Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Обеспечение ТСР
Документ от 19.05.2020, опубликован на сайте 11.06.2020 под номером 87775, 2-я гражданская, об обязании обеспечить креслом-каляской, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Тураева Т.Е.                                                           Дело № 33-1889/2020

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                           19 мая 2020 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Фёдоровой Л.Г.,

судей Чурбановой Е.В., Герасимовой Е.Н.,

при секретаре Расторгуевой Л.О.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №2-293/2020 по апелляционной жалобе Государственного учреждения – Ульяновского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 30 января 2020 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования прокурора Ульяновского района Ульяновской области, действующего в интересах Б*** К*** К***, к  Государственному учреждению – Ульяновскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации удовлетворить частично.

Возложить на Государственное учреждение – Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации обязанность обеспечить Б*** К*** К*** техническим средством реабилитации -  *** в соответствии с  Индивидуальной программой  реабилитации или абилитации инвалида от 20.01.2020  № ***/2020  в течение 1 месяца со дня вступления решения в законную силу.

В удовлетворении остальной части требований  отказать.

 

Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., пояснения прокурора Колгановой Е.А., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор Ульяновского района Ульяновской области, действуя в интересах Б*** К.К., обратился в суд с  иском к Государственному учреждению – Ульяновскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее – ГУ УРО ФСС РФ, Управление) о возложении обязанности обеспечить техническими средствами реабилитации.

В обоснование требований указал, что в соответствии с индивидуальной программой реабилитации ребенка-инвалида № *** от 27.02.2013 несовершеннолетний  Б*** К.К. подлежит обеспечению: ***. Срок реабилитации мероприятий установлен до 18.01.2020.

С 01.01.2019 полномочия по предоставлению инвалидам технических средств реабилитации переданы ответчику.

Законный представитель Б*** К.К. - Белякова Т.В. 28.08.2019 обратилась в ГУ УРО ФСС РФ с заявлением о предоставлении несовершеннолетнему технических средств реабилитации. Между тем, несмотря на наличие соответствующего заявления от законного представителя, ребенок-инвалид Б*** К.К. до настоящего времени указанными техническими средствами обеспечен не в полном объеме.

Так, Б*** К.К. не обеспечен ***.

Просил возложить на  ГУ УРО ФСС РФ обязанность обеспечить Б*** К.К. в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу техническими средствами реабилитации – *** согласно индивидуальной программе реабилитации ребенка-инвалида № *** от 27.02.2013.

 

Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял вышеуказанное решение.

 

В апелляционной жалобе ГУ УРО ФСС РФ просит отменить решение суда, отказать в удовлетворении исковых требований. 

В обоснование жалобы указывает, что ответчик  предпринимает все необходимые меры по обеспечению истца спорным ТСР, работа по заключению государственного контракта для поставки  ***, в том числе для детей-инвалидов, которой истец не обеспечен, ведется, предположительная дата получения данной *** в март-апрель 2020 года.

Дело рассмотрено в отсутствии не явившихся участников, извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Из материалов дела следует, что Б*** К.К., *** года рождения, являлся ребенком-инвалидом.

Статьей 10 Федерального закона от 24.11.1995 № 181 -ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» установлено, что государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.

Согласно  индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида от 27.02.2013, действовавшей до 18.01.2020, Б*** К.К. подлежал обеспечению в том числе ***.

Законный представитель истца Белякова Т.В. поясняла, что последний раз ее сын был обеспечен  *** более 6 лет назад и ребенок из нее вырос.  

В информационной базе регионального отделения ребенок-инвалид Б*** К*** К***, *** года рождения, зарегистрирован на обеспечение TCP в соответствии с  ИПР от 27.02.2013 и заявлением от 28.08.2019 на обеспечение техническими средства­ми реабилитации.

Однако на дату принятия судом оспариваемого решения, как и на день рассмотрения  дела судом апелляционной инстанции Б*** К.К. *** не обеспечен.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 24.11.1995 № 181 -ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»  индивидуальная программа реабилитации инвалида является разработанным на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплексом оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающим в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида, выполнению определенных видов деятельности. Индивидуальная программа реабилитации организма является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а так же организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Если предусмотренное индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации либо услуга не могут быть предоставлены инвалиду или если инвалид приобрел соответствующее средство либо оплатил услугу за собственный счет, то ему выплачивается компенсация в размере стоимости технического средства реабилитации, услуги которые должны быть предоставлены инвалиду.

В соответствии с п.6 Федерального Перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 №2347-р,  *** относятся к техническим средствам, предоставляются инвалидам с освобождением от платы.

Постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 №240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями.

Согласно п.4 Правил заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов (далее - уполномоченный орган).

В силу п.5 Правил уполномоченный орган рассматривает указанное заявление в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида о постановке на учет по обеспечению техническими средствами, а также высылает (выдает) инвалиду направление на получение либо изготовление технического средства в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями).

24.12.2009 между Министерством здравоохранения и социального развития РФ и Правительством Ульяновской области заключено Соглашение о передаче Правительству Ульяновской области части федеральных полномочий по предоставлению мер социальной защиты инвалидов и отдельных категорий граждан из числа ветеранов, а также по оказанию государственной социальной помощи в части предоставления при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

Во исполнение вышеуказанного Соглашения 29.12.2009 между Фондом и Департаментом заключено Соглашение о передаче части федеральных полномочий по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации и оказанию государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в части предоставления путевок на санаторно-курортное лечение, а также бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

Согласно подп. 1.1 п.1 ст.2 Соглашения от 24.12.2009 предоставление инвалидам технических  средств  реабилитации по их личным заявлениям, сдаваемым  ими с  01.01.2010 в уполномоченный орган, являлись полномочиями Правительства Ульяновской области в лице Департамента социальной защиты населения Ульяновской области (в настоящее время – ОГКУСО «Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в г. Ульяновске»).

В настоящее время указанное соглашение расторгнуто и с 01.01.2019 полномочия в сфере обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации в Ульяновской области переданы ГУ УРО ФСС РФ.

Исходя из вышеизложенного и учитывая то, что в настоящее время полномочиями  по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, а соответственно и денежными средствами  обладает только ответчик – ГУ УРО ФСС РФ, суд обоснованно пришел к выводу о том, что обязанность по обеспечению  Б*** К.К. техническими средствами реабилитации лежит на ГУ – Ульяновское региональное отделение Фона социального страхования  РФ. 

С целью проведения реабилитационных мероприятий ФКУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области» по результатам проведенной медико-социальной экспертизы Б*** К.К. была разработана Индивидуальная программа  реабилитации ребенка-инвалида № *** от 27.02.2013. По имеющимся нарушениям была определена его нуждаемость, в том числе,  в следующих технических средствах реабилитации, указанных в ИПР в разделе «Технические средства реабилитации и услуги по реабилитации (ТСР)»: ***.

Срок действия данной программы истек 18.01.2020.

По результатам переосвидетельствования 19.01.2020 Б*** К.К., достигшему на день принятия решения совершеннолетия, установлена инвалидность *** группы бессрочно. Ему разработана  Индивидуальная программа  реабилитации или абилитации инвалида от 20.01.2020, согласно которой определена нуждаемость Б*** К.К. в техническом средстве реабилитации -  ***.

Срок, в течение которого рекомендовано проведение реабилитационных и абилитационных мероприятий – с 19.01.2020 – бессрочно. Нуждаемость Б*** К.К. в *** данной программой не определена.

Установив, что Белякова Т.В. в установленном законом порядке обращалась  с заявлением об обеспечении ее сына ***, в последний раз Б*** К.К. был обеспечен ***, а *** Б*** В.В. не обеспечивался более 5 лет, суд правомерно удовлетворил требования в части возложения на ГУ УРО ФСС РФ обязанности обеспечить Б*** К.К. ***, соответствующей размерам, указанным ИПР от 20.01.2020 и отказал в удовлетворении требований в части обеспечения  истца *** и ***.

Оснований для обеспечения Б*** К.К. *** в соответствии с ИПР ребенка-инвалида  № *** от 27.02.2013 не имеется, поскольку, во-первых, данная ИПР прекратила свое действие на день судебного заседания, а во-вторых, это противоречило бы   интересам самого инвалида, нуждающегося  на сегодняшний день в *** с индивидуальными характеристиками, указанными в ИПРА от 20.01.2020.

То обстоятельство, что ИПРА от 20.01.2020  ответчику истцом не предоставлялась, не является основанием  для отказа в иске в данной части, поскольку она была разработана после подачи иска в суд.

Доводы апелляционной жалобы в части того, что  ГУ УРО ФСС РФ  прав  истца не нарушало,  предпринимает все необходимые меры по обеспечению истца спорным ТСР, работа по заключению государственного контракта для поставки  ***, которой истец не обеспечен, ведется, предположительная дата получения данной ***  март-апрель 2020 года, не ставят под сомнение правильность принятого судом решения и не являются основанием к его отмене.

Поскольку в течение длительного времени, более 5 лет,  Б*** К.К. не был обеспечен ***, суд правомерно пришел к выводу о нарушении прав инвалида. Для восстановления данного права суд обязал ответчика предоставить истцу спорное ТСР. При этом, оспариваемое решение суда не препятствует ответчику обеспечить истца данным ТСР в установленном законом порядке. 

В остальной части доводы  апелляционной жалобы сводятся к несогласию с принятым судом решением,  фактов, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для рассмотрения спора, либо опровергали  выводы суда первой инстанции, не содержат, в связи с чем  являются несостоятельными и не влекут отмену судебного решения.

Юридически значимые обстоятельства судом определены правильно, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, верно  применен материальный закон, регулирующий возникшие между сторонами отношения, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции в апелляционном порядке не имеется.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 30 января 2020 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения – Ульяновского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение  трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, через Ленинский районный суд города Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи: