Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О досрочном прекращении полномочий депутата
Документ от 19.05.2020, опубликован на сайте 26.05.2020 под номером 87745, 2-я гражданская, о досрочном прекращении полномочий депутата Городской Дуды г.Димитровграда третьего созыва в связи с несоблюдением ограничений, запретов, неисполнением обязанностей, установленных законом от 25.12.2019 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

Судья Кочергаева О.П.                                                               Дело № 33а-1747/2020

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

город Ульяновск                                                                                     19 мая 2020 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Полуэктовой С.К.,

судей Смирновой Ю.В.,  Лифановой З.А.,

при секретаре  Каминской Ю.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционным жалобам Городской Думы гимитровграда и Степаненко Сергея Ивановича  на решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 6 февраля 2020 года по делу № 2а-351/2020, по которому постановлено:

административный иск  Губернатора Ульяновской области  удовлетворить.

прекратить досрочно полномочия депутата Городской Думы  города Димитровграда  третьего созыва Степаненко Сергея Ивановича в связи с несоблюдением ограничений, запретов, неисполнением обязанностей, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Решение  подлежит немедленному исполнению. 

Заслушав доклад судьи Смирновой Ю.В.,  пояснения  представителя Городской Думы гимитровграда  - Харсекиной О.Н., пояснения Степаненко С.И. и его представителя Давиденко О.В., поддержавших доводы апелляционных жалоб,  возражения  представителей  Губернатора Ульяновской области – Яшновой  С.Г.,  Шашиной О.А., Трухачевой Н.В., полагавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия,

 

установила:

Губернатор Ульяновской области обратился в суд в иском к Городской Думе  гимитровграда, Степаненко С.И. о   досрочном  прекращении полномочия депутата Городской Думы  гимитровграда  третьего созыва  Степаненко С.И.

В обоснование иска указал, что  на основании проведенного Управлением по реализации единой государственной политики в области противодействия коррупции, профилактики коррупционных и иных правонарушений администрации Губернатора Ульяновской области анализа справок о доходах за 2018  год и предшествующий период в отношении депутата Степаненко С.И.  распоряжением Губернатора Ульяновской области от 20.05.2019 назначена проверка, по итогам которой установлено, что сведения представленные Степаненко С.И. являются неполными. Так, депутат не отразил сведения о счете в ПАО «Сбербанк», открытом 06.07.2018, закрытом 15.01.2019, с остатком на 31.12.2018 – 317 356 руб. 79  коп. Кроме того, в разделе 1 справки не отразил сведения о полученных им ежемесячных денежных компенсаций  расходов за коммунальные услуги, за жилое помещение, а также ежемесячной денежной выплаты в размере стоимости единого месячного социального билета в общей сумме 17 458 руб. 63 коп. Указанный факт выявлен в ходе проведения прокуратурой города Димитровграда проверки исполнения требований законодательства о противодействии коррупции Степаненко С.И.

27.09.2019 Губернатор Ульяновской области обратился к председателю Городской Думы города Димитровграда с заявлением о прекращении полномочий депутата, однако решением Городской Думы города Димитровграда от 30.10.2019 в удовлетворении требования отказано, поскольку выявленные нарушения являются несущественными. Указанное решение противоречит ч.7.3 ст.40 Федерального закона  от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в соответствии с которой представительный орган обязан принять решение о досрочном прекращении полномочий депутата в связи с совершением им коррупционных нарушений в случае поступления соответствующего заявления от высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.

К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Правительство Ульяновской области, Управление по реализации единой государственной политики в области противодействия коррупции, профилактики коррупционных и иных правонарушений администрации Губернатора Ульяновской области.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Городская Дума г. Димитровграда не соглашается с решением суда, считает его незаконным и необоснованным. Указывает, что до вступления в силу Закона Ульяновской области «О требованиях к порядку принятия решения о применении к депутату  представительного органа в Ульяновской области, допустившему несущественное искажение сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, мер ответственности» и муниципального правового акта  рассмотрение вопроса о привлечении депутатов к ответственности следует отложить. Не соглашается с выводом суда об обоснованности доводов административного истца о том, что нарушения допущенные депутатом Степаненко С.И. являются существенными.  Просит решение суда отменить.

В апелляционной жалобе Степаненко С.И. не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять по делу новое решение. В обоснование  доводов указывает, что принимая решение  о прекращении полномочий депутата, суд вышел за пределы  полномочий. Считает, что оснований для обращения  решения суда к немедленному исполнению не имелось.

В заседание суда апелляционной инстанции  представители  Правительства Ульяновской области, Управления  по реализации единой профилактики коррупционных и иных правонарушений администрации Губернатора Ульяновской области, прокуратуры гимитровграда  не явились, извещены надлежащим  образом о времени и месте судебного заседания.

Судебная коллегия  определила  рассмотреть  дело в отсутствие  неявившихся  участников  процесса согласно  ст. 150, ч.2 ст. 306 Кодекса административного судопроизводства  Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб,  судебная коллегия приходит к следующему.

Статья 15 Конституции Российской Федерации определяет, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституции Российской Федерации и законы.

В силу ч.1 ст.2 Федерального закона от 06.10.2003    131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»  депутат представительного органа местного самоуправления муниципального образования относится к лицам, замещающим муниципальную должность.

Согласно ч.7.1 ст.40 Федерального закона № 131-ФЗ и ч.4 ст.12.1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» депутат представительного органа местного самоуправления муниципального образования обязан предоставлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статьей  2  Закона  Ульяновской области   от 31.08.2017 №  85-ЗО «О правовом регулировании некоторых вопросов представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера отдельных категорий лиц»  установлено, что лица, замещающие муниципальные должности, за исключением лиц, замещающих муниципальные должности депутатов представительных органов сельских поселений и осуществляющих свои полномочия на непостоянной основе, ежегодно, не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным годом, представляют сведения Губернатору Ульяновской области через подразделение, образованное в Правительстве Ульяновской области.

Форма «Справки о доходах» утверждена Указом Президента Российской Федерации от 23.06.2014 № 460.

Непредставление депутатом представительного органа муниципального образования указанных сведений, предусмотренных Федеральным законом  от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений в силу части 7.1 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 г.    131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» влечет досрочное прекращение полномочий такого депутата.

Судом первой инстанции установлено, что Степаненко С.И. избран депутатом Городской  Думы города Димитровграда Ульяновской третьего созыва. области.

Во исполнение возложенных приведенными нормами обязанностей Степаненко  С.И., 18.02.2019  заполнил и  подписал  справку о  доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2018 год.

Распоряжением Губернатора Ульяновской области от 20.05.2019 №343-р  назначена проверка достоверности и полноты сведений, представленных Степаненко С.И., замещающим муниципальную должность депутата Городской Думы города Димитровграда Ульяновской области.

В ходе проведенной управлением по реализации единой государственной политики в области противодействия коррупции, профилактики коррупционных и иных правонарушений администрации Губернатора Ульяновской области проверки  выявлено, что депутат Степаненко С.И. не отразил сведения о счете в                   ПАО Сбербанк от 06.07.2018 с остатком на 31.12.2018   317 356 руб. 79  коп., при этом сумма денежных средств, поступивших за отчетный период составила                   317 356 руб. 79 руб., счет закрыт 15.01.2019.  Кроме того,  Степаненко С.И. не отразил в разделе 1 справки сведения о полученных им ежемесячных денежных компенсаций расходов за коммунальные услуги, расходов за жилое помещение, а также ежемесячной денежной выплаты в размере стоимости единого месячного социального билета в сумме 17 458 руб. 63 коп.

Губернатор Ульяновской области  27.09.2019 обратился к председателю Городской Думы города Димитровграда с заявлением о досрочном прекращении полномочий депутата Степаненко С.И. в связи с выявлением в поданных им сведениях существенных нарушений.

Рассмотрев обращение Губернатора Ульяновской области, Городская Дума  города Димитровграда третьего созыва 30.10.2019 приняла решение об отказе в удовлетворении требования Губернатора Ульяновской области, что послужило оснований для обращения в суд с настоящим иском.

Удовлетворяя   требования  о   досрочном прекращении полномочий депутата Городской Думы города Димитровграда  Степаненко С.И., суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что какой-либо альтернативы  при решении  вопроса о наказании депутату в случае нарушения им антикоррупционного законодательства  не  имеется, допущенные  нарушения являются существенными, оснований для применения  иного, чем заявлено в иске наказания, не имеется.

Доводы  апелляционной жалобы  Степаненко  С.И.  о том, что принимая решение  о прекращении полномочий депутата, суд вышел за пределы  полномочий являются несостоятельными, поскольку  основаны на  неправильном толковании норм материального права.

Так, в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление и его самостоятельность в пределах предоставленных полномочий, органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (статья 12 Конституции Российской Федерации).

Федеральный законодатель, установив закрытый перечень полномочий органов власти по отношению к местному самоуправлению, указал, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении муниципальных образований и органов местного самоуправления могут осуществлять исполнительно-распорядительные и контрольные полномочия только в случаях и порядке, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Законом № 131-ФЗ, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 6 Закона № 131-ФЗ).

Федеральным законом от 03.04.2017 № 64-ФЗ, вступившим в силу 15.04. 2017, статья 40 Закона № 131-ФЗ дополнены частями 7.2 и 7.3, предусматривающими, что проверка достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции депутатом, проводится по решению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), названное должностное лицо вправе обратиться с заявлением о досрочном прекращении полномочий депутата в орган местного самоуправления, уполномоченный принимать соответствующее решение, или в суд.

Данные изменения направлены на повышение эффективности правового регулирования отношений в сфере противодействия коррупции и предоставление возможности высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации, обязанного обеспечить координацию деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в том числе с органами местного самоуправления (подпункт "д.1" пункта 7 статьи 18 Федерального закона от 06.10.1999    184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»), ставить вопрос о досрочном прекращении полномочий депутатов не только перед органом местного самоуправления, но и перед судом.

В силу части 7.3.2 статьи 40 Федерального закона № 131-ФЗ, также дополненной Федеральным законом от 26.07.2019 № 228-ФЗ, порядок принятия решения о применении к депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления мер ответственности, указанных в части 7.3.1 настоящей статьи, определяется муниципальным правовым актом в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.

Закон Ульяновской области от 23.12.2019 № 2019, устанавливающий порядок принятия решения о применении к депутату представительного органа, члену выборного органа местного самоуправления в Ульяновской области, допустившему несущественное искажение с ведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, мер ответственности принят Законодательным Собранием Ульяновской области  только 18.12.2019, однако до настоящего времени Городской Думой города  Димитровграда Ульяновской области не принято решение о порядке принятия решения о применении мер ответственности к депутату Городской Думы города Димитровграда Ульяновской области,  допустившему несущественное искажение сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Допущенное Степаненко  С.И. нарушение правильно квалифицировано как существенное, следовательно, примененная в отношении  него  исключительная мера ответственности в виде досрочного прекращения депутатских полномочий является соразмерной и справедливой.

Доводы апелляционной жалобы Городской Думы гимитровграда Ульяновской области в целом сводятся к несогласию с решением суда, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.

Ссылка в  апелляционной жалобе  Степаненко С.И.  на предоставлении им  полных и достоверных сведений  не может быть принята  во внимание,  поскольку опровергается  материалами дела, в том числе  материалами  прокурорской проверки и Управления  по реализации единой государственной политики в области  противодействия коррупции, профилактики коррупционных и иных правонарушений  администрации Губернатора Ульяновской области. Кроме  того, именно на депутатах  лежит обязанность  по предоставлению достоверных и полных сведений   Губернатору  Ульяновской области.

Довод апелляционной жалобы об отсутствии оснований для обращения решения суда к немедленному исполнению  основан на неправильном толковании норм процессуального права.

Как следует из материалов дела, обжалуемое решение обращено к немедленному исполнению с соблюдением положений статьи 188 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Мотивы, по которым суд  первой инстанции пришел к указанному выводу, подробно приведены в решении, оснований не согласиться с ними не имеется.

Принятое по делу решение является правильным. Оснований, влекущих в силу ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации отмену решения суда, не имеется.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 6 февраля 2020 года оставить без изменения,   апелляционные жалобы Городской Думы города Димитровграда и Степаненко Сергея Ивановича  – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через суд первой инстанции.

 

Председательствующий            

 

Судьи: