером 87817, 1-я гражданская, , Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН

 

Дело № 3а-151/2020

 

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

25 мая 2020 года                                                                  г. Ульяновск

 

Ульяновский областной суд в составе:

судьи Трифоновой Т.П.,

при секретаре Семагиной Н.Г.,

 

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению  Копылова Александра Александровича к Правительству Ульяновской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости на основании установления в отношении него рыночной стоимости,

 

у с т а н о в и л :

 

Копылов А.А. обратился в суд с административным исковым заявлением  о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости – земельного участка, кадастровый номер ***, расположенного по адресу: Ульяновская область,  г.Ульяновск, на основании установления в отношении него рыночной стоимости.

Требования мотивированы тем, что является собственником указанного земельного участка.

Кадастровая стоимость земельного участка утверждена в размере  13 761 858 руб. 18 коп.

Вместе с тем согласно отчету № 013/20 об оценке рыночной стоимости земельного участка, выполненному ИП Балакшиной А.Ю., рыночная стоимость указанного земельного участка по состоянию на 6 декабря 2016 года составила 9 136 027 руб. 11 коп.

Несоответствие кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости  нарушает его права, как налогоплательщика, так как влечет уплату земельного налога в завышенном размере.

В связи с этим истец просил восстановить срок для пересмотра кадастровой стоимости земельного участка и установить кадастровую стоимость земельного участка равной его рыночной стоимости в размере 9 136 027 руб. 11 коп.

После проведения по делу судебной экспертизы истец уточнил исковые требования – просил установить кадастровую стоимость земельного участка равной его рыночной стоимости в размере 5 316 059 руб.

Судом к участию в деле привлечены в качестве административного ответчика Правительство Ульяновской области, в качестве заинтересованных лиц Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, администрация города Ульяновска.

В судебном заседании Копылов А.А. поддержал заявленные требования и дал пояснения, аналогичные изложенным в административном  иске.

Остальные участники процесса в судебное заседание не явились, будучи надлежащим образом извещенными о месте и времени  рассмотрения дела.

Суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Представитель ФГБУ «ФКП Росреестра» в письменном отзыве на административный иск указал, что земельный участок с кадастровым номером ***  (образован путем раздела земельного участка с кадастровым номером ***) поставлен на государственный кадастровый учет 6 декабря 2016г.

6 декабря 2016г. в соответствии с пунктом 2.1.17 Приказа Минэкономразвития РФ № 222 от 12 августа 2006г. «Об утверждении методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка»  была рассчитана кадастровая стоимость земельного участка в размере 13 761 858 руб. 18 коп. Дата определения кадастровой стоимости – 6 декабря 2016г. Кадастровая стоимость была рассчитана с применением  удельного показателя кадастровой стоимости 960 руб. 42 коп. за 1 кв.м, рассчитанного в соответствии с разъяснениями ФГБУ «ФКП Росреестра» от 12 февраля 2013г., в соответствии с которыми в случае отсутствия удельного показателя кадастровой стоимости преобразуемого объекта недвижимости  (в рассматриваемом случае у земельного участка с кадастровым номером *** площадью. 35 864 кв.м отсутствовал такой показатель, так как в отношении него была установлена рыночная стоимость в размере 34 444 502 руб. 88 коп. на основании определения Арбитражного суда Ульяновской области от 14 декабря 2012г. по делу № А72-11255/2012г.) расчет УПКС, выраженного в руб./кв.м, производится путем вычисления отношения величины кадастровой стоимости преобразуемого объекта недвижимости к величине его площади. 

Со ссылкой на п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда  РФ № 28 от 30 июня 2015г. «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов кадастровой стоимости объектов недвижимости», указывает на то, что по делам об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости административными ответчиками по делу являются государственный орган, утвердивший результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.

Полагает, что ФГБУ «ФКП Росреестра» не может являться надлежащим ответчиком по делу, поскольку не утверждало результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Ульяновской области. 

Представитель Управления Росреестра по Ульяновской области в письменном отзыве на иск (дополнениях к нему) указал на то, что Управление своими действиями прав и законных интересов истца не нарушало. Право истца на установление кадастровой стоимости земельных участков  в размере их рыночной стоимости не оспаривает. Указывает на то, что разрешение дела об установлении рыночной стоимости объекта недвижимости направлено на определение наиболее экономически основанной стоимости объекта оценки, не предполагает опровержение достоверности кадастровой стоимости.

Заслушав пояснения истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.

Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

В соответствии с положениями статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Материалами дела установлено, что Копылов А.А. является собственником земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***. Дата регистрации права собственности - 6 марта 2019г.

Из материалов дела следует, что кадастровая стоимость земельного участка определена по состоянию на 6 декабря 2016г.  актом филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ульяновской области № 7406 от 6 декабря 2016г. в размере 13 761 858 руб. 18 коп.  Дата внесения в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости земельного участка – 6 декабря 2016г.

Согласно части 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.

На момент обращения истца в суд с настоящим иском – 17 февраля 2020г. предусмотренный законом пятилетний срок для оспаривания кадастровой стоимости земельных участков пропущен. 

Вместе с тем, суд считает, что пропущенный административным истцом срок подлежит восстановлению, и дело должно быть рассмотрено по существу, так как  кадастровая стоимость земельных участков, исходя из которой рассчитываются налоговые платежи, является актуальной для административного истца. Очередная государственная кадастровая оценка земель в Ульяновской области не проводилась. Материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих злоупотребление административным истцом своими правами.

Кроме того, истец стал собственником земельного участка в марте 2019г.

Учитывая разницу между рыночной стоимостью земельных участков,  определенной на основании представленных истцом отчетов об оценке, и их кадастровой стоимостью, судом по делу была назначена экспертиза, производство которой поручено автономной некоммерческой организации «Экспертная специализированная организация «Региональный центр экспертизы по Приволжскому округу – Ульяновск».

Согласно заключению эксперта № 075/030-2020 названного экспертного учреждения рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером  ***, расположенного по адресу: ***, по состоянию на 6 декабря 2016г. составляет 5 316 059 руб.

У суда нет оснований не доверять данному заключению, так как экспертиза проведена в соответствии с требованиями Федерального закона от 31 мая 2001г.   №73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации». В заключении приведены необходимые расчеты, ссылки на нормативную и методическую документацию, использованную при производстве экспертизы, а эксперт предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения.

Проанализировав содержание заключения, суд приходит к выводу о том, что оно в полном объеме отвечает требованиям статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, поскольку содержит подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и научно обоснованный ответ на поставленный вопрос.

Основания для сомнения в правильности заключения и в беспристрастности и объективности эксперта у суда отсутствуют. Административным истцом, представителями административных ответчиков и заинтересованного лица заключение не оспаривается.

При таких обстоятельствах суд считает, что требования административного истца об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости являются правомерными и подлежащими удовлетворению.

Судом по настоящему делу была назначена судебная экспертиза для решения вопроса о размере рыночной стоимости земельного участка, производство которой было поручено автономной некоммерческой организации «Экспертная специализированная организация «Региональный центр экспертизы по Приволжскому округу – Ульяновск».  Предварительная оплата расходов по экспертизе была возложена на административного истца.

Экспертиза истцом оплачена не была.

Экспертное учреждение ходатайствует о решении вопроса о взыскании расходов за производство экспертизы в сумме 25 000 руб.

Ввиду удовлетворения административного искового заявления, учитывая, что рыночная стоимость объекта недвижимости, установленная судом по результатам судебной экспертизы, в 2,27 раз  ниже его кадастровой стоимости, что свидетельствует об ошибке, допущенной при формировании методики определения кадастровой стоимости или при ее применении к спорному объекту, с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении № 20-П от 11 июля 2017 г. «По делу о проверке конституционности положений статьи 111, части 5 статьи 247 и пункта 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, частей 1 и 2 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами гражданки Н.Б. Слободяник и федерального государственного бюджетного учреждения «Российский сельскохозяйственный центр», расходы по производству судебной экспертизы подлежат возмещению экспертному учреждению.

Как разъяснено в пунктах 7, 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке. По делам о пересмотре кадастровой стоимости объектов, указанных в статье 24.19 Закона об оценочной деятельности, заинтересованным лицом (административным ответчиком) является орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке. При удовлетворении требований об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости судебные расходы взыскиваются с органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости.

В соответствии со статьей 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 г.   № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности. Предусмотренные настоящей статьей полномочия по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в Единый государственный реестр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, на основании решения данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения.

Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 12 мая 2015г. № П/210 Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» наделено полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик.

Из изложенного следует, что определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, поставленных на государственный кадастровый учет после даты массовой государственной кадастровой оценки, осуществляется Федеральным государственным бюджетным учреждением «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по правилам статьи 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ.

Применительно к таким объектам недвижимости именно учреждение является органом, утвердившим результаты определения кадастровой стоимости, и, как следствие, надлежащим административным ответчиком по административным делам об установлении их кадастровой стоимости в размере рыночной, на которого должна быть возложена обязанность возместить понесенные административным истцом судебные расходы.

В Постановление Правительства Ульяновской области от 18 января 2012 г.   № 21-П «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов в Ульяновской области» по состоянию на 1 января 2011г. спорный земельный участок не вошел, поскольку он был поставлен на государственный кадастровый учет 6 декабря 2016г.,  то есть уже после даты массовой государственной кадастровой оценки.

Кадастровая стоимость земельного участка была рассчитана филиалом ФГБУ «ФКП «Росреестра» по Ульяновской области (акт №7406 от 6 декабря 2016г.).

Таким образом, органом, утвердившим результаты определения кадастровой стоимости спорного земельного участка, в данном случае является юридическое лицо - Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии».

При таких обстоятельствах судебные расходы по настоящему делу подлежат взысканию с Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии».

Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

 

Р Е Ш И Л:

 

административное исковое заявление Копылова Александра Александровича  о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости на основании установления в отношении него рыночной стоимости удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости – земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***, равной его рыночной стоимости по состоянию на 6 декабря 2016 года,  в размере 5 316 059 руб. (пять миллионов триста шестнадцать тысяч пятьдесят девять руб.).

Датой обращения с заявлением об оспаривании результатов кадастровой оценки считать 17 февраля 2020 года.

Вступившее в законную силу решение является основанием для внесения  органом регистрации прав в Единый государственный реестр недвижимости сведений об изменении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером  ***.

Взыскать с Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в пользу Автономной некоммерческой организации «Экспертная специализированная организация «Региональный центр экспертизы по Приволжскому округу-Ульяновск» расходы за проведение экспертизы в сумме 25 000 руб.

Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Ульяновский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

 

Судья                                                                  Трифонова Т.П.